Галина Подольская
Янтарная осень Шауля Космана
29 сентября в Ашдоде в Культурном центре "Узиэль" состоится презентация израильского литературного журнала "Русское литературное эхо" (ведущая сайта журнала – Ася Тепловодская) и открытие выставки работ Шауля Космана, номинанта конкурса "Человек года – 2013"( Ашдод), чья работа помещена на обложке журнала.
Когда-то очень, очень давно, когда людей на земле еще не было, на небе светило два солнца. В один прекрасный день небо не удержало одно из светил. И то упало в море. Упало, ударилось о морское дно и рассыпалось на миллионы маленьких кусочков. С тех пор прибивают их к берегу морские волны. Эти кусочки солнца люди нарекли янтарем, - гласит литовская легенда.
«В Прибалтике все собирают янтарь, - вспоминает себя мальчиком Шауль Косман – живописец, архитектор, музыкант. - В этом нет ничего особенного - просто ходишь по берегу, и какая-нибудь волна обязательно принесет кусочек солнца».
Преданья старины глубокой порой продолжаются во времени. И кусочек солнца может ожить в цвете, если нашедший его - художником...
Шауль Косман родился в в 1959 году, в Литве, в городе Каунасе, архитектурный облик которого и ныне хранит магию рукотворного мира, созданного человеком-художником.
«Готика и барокко архитектуры Каунаса с малых лет подстегивали во мне желание быть причастным к изобразительному искусству. Я никогда не выбирал: кем стать? Путь был единственный – Художественный институт (ныне Вильнюсская академия художеств). В то время моими путеводными звездами и недосягаемыми учителями были Рубенс, Рембрандт, Вермеер и всегда Чюрленис».
Слова Ш. Космана воспринимаешь как должное, учитывая, что Микалоюс Чюрленис - родоначальник национальной литовской музыки и художника, восприянявший эстетику санкт-петербургского «Мира искусства» – с его театральностью, тяготением к синтезу искусств и исканиям М. Добужинского.
Трудно сказать, что в Литве не связано с именем Чюрлениса. В Каунасе - Национальный художественный музей с великолепной коллекцией художника и мост – имени Чюрлениса. В Вильнюсе – Национальная школа искусств и Литовский Национальный драматический театр – имени Чюрлениса. В Друскиненкае и Вильнюсе – городе рождения Чюрлениса и ухода в мир иной – мемориальные дома-музеи. И по сути в каждом городе Литвы есть улица Чюрлениса.
Жизнь Шауля Космана в искусстве показала, что он и впрямь впитал соки земли уникального литовского художника и композитора Микалоюса Чюрлениса, раздвинувшего границы представления о естественной взаимосвязи между музыкой и живописью национального и мирового искусства.
Все, связанное с Чюрленисом, для художника, выросшего в Литве, становится культурной плацентой в обретении собственного художественного стиля – поисках себя в своем времени.
Но если Чюрленис воплощал в живописи классические музыкальные формы (так появились «картины-сонаты», «картины-фуги», «картины-вариации» с обозначение темпа и характера:скерцо, анданте, аллегро), то стихией Ш.Космана становится джаз. И, опираясь на опыт литовского гения, художник не повторяет его моделей, а находит свои. Для Космана – это джаз, в воплощении которого он идет от Кандинского и Поллака.
Джаз, как музыка и символ века, он ворвался в цветоощущение художника и покорил полиритмией, синкопированными ритмами, импровизационностью, неожиданно объединившими культурное пространство Африки, Америки, Европы. Опыт художественного осмысления музыкальных форм в живописи, воспринятый Косманом-художником с детства, оказался плодотворным в его джазовых импровизациях на холсте.
Живописец-джазмен передает эмоциональное состояние экспромта, которое не всегда логично, но захватывает ощущением прекрасного. Это чувство рождается благодаря яркости цветовой амплитуды. Любимый желтый - всех оттенков хроматической гаммы – янтарный, льняной, лимонный, палевый, персиковый, шафранный, золотой, желтый шартрез... Он переливается в красно-оранжевый кадмий кульминаций. И, как ладовый переход мажоро-минора, – задумчиво голубой. И экспрессионистический финал - фиолетовый индиго...
Таково художническое ощущение себя – импровизационного, ассоциативного, фантазийного. И - экспрессионистический порыв вырваться за границы обозначенные холстом.
Шауль Косман, выпускник Вильнюсской Академии художеств, с 1997 года в Израиле, проживает в Ашдоде, в этом году номинировал на "Человека года" в Ашдоде. Он участник многочисленных групповых выставок, которые позволили художнику выйти за пределы привычных тем: «Лица моих друзей» (Музей «Monart», Ашдод, 2010), «Диалог с Шагалом», «Иерусалиму» (Российский культурный центр, Тель-Авив, 2012), «Заповедный Израиль» (Музей природы, Иерусалим, 2012), «Цветы», «Камни Земли обетованной» (Яффо, 2012), «Вкус иудейского востока» (Центр искусств «Дом качества», 2012), «Белый парус» (Концертный зал «Аудиториум», 2013).
Среди международных выставок наиболее репрезентативны:
«Art Expo» (Нью-Йорк, 2005 – 2008, 2011 – 2013), «The gallery on behalf of Constantine Churlonis in Chicago» (Чикаго, 2008), «Israel Expo» (Лондон, 2006), «Art Expo» (Торонто, 2011, 2013), «Jewish center» (Торонто, 2009).
2012 год отмечен успешными персональными выставками Шауля Космана в Израиле, проходившими в Ашдоде в Культурном центре и в Концертном зале «Аудиториум Рами Наим».
Работы Шауля Космана находятся в коллекциях многих поклонников его таланта и имеются в собраниях галерей ряда стран мира: «GALLERY ON THE GRAND», (Торонто, Канада), «LE BOURGET Art gallery», (Монреаль, Канада), «ROZENVAIN FINE ART», (Торонто, Канада), «KOYMAN GALLERIES», (Оттава, Канада), «LENA ART GALLERY», (Торонто, Канада), «CIURLIONIS GALLERY», (Чикаго, США), «AVIRAM ART GALLERY» (Тель-Авив, Израиль), «NERArt Gallery», (Иерусалим, Израиль), «EXQUISITE ART GALLERY» (Иерусалим, Израиль), есть они и в коллекции Одесского Дома-музея им. Н. Рериха.
Работа Космана "Ашдодский берег" помещена на обложке каталога выставки работ израильских художников из коллекции Одесского Дома-музея имени Н.Рериха. Открытие выставки ( 88 работ 49 художников) состоится в Одессе, в музее имени Н.Рериха 10 октября).
Живопись Шауля Космана представляет собой один из образцов современного чистого искусства, свободного от политизации и идей масштабного переустройства века. В ней сказывается стремление художника воплотить прекрасное в мире, которое для него и есть сущностное вопреки заурядности бытия.
Художник создает образ мира, вдохновленного искусством – музыкой, живописью, архитектурой, художественным словом. Живопись Ш.Космана выливается потоком спонтанности, импровизации; для нее характерно ощущение эмоционального подъема, переданного через декоративность, фактурность, полет цветоотношений. Во всем этом живет магия мгновения, передающая настроение от того, что тебе созвучно. Наполни свою жизнь красотою, сотвори ее для себя, создай свой стиль жизни.
Возникнув в наше время, тяготеющее к созданию синтетического искусства, живопись Шауля Космана можно рассматривать как разновидность современного искусства для искусства, воспринятого через стилистику импрессионизма, Чюрлениса, Кандинского, Поллака. Наверное, именно поэтому тврорчество Шауля Космана востребовано как изысканными ценителями искусства, так и широкой аудиторией.
Живопись Шауля Космана - это урок позитивного созидания собственного Я художника. Этот мир объединен тем, что словно увиден сквозь янтарное ожерелье из кусочков солнца. Это то, что осталось в подсознании из детства, когда мальчишкой собирал застывшие капли смолы и дарил маме. Однажды она разложила на столе собранные им богатства. И он тут же составил из них самоцветную картину, в которой ожили цвета янтаря - молочный, светло-желтый, темно-оранжевый, прозрачно-коричневый, буро-красный, даже черный и зеленый. Этот янтарный пазл можно было видоизменять, импровизировать и мечтать в спонтанных цветосочетаниях янтаря... Но дело было не только в янтарном пазле, но и том, для кого собирались сияющие капли солнца. Так складывался художник, чтобы сегодня пролиться яркостью цвета, чистыми красками и теплом, исходящим от его картин, словно от янтаря наощупь.