Галина ПОДОЛЬСКАЯ
14 сентября – особый день в жизни Тернопольского областного художественного музея. В этот день состоится открытие выставки «Перекрестки культур. Израиль – Украине», на которой будет представлена переданная в дар музею коллекция живописи и графики членов Объединения профессиональных художников Израиля.
Земля Израиля как Святая Земля, как Земля Обетованная является хранительницей истоков культур, появившихся ввиду духовного развития общества и его этического отношения к своим религиозным святыням. Израиль – еврейское государство на Ближнем Востоке, в общей культуре которого каждая из составляющих его культур опирается на свои традиции. Они сосуществуют в ней словно на перекрестке, не врастая одна в другую, хотя их носители и говорят на государственных языках. Возможно, это связано с непосредственной близостью религиозных святынь, расположенных на территории Государства Израиль. Как бы то ни было, но совершенно очевидно, что сложившаяся толерантная культура – более гибкая модель мира и имеет больше точек соприкосновения с культурами межгосударственного международного пространства.
В бытии наших культур нашлись удивительные точки соприкосновения, сказавшиеся в судьбах кумиров истории. Один из путей благотворительной деятельности Хюррем-Роксоланы ведет в Иерусалим. Наши земли связывают греко-католические и православные святыни, многие популярные памятники современного христианского туризма. Нас связывают люди – живые и мертвые.
Коллекция появилась в фондах Тернопольского областного художественного музея благодаря совместному проекту музея с Объединением профессиональных художников Израиля, при поддержке Тернопольского государственного экономического университета и Украино-израильского центра образования, науки и культуры – подразделения Уманского государственного педагогического университета имени П.Тычины (UKRIS). Это событие поддержано Тернопольской областной государственной администрацией.
В тандеме Израиль-Украина немалая роль принадлежит директору Украино-израильского центра образования, науки и культуры – профессору Наталии Андреевне Цымбал.
Летом 2014 г. мы познакомились с Наталией Цымбал в Иерусалиме. Неожиданно появилось желание все культурные прогулки по Иерусалиму осуществлять вместе: Старый город, еврейские и мусульманские святыни, христианские храмы, музеи, культпоходы на мероприятия выходцев из стран постсоветского пространства в Иерусалимскую русскую библиотеку, Иерусалимский пресс-клуб при Общинном доме, вернисажи Объединения профессиональных художников Израиля, – все это сблизило нас эмоционально. Перед глазами Н.Цымбал по сути прошли наши муки и радости, разочарования и победы в связи с открытием площади Марка Шагала в Иерусалиме – близ Бейт-Тихо, Дома рава Кука и улицы Яффо. А мне стали известны перипетии открытия улицы Иерусалимской в Умани! В любой стране инициатива наказуема! Но она дарит человеку радость собственной жизни в мире, созданном Всевышним. Это общее понимание роли человека в мире породило взаимную симпатию друг к другу, укрепило нашу дружбу и стало стимулом к сотрудничеству.
Так, совместно с Украино-израильским центром образования, науки и культуры, директором которого является Наталия Цымбал, появились культурно-просветительские проекты, направленные на укрепление культурных взаимосвязей между нашими народами. Суть проектов – в передаче произведений искусства, созданных современными авторами – членами Объединения профессиональных художников Израиля, - художественным музеям Украины. Музеи организуют выставки-презентации полученных в дар коллекций, подобранных согласно определенной культурно-просветительской теме, отражающей своеобразие культуры Израиля. Будучи даром от художников Израиля, коллекции остаются в фондовых собраниях музеев Украины и используются ими по собственному усмотрению. Таким путем создается новое эмоционально-образовательное пространство будущей культуры мира, в которой нас объединяет познание друг друга и общие точки соприкосновения. В этой связи особую роль играет концепция проекта, интеллектуальный запас автора-составителя в формировании коллекции для Украины, умение правильно расставить акценты, которые наиболее перспективны для каждого конкретного музея в свете будущей судьбы коллекции в музее, для которого она предназначена. В этой связи советы Н.А.Цымбал, как представителя украинской культуры, порой оказываются весьма полезными.
При ее непосредственном участии уже состоялись проекты с музеями Умани, Черкасс, Киева, Харькова, Николаева. Инициатором проекта с Тернополем выступила Н.А.Цымбал.
«Тернополь и Тернопольщина, – говорит Н.А.Цымбал, – это один из самых интересных регионов Украины. Как и Израиль, его без преувеличения можно тоже назвать Святой Землею по причине расположения там Почаевской лавры – одной из самых известных и почитаемых святынь православия, а также Зарваницы – главной святыни греко-католиков. Необыкновенно красивые места, богатейшая культура, высокая духовность, уважение и мирное сосуществование разных религий и культур – это далеко не все слова, характеризирующие Тернопольщину.
Многое в тех краях связано и с еврейской историей и культурой. В Подгайцах под Тернополем находится самое большое еврейское кладбище в Украине. Пожалуй, именно этот факт и послужил отправной точкой в создании художественного проекта «Израиль – Украина. Перекресток культур». Как пишет интернет-издание «Новости Тернополя»: «Сегодня история подгаецких евреев осталась на бумаге и в памяти. О некогда многочисленной еврейской общине в Подгайцах напоминают разве что синагога и киркут – еврейское кладбище, которое местные жители называют «окописко». Увидев их, понимаешь, сегодня евреев в Подгайцах нет» (http://lenta.te.ua/society/2014/04/15/13901.html).
Но времена меняются, меняется и отношение новых поколений к реальным событиям недавней действительности, ставшей историей. В этой связи необходимо напомнить, что в настоящее время руководство Тернопольского государственного экономического университета выступило с инициативой об упорядочении этого кладбища и активизации изучения истории и культуры евреев, проживавших на этой земле и ныне проживающих на Тернопольщине. Есть очевидные истины, которые необходимо вернуть в контекст истории и культуры Украины».
Искренняя и одновременно культурологическая позиция Н.А.Цымбал пришлась мне по душе, и я принялась за разработку темы. Проект поддержали художники Марина АНДРЕЕВА, Виктор БРИНДАЧ, Борис ГЕЙМАН, Андриан ЖУДРО, Анна ЗАРНИЦКАЯ, Александра ИЛЬЯЕВА, Вячеслав ИЛЬЯЕВ, Иосиф КАПЕЛЯН, Анатолий МЕТЛА, Дмитрий МОГИЛЕВСКИЙ, Сергей МОСКАЛЕВ, Герман НЕПОМНЯЩИЙ, Аркадий ОСТРИЦКИЙ, Илья ХИНИЧ, Лилия ШОШАН, Григорий ФИРЕР. Для Людмилы БЕРЕНШТЕЙ – это первый музейный проект. Многие из работ выполнялись на пленэрах, которые были организованы Объединением профессиональных художников Израиля (председатель – А.Зарницкая, куратор пленэров - А.Жудро, автор проекта – доктор Галина ПОДОЛЬСКАЯ, Израиль).
Эти работы и стали основой для проекта акции-дарения. В коллекции 28 произведений живописи и графики. Среди них ландшафтные пейзажи и видовые работы, дающие представление о памятниках архитектуры и местах религиозных паломничеств иудаизма, христианства и мусульманства, портрет. В целом - это собирательный образ Израиля – страны, в которой мы живем и укрепляем мост, соединяющий нас с дружественной нам страною. Многие участники проекта – выходцы из Украины и других стран постсоветского пространства, выросли в пространстве восточноевропейской ментальности.
В этом диалоге важны как эмоциональные, так и культурные точки соприкосновения, которых немало, поскольку современный Израиль территориально совпадает с библейской Святой Землею, бывшей на протяжении веков важной духовной субстанцией для Украины. Библейская земля и сегодня – не сказка. Она не прячется за тридевять земель в тридесятом царстве-государстве, она по-прежнему находится там, где патриарх Авраам получил обетование. Ныне это территория Государства Израиль, основанного в 1948 г., которое, согласно Декларации Независимости ООН, является еврейским государством. Но, будучи государством, появившимся на карте мира в XX в., нынешняя Страна Сиона – это многонациональное, демократическое государство, в котором, наряду с евреями – вне зависимости от вероисповедания – имеют равные права все проживающие в Израиле.
Иерусалим – ментальный перекресток, став столицей современного Государства Израиль, он был и остается столицей трех монотеистических религий. Священные книги иудеев, христиан и мусульман опираются на события, происходившие на земле Авраама. Они, что ветви единого духовного древа, корни которого питаемы Святой Землею. Крона этого чудесного древа объединяет нас духовно, хотя и разлетелась по миру. Но она стала культурной основой для развития культуры каждой отдельно взятой страны, впитав ментальность и национальные особенности новых земель.
Так выстроилась содержательная канва проекта «Перекрестки культур, Израиль –Украине» – концепция, оказавшаяся созвучной многим израильским художникам, хотя, чтобы воплотить задуманное, каждому понадобилось покопаться в истории, поработать с интеллектуальным запасом в собственном багаже, обновить познавательную информацию, осмотреться по израильским городам и весям и выдохнуть пережитое эмоциональным потоком света на холст.
Изучать историю важно. Но для человека творчества в десятки раз важнее творить и раствориться в ней самому. Проект «Перекрестки культур. Израиль – Украине» – не мифологический завет – это наше сегодня, творцами которого выступают художники Израиля с почтением к поверьям и истории Земли Обетованной.
Содержание работ, составивших коллекцию, во много определило и ее структурный принцип. Своеобразие большой культуры Израиля складывается из составляющих ее культур. О приметах бытия еврейского, христианского, мусульманского «перекрестков» можно судить визуально по картинам, представленным на выставке.
Перекрестки культур переходят в перекрестки судеб. Иерусалим – возлюбленный идущими город. Мы – путники, жаждущие пути к нему и в его пределах. ощущение
Иерусалим – перекресток истории, познание которой дает ключ к пониманию мировых империй и судеб правителей мира. История на то и история, поскольку в отличие от мирской суеты, «следы», оставленные в истории, в ней не теряются, а становятся фактами культуры. В Иерусалиме сохранился любопытный в свете проекта «Перекрестки культур» «след», связанный с именем – Хасеки-султан Хюррем – Роксоланы – Анастасии Лисовской – уроженки Западной Украины. В Рогатине можно увидеть монумент «Роксолана», установленный жителями города в память о своей выдающейся соплеменнице. А в Иерусалиме – ее путь вполне мог продвигаться по обозначенному нами выше маршруту.
Но перенесемся в события XVI в. – в период, когда великая женщина великого падишаха возвращалась из Мекки в Стамбул. Одной из остановок султанши стал святой город. Свидетельств о том, насколько Иерусалим впечатлил ее, не сохранилось. Осталось нечто большее – возведенный ею благотворительный комплекс, носящий имя Хасеки-султан Хюррем.
В литературе XIX-XX вв. уникальная судьба Хюррем – от происхождения до взлета по социальной лестнице – становится объектом для художественной литературы. В кинематографе XX – XXI вв. перипетии судьбы Роксоланы-Хюррем и ее роли в мировой истории становятся опорными для создания масскульта в искусстве, благодаря которому в наше время трудно найти более популярный образ.
И меня интересовал этот сюжет задолго до работы над этим проектом. Я была у мавзолея «султанши-русинки» в Стамбуле, а в Иерусалиме – в благотворительном комплексе Хасеки-султан Хюррем, находящемся и поныне в Старом городе столицы Израиля. Но лишь на экскурсии «Великолепный век в Иерусалиме» пришло в голову осознание факта феномена этого благотворительного комплекса: благодаря экономическому расчету и разумно вложенным средствам созданный в XVI в. комплекс работает на самоокупаемости в условиях туристического рынка XХI в. А документы на землю и постройку оформлены с таким знанием «крючков» юриспруденции того времени, что и сегодня комплекс невозможно ни купить – ни продать! Этот факт настолько меня ошеломил, что заставил простить популярным сериалам все их недостатки за стремление сохранить в истории имя героини. Просто у каждого свои пути в творчестве.
Роксолана-Хюррем была убеждена, что без культуры невозможно развитие общества, но для проявления духовных потребностей человеку нужна материальная база, которая должна помочь воспитанию человеческого в человеке. Образование определяет и тип поведения человека в обществе, и в каком качестве он сможет проявить себя в нем.
Портреты Хюррем писали выдающиеся художники того времени. Но образ этой уникальной женщины продолжает волновать и наших современников. В коллекции для Тернопольского художественного музея имеется портрет Хюррем, выполненный замечательным израильским портретистом Андраном Жудро. Земля, где не стерлись благие следы даже спорных кумиров, вдохновляет, чтобы напомнить о лучших страницах их деяний.
Наша жизнь удивительна. Когда Наталия Цымбал рассказала мне о Тернополе, я подумала: «Неужели жизнь сама замыкает круг?»
Богини судьбы Парки ткут нить бытия. Но человек – ткань из многих нитей. Эта ткань не гладкая. В ней есть узелки и узелочки судьбы той нити, что прядут для нас Парки. Один из таких давних узелков моей памяти – Западная Украина.
События, которых идет речь, относятся к началу 1960-х гг. Я родилась в Астрахани, росла городским ребенком, нигде толком не была, даже в деревне!
Мне было пять или шесть лет, когда родители привезли меня на Тернопольщину, – привезли, как «кровинушку» рода, чтобы показать деду, душа которого уже едва теплилась в теле. Дедушка Сережа проживал в Збараже и мечтал своими глазами увидеть внучку, родившуюся в крае, где Волга впадает в Каспийское море…
В те времена специалисты, работавшие по профессии, нередко меняли место в связи со строительными объектами. Так мой дед – по отцовской линии - Сергей Александрович Дейченков – из Челябинска оказался в этих краях.
В земле Тернопольщины на збаражском кладбище и упокоен его прах. Да будет ему светлая память и пухом земля Украины… С тех пор мне так и не приходилось бывать в этих краях. Но, как говорят, пути неисповедимы…
Я счастлива, что судьба привела меня в Тернополь, подарив неожиданную возможность отдать долг земле своих близких. Мир – перекресток ветров и дорог, истории и судеб, и культуры, которую творим мы, утверждая созиданием мир.
Автор проекта – доктор филологических наук Галина ПОДОЛЬСКАЯ, искусствовед, академик Израильской независимой академии развития наук, член правления Объединения профессиональных художников Израиля
Область прикрепленных файлов