РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

ИЗРАИЛЬ ЛЮДМИЛЫ БЕРЕНШТЕЙН

ИЗРАИЛЬ ЛЮДМИЛЫ БЕРЕНШТЕЙН


Издание «ИЗРАИЛЬ ЛЮДМИЛЫ БЕРЕНШТЕЙН» в серии «Израильское изобразительное искусство в музейных собраниях» дает представление о содержании совместного культурно-просветительского проекта, осуществленного ОДМ имени Н.К.Рериха с друзьями музея из Израиля – инициатором проекта доктором филологических наук, искусствоведом Галиной ПОДОЛЬСКОЙ и художником-дарителем Людмилой БЕРЕНШТЕЙН.


Проект проходил в рамках долгосрочного проекта музея «Лига Культуры: Одесса – Израиль». 14 января 2023 года в ОДМ имени Н.К.Рериха состоялось открытие выставки «С любовью к Израилю. Презентация коллекции живописи и графики Людмилы Беренштейн. Из новых поступлений музея». В декабре 2022 года настоящая коллекция была передана израильской художницей в дар Одесскому Дому-Музею имени Н.К.Рериха. Вернисаж открыла директор Одесского Дома-Музея имени Н.К.Рериха Елена ПЕТРЕНКО. И в онлайн-трансляции по ЗУМУ о своих картинах рассказала Людмила БЕРЕНШТЕЙН.


Представленные на выставке работы выполнялись художницей в период с 2018 по 2022 гг. на пленэрах, проводимых Объединением профессиональных художников Израиля и группой «Арт-Соль». Это 14 листов графики и 15 работ живописи – на холсте маслом. В издании «ИЗРАИЛЬ ЛЮДМИЛЫ БЕРЕНШТЕЙН» представлены и другие живописные работы художницы, ранее находившиеся в собрании ОДМ имени Н.К.Рериха (работы маслом «Тверия-1», «Тверия-2» из проекта «Притяжения», 2020 год, и картина «Хамайса», поступившая в музей в 2022 году из коллекции Галины ПОДОЛЬСКОЙ).


Н.К.Рерих писал о том, что «в широком размахе (понимании) Лига Культуры должна способствовать всему прекрасному, всему познавательному». Концепция настоящего проекта в полной мере отвечает этому тезису – это выставка живописи и графики художницы. Это издание альбомов-каталогов по теме. Это выставка в музее и на других выставочных площадках, в частности, – в выставочном зале Одесского Еврейского центра.
Пейзажи Израиля, ставшие объектом изображения на картинах и рисунках, – это показатель состояния природы нашего края, его красоты, здоровья и качества жизни, которое природа дарит человеку – радость зрению, обонянию, общему настроению. «Во время работы я чувствую себя счастливой и одухотворённой, эмоции переполняют, ощущаю радость творчества и наслаждение. И зрителям я хочу передавать свой позитив к жизни и хорошее настроение, продолжая учиться у природы для дальнейшего творчества», – замечает израильская художница.


В работах Людмилы Беренштейн, – в присущей им стилистической манере – воссоздана природная прелесть Земли Обетованной, которая обладает неведомой энергетикой, уравновешивать эмоциональные состояния человека. Работы живые, позитивные, с цветонастроением и дыханием пленэрной этюдности.
Коллекция пейзажей Израиля, вошедших в это издание, отражает представление художницы о вечных ценностях жизни, передаваемых от поколения к поколению во имя мира на земле.

О МАСТЕРАХ
У
Н.К.Рериха есть притча «Старинный совет» об итальянском живописце Сано ди Пиеро и его ученике Бенвенуто, который получил самостоятельный заказ. Но о том, что из этого вышло, можно судить по диалогу между старым мастером и его учеником.

– Почтенный учитель <…> Скажи, что же значит, «как нужно» на картине?
– Как нужно – значит, все должно быть так, как хорошо.
– Но как же так, как хорошо?
– Несчастный, непонятливый Бенвенуто, о чем мы всегда с тобой говорили? Какое слово часто повторял я тебе? Так, как хорошо, может значить лишь одно – так, как красиво.
– А как красиво?
– Бенвенуто, выйди за двери и иди к сапожнику Габаку, и скажи: возьми меня мять кожи, я не знаю, что такое «красиво». А ко мне не ходи и лучше не трогай работы своей.

(Н.К.Рерих «Старинный совет»)

Галина ПОДОЛЬСКАЯ
ЖИТЬ И ТВОРИТЬ –
В РАДОСТЬ
Штрихи к портрету Людмилы Беренштейн


– Откуда берётся вдохновение?
– В предвкушении чего-то нового – новые места, новые инструменты, новые техники, очень часто вдохновение приходит в процессе работы – и ты живешь!
Из диалога с Людмилой Беренштейн

«Сущность прекрасного следует постигать бесконечно», – писал Сократ. Эти слова стали девизом творчества израильской художницы Людмилы Беренштейн, передавшей в дар Одесскому Дому-Музею имени Н.К.Рериха коллекцию живописи и графики «Мой Израиль». И в наше неспокойное время мир движим созиданием! Содружество, диалог и восприятие друг друга остаются единственными категориями бытия Лиги Культуры.
СЕМЬ «Я» ЛЮБВИ
Детство, отрочество, юность как начало профессионального пути


Людмила Беренштейн (Тюнина) родилась в солнечном Ашхабаде – столице Туркмении, в то время бывшей частью могучего СССР.
С детства Людочка обожала рисовать. Все то, что было в мыслях, тут же выливалось в рисунок, сдобренный игрой воображения и фантазией, а еще она любила просто перерисовывать все красивые картинки. Художественная школа помогла развить в ребенке чувство прекрасного и природные задатки девочки, благо, что ближайшее окружение лишь поддерживало эти позитивные начинания. Получилось так, что в школе все будто бы сговорились: стенгазеты, декорации и костюмы к праздничным мероприятиям уже и не обходились без Людочки. Это происходило настолько естественно и словно само собою разумеющимся, что никого не удивило то, что Людочка Тюнина решила стать художницей. А когда диплом об окончании живописно-педагогического отделения Туркменского государственного художественного училища был уже в кармане, Людмила стала работать дизайнером, оформителем и художником в старейшем издательстве «Туркменистан», не отказываясь ни от какой творческой работы. Особенно нравилось иллюстрировать тексты художественных произведений, впрочем, это относилось и к оформлению журнальных статей. Слово подсказывало рисунок, фантазия – визуальное сравнение, прокладывая путь к эстетическому интеллекту, который оказался палочкой-выручалочкой не только в Туркменистане, но и в жизни на Ближнем Востоке.


Что и говорить, чувство прекрасного воспитывается и взращивается в нас средой – людьми, которые нас окружают. «Мои родители, – вспоминает Людмила, – никак не были связаны с изобразительным искусством, но в семье всегда поддерживали меня. Среди сестер я была младшей. И мне в семье подарили столько тепла, что его хватило бы на любое творчество. Я росла в атмосфере любви. И все в меня верили. Мне во всем везло на людей. Во время экзаменов в университет познакомилась с будущим мужем. Оба поступили, влюбились, поженились, родились две дочки… Правда, с таким семейством завершить филологический факультет не получилось, а муж закончил юридический факультет и хорошо по работе продвигался».


ИЗРАИЛЬ КАК ЕДИНСТВО МЕСТА, ВРЕМЕНИ, ДЕЙСТВИЯ И ТВОРЧЕСТВА


С 1991 года Людмила Беренштейн проживает в Израиле, в средиземноморском городе Ришон ле-Цион, в городе, который построили сионисты-романтики, превратив мечты в реальность. Творческий человек по природе – мечтатель. И мечты в итоге сбываются, но судьба нередко «задвигает» наши творческие планы в столь дальний ящик и на такое длительное время, что то, что казалось близким на горизонте, словно ускользает. Ты все время зависишь от обстоятельств, есть просто жизнь, в которой мы – женщины, в которой было много чего, а еще было много счастья, потому что праздник жизни всегда острее и ярче, если с тобой твои дети.
И вот дети выросли, отступила суета, и наступил момент заняться единственно главным – творчеством, которое, в какой-то момент, казалось, ушло из жизни.


У Н.К. Рериха есть слова: «творчество может развиваться лишь при свободе мысли». Верность этого суждения во многом применима и к судьбе Людмилы Беренштейн. Не случайно в своей автобиографии она пишет:
«С 1991 года живу в Израиле. Обосновались. Израиль приняли сердцем. Только вот нас, художников, в Израиле слишком много, чтобы всем устроиться по специальности. Но и здесь мне повезло – нашлась-таки для меня работа. Не в издательстве, но то, что мне по-своему нравилось. Работала дизайнером одежды. Все хорошо, зарплата, надо было обучать детей, и не было ни минуточки, чтобы просто рисовать <…>. И вот настало время, дети стали самостоятельными, пришло время вернуться к творчеству».
Вроде бы все так, но где искать творческое озарение? В чем его искать? Творческое состояние – особое состояние и особые условия, в которых рождаются нужные мысли, свежие идеи и образы, хотя со стороны кажется, что они словно приходят сами...
Но у каждого человека все это же происходит совершенно по-своему. Единство места, времени и действия (совсем, как в классике) решили все это в судьбе художницы: «В 2017 году меня приняли в члены Объединения профессиональных художников Израиля и Союз художников Ришон ле-Циона. На одном из форумов художников Ришона я познакомилась с замечательными художниками – Славой и Александрой Ильяевыми – яркими, деятельными, неформальными людьми. Сразу завязалась тесная дружба. Не перестаю повторять: «Мне везет на людей!!! Это счастье, что они вдруг оказались рядом, напомнив своим примером о том, что должно делать художнику. Такое общение с коллегами по профессиональному цеху, несомненно, помогает в реализации творческой деятельности. Новые лица, смена обстановки, новые визуальные пространства, соизмерение открытого географического пространства на воздухе, под открытым небом – с тем, что будет на холсте. Это естественное ощущение света, по которому тоскует душа, хотя ты не всегда осознаешь это».
Вот и мы с Людмилой уже не один год знаем друг друга, встречаемся на выставках и пленэрах, которые стали для художницы ощущением качественной стороны культуры творчества: «Пленэр позволяет расти профессионально. Для меня важно ощущать, что на само место пленэра я приехала в группе художников, с которыми мне приятно быть рядом, или это новые лица. Ощущение профессионального цеха меня организует. Мы выезжаем в любое время года, чаще всего рано утром, если очень жарко, выходим рисовать вечером.


Пленэр – это то, что очищает замыленный глаз и позволяет заново ощущать многообразие цветовых переходов, впечатление, что самих цветов стало больше. Пленэр учит замечать эти нюансы, поэтому каждая встреча с миром на пленэре по сути – новая.
А вообще, когда я начинаю работать, я уже никого не вижу и не слышу. Есть только природа вокруг, которая меняется за считаные минуты: солнце садится, меняется освещение, движутся облака, нужно собраться и максимально точно передать это состояние на холсте. На пленэре я ни от кого не завишу, сама выбираю свой ракурс, композиционно соответствующий моему холсту, и остаюсь одна с природой. Все неповторимо, сказывается световоздушная среда, ее перспектива, то есть изменение цвета предмета в зависимости от их удаленности, усиливается игра светотеней, контрастов и вдруг появляется цветонастроение. Ты становишься живописцем. Только работая на природе, можно приобрести этот опыт».


ПАЛИТРЫ ЗЕМЛИ ИЗРАИЛЯ
КАК ОБЪЕКТ ЖИВОПИСИ


Святая Земля как история, мифологема Книги Книг и как объект природы притягивала не одно поколение живописцев. Для художников, кому выпало жить в Израиле, притяжение Земли Обетованной остается не менее сильным. Яркое, жаркое солнце. Высокое, безбрежное небо. Бескрайние дали. Красноречивые камни. Волнующая светоцветовая гамма, поражающая контрастами, не характерными для зрительного восприятия тех, кто проживал в странах восточноевропейской диаспоры.
Израиль – солнечная страна. Однако климатические условия в разных районах страны резко отличаются. Израиль разделен на несколько климатических зон – от умеренной до тропической. Это влажное лето и мягкая зима на средиземноморском побережье. Это сухое лето и относительно холодная зима в горных районах, включая Иерусалим. В Иорданской долине царствует жаркое сухое лето и теплая зима, а в Нэгеве круглый год преобладает полупустынный климат. Дожди наиболее обильны на севере страны.
Для Людмилы Беренштейн – Земля Израиля – это объект природы.


Работы, составившие коллекцию «Мой Израиль», выполнялись художницей в период с 2018 по 2022 гг. на пленэрах, проводимых Объединением профессиональных художников Израиля и группой «Арт-Соль». Это 14 листов графики и 18 работ живописи – на холсте маслом. Две живописные работы поступили в ОДМ имени Н.К.Рериха в составе проекта «Притяжения» в 2020 году, одна – из коллекции Галины Подольской. И вот – настоящая большая коллекция, переданная Людмилой Беренштейн в дар музею в декабре 2022 года – картины живые, эмоциональные, овеянные дыханием этюдности, с цветонастроением, в котором живет стилистическая индивидуальность художницы.
В коллекции «Мой Израиль» нет студийных работ. Все работы выполнялись на пленэрах, отсюда ощущение, что их автор не копиист, а проводник природы. Это Израиль – глазами художника, когда над головою – небо, ноги стоят на земле, а на холсте запечатлен уголок мира, созвучный сердцу.


Сочинение по картинам – труд неблагодарный, особенно если ты находишься на вернисаже и сам созерцаешь живопись. Но экскурс по местам, нашедшим образное воплощение в работах Людмилы Беренштейн, на наш взгляд, важен для понимания образной созвучности самых разных достопримечательностей природы нашего края, творческой индивидуальности художницы.
Бескрайние просторы Иудейской пустыни. Величественный Нэгев. Пространство, воздух и библейский дух, когда сама природа этих мест подобна национальному эпосу. Но, когда по весне распускаются цветы, суровость уступает место легенде о любви, мгновения которой и определяют эмоциональный колорит пейзажей Людмилы Беренштейн.


А вот другая ипостась лика Святой Земли. В Иудейских горах рядом с городом Бейт-Шемеш, что дословно переводится как «Дом солнца», расположен католический монастырь молчальников Бейт-Джамаль, основанный салезианскими монахами в 1881 году. Название обители Бейт-Джамаль в переводе с арабского означает «Дом красоты». Иудеи связывают это место с историей Синедриона – с именем Рабана Гамлиэля бен Шимона ха-Закена Старшего. Христианская традиция утверждает, что здесь были похоронены святой Стефан и Никодим, снимавший тело Иисуса с креста. История и легенда здесь словно вросли друг в друга. Старинный монастырь славится производством оливкового масла и красного вина, что привлекает как паломников, так и нерелигиозных путешественников. Природная красота этого поразительного уголка Израиля покоряет – все словно просится на картину. И для Людмилы Беренштейн как художника это главное.


А вот другой живописный сюжет – юго-западный район Иерусалима Эйн-Карем – место, где располагается одна из самых значительных клиник Израиля – «Хадасса», где в синагоге находятся знаменитые витражи Шагала «Двенадцать колен Израилевых». И хотя «Эйн-Карем» дословно переводится «Источник в винограднике», объектом пейзажа стали оливы. Олива – символ жизни и символ природы Израиля – символ радости и бессмертия. Это оливковую веточку голубь принес в ковчег Ноя в знак мира между Богом и человеком.
Две работы в коллекции «Мой Израиль» посвящены Тверии. Зрительно – это гладь Тивериадского озера. Но сколько иудейской истории хранит это место. Напомним, что, согласно иудейской традиции, из святых городов на Земле Израиля – после Иерусалима – Тверия (Тивериада) считается вторым по святости городом. Согласно Талмуду, здесь находился патриарх Иаков, от которого и начинается родословное древо Двенадцати колен Израилевых – основы еврейской нации.


В коллекции пейзажей, переданных Людмилой Беренштейн в Одесский Дом-Музей имени Н.К.Рериха, есть работы, посвященные бедуинским поселениям. И это не случайно. Благодаря своим коллегам – Вячеславу и Александре Ильяевым – художница выезжала сюда и имела возможность достоверно передать их своеобразие на пленэре. Один из таких пленэров проходил в поселении Хамайса, расположенном в Иудейской пустыне, славящейся плодородными пастбищами. Перед нами – бедуинские кибитки и множество других атрибутов, по которым можно судить о своеобразии жизненного уклада, в котором объединились традиции, сохранившие отголоски язычества, христианства и ислама. Такова «вочеловеченная пустыня», завораживающая богатством красок.
Земля Израиля – левантийская земля, лики которой волнуют художницу как объекты образного воссоздания. Эта сила читается в мужественных профилях гор, льнущих к ним предгорий и тихих равнин, в которых читается женская мягкость.
А вот осенние виноградники кибуца «Лахиш». Они тянутся от равнин к предгорьям. Живые лозы с сияющими гроздьями даруют силу жизни, символизируя плодородие Земли Израиля, на которой и мы уже вырастили свое дерево. Каждый год оно расцветает по весне на Земле Обетованной, но в позолоте осенней кроны мы вспоминаем об Отчизне твоего детства. Работы Людмилы Беренштейн поражают искренностью, душевной уравновешенностью восприятия окружающего мира, любовью к нему и желанием сохранить на картине лучшее: «Сотри случайные черты. И ты увидишь: мир прекрасен!».


Мы давно проживаем на Ближнем Востоке. Однако некоторые из пейзажей – волнующе славянские. В Израиле действительно есть места, полные лирики созерцания, прелести неброских тонов, тишины тенистых аллей и уходящих вдаль дорог, что сродни славянской глубинке, – к примеру, на одном из подъездов к Иерусалиму – в еврейском поселении времен Царя Давида на территории кибуца Тель-Цуба.
А вот другой пейзаж – «Парк Аялон», поражающий яркостью колорита. Небо и земля словно слились с зеленью кустарника, бриллиантовой травой и сверкающими под солнцем желтыми хризантемами, что подобны тысячам солнц на земле солнца.
Земля Израиля – библейская земля, пространства и природные ландшафты которой сохранили ощущение древности, позволяя зрительно представить цветовую палитру земли истока истоков.


ИДТИ ПО ЖИЗНИ
В РИТМАХ ПРИРОДЫ…


Наше поколение выросло на замечательных иллюстрированных изданиях, когда параллельно с художественным произведением можно было увидеть его образы в графике. К сожалению, сегодня книжная иллюстрация как вид изобразительного искусства осталась лишь в детских книжках.
Четверть века моей профессиональной жизни было связано с литературоведением восприятием графики как органической части книгоиздания. Это объясняет некоторые из моих пристрастий и идею включить в коллекцию «Мой Израиль» графику, у которой есть своя предыстория вопроса, связанная не с восприятием красок природы, а с содержательной наполненностью мира и культуры.
Итак, с графикой Людмилы Беренштейн впервые я познакомилась в 2018 году – в процессе подготовки проекта «Шай Агнон как гений места» для Тернопольского областного краеведческого музея. Все художники представили работы с пейзажами или историческими достопримечательностями Израиля, так или иначе связанными с местом пребывания Агнона в Иерусалиме, Яффо и Тель-Авиве, а Людмила Беренштейн предложила цикл рисунков к произведению израильского прозаика. Это были акварели к роману Шая Агнона «Вчера-позавчера» – работы, в образах которых узнавался текст литературного произведения, достоверность понимания замысла писателя и «зримая атмосфера», в которой жил дух книги.

До Людмилы Беренштейн никто не иллюстрировал этот шедевр израильской прозы, хотя практика книгопечатания показывает, что иллюстрации к художественному произведению, как правило, обогащают восприятие художественного текста читателем. Так что, в определенном смысле, иллюстрации к роману носит эксклюзивный характер. Это обстоятельство даже раззадорило художницу: «Создавать что-то новое всегда увлекательно и интересно. Роман Шая Агнона «Вчера-позавчера» до проекта «ШАЙ АГНОН как ГЕНИЙ МЕСТА» я не читала. До репатриации мне не раз приходилось иллюстрировать книги для издательства «Туркменистан», потом был большой перерыв. Узнав, что предлагается тема, связанная с израильской классикой, решила ознакомиться с прозой Шая Агнона, купила книгу, прочитала роман – грустный, образный, странный, запавший в душу. И вдруг, словно что-то всколыхнулось. Приступила к зарисовкам – не то. Вижу героев, ключевые моменты сюжета, но чувствую, что иллюстрациям недостает ощущения достоверности эпохи. Посетила исторический музей – и сразу все встало на свои места – в предметном ощущении времени, о котором идет речь в произведении. Музейная экспозиция помогла ознакомиться с бытом и культурой переселенцев ещё не созданной тогда страны».
На смену первоначальному замыслу иллюстраций в карандашной графике пришла мысль об акварели, подчеркивающей текучесть стиля писателя и визуально отсылающей читателя к характерной для первой трети ХХ вв. традиции оформления книг, что, в свою очередь, также важно для понимания произведения Шая Агнона в культурном контексте его эпохи. Произошла «химия», которая, как правило, и определяет мыслящего художника.

У писателя и живописца – единый механизм творчества – встреча с миром и диалог с ним. От этого диалога зависит самореализация художника в конкретном жанре.
В коллекции графических листов «Мой Израиль» для Одесского Дома-Музея имени Н.К.Рериха представлена пленэрная графика Людмилы Беренштейн, являющейся катализатором мысли будущих произведений маслом. Это небольшие по формату рисунки, выполненные гелевой ручкой на бумаге. Каждая миниатюра – завершенная композиция, в которой все соразмерно и соподчинено друг другу. Объемные деревья, дорожки, устремляющиеся вдаль и словно взбирающиеся по холмам, горы. Дальний план – словно в зыбкой дымке. Объемный, прописанный, с подчеркнутой светотеневой игрою – ближний план, который мы мысленно пересекаем, устремляясь к высветленному центральному плану. Это то, что дает изображению глубину, задает ощущение пространства открываемого мира и всегда и неизменно в пейзажных рисунках Людмилы Беренштейн.


Независимо от того, какое географическое место является целью изображения, художница выбирает деревья, стволы которых наклонены, ветви и крона тронуты дуновением ветра. Нередко это деревья с фактурной, рельефной корой, по которой можно судить о том, сколько они уже повидали на своем веку, что там трава под ногами! Все это в целом сообщает зрителю ощущение движения изображаемого мира в целом и его частей. Перед нами – живой мир, каждая деталь которого по-разному освещена солнцем, неповторима и прекрасна по-своему, хотя природные ландшафты этого мира вроде бы и статичны. В этом взаимоотношении светотеневого движения и неподвижной поверхности земли завязывается композиция пейзажных рисунков Людмилы Беренштейн.
Хочу обратить внимание на еще одну особенность графической манеры художницы – это мягкость переходов теплых и холодных «оттенков черного», отказ от изобразительных контрастов с помощью белил. Это то, что придает ее работам естественную прелесть, отражая убежденность художницы: «во всех сферах жизни соблюдать гармонию, любовь к окружающему миру и идти по жизни в ритмах природы!»


ДАР НЕБЕС – ИТОГИ НА ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ


Известно, что творчество появляется там, где есть интерес к жизни. Без интереса к жизни – нет творчества. Людмила Беренштейн – динамично развивающийся автор. В течение последних пяти лет художница приняла участие более чем в 50 групповых выставках, проводимых по результатам участия в пленэрах. Природа – вдохновительница. Именно пленэры в составе Объединения профессиональных художников Израиля, группы «Арт-Соль» (это более 50 выездов), международные пленэры в Черногории и Сербии – стали для Людмилы Беренштейн идеальной рабочей средой для раскрытия ее индивидуальности. Опыт пленэрной работы, человеческих и профессиональных взаимоотношений в группе «Арт-Соль» по сути создали Людмилу Беренштейн сегодняшнюю – как носителя и творца израильской культуры наших дней. Художница постоянно совершенствуется, ее работы узнаваемы.
На мой вопрос: «нужна ли мотивация в работе», – Людмила ответила: «Потребность человека в искусстве необходима для развития духовной личности не менее, чем материальные блага. Мотивация нужна в любой работе, а в искусстве – просто необходима. Художник должен показывать свои работы на выставках, встречаться со зрителями и передавать им свой позитив, который он черпает у природы, работая на пленэре. Очень мотивирует покупка твоей картины – это некий двигатель к успеху».


У каждого человека свой опыт восприятия окружающего нас мира, в котором эмоциональное, сознательное и подсознательное совмещаются, когда объективное знание о мире становится субъективной составляющей нашего собственного бытия. Говоря о жизненном и творческом пути Людмилы Беренштейн, можно сказать, что в даровании ощущение природы стало определяющим в ощущении взаимосвязи себя с миром, перейдя в умение жить и творить в радость.
Людмила Беренштейн – человек интеллигентный и скромный. Но выставка-дарение – уместный повод для того, чтобы назвать музеи, в собраниях которых имеются ее работы: Новосибирский художественный музей, Дом-музей Б.М.Кустодиева – филиал Астраханской государственной картинной галереи имени П.М.Догадина, Бердянский художественный музей имени И.И.Бродского, Мелитопольский краеведческий музей, Тернопольский областной художественный музей, Тернопольский областной краеведческий музей, Херсонский областной художественный музей имени А.А.Шовкуненко, Одесский Дом-Музей имени Н.К.Рериха.


Работы художницы находятся в частных собраниях разных стран мира, в том числе Израиля, Украины, Черногории, Сербии, Афона (Греция). Не так давно в Ришон ле-Ционе в Доме художника состоялась ее персональная выставка. В течение последних пяти лет художница приняла участие более чем в 50 групповых выставках. 23 декабря 2022 года в Тель-Авиве, в центральном административном здании банка «Apoalim» открылся благотворительный проект «Израильское искусство – 2022», объединивший более 500 художников, скульпторов, мастеров фотографии Израиля. Доходы от мероприятия предполагается направить организациям помощи подросткам из групп риска. В день открытия вернисажа работа Людмилы Беренштейн была приобретена одним из меценатов.
Работа Людмилы Беренштейн была помещена на афише пленэрной выставки Объединения «Арт-соль», состоялось в Культурном центре «Мусава» в Хайфе (25 декабря 2022 г.). Мероприятие проводилось в рамках ежегодного месячника «Праздник праздников», объединяющего зимние праздники иудеев, христиан и мусульман.


«Мой Израиль» – коллекция живописи и графики, переданная Людмилой Беренштейн Одесскому Дому-Музею имени Н.К.Рериха, – дар сердца израильской художницы музею страны дружественной культуры. 14 января 2023 года в ОДМ имени Н.К.Рериха состоялась персональная выставка Людмилой Беренштейн, на которой и были представлены все работы.
Душа – живая травинка
Земля Израиля – земля, с которой мы связали свою судьбу. Но, зная «за» и «против» теперь уже своих палестин, мы любим эту страну как часть собственной жизни, – любим и созидаем своим творчеством…
Земля Израиля – земля библейских пейзажей – бескрайних и бесконечных.
Ты растворяешься в ее красках и черпаешь себя в них.
И любуешься многоцветьем мира, и полевыми цветами, и ширью просторов.
И сквозь тугие травы, колоски ячменя и прозрачного щетинника – трогательными всплесками – волнуется твоя душа, как живая травинка в разнотравье у подножья тысячелетней оливы.
Окидывая взглядом переданную Людмилой Беренштейн коллекцию, получаешь целостное представление о Земле Израилевой и ее исконной красоте, дарованной Всевышним.
Таков израильский пейзаж, родственный натуре Людмилы Беренштейн.


Елена ПЕТРЕНКО


С ЛЮБОВЬЮ
К ИЗРАИЛЮ


Рисунки Людмилы Беренштейн выполнены рапидографом — черной капиллярной ручкой на листах из блокнота небольшого формата — 14 х 20. Для работ характерна четкость рисунка и отточенность, рельефность и структурированность, проработка деталей и контрастность на маленьком пространстве белого поля.
У художника с собой всегда находится записная книжка, в которую он заносит свои дорожные впечатления подобно тому, как это делают писатели, поэты, музыканты. Порой эти наброски — самые первые и непосредственные впечатления — ценятся больше, чем разработанные сюжеты на полотнах, так как передают энергетическое состояние местности, объединенное с энергетическим эмоциональным и ментальным состоянием художника. Порой важен не только переданный пейзаж, но и выбранное место самим художником, та точка, в которой он находился во время работы над произведением, а также: почему именно этот объект выбран для рисунка?


Зарисовки Людмилы Беренштейн носят топографический и топонимический характер, но одновременно отражают географию путешествия по Израилю. Многие места не носят броских исторических названий, они скромны в настоящее время, но вполне возможно, что именно в этих местах в прошлом бурлила жизнь, жили люди — любили, творили, развивались, боролись. Знаменитый персидский поэт, философ Омар Хайям писал в своих рубайи:

Поглядите на мастера глиняных дел:
Месит глину прилежно, умен и умел.
Приглядитесь внимательно: мастер безумен,
Ибо это не глина, а месиво тел!

Так, в небольшом местечке Таль-Шахар — в 28 км от Иерусалима, внимание художника привлекли подсолнухи, которые Беренштейн и зарисовала. Подсолнухи выписаны густо, энергично, привлекает внимание контраст: одно растение поникло, а второе стоит с поднятой головой. Сюжет психологичен — в жизни растений есть моменты, напоминающие жизнь людей. Название этого растения происходит от СОЛНЦА, произрастает в разных странах мира, растет и в Израиле. Все подсолнухи объединены в одно содружество СОЛНЦЕМ, которое светит для всего человечества, проживающего в одном доме — на планете Земля. Таким образом, простой рисунок под названием «Подсолнухи» разросся до планетарного размера общего бытия всех царств природы под СОЛНЦЕМ.

Маленькое местечко Штулим также расположилось недалеко от Иерусалима — в 48 км, вблизи от реки Лахиш.
На рисунке — это небольшая река, в изображении которой художник использовала поле белой бумаги, а перекинутый небольшой мост усиливает впечатление, что это — река. Место уютное, спокойное, на переднем плане густая растительность, но уже с вторжением цивилизации. На дальнем плане — современный электрический столб с проводами. Удивительно, что окружающие зеленые растения создают впечатление тихого пейзажа, не свойственного Израилю, и только название работы говорит о топографии места. И в тоже время, благодаря рисунку зритель знакомится с рекой, впадающей в Средиземное море вблизи города Ашдода, пройдя 70 км своего бега. А в устье реки в 1996 году основан парк Лахиш — Ашдод.

«Набережная Пальмахима» — так назвала художник свою работу. Набережной в привычном смысле этого слова на рисунке нет, так как Пальмахим — это один из последних диких пляжей, характеризующийся дюнами и сохранившийся в Израиле. Находится на территории природного заповедника — Национального парка Хоф-Пальмахим и расположен вблизи города Ришон-ле-Цион. Что интересно, на диком пляже обитают морские черепахи, где они откладывают яйца и вылупившиеся маленькие черепашки без потерь уходят в Средиземное море. Беренштейн в своей работе едва касается темы дюн, дает только намек — на одной из дюн растет пальма, но весь передний план занят двумя деревьями своеобразной вогнуто-выпуклой формы. Из деревьев, возможно, ушла жизнь, но они застыли подобно «соляному столпу». Изгибы деревьев создают иллюзию движения, какого-то обращения к небу. Удивительно, как много дает воображению зрителя простой рисунок. Нужно отметить, что место Пальмахим древнее, историческое, так археологи на территории парка нашли погребальную пещеру времен Рамзеса II — египетского фараона, датированную около 3300 лет тому назад. Казалось бы, рисунок «Набережная Пальмахим» — скромен, но какая древняя история открывается благодаря художнику. И вновь приходит на память четверостишие Омара Хайяма:

Мир — мгновенье одно, и я в нем — мгновенье одно,
Сколько вздохов мне сделать за миг суждено?
Будь же весел, живой!
Это бренное зданье Никому во владенье навек не дано.

В рисунках Беренштейн представлены и другие парки: парк Хорашет вблизи Тель-Авива, парк Мегиддо и парк в Джамале. Парк Мегиддо находится на севере Израиля в долине Изреель. Является объектом Всемирного наследия, полное название: Национальный парк Тель-Мегиддо — историческое место, которое в его греческом звучании известно как Армагеддон. В этом месте находятся и развалины города Мегиддо. Беренштейн обходит стороной печально известные места и изображает дорогу в парке, уходящую вдаль туристического маршрута. Вдали намечены холмы, растительность, а на переднем плане — большое дерево с изгибами, выстоявшее в борьбе за жизнь. Справа — огороженный холм с одиноким деревом — мирная жизнь, мирный ландшафт. Если бы не обозначенное название, едва ли кто-либо узнал в скромном рисунке когда-то грозное место страшной битвы, напоминающее человечеству о возможном грозном будущем, которое не должно повториться.


Николай Константинович Рерих (1874-1947) — выдающийся художник, мыслитель, писатель, ученый, автор международного юридического Пакта (Договора) об Охране научных и культурных ценностей в военное и мирное время написал несколько вариантов картины под названием «Армагеддон» (1930-е гг.) — как предупреждение людям о возможности повторения трагедии, если не произойдет духовных изменений во всем мире. В очерке «Индия» в 1940 году Рерих обращался к человечеству: «Нужно во что бы то ни стало защитить Искусство. Грохочет Армагеддон. Искусство и Знание — основа Эволюции. Искусство и Наука необходимы всегда, но в наши дни Армагеддона их следует особо беречь всеми силами души. Глубокое заблуждение полагать, что в тревожные времена можно игнорировать культуру. Напротив, в период войны и отсутствия понимания между народами необходимость культуры чувствуется с особой остротой. Без Искусства гибнет национальный дух. Без Искусства меркнет свет нации. И это не утопия. История человечества изобилует примерами того, как Искусство становится великой путеводной звездой во времена бедствий. Ученые утверждают, что цвет и звук — универсальные средства от всех зол. Красота и гармония усмиряли даже диких животных. Пусть же снова зазвучит священная флейта Бога Кришны... Во время войны давайте подумаем о будущих днях мира, утвержденных созиданием, трудом и красотой». А после окончания Второй мировой войны, в сентябре 1945 года, в очерке «Армагеддон Культуры» Н. К. Рерих поднимал вновь тему Армагеддона: «Нам пишут: «Армагеддон кончен». Отвечаю: ничуть не бывало! Кончен Армагеддон войны, а теперь на человечество надвинулся Армагеддон Культуры. Егце более трудный! Человек, смятенный, истощенный, духовно обнищавший, должен сокрушить многих ехидн невежества. И много этих ядовитых кобр, заползающих в жилища... Итак, будем помнить, что сейчас протекает Армагеддон Культуры, и безбоязненно принесем наше мирное оружие — оно непобедимо».


В парке Хорашет, находящемся в Тель-Авиве, выписаны различные породы деревьев, отстоящих друг от друга на значительном расстоянии, что дало художнику возможность хорошо подчеркнуть тени от деревьев, сливающиеся в одну общую тень. Умение передать отбрасываемые тени, характерные для определенного места, определенной страны, определенного географического положения, — является высшим мастерством художника.

Бейт Джамаль, обозначенное художником в надписях как монастырь и парк, является также историческим местом. В первую очередь хочется сказать не о монастырях, основанных в 1881 году монахами-салезианцами, но о пещере отшельника, в которой погребен великий мудрец Израиля — раввин Гамалиил — учитель апостола Павла (Савла), жившего в эпоху Второго Храма. На двух рисунках Беренштейн нет пещеры, нет монастырей, нет Иудейских гор, но само название, авторские надписи будят воображение, дают искру для погружения в древнюю историю страны. На одном рисунке изображен старый-престарый пень, в прошлом с могучими, но высохшими корнями, напоминающими узловатые руки старого человека. Жизнь ушла, но крепки корни, вцепившиеся в землю и как бы обнимающие камень — последний оплот существования. На заднем плане, как контраст, выписана часть стоящего живого дерева. Второй рисунок также обозначен как «Бейт Джамаль. Оливка». На переднем плане стоит древняя олива, на ее стволе скульптурная картина как бы переплетенных тел, дающих простор воображению. Эта олива стоит на двух «ногах», между ними — проход в другое пространство заднего плана — напоминает оливы, сохранившиеся в Гефсиманском саду. Под сенью оливы стоит художник с мольбертом, спиной к дереву. А слева изображена открытая машина — так переплелись вечность и современность. Возможно, что Беренштейн намеренно не делала акценты на историчности места Бейт Джамаль.

Рисунок «Эйн Керем» передает вечную идиллическую картину — на скамейке расположились юноша и девушка, а над ними уходящий ввысь поток деревьев, ветвей винограда, создавших как бы пещеру для уединения влюбленных. В своем беге ветви буквально окутали все пространство и задрапировали почти сказочный дом со стрельчатыми окнами. Так и кажется, что ветви деревьев и винограда могут подняться до небес, как в знаменитой сказке. Само место Эйн Керем — это район в юго-западной части Иерусалима, переводится с иврита как «Источник в винограднике». В Эйн Кереме родился Иоанн Креститель и произошла встреча Девы Марии с Елизаветой — матерью
Иоанна; здесь же находятся храмы православной и католической конфессий. Но Беренштейн в своем рисунке вновь делает акцент не на исторических событиях, но следует за названием местности — «Источник в винограднике», хотя «Виноградной лозой» называли и Иисуса Христа: «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь».

Эйн Геди — в настоящее время — заповедник. Национальный парк расположился в Иудейской пустыне. Название переводится как «Источник козленка». В прошлом Эйн Геди — город, заложенный в VII веке до н. э., был стерт с лица земли военными сражениями. Ведутся археологические раскопки. Людмила Беренштейн обозначила название местности, но на рисунке нет самого парка, нет исторических развалин, но есть растение необыкновенной формы под названием «Бисмарк». Название полное — Бисмаркия благородная, или Пальма Бисмарка — названа в честь рейхсканцлера Отто фон Бисмарка — объединителя Германии. Художник изобразила дерево в расцвете лет с веерными листьями, прекрасно выписанными, с эффектом серебристых листьев и переданной энергией жизни. Интересно, почему именно этой породе деревьев дано название «Бисмарк»? Это еще один пример путешествия во времени благодаря названию рисунка «Эйн Геди. Бисмарк».

Кибуц Харель (Арель) находится вблизи города Бейт Шемеш. В этом кибуце необыкновенное множество различных растений. Кибуц называют «ботаническим садом». Садовник кибуца любит скрещивать различные растения, получать новые сорта. Рисунок изображает интим ныи уголок с высокими деревьями и заросшим входом в сад между двумя стенами забора, выложенного из природных камней. Кладка скульптурно-выпуклая и подчеркивает натуральность окружающего мира. Это место любят посещать туристы и проводить время в естественной природе, насыщенной красотой цветущих и плодоносящих растений.

Поселок Ган-Явне находится в 8 км от города Явне. Образованный в 1931 году поселок находится на выкупленной земле арабской деревни. Это место существовало и при британском мандате. Людмила Беренштейн исследует Израиль, ее привлекают и такие скромные селения. Во время войны за независимость Ган-Явне был в центре событий. На рисунке изображена аллея высаженных фикусов, известных еще под названием смоковница, фига — фиговое дерево, инжир, смоква, винная ягода. На рисунке изображена аллея фикусов религиоза (Ficus religiosa). Мощные деревья, прекрасно прописанные, серебристые, создают реальную картину физически ощутимых деревьев с мощными корнями. Извивы стволов создают картину движения, внутренней жизни с личным характером каждого дерева.

Вид из окна на город Ришон-ле-Цион, где проживает Людмила Беренштейн, изображает в черно-белом варианте рисунка — красочную картину цветущих растений в горшках и чувствуется солнечный яркий день, который каким-то образом удалось передать рапидографом. На заднем плане — традиционные высотные дома, а в промежутке между балконом дома художника и домами — буйная растительность, характерная для зеленого Израиля, построенного на песках и окруженного пустынями.

Прекрасный рисунок «Тель-Авив» — знакомая всем картина знакового города, в котором удивительным образом смешалось и уживается старое и современное. Высотные здания из стекла создают впечатление прозрачности, особенно красиво, когда в них отражаются лучи солнца и ночные фонари, создающие праздничное настроение. А ниже высотных домов, как бы по ступеням подбираются к ним старые строения квадратно-прямоугольных домов с плоскими крышами и установленными на них солнечными батареями. А еще ниже — одноэтажные строения.

В завершении описания рисунков осталась знаковая работа: «Кедронская долина. Гробница Авессалома». Изображена старая часть города Иерусалима — Кедронская долина, отделяющая Храмовую гору от Елеонской горы. Собственно долины на рисунке нет, но есть монументальное строение, высеченное в скале и примыкающее к ней «спиной». Характерный купол строения, обозначенное название — дают понять, что автор писала гробницу Авессалома. Над ней в гору поднимаются террасы, завершенные старым строением. В Кедронской долине протекает река Кедрон, впадающая в Мертвое море. У подножия Масличной горы находятся древние захоронения, в том числе и гробница Авессалома — сына царя Давида.

Художник Людмила Беренштейн соблюдает в творчестве свое жизненное кредо: воплощать красоту, поклоняться красоте — об этом она сказала в разговоре. И действительно, посещая различные исторические места, Беренштейн не бередит зажившие раны страны, но делает акцент на мирной жизни, природе, городском пейзаже — то есть окружающей красоте. Упоминамый персидский поэт Омар Хайям воспел красоту:

Я красоты приемлю самовластье.
К ее порогу сам готов припасть я.
Не обижайся на ее причуды,
Ведь все, что от нее исходит, — счастье.

В заключение пусть прозвучат слова вечного зова о Красоте — исполнителя воли Красоты — Николая Константиновича Рериха:

«Достоевский так сказал: «Можно ли сейчас говорить о прекрасном?» И можно и должно. Через все бури человечество пристанет к этому берегу. В грозе и молнии оно научится почитать прекрасное. Без красоты не построятся новые оплоты и твердыни.

«КРАСОТА СПАСЕТ МИР»


 

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.