РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Анатолий Казаков - прозаик

Автор трех книг прозы. Кроме того, его произведения публиковались в журналах "Истоки" (Красноярск), "Северо-Муйские огни" (Бурятия), "Сибирячок" (Иркутск), "Литературная Губерния" (Самара), "Великороссъ" (Москва). 

ПЛОДЫ ВЗРОСЛИ НА БЛАГОДАТНОЙ НИВЕ
(Размышления о творчестве А.В. Казакова)
Анатолий Владимирович Казаков родился в г. Братске 29 января 1966 года. Отец после рождения сына вскоре оставил семью, поэтому детство и юность Анатолия прошли в родном городе рядом с мамой и такими же, как и он, сверстниками, родители которых приехали по зову сердца в Братск на строительство одной из крупнейших в мире ГЭС.
Народ на стройке был сплочённый, не избалованный комфортом жилищно-бытовых условий. Большая часть братчан жила в холодных, насквозь промерзаемых и продуваемых ветрами, бараках. Но бытовые неудобства и суровый сибирский климат не сломили этих волевых, романтически настроенных людей, а лишь закалили их характеры… Да и подростки, глядя на своих легендарных родителей, росли и мужали вместе с ними.
Таким волевым характером наделён и Анатолий Казаков, чей самобытный талант прозаика пробудился недавно, но смог уже обратить на себя внимание более профессиональных литераторов.
В свободное от трудовой деятельности время Анатолий посещает занятия в литературном клубе «Братские роднички», где вместе с другими начинающими поэтами и прозаиками постигает азы профессионального мастерства.
Его рассказы и сказки публиковались в журнале «Сибирячок», в городских газетах, а также выходили в отдельных брошюрах, изданных в братских типографиях.
…Теперь обратимся непосредственно к его произведениям. Проза Анатолия Казакова пронизана светом добра и любви к русскому православному человеку, не совсем утратившему еще своих нравственных и духовных понятий, таких как: совесть, честь, сострадание, долг перед Отечеством и других, не менее важных качеств, воспитанных веками в душах наших замечательных сородичей.
В «Сказке о маленьком мальчике» не только затронута одна из главных проблем современного бытия – это сохранение в человеческих душах чувства сострадания и милосердия, которых так порой недостаёт нам сегодня, – но и успешно решена автором. Главный герой этой удивительной сказки – маленький мальчик, оставшийся после смерти родителей без крыши над головой и без средств существования, который поведал однажды свою печальную историю известному солисту, приехавшему в их город на гастроли. И тот, будучи человеком добрым и жалостливым, из чувства сострадания взял его жить к себе…С годами мальчик вырос, и сам стал прекрасным певцом, гастролируя, как и его покровитель, с концертами. Но никогда не забывал он о сиротах и о нищих детях, щедро одаривая их сладостями на улицах…
На этом, казалось бы, сказку можно было и закончить, но автор прозорливо уходит от такого банального приёма. В конце сюжета его герой встречает в точности такого же, как и сам в начале этой трогательной истории, оборванного мальчика. Эти случайно встретившиеся две родственные судьбы и делают финал сказки завершённым.
В сказке «Медведь и Птичка» Казаков гармонично выстраивает картину Божьего дома, в котором мирно уживаются звери и птицы, где законы извечного бытия в Природе не нарушают ее равновесия.
В рассказе «Зависть и доброта» ярко освещена автором с нравственных позиций тема вечного противоборства добра и зла. Главный герой, Семён, – человек семейный и уже не молодой, полжизни отдал он добросовестной трудовой деятельности. «Мальчишкой еще пришел на завод, мужики всему научили: и у станка стоять, и сварщиком, и слесарем работать. После армии обратно на завод вернулся. Женился на своей любимой невесте Насте, двоих детей родили – сына и дочку. Вскоре молодой семье выделили квартиру. По праздникам ходили на демонстрации… В общем биография у Семёна такая же, как и у многих в России».
Но настал 1993-й год, когда из-за постоянных задержек с выплатой зарплаты, жить стало невмоготу. И Семён, посоветовавшись с женой, ушел с завода. Продав квартиру и старого «Жигулёнка» и обзаведясь частным домом с живностью, вновь зажили дружной семьёй. «Работать приходилось много. Купили корову. Семейное дело потихоньку разрослось и уже насчитывало тридцать свиней. Строили планы на покупку грузовой машины…
По соседству с ними жила непутёвая, пьющая семья – Гриша и Света. У них тоже было хозяйство, если это так можно назвать. Григорий работал на том же заводе, откуда ушел Семён… А Света работала нянечкой в детском саду и подворовывала там еду». Григорий со Светой ненавидели успешных соседей и постоянно из чувства зависти устраивали им всякие подлости и козни, не совместимые с элементарными понятиями человеческой совести.
И только доброта Семёна и Насти и их порядочность сумели победить зло, воплощённое завистью в Григории и Светлане.
…С чувством саднящей горечи и глубокого сострадания к брошенной вместе со стариками деревне, к ее опустошённой, бесхозной земле, заросшей бурьяном, написан Анатолием Казаковым рассказ «Защитник земли русской».
Главный герой повествования, Иван Данилин, – человек нравственно честный и работящий, пользующийся на родном предприятии заслуженным уважением. Никакие жизненные неудобства и невзгоды: ни работа в пыльном и грязном цеху, ни развод с женой и разлука с сыном, уходящим в армию, не смогли надломить его душевных сил, хотя и сильно подорвали здоровье. Но, как говорится, в любой тупиковой ситуации всегда есть выход. Вот и вспомнился тогда Ивану «родной до боли деревенский домик», который после смерти родителей он не навещал уже шесть лет.
Сколько волнительных часов провёл он за рулём по дороге к своей деревеньке, наблюдая за тем запустением, которое царило вокруг. Только человек, унаследовавший с молоком матери законы земного отеческого бытия, мог с такой щемящей сыновней болью почувствовать для себя эти эпохальные потрясения, произошедшие на селе. «Въехав в деревню, горестно сразу стало на душе: Центральная дорога почти заросла травой. «Да, раньше бы такого в жисть не было. Коровы с овцами, козы всё бы повыщипывали».
И вот он, как будто из русских сказок, с покосившимся напрочь крыльцом, вросший в землю почти до ставень, даже в таком жалком виде, по-прежнему самый дорогой и милый сердцу, домишко».
Далее мы узнаём от деда Сергея, первым встретившего Ивана, что в их прежней деревеньке из 54-х домов обжиты всего несколько, в которых доживают свой век четырнадцать немощных стариков.
По-сыновнему тепло и приветливо встретил их Иван в тот памятный для всех вечер в своем домишке. Засияли лица старичков, услышав в его умелых руках заливистые переборы гармони. Ожила деревенька. Появился теперь у старичков помощник да еще и с машиной. Навёл порядок Иван на своем подворье, подлатал домишко, поправил покосившийся полисадник, заготовил на зиму сена. Вскоре взялся он и за кладбище. «Поставил новые, деревянные кресты на могилах родителей, да и всем старикам помог в этом деле. Данилины завсегда славились руками «золотыми». Старики нарадоваться не могли на Ивана. И пошутит, и поможет. На празднике на гармони так залихватски играет, что бабуси в пляс идут, забыв про свои радикулиты».
Щедро одаривала прежде отчая земля высокими духовными и нравственными качествами души людей. Вот и Ивана не обошла. Узнав, что в соседней деревне трое сироток остались одни без родителей, которые «угорели от пьянки», Иван тут же решил усыновить их. Теплом и лаской сумел он сразу покорить и расположить к себе их доверчивые сердечки. Вся деревня помогала ему растить ребятишек. «Ничего, гвардейцы, прорвёмся! – размышлял Иван. – Не замечу, как и подрастут у нас в деревне ее будущие защитники».
Не менее актуальны своей затронутой проблематичнстью и рассказы: «Никифор», «Деревня и город», «Тимофей», «Бомж», «Три сердечка» и др. Но разговор о них пойдёт уже в другой статье…
Врожденная духовность и активная гражданская позиция, присущие творчеству Казакова, выгодно отличают его любимых героев от людей преуспевающих, но меркантильных, в жизненное кредо которых заложены принципы алчности и наживы.
…Анатолию, навещавшему в детстве да и позже, когда он обзавелся уже своей семьёй, родную бабушку, – жившую в небольшой деревеньке Леметь Горьковской области Ардатовского района, – как никому другому, хорошо известен тот, «доперестроечный», кондовый деревенский уклад жизни, где знали цену не только выращенному урожаю, но и душевным качествам каждого односельчанина…Выбирая темы для своих рассказов, он постоянно обращается к людям, живущим и поныне на отеческой земле трудом, политым обильно потом. Отсюда та, воспроизведённая автором, правда жизни и доверительность интонаций его героев.
Заканчивая краткий анализ вышеназванных произведений Казакова, считаю необходимым отметить некоторые особенности его литературного стиля. Ему присущи простота изложения мысли и доступность восприятия сюжета, идущие не от интеллектуального убожества автора, а от той изящной простоты, именуемой талантом, который тщательно отбирает для создания того или иного художественного образа необходимые средства выражения: ибо Анатолий Казаков – сам прекрасный знаток исконного русского языка, сохранивший в себе от своих старших сородичей его богатство и поэтичность в первородном деревенском звучании.
Поэтому язык его героев не засорён сленгом или новомодными иноземными словечками, а по-сибирски колоритен и художественно выразителен. Он психологически очень точно создает те или иные жизненные ситуации, характеризующие поступки героев. Да и сами они, не придуманные автором безликие, без плоти и крови, марионетки, – а взятые из жизни и наделённые ей нравственными или противоречащими законам православного бытия, чертами характера. Врождённые благородство и порядочность – являются естественными для поведения многих героев Казакова.
Размышляя о главных литературно-художественных качествах, представленных мной в статье произведений, я не пытался заострить внимание на отдельных, незначительных, огрехах в стиле или в языке Анатолия Казакова, говорящих о случающихся изредка эпизодах косноязычия автора. Но в целом это ничуть не умаляет истинных достоинств его самобытной прозы…
Сам же Анатолий – человек глубоко верующий, почитающий законы Русской церкви. Потому и плоды его творчества взросли на благодатной духовной ниве, именуемой Русским Православием.

Владимир КОРНИЛОВ – член Союза писателей и Союза журналистов России, член Международной Гильдии Писателей.
……………………………………………………………………………………..

 

ЗАЩИТНИК ЗЕМЛИ РУССКОЙ (Проза)

Задумок у людей всегда предостаточно, только не каждому под силу их воплотить в жизнь. Этот извечный вопрос живет и неизвестно, сколько еще будет жить. Но так уж водится в нашей стране, России, да и не только в ней, что политика государства очень сильно вмешивается в жизнь людей. В начале 90-х, после развала Советского Союза, большинству людей стало жить порой невмоготу.

Свято-давнишняя Русь! (Проза)

За рулём своего нового автомобиля «Жигули» ехал Евгений Курочкин. Его привычная трасса до города Сарова почти везде была прямая. Ям на пути не было, и это было уже довольно сносно для наших российских дорог. И кто знает, может, и от этого настроение у Евгения было какое-то окрылённое.

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.