РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Рукотворный Израиль Валерия Щетинина


Рукотворный Израиль Валерия Щетинина
К 75-летию моделиста, скульптора

Израиль – историческая родина евреев мира. Люди тянутся к Земле Обетованной по разным причинам, но, прежде всего, чтобы прикоснуться к прошлому, как корням, которые история оставила здесь. Эта нить к прошлому притягивает, обволакивая деталями того, что не знал, а потом в это обретенное знание ты встраиваешь свою судьбу и жизненный опыт, и находишь в этом соотнесении себя, и понимаешь, что прошлое закончилось.
Валерий Щетинин приехал в Израиль за будущим. В Израиле он стал моделистом.
В собрании Одесского Дома-Музея имени Н.К.Рериха имеется горельеф «Гефсиманская олива», созданный Валерием Щетининым, и отражает эту позицию - жить будущим и в наше непонятное ВРЕМЯ сохранить позитивное отношение к миру и людям.

Модель, как новая судьба

Жизнь Валерия Щетинина в Израиле и реально и символически начинается с «Врат надежды», как дословно с иврита переводится название города Петах-Тиква, в котором в 1995 году Валерий поселяется вместе с женой Надеждой Бусловской и сыном Владиславом.

На одной из развилок города Петах-Тиквы можно увидеть пятиметровую скульптуру «Рог изобилия», изготовленную из металла и фибергласса. Рог с дарами природы символизирует изобилие и достаток, к которому и стремится человек. Скульптура «Рог изобилия» похожа на роскошный букет в вазе – с цветами, пальмовыми листьями, хлебными колосьями, ветками с плодами смоковницы и гранатового дерева. Каждое из этих средиземноморских растений имеет свою символику, упоминается в ТАНАХе, а плод граната для Израиля символичен вдвойне, поскольку, согласно еврейской традиции, принято считать, что 613 зернышек граната напоминают о 613 заповедях иудеев. Рог изобилия обращен к солнцу. Всевышний сотворил эту землю плодородной, дарующей радость и благосостояние тому, кто принял ее сердцем и своим трудом принялся созидать Эрец-Исраэль. Эта красивая праздничная скульптура - по эскизам скульптора Якова Меира - выполнена Валерием Щетининым. А установлена почти напротив дома, в котором он проживал!

Скульптура «Рог изобилия» в жизни и творческой судьбе Валерия Щетинина - личности целеустремленной и многогранной, стала событием знаковым, учитывая, что будущий мастер начинал свой путь в Израиле отнюдь не со скульптуры, а стал моделистом, хотя и не сразу.
В 1997 году Валерий Щетинин организует Молодежный театр «А-Натив» (на базе некоммерческого объединения «А-Натив»), в репертуаре которого были спектакли на русском языке и иврите. Особой популярностью пользовался спектакль «Овечка» ( по Н.Птушкиной), однако театр просуществовал недолго, но для всех участников этого творческого содружества оказался всех важным звеном в поисках себя в Израиле. Так появился театр «Зеро», а В.Щетинин, освоил новую специальность, обращенную к жизни в новой стране. Хотелось понять механизмы бытия этого нового ментально другого мира и определиться: «А кто в этом мире ТЫ? Где ТВОЕ МЕСТО здесь?» Поиски ответа на все эти вопросы вели Валерия к специальности, реально востребованной в то время в Израиле.

В 1999 году Валерий Щетинин осваивает профессию моделиста, научившись по эскизам и чертежам воссоздавать предметный мир в миниатюре. В специальности моделиста в одном лице совмещаются его художественные и технические способности, умение читать чертежи и эскизы, пользоваться разными инструментами, понимание свойств материалов, из которых предстоит создать макет. Примечательно, что в России этому ремеслу обучали в Строгановском училище, позже - в архитектурных колледжах.
Замечательное пространственное мышление, глазомер, чуткие пальцы, любовь к работе руками, способность к кропотливому труду, готовность к освоению новых навыков и технологий, умение работать как в одиночку, так и в коллективе, – эти качества помогли Валерию Щетинину овладеть профессией моделиста. И это позволило ему участвовать в крупных коллективных проектах своего времени, и через модели воспринять историю Израиля. Заметим, что в Израиле это был период взлета популярности создания исторических моделей в музеях. На волне этого интереса с выбором новой профессиональной стези Валерию Щетинину, безусловно, повезло. Назовем наиболее интересные из проектов, к которым он был причастен. Это работа над экспозицией для Музея диаспоры в Тель-Авивском университете – музее, в котором представлена история евреев с библейских времен до наших дней. Понятно, что в нынешнем интерактивном Музее еврейского народа (АНУ), созданном по новым цифровым технологиям, максимально освободившим пространство от артефактов, мало что осталось от тех экспозиций, но для Валерия Щетинина это был вход в историю Израиля через непосредственное прикосновение к страницам истории Еврейского государства.


И это принесло свои плоды. Началась работа для Института Храма в Иерусалиме – музея и крупнейшего научно-исследовательского и учебного центра по иудаизму, располагающегося на территории Храмовой горы по сути у Стены Плача. Для Института Храма коллективом моделистов была создана модель Храма Соломона – места, где хранился Ковчег Завета – ларец со скрижалями Моисея. Участие в проекте такого рода обращало к изучению истории, визуально напоминая об архитектурных истоках мировой культуры. «Храм Соломона, – как замечал Исаак Ньютон, – самый древний из больших храмов. По его образцу Сесострис построил свои храмы в Египте, и отсюда греки заимствовали свою архитектуру и религию». В Иерусалиме для туристического центра «Город Давида» группой моделистов была создана модель Иерусалима эпохи правления Давида.


Однако центральное место в профессиональной деятельности моделиста Валерия Щетинина занимает работа в парке миниатюр «Мини-Исраэль», многие модели которого созданы при участии Валерия Щетинина, а более десятка макетов выполнены самостоятельно.


От пещеры патриархов до Ирода Великого
Макеты объектов Библейской истории

Известно, что сакральные объекты важно, так как в них скрыта культурная ценность для общества, жизни, религии. В них заключена историческая память народа, его слава и опыт самоутверждения в мире, надежды, чаяния, мечты. Для творческого человека соприкосновение с историко-культурными памятниками, как правило, формирует его самого, обогащая духовную культуру его личности. Интеллектуальная культура активизирует нашу деятельность.
Валерию Щетинину повезло – ему была заказана одна из самых познавательных моделей, во многом предопределившая его понимание культурной многослойности Земли Израиля. Речь идет о Хевронской святыне, почитаемой иудеями, христианами и мусульманами, - «Пещере Махпела», находящейся в древней части Хеврона. Могила праотцов - одно из святейших мест в истории иудаизма, христианства и мусульманства.
Согласно библейской истории, в «Пещере Патриархов» похоронены еврейские праотцы Авраам, Исаак и Иаков, а также их жёны Сарра, Ревекка и Лия. Авраам купил это место у хетта Ефрона за 400 сиклей серебра. Согласно еврейской традиции, здесь также покоятся тела Адама и Евы.


Для иудеев «Пещера Махпела» – после Храмовой горы в Иерусалиме – считается вторым по святости местом. И сегодня здесь существует два места для молитвы – иудейское и мусульманское.

Для моделиста представляет интерес само устройство фамильного склепа, поскольку «Махпела» - это «двойная, парная» пещера. Трудно установить, относится ли это слово к террасовидной местности вблизи Хеврона или же означает, что пещера-гробница имела несколько ярусов. В 1 веке до н.э. Великий Ирод воздвиг вокруг этой святыни стену, затем она вновь преобразовывалась в связи с интересом к этому месту всех авраамических религий. Базилика, различимая во дворе, - это византийская церковь. С началом арабского правления здесь возникла мечеть. У подножия иродионской стены находится так называемая «седьмая ступень», выше которой евреям вход был воспрещен».
В 2022 году впервые в истории празднования Дня независимости Израиля парад военно-воздушных сил ЦАХАЛа проходил в Хевроне – над «Пещерой Махпела».


Среди макетов, выполненных Валерием Щетининым, - «Гробница Рахели» - святая святых иудеев мира, расположенная в южной части современного Иерусалима, чей образ почитается иудеями, христианами и мусульманами как образ женщины, страдавшей и умершей при родах. Как же человечна эта страница Книги Книг! С первого взгляда Яаков возлюбил Рахель - за красоту и чистоту – возлюбил так, что согласился семь лет отслужить ее отцу, чтобы жениться на любимой. Но судьба распорядилась так, что при родах Рахели было суждено уйти из жизни, оставив в утешение о себе сына Иосифа, что в переводе означает «Божья благодать».
Веками купол «Гробницы Рахели», возведенной праотцом еврейского народа Яаковом в честь возлюбленной жены, являлся отправной точкой для паломников в Бейтлехем.


В наше время это сооружение обнесено высоким бетонным забором, чтобы обезопасить паломников от враждебно настроенных жителей прилегающих территорий. К счастью, по замыслу устроителей «Мини-Исраэль» макет для парка выполнен согласно историко-архитектурной точности исконного памятника – то есть без бетонного ограждения. И это обстоятельство очень обрадовало Валерия Щетинина при выполнении заказа, поскольку эта скромная в архитектурном отношении модель – одна из любимых в творческой деятельности Валерия Щетинина и вот почему. В 1997 году Валерий Щетинин был организатором, председателем творческого Объединения «А-Натив», в репертуаре которого были спектакли на русском языке и иврите. Спектакль «Овечка» (по М.Птушкиной) о трагической судьбе Яакова и Рахели, в котором В.Щетинин заведовал постановочной частью и считал этот спектакль лучшим в репертуаре театра.
И вот – новое соприкосновение с заветным сюжетом, но в архитектурном макете «Гробницы Рахели» с куполом, подобным небесному шатру в спектакле «Овечка».


Работа над архитектурными макетами библейских объектов для Валерия Щетинина подготовила его сознание к главному библейскому проекту, который он получил в 2015 году – проект, вдохновленный памятью об Эхуде Нецере, который не раз приходил в «Мини-Исраэль» в то время, когда еще велась работа над созданием парка. Валерий мечтал создать макет «Северного дворца Ирода Великого». И судьба соблаговолила. Этого макета нет в «Мини-Исраэль» - он возвышается на верхней террасе северного склона Иродиона - сооружение с полуярусным портиком, беседка на средней террасе представляет один из возможных вариантов реставрации, предложенный археологами. На нижней террасе находится прямоугольное сооружение с частично сохранившейся росписью и фрагментами колоннады.


Жизнь – поразительная Вселенная. На протяжении двух десятков лет я ? проживала в Иерусалиме в районе Армон ха-Нацив. С балкона моего дома открывался вид на Иродион – дворец Ирода великого, находящийся внутри насыпной горы, похожей на вулкан. Эта рукотворная гора, похожая на вулкан Фудзи, всегда приковывала мое внимание, соприкасаясь визуальным «кратером» с небом. Не случайно местные арабы называют ее «Горой Малого Рая». В 2019 году я была на экскурсии по Иродиону и увидела этот макет впервые.
Я стояла почти на вершине Иродиона - этой горы-крепости у макета дворца царя Ирода. Пронизывающий ветер был настолько холодным, что экскурсанты, в том числе и я, дружно замерзли на этой «Горе Малого Рая». Тогда я еще не знала, что макет дворца, в котором можно было бы отогреться, был создан Валерием Щетининым.
От мельницы Монтефиоре до Хиджазской железной дороги
Макеты нерелигиозных объектов XVIII – начала XX вв.

Среди макетов, выполненных Валерием Щетининым в «Мини-Исраэль», большое место занимают историко-архитектурные объекты, дающие представление о развитии городов Османской Палестины XVIII-XIX вв.…
С одной стороны, это мусульманский Акко, сложившийся в XVIII веке, как ближневосточный торговый центр.
С другой, - это объекты, связанные с экономическими и мировоззренческими изменениями, которые повлияли на качество жизни евреев, населявших Османскую Палестину XIX века. Появились первые меценаты, благодаря вложениям которых в Иерусалиме, за крепостной стеной города, возникли еврейские места проживания.


Наступило время сионистского самосознания, стали появляться основанные первопоселенцами новые города.
Рубеж XIX-XIX вв. принес «технический прогресс». Открытие Хиджазской железной дороги, построенной при поддержке Абдул-Хамида II — султана Османской империи в начале XX в., стремительно изменило жизнь страны, став залогом новых экономических и общественных возможностей.
Остановимся на этих макетах по хронологии.

Одна из этих моделей, выполненных В.Щетининым, посвящена средиземноморскому Акко – городу, упоминания о котором есть в Танахе. Однако в сознании нашего поколения Акко утвердился как город крестовых походов и Ричарда Львиное Сердце, собственно, город, который мы видим, - это город эпохи Османской империи, построенный на основании крепости крестоносцев. Акко известен еще и тем, что его правитель – Аль-Джаззар паша – сумел противостоять войскам Наполеона, отступившего от непокоренной крепости после двух месяцев осады.
На территории Старого города сохранилось четыре постоялых двора, построенных во второй половине XVIII века по приказу Аль-Джаззара для развития города. Два из них – находятся в Венецианском квартале. Это очень важная деталь, учитывая, что Акко развивался и соответственно застраивался как типичный торговый город, располагавшийся на караванных путях. К тому времени на Востоке уже сложился стандартный и хорошо узнаваемый тип постоялых дворов, получивший название «караван-сарай» или «хан» с функциональной планировкой: обширный двор, окруженный мощными стенами, к которым изнутри пристроены различные помещения. В отличие от частных таверн с сомнительной репутацией государственные постоялые дворы, которые отличались тем, что хозяин заведения отвечал за вещи постояльца с гарантией безопасного ночлега и качественной едой, предоставлял склады для хранения товара и его первого сбыта. Это и дало начало качественному различию постоялых дворов!


Созданный в «ханах» оазис восточного гостеприимства, влиял на экономический, социальный и культурный статус развития города, способствовал формированию новых культур, обмену языками, религиями и традициями. Отшлифованный веками тип внутреннего устройства «хана» способствовал неформальным отношениям между людьми, предоставляя возможность встречаться и делиться привезенными знаниями, опытом, культурой, идеями, становясь местом развития и взаимодействия культур.
Архитектурный макет Постоялого двора («Хан Аль-Умдан»), созданный В. Щетининым для «Мини-Исраэль», напоминает о самом известном комплексе, построенном для купцов из Генуи в Генуэзском квартале торгового Акко. На верхнем этаже дома, в гостинице, проживали прибывавшие в порт торговцы. Нижний этаж использовался под складские помещения. Вдоль первого этажа располагаются арки с 32 гранитными колоннами («удман»), благодаря которым «хан» и получил свое название («двор с колоннами»). В 1906 году на территории постоялого двора была построена красивая башня с часами. Барельефный медальон над входом в «Хан Аль-Удман» также создан Валерием Щетининым.


Выполнение такого рода макетов говорит о безусловном мастерстве моделиста и его интересе к ориентальной архитектуре. Не случайно следующим этапом работы Валерия Щетинина стали модели для парка миниатюр «Миниатюрк» в Турции. Макеты турецких памятников архитектуры выполнялись в Израиле, а потом были привезены и смонтированы модели в «Миниатюрке» (в частности, «Галатская башня»).
Макет «Мельницы Монтефиоре», сделанный В.Щетининым, переносит нас в Иерусалим XIX века. В 1857 году сэр Мозес (Моше) Монтефиоре, английский банкир и филантроп еврейского происхождения, прибыл в Иерусалим. Монтефиоре был потрясен уровнем имущественного и общественного неравенства в стране, в которой евреи влачили нищенское, полуголодное существование, поэтому решил помочь еврейской общине, построив для нее ветряную мельницу за чертой Старого города Иерусалима. Но, увы, мельница не оправдала экономических ожиданий и проработала недолго, поскольку строителями не был учтен такой каприз природы, как – частое отсутствие ветра в конкретном месте. К тому же в 1876 году, - в Немецком квартале Иерусалима (Мошав а-Германит) - была введена в действие паровая мельница. Важно другое: для евреев мельница Монтефиоре стала символом возможности выйти за крепостную стену города, начать здесь жить и развиваться самостоятельно. Уже через три года вокруг мельницы образовался первый еврейский квартал Мишкенот Шааним (ныне район художников), а мельнице Монтефиоре была уготована судьба живописной «европейской достопримечательности» Иерусалима. А когда мы вместе с Валерием Щетининым были в Ливорно, где все гиды наперебой начинают с того, что здесь родился Модильяни, Валерий, словно невзначай, заметил: «Модильяни – это хорошо, только вот нам не мешало бы помнить, что и наш Монтефиоре родом из Ливорно!»


В «Мини-Исраэль» можно увидеть и макеты памятников, значимых в судьбе Страны Сиона. Это основанный в 1882 году город Ришон ле-Цион, построенный первыми сионистами, расположенный около прибрежной полосы Средиземного моря. Основателями города стали выходцы из Российской империи, соблюдавшие заповеди Торы. Название города было взято из Книги пророка Исайи: «Я первый сказал Сиону: „вот оно!“ и дал Иерусалиму благовестника». Но для того, чтобы город просто жил, нужна была пресная вода. Ее-то и обеспечила Ришон ле-Циону водонапорная башня – первый строительный объект поселенцев, ставший символом Ришона - первого в Эрец-Исраэль города, построенного сионистами. Это то, что позволило городу развиваться. Здесь была открыта первая школа, преподавание в которой велось на иврите, и первый детский сад. Модель водонапорной башни, ставшей символом жизни Ришон ле-Циона, для «Мини-Исраэль» создал Валерий Щетинин.


Идея провести железную дорогу от хайфского залива на восток витала в османско-палестинском воздухе примерно с 1860-х. В 1882-м консорциум, возглавляемый членами известной ливанской семьи Сарсук, получил от имперских властей разрешение на строительство линии Акко-Дамаск, но дальше разведки местности дело не пошло - слишком много требовалось денег.
В 1900-м году турецкий султан Абдул-Хамид II инициировал собственный проект, и турки приступили к строительству масштабного проекта султана – скорее, политическому, религиозному, военному, нежели коммерческому.

В 1905 году в Хайфе было построено здание Турецкой железнодорожной станции и открыт обелиск - в честь завершения строительства одного из участков Хиджазской железной дороги, что вела в направлении Стамбул-Дамаск-Медина для перевозки мусульманских паломников, и открыт обелиск султану. Модели станции и обелиска, находящиеся в «Мини-Исраэль», созданы В.Щетининым. Но вернемся к истории.
На одной из панелей обелиска выгравированы хвалебные слова панегирика султану и его заслуги перед отечеством, в частности, связанные с этим проектом, изображен герб Султана Абдул-Хамида II, перечисляются титулы его высокочтимых предков. Строительство железной дороги осуществлялось на пожертвования сотен тысяч мусульман. Проект султана был воплощен в рекордно быстрые для того времени сроки. Узкоколейная линия от Хайфы до Сирии была построена как ответвление Трансиорданской железной дороги Хиджаз, а оттуда ветка протянулась также до Акко и Самарии. Дорога проходила через Афулу на Бейт-Шеан и, далее, по направлению к Кинерету по Изреельской долине и позже получила название «Ракевет Ха-Эмек» («Поезд долины»). 15 октября 1905 состоялось открытие проекта железной дороги, был отправлен первый поезд по ответвлению, проходившему по средиземноморскому побережью с центральным железнодорожным узлом в Хайфе.


Для «Мини-Исраэль» макет этого исторического для Хайфы объекта, давшего городу новый статус, экономический расцвет и приток жителей, выполнял Валерий Щетинин. Если здание вокзала представляет типичный для XIX–XX вв. образец ориентальной архитектуры, функционально предназначенной для железнодорожной станции «Хайфа мизрахи» («Восточная Хайфа»), то обелиск султану соответственно претендует на помпезность - это двуярусное неоклассическое сооружение на высоком постаменте. Его, венчают четыре ионические колонны с капителями. Поверх колонн, на перекрытии, лежат шары, над которыми возвышается мусульманский полумесяц. На боковых сторонах обелиска — символы Османской империи и транспортной магистрали (колесо с крылышками). На передней части — барельеф с изображением мчащегося на всех парах паровоза.


В период Османской империи и в годы Британского мандата проект Хиджазской железной дороги был самым масштабным, но обернулся против турок. В ХХ веке поезд стал главной транспортной артерией, поддерживавшей сионистские поселения. В настоящее время в здании станции «Хайфа мизрахи» располагается музей железнодорожного транспорта, повествующий об истории железной дороги в Хайфе и о том, какую роль железная дорога сыграла в истории Хайфы, - города, в котором проживает Валерий Щетинин и полюбил его.
Жизнь меняется, и в дальние страны мы обычно летим самолетом, но вот из Хайфы в Иерусалим, непременно едем на поезде. Ностальгия? Очень может быть – просто какая-то особая жизнь… Мерно постукивают колеса, за окном проносятся знакомые пригороды и тянутся неописуемой красоты бесконечные пейзажи Израиля. Не прозевать бы свою станцию! Видно и впрямь поезд – наш любимый вид транспорта. Наверное, это от Хиджазской железной дороги...
• Для информации: Первая на Ближнем Востоке железнодорожная линия «Яффо-Иерусалим» была построена в 1892 году французской компанией по инициативе жителя Иерусалима Йосефа Навона.


Память и Имя
Макеты культурных объектов памяти ХХ века

Известно, что соприкосновение с объектами коллективной исторической памяти позволяет понять государство, в котором ты живешь и его национальные интересы, становясь основой глубинного патриотизма. Макеты этих объектов, находящихся в «Мини-Исраэль», были созданы руками Валерия Щетинина.
Это музейный комплекс, связанный с памятью о Холокосте, напоминающий о том, что нацистами было уничтожено шесть миллионов евреев во время Второй мировой войны.
Как правило, самые дорогие для человечества памятники – это памятники, возведенные на народные деньги – в этом видится отношение к общему делу, которое объединяет.


Это макет Мемориала Джону Кеннеди, который был воздвигнут на пожертвования еврейскими общинами США. То, что построено на народные деньги, несет дополнительный заряд осознанности и напоминает о том, насколько важно для пожертвователей увековечивание конкретного события. В комплексе еврейской жизни – благотворительность считается одной из «стержневых» составляющих образа жизни еврейской общины.
История XX века представляет яркий феномен массового участия евреев в науке. Этот феномен носит социальный характер. Общеизвестен и вклад евреев в развитие науки в Советском Союзе. В этой связи создание макета одного из зданий всемирно уважаемого Института Вейцмана приобретает особую роль.


Яд ва-Шем и воспоминания о Крыме
А вот модель современного Музея истории Холокоста «Яд ва-Шем» - мемориального комплекса жертв Катастрофы - образца современной архитектуры. Лаконичное железобетонное здание геометрической формы с залом памяти. Ивритское его название Яд ва-Шем переводится на русский язык, как «Память и Имя». Эти слова взяты из пророчества Исайи, и посвящены памяти шести миллионов жертв Холокоста. Перед музеем начертаны слова псалма из книги пророка Исайи, давшие название: "Им дам Я в доме Моем и в стенах Моих память и имя («Яд ва-Шем»), которые не изгладятся...».
Музей находится в Иерусалиме на западном склоне горы Герцля (Хар ха-Зикарон - Горе Памяти) неподалеку от Иерусалимского леса. Мемориал был основан в 1953 году по решению Кнессета, чтобы увековечить память о евреях — жертвах нацизма в 1933—1945 годах и о разрушенных еврейских общинах.
В Зале Памяти горит вечный огонь, стены выложены из базальтовых валунов, на черном полу начертаны названия лагерей смерти... Мне приходилось бывать в этом зале под бетонным сводом на церемонии вручения дипломов праведников мира. Неизгладимое впечатление… «Яд ва-Шем» - «Память и Имя»…


Можно думать-гадать, судить и рядить, почему именно эта, очень простая по сравнению с другими макетами модель, досталась Валерию Щетинину. Но «Зал Памяти» - попал в сердце. Мать Валерия – Нина Лазаревна Слуцкая (в девичестве Крейман), дочь поручика царской армии, во Вторую мировую войну – вдова с трехлетней дочерью Долорес. Дядя - Эммануил Лазаревич Крейман – в списке без вести пропавших. Отец Валерия – Петр Митрофанович Щетинин, механик, участник Великой Отечественной войны – от начала до освобождения Крыма. В этой военной операции погибло 18.000 человек, количество раненых составило 67.000 бойцов. Петру Митрофановичу повезло выжить и увидеть Крым освобожденным! Он был ранен, списан в запас, находился в госпитале, затем на реабилитации в Ялте, где и познакомился с Ниной Лазаревной Слуцкой, женился, усыновил и воспитал маленькую Долорес. Будучи по профессии механиком, Петр Митрофанович был взят на техническую работу в Ливадийский дворец - любимое имение Романовых на южном берегу Крыма. В то время его «подновляли», готовя к проведению трехсторонней Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года, заложившей основы послевоенного миропорядка, продержавшегося вплоть до второй половины XX века.


Ялтинская конференция трех союзных держав антигитлеровской коалиции: СССР, США и Великобритании - проходила с 4 по 11 февраля 1945 года в Ливадийском дворце, ставшем местом проведения официальных заседаний. Кроме того, в период работы конференции Ливадийский дворец являлся резиденцией президента США Ф.Д. Рузвельта и других членов американской делегации, для которых были подготовлены 43 комнаты. Делегация Великобритании была размещена в Воронцовском дворце в Алупке. Советская делегация во главе с И. В. Сталиным — в Юсуповском дворце в Кореизе.


Здесь, в Ялте, державы антигитлеровской коалиции заявили, что их «непреклонной целью является уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир всего мира». Для этого был предусмотрен комплекс мер, «включавший полное разоружение, демилитаризацию и расчленение Германии», а также взимание репараций, размеры и способы выплаты которых должна была определить специальная комиссия в Москве.
Для поддержания мира и безопасности союзники решили создать всеобщую международную организацию, для подготовки Устава которой 25 апреля 1945 года в Сан-Франциско созывалась конференция Объединенных Наций. При этом было установлено, что в Совете Безопасности этой организации будет действовать принцип единогласия постоянных членов, и США, и Великобритания поддержат предложение о допуске к первоначальному членству в организации Украинской ССР и Белорусской ССР.
В «Декларации об освобожденной Европе» союзники провозгласили: «согласование политики трех держав и совместные их действия в разрешении политических и экономических проблем освобожденной Европы в соответствии с демократическими принципами».
В архиве «Яд-ва-Шем» имеются материалы Ялтинской конференции, некоторые из которых послужили материалом для некоторых публикаций доктора Аарона Шнеера, проводящего экскурсии для лиц, приезжающих с официальными визитами в Израиль. По приглашению ученого мне дважды довелось бывать на таких экскурсиях и сделать на страницах «Вестей», «Новостей недели» и «Нашего Иерусалима» несколько публикаций об историческом бестселлере Аарона Шнеера «Перчатки без пальцев и драный цилиндр». А вот теперь - Зал памяти в макете В.Щетинина…


Валерий Петрович Щетинин родился в 1948 году в Ялте – дитя послевоенного поколения. Вторая мировая война прошлась по его семье, отняв близких, но передав ему, родившемуся в послевоенное время, жизнь и энергетику поколения освободителей, с их моральными принципами, волей и безудержной страстью жить. . «Яд ва-Шем» - коллективная память, в которую история вплела не просто имена соплеменников, а имена членов твоей семьи. Такова ценностная сущность бытия как Память и Имя …


Мемориал Джона Кеннеди и роща жизни
Больше 60 лет назад - 22 ноября 1963 года - произошло едва ли не самое известное политическое убийство в истории человечества, которое считается определяющим событием в американском сознании и культуре. Четыре правительственные и одна муниципальная следственные комиссии определили, что убийство было совершено Ли Харви Освальдом. Однако и по сей день над этим делом витают тучи полуправды. И все больше специалистов по Ближнему Востоку пытается разобраться в этом убийстве сегодня.
И это отчасти объясняет, неслучайность появления мемориала в честь американского президента в Израиле.


В 1966 году рядом с Иерусалимом, на месте, где находился древний еврейский город Бейтар, по проекту Давида Резника и скульптора Дова Фейгина был построен мемориальный комплекс памяти Джона Кеннеди. Здание мемориала выполнено в виде огромного срубленного дерева, точнее, гигантского пня, символизируя внезапно оборвавшуюся жизнь американского президента. Вокруг мемориала располагается Роща мира имени Кеннеди, которую начали высаживать за два года до этого, и молодые деревья вокруг гигантского пня стали символом продолжающейся жизни. Внутри мемориала находится бюст политика и горит вечный огонь…
Парк «Мини-Исраэль» еще не был открыт, но некоторые из моделей уже выставлялись на презентациях – есть такое понятие, как подведение итогов определенных этапов рабочего процесса. В архиве Валерия Щетинина сохранилась фотография, на которой он на презентации проекта в кибуце Нахшон устанавливает модель созданного им макета Мемориала памяти Джона Кеннеди.
На мой вопрос: «Почему для проекта «Мини-Исраэль» им была выбрана именно эта модель», он ответил: «Когда моделисты работают в таких крупных проектах, как «Мини-Исраэль», они модели не выбирают. Яков Меир поручил мне изготовление модели мемориала Кеннеди, дал набор чертежей объекта. Это был редкий случай, когда мне самому не пришлось ехать на объект, когда, как в конструкторе, все понятно по чертежам.


Впрочем, не скрою, мне как человеку, выросшему в системе ценностей СССР и усвоившему образ мыслей и мироощущения своей эпохи, то, что было связано с личностью президента Кеннеди, безусловно, вызывало особый интерес и многое находило отклик. Предназначение строения - монумент памяти президенту Кеннеди, убитому в 1963 году. Цель - память и увековечивание. Форма и символика - строение круглой формы, состоящее из 51 колонны, олицетворяющие 51 штат в США, между ними – застекленные проемы. В центре - вечный огонь. Форма здания напоминает: обрубленное дерево - символ оборванной жизни человека, но к низу колонны словно разрастаются в ширину, символизируя глубокие корни и силу личности Кеннеди. Лес вокруг означает продолжение наследия; круглая форма напоминает и мавзолей, и храм, и вулкан одновременно. И все один-в-один вписывается в природный ландшафт. Вот по модели все было понятно, но в то время было странно, почему Кеннеди построен такой мемориал в Израиле?»


Нашему поколению, воспитанному созданном СМИ в СССР образе «рыжего принца», чья жизнь оборвалась в расцвете карьеры, «израильские страницы» жизни американского президента по сути не были известны. Думаю, что в связи с мемориалом, уместно о них напомнить. Итак, впервые Джон Кеннеди посетил Эрец-Исраэль в 1939 году. В 1951 году Кеннеди приехал с визитом в молодое Государство Израиль и был потрясен увиденным: «Израиль – это ясный свет, сияющий на Ближнем Востоке. В сравнении с 1939-м здесь осуществлен колоссальный рывок». Тогда он понял: создана и развивается новая политическая формация. «Древний народ обрел, наконец, дом. Свою землю. Будущее мира на Ближнем Востоке и на планете зависит от того, насколько соседи способны понять и принять неизбежность существования Израиля», - так считал Джон Кеннеди. История показала, что его надежды во многом остались надеждами. Но он искренне этого желал.

В 1961 году Бен-Гурион посетил США, обсуждались вопросы ядерной программы Израиля и поставок американского оружия в Израиль. Посещение американскими учеными ядерного центра в Димоне поставило многие точки над «и». США передали Израилю «Хоук», на тот момент – новейшие системы ПВО. По сути дела, Кеннеди заложил фундамент того, что сейчас называют «особыми отношениями» США и Государства Израиль. В этой связи понятна популярность Джона Кеннеди в Израиле, объясняя количество улиц, носящих его имя.


В 1962 году глава израильского МИДа Голда Меир посетила США, она рассказала о постоянных обстрелах еврейских поселений на Голанских высотах и других угрозах, заметив, что «Израилю всегда необходимо защитить себя и народ, но миссия Израиля состоит в том, чтобы помочь евреям всего мира». Очевидно, она имела в виду репатриацию. Поразительно, что сегодня, 60 лет спустя, слова Голды Меир звучат так, словно тогда она говорила о современной ситуации в Израиле. Джон Кеннеди и Голда Меир поняли друг друга. Проблемы Израиля не были ему чужды, поскольку это отвечало интересам Америки. И хорошо, что тогда они совпали. И сегодня США помогает Израилю.


В начале 2000-х гг. израильский художник Аркадий Лившиц, более четверти века проработавший в «Керен Каемет ле-Исраэль», - организации, на счету которой высажено свыше 240 миллионов деревьев в Израиле, возил меня к мемориалу в рощу Кеннеди, которой тщательно занималась их организация. Помню, как тогда меня впечатлила грандиозность этого сооружения, но еще более – гармония архитектурного замысла и ландшафта, ощущение единства мемориала и рощи. Когда ты находишься внутри мемориала, кажется, что ты в жерле спящего вулкана с вечным огнем, но одновременно ты, словно и не выходя из рощи, деревья которой смотрят на тебя сквозь гигантские стеклянные проемы, а ты – из жерла вулкана – глядишь на них, растущих на земле. И колышется их живая листва, и жизнь продолжается, а ты - в «вулканьей» воронке… Ну, чем не сегодняшний день? Вот такая она – просто жизнь – другой не будет – принимай и живи!


Синхрофазотрон в Институте Хаима Вейцмана
Факты – вещь упрямая. Со временем события переосмысляются, время ставит свои точки над «и». Вот тогда-то факты и становятся движущей силой истории и каркасом для создания произведений тем более, что евреи не только народ Книги, но и науки тоже. Не случайно наука и технологии в Израиле являются одними из наиболее развитых отраслей. В стране активно поощряется создание научных центров, объединяющих крупных ученых - отсюда качество исследований. При этом особенно велик вклад израильской науки в использование солнечной энергии, электронике и медицине. Не потому ли для тендерной модели «Мини-Исраэль» была выбрана модель Израильского научно-исследовательского института Вейцмана? Напомним, что, история института началась до возникновения Государства Израиль, а репутация исследований в области математики, физики, химии, биологии, информатики, неврологии, исследованиях головного мозга и сегодня непререкаема на мировой арене.


В структуре научного городка института – помимо мемориальных зданий, связанных с именем доктора Хаима Вейцмана – первого президента Израиля и первого ректора института, – есть архитектурный объект, именуемый «синхрофазотроном и поле солнечных отражателей». Это здание, по форме напоминающее «космического динозавра», было спроектировано архитектором Моше Арэлем в 1975 году и стало самым узнаваемым архитектурным сооружением. Это протонный синхрофазотрон Коплера кольцевой циклический ускоритель заряженных частиц, который в XXI веке начал «служить» не только на благо ядерной физике, но и другим наукам – от археологии до исследований космического пространства. Поле солнечных батарей используется для концентрации солнечной энергии с целью достижения высоких температур, необходимых в различных исследованиях.
Модель этого здания с мордочкой космического динозавра – историческая для «Мини-Исраэль», поскольку именно она была выполнена для тендера проекта создания парка миниатюр «Мини-Исраэль». И тендер был выигран! Эту первую модель выполнил Валерий Щетининым под руководством скульптора Якова Меира.

Заключение
Жизнь так устроена, что творческое соприкосновение с объектами коллективной памяти воспитывает нас, соприкоснувшихся с этими памятниками бытия, становясь основой неподдельного патриотизма к стране, с которой мы уже связали свою судьбу. И пусть иная ментальность, пусть многое не так, как хотелось бы, но наш дом здесь, и, оказываясь за рубежом, мы скучаем по нему и стремимся вернуться, потому что все то, что нами создано, и жизнь, и сердце уже стали вкладом в бытие государства, имя которому - Израиль…

 

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.