РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Выставка Аркадия Острицкого в Центре наследия Менахема Бегина

Галина Подольская
Выставка Аркадия Острицкого в Центре наследия Менахема Бегина


У Шолом-Алейхема есть слова: «Каждая звезда – это душа человека. А куда идет душа, туда идет и человек». Когда я оказалась на выставке Аркадия Острицкого, мне показалось, что одна из таких звезд сейчас сияет в Иерусалиме - в Музее Бегина.
15 февраля 2024 года в Иерусалиме в выставочном зале Центра наследия Менахема Бегина состоялось открытие выставки израильского художника Аркадия Острицкого, творчество которого с полным правом можно назвать украшением израильского изобразительного искусства нашего времени. В экспозиции представлено 85 работ, выполненных художником в разные годы, отражая тематическую, жанровую и стилистическую многогранность художника, а еще – восхищая мастерством, с которым исполнены представленные на выставке работы, включая автопортреты. Не случайно произведения нашего мастера-современника имеются более чем в 20 музеях мира, среди которых музеи Израиля и стран постсоветского пространства, известные частные коллекции (к примеру, Флатто Шарона, часть которой находится в Медицинском центре Ицхака Рабина в больнице «Бейлинсон»).
Выставка в Музее Менахема Бегина – это ретроспективная выставка художника. Она приурочена к 75-летию Аркадия Острицкого и названа художником «Стране и мне – 75». И это не случайно, поскольку то, что представлено художником в экспозиции, отражает творческий путь Аркадия Острицкого в Израиле, монографически представляя каждый из этапов его творчества, позволяя проследить художественную эволюцию развития мастера.


Что мы знаем о художнике

Аркадий Острицкий живёт и трудится в Израиле уже 33 года, прибыл сюда из Молдавии (тогда МССР), проявил себя там в кино, графике, акварельной и пастельной живописи, городской и торговой рекламе. Его акварели регулярно выставлялись в центральном зале СХ Молдавии. Аркадий Острицкий родился в 1948 году в Кишинёве, выпускник кишиневского Республиканского художественного училища имени И. Репина. Работал в кино, рекламе, занимался книжной графикой, акварелью, масляной живописью, скульптурой, преподавал.


С 1991 года А. Острицкий живет и работает в Израиле. За эти годы написал сотни картин. Вышли в свет книги с его иллюстрациями. Оформил учебник Танаха для средних школ (Тель-Авив, 1999). С 1995 по 2001 годы преподавал изобразительное искусство в школах, йешиве «Двир» в Иерусалиме и «Кирьят-Ноар» в Рош-Цурим. Работал Арт-директором на киностудии традиционной анимации АРТИМА в Тель-Авиве.
Аркадий Острицкий - член Объединения профессиональных художников Израиля и Евразийского Художественного Союза, участник многих выставок на прежней родине, в мире и у нас в стране. Работы Острицкого украшают экспозиции более 20 музеев разных стран. Он участвовал и стал первым в более 30 международных конкурсах в Израиле, Испании, Италии, Китае, России, Чехии и др. В 2018 году награждён дипломом и памятным знаком Николаевского музея им. В. Верещагина за триптих «Василий Верещагин. Притяжение Вечности», а в 2021 году был удостоен звания лауреата 1 степени Российской Премии Искусств и медали имени Василия Сурикова.


Художественный сионизм

Итак, «Стране и мне – 75» - два юбилея. При этом к юбилею страны Аркадий Острицкий подошел как к художественной историографии – от танахической ретроспективы, картинок из жизни восточно-европейского местечка, до современности, что дает целостное эстетическое представление – бытие социума евреев в мире. Это высокий эпос исхода и поданная с мягким юмором характерность еврейских персонажей в местечке. Важно, что и то и другое отражает исконное стремление евреев о возвращении к национальной государственности. Наверное, в этом и заключается художественный сионизм Аркадия Острицкого как изобразительный ответ на вопрос, почему Земля Израиля по праву является единственным местом страны, как земли обетования для евреев. Тут и современные страницы нашего государства.


Картина Острицкого «Горизонталь и вертикаль» воплощает противоречия современного бытия, подобно драматическим «Вратам Ада» Родена. А вот картина «Крик 2000» - люди в «ковидных масках» - непреложном атрибуте нашего костюма во всех общественных местах в дни коронавируса и ужас потери идентичности, одиночество маленького человека в обезличенной толпе. Эта «норма» ненормального мира, в котором все напоминает недоумков с «Корабля дураков» Босха. К счастью, этот «ковидный памфлет» мира наизнанку в стиле Босха – единственный на этой выставке. Нужно было поставить свою художественную точку. Ну, не может художник жить в безвоздушном пространстве, уродующем самое главное, что есть на земле, – ЧЕЛОВЕКА. Неприятие одураченного мира перешло в потребность припасть к национальным корням, которые держат нас на Земле Израиля.


При этом Аркадий всегда остается мастером созданного им мыслеобраза, продиктованного избранной темой. Так в дни коронавируса художник создаёт цикл картин, запечатлевший галерею характерных собирательных образов восточноевропейского местечка – музыканты, портные, башмачники, часовщики, пекари, водовозы. Работы изумляют театральностью мизансцен, пластичностью образов, динамичностью характеров, контрастными жизнеутверждающими цветами. Это галерея веселых жанровых картин о повседневной жизни наших бабушек и дедушек, говоривших дома на идише с присказкой «в будущем году в Иерусалиме». Сколько жизненной силы, радостных красок Возрождения и жажды жизни в этих наших корнях! Это их потомкам было суждено осуществить мечту о создании Еврейского Государства, которому сегодня – 75 лет.


Аркадий Острицкий считает для себя символичным то, что он родился в год создания Государства Израиль. От себя добавлю: «Так распорядились звезды, чтобы Аркадий Острицкий стал художником Израиля».
У поклонников искусства и широкого зрителя есть возможность полюбоваться этой по сути музейной экспозицией до 12 марта в любой день, кроме шабата. Но вернемся к вернисажу, среди посетителей которого было немало деятелей культуры, представители мэрии, художники и просто любопытные. Автора тепло поздравили советник мэра Иерусалима Елена Жаровская, представитель музея и организатор выставки Ехиель Фишзон, доктор филологических наук, искусствовед Галина Подольская, художник и куратор множества выставок Андриан Жудро, архитектор Михаил Каплан и другие. Каждый отметил мастерство художника, разнообразие тем и композиций, крепкий рисунок, яркость и сочность красок, атмосферность, глубокое проникновение в суть предмета, душевность и теплоту, философское видение и внимание к деталям изображаемого. Выставка создала у всех, на ней присутствующих, замечательное позитивное настроение, столь редкое у нас, в такое непростое военное время.


Метафорический реализм
В «Алисе в стране чудес» Льюиса Кэрролла есть слова: «Если в мире всё бессмысленно, – сказала Алиса, – что мешает выдумать какой-нибудь смысл?». Так почему бы не переиначить эту мысль на свой лад, но так, чтобы живописно в ней поселилась красота и философия как мудрость мира одновременно? Искусство непредсказуемо, поскольку в его основе лежит вневременное понимание красоты и гармонии. Но в самой природе искусства заложена возможность бесконечного прочтения традиционных сюжетов и изобразительных форм, одушевленных индивидуальностью художника.


Метафорический реализм – заветная ипостась творчества Аркадия Острицкого. Не знаю, по каким причинам, но больше 15 лет художник вообще не выставлял работ этого удивительного направления в своем творчестве, а жаль. В век засилия информации, псевдомифологии, чудиков, эльфов, инопланетян поучительно вспомнить, как художник умеет найти свою идею, чтобы наделить мир изобразительного «фэнтези» такой красотою и любовью к этому миру, что представленные на выставке произведения, созданные почти 30 лет назад, и сегодня кажутся элитарными.


В диалоге со своими почитателями на своем персональном сайте художник так сформулировал: «В 1990-е годы метафорический реализм стал для меня выразителем главной цели искусства, синтезом несовместимого, глубиной выражения и недосказанностью одновременно. Почему? В метареализме заложена метабола – сплав вневременных перемещений и превращений, загадка, призыв к размышлению. Главное, что в этом нет разлада. Это мировосприятие, в котором утверждается прекрасное и духовное как реальное. Именно в таком сочетании для меня и заключается единственная целительная природа творчества. Когда я художественно открыл для себя метареализм, то ещё увлекался сюром. “Покатило” так, что образы рождались словно во сне, обогащаясь по ходу работы. Получался такой живописный сюр, словно ничего другого вокруг и не существует вовсе. Но однажды наступил момент, когда я почувствовал, что сколько бы ни играть с темами – это всегда пути, пройденные Сальвадором Дали. Тот работал с подкоркой и подсознанием. И на определенном этапе я научился следовать “урокам” Дали. Но потом стало волновать иное: захотелось найти свои эстетические смыслы предмета, спрятать найденную концепцию в метафору – спрятать так, чтобы в самой композиции ничто не сопротивлялось широкому восприятию, чтобы зритель вслед за мной мог прочитать эту метафору и «перевести» ее с языка живописи в литературный язык. По сути, метафорический реализм – разновидность формотворчества, но не такая, как когда-то предложил Малевич, а с учетом всех этапов развития искусства, в данном случае – моего представления о синтезе искусства и философии».
Метареализм Острицкого - это нечто близкое сюрреализму – это стиль «фэнтези», сочетающий яркость, неожиданность цветовых решений современной рекламы с классическими приемами живописного исполнения. Однако по «механизму исполнения» в метареализме А. Острицкого заложена сюжетность, характерная для европейского искусства начала ХХ века, – так, например, молодой Шагал зашифровывал в своих работах идишистские пословицы и поговорки. Художественно-ассоциативный мир А. Острицкого всегда конкретен и носит литературный характер.


Метафоры Аркадия Острицкого всегда живописны и читаемы нередко за счет скупых консервативных изобразительных средств, в которых оживают очеловеченные композиционные решения. Например, художник вписывает в горный массив водопад, по очертаниям напоминающий купающуюся Саломею с «ниагарой» струящихся волос. Робкая радуга уравновешивает избранную композицию, живописно опоясывая «талию» водопада. Так в картине «Водопад» метафора «водопад твоих волос» прижилась и живописно выглядит более выразительной, чем едва ли не стершийся в слове образ. На таком же приеме строится и работа «Пробуждение Нептуна». Над необозримыми водными далями морская нимфа, распустив волосы, приготовилась прыгнуть в воду. От этого зависит, проснется ли Нептун. Художник строит свою работу таким образом, что на фоне завораживающего, зовущего морского пейзажа первична нимфа, а Нептун – вторичен. Вот почему пробуждение морского владыки зависит от реакции нимфы – дочери стихий воды и воздуха. Помню, как в 2007 году на выставке в музее «Тальпиот» в Иерусалиме, которого, увы, ныне не существует, меня поразили сюрреалистические композиции построения образов, когда каждый самостоятельный при близком рассмотрении предмет, лишь стоит отойти на несколько метров, превращается в деталь нового образа. А стихия воды подчеркивает зыбкость и естественность этих претворений и переходов.
Не менее живописно и предельно понятно читается полотно «Дама сердца», на которой изображен рыцарь времен короля Артура, в сердце которого живет Прекрасная дама.


Метафорический реализм подарил художнику ощущение себя в эстетико-интеллектуальном эксперименте, как лоциям в океане мифологических, исторических и литературных сюжетов, фантазии в сопряжении жанров, работе на грани классицистического, романтического, реалистического и сюрреалистического стилей в их динамическом сопряжении - грань сопряжения каждый раз разная, но это всегда художественная мера красоты.
Вспоминаю популярные в 1990-е годы «кирпичики фэнтези» с обложками Бориса Валеджо, фантастическими чудовищами, обвивающими тела прекрасных женщин… Каким таинственным миром казалось это тогда, но «цветы зла» Валеджо так и остались в моей памяти непознаваемым демоническим эстетством. Метафорический реализм Аркадия Острицкого – другой (и в этом принципиальная разница) - он познаваем и узнаваем зрителем. Рассматривая картину, ты ощущаешь, как визуализация включает твой интеллект. Это метафора, заново оживающая в художественной реальности, окутанной культурными контекстами во имя нового образа, подобного рождению Афродиты из пены морской…


Магия портрета
Портрет – один из любимых жанров художника. В разные периоды творчества им были созданы стилистически самые разные портреты – в зависимости от конкретно поставленных задач.
Представленные на выставке женские портреты – реалистические и психологические, но по эмоциональному настроению сродни неоромантизму. В них индивидуальность и обобщенность. За внешним портретным сходством – характеры людей – представителей своего времени, социальной среды, с чертами национальных особенностей. В этой связи уместно привести слова самого А. Острицкого: «Я люблю человека как вид, всегда ищу в нем прекрасное. Ищу и нахожу, потому что оно там есть. Красота – моя религия».
Интересно сравнить портреты 1960–1980-х годов с серией женских образов, созданных А. Острицким в 1990–2000-е годы в эстетике салона. Легкие, изящные, летящие, в льющихся прозрачных одеждах, пронизанные солнцем, теплым дыханием ветра, ароматами цветов и духов, словно парящие в пространстве холста, красавицы. Художник писал их так, как когда-то Рафаэль свою Форнарину – сначала обнаженной, а потом – в одежде мадонны. Одевая своих красавиц, А.Острицкий использует этот ренессансный рецепт. А. Острицкого – в стилизованные наряды всех времен, народов и направлений живописи. «Природа всё распределяет гармонично, – говорит художник, – у женщины всегда всё уместно, хотя может не быть осиной талии или пышной груди. Для художника порой это лишь добавляет шарма. Женскую красоту нельзя втискивать в прокрустово ложе. Она непредсказуема в своей вариативности». Не случайно А. Острицкий делал копии женских портретов Сезанна, Дега, Ренуара для коллекции копий работ знаменитых художников (Флатто Шарона).


А вот другая ипостась А. Острицкого – портретиста-психолога. Галерея портретов дочери Софьи – одна из лучших у художника. Работы эти были представлены на выставке «Этот прекрасный и разный мир» (Иерусалим, 2007). Портреты до боли родных и близких людей. Вот они-то, как правило, и не хотят позировать, словно «роль себя в портрете» им не нужна по жизни. Как всё раскрыть и не солгать ни себе, ни близким? В разговоре со мной Аркадий нечаянно обронил: «Я написал Полину в платье, в котором она была в день, когда мы с ней познакомились. С тех пор, сколько бы я ни брался писать Полину, мысленно я всегда возвращался к этому платью». Вот так в один день девушка стала женой и Музой, и редкой помощницей в трудные минуты. Портрет Полины визуально точен, доброжелателен. Полина – это всегда тепло, это мягкость и опора, нежность и сила, это надежность и крепость, позволяющая художнику парить, не разбиваясь о камни.


В творчестве Аркадия Острицкого особое место занимают портреты раввинов, находящиеся в Астраханской государственной картинной галерее имени П.М.Догадина и Уманском художественном музее. Это портреты выдающихся художников, среди которых «И.Е.Репин в Гефсиманском саду» (Харьковский художественный музей), гигантский триптих о В.В.Верещагине, находящийся в центральное фойе Николаевского областного художественного музея имени В.В.Верещагина. Как правило, в таких работах художник делает цитатные отсылки. Например, «Верещагин в Иерусалиме» изображен им на фоне его знаменитой картины «Стена Соломона», а «Верещагин Самарканде» на фоне мавзолея Гур-Эмир, который так любил живописать Верещагин, припоминая годы жизни в Туркестане. Сегодня на выставке в Иерусалиме мы видим портрет Н.И.Фешина – «художника художников 20 века» - гордости России и США, где он был знаменит в равной мере. А.Острицкий изображает Н.И.Фешина на фоне его хрестоматийно-знаменитого этюда с пылающей осенью в Нью-Мексико. Фешинский профиль кому-то может показаться соцреалистическим, но напомню, что по характеру Н.И.Фешин, несмотря на мягкость автопортретов, был ой-ей-ей каким крепким орешком и очень решительным человеком. Замечу, что все эти портреты поражают историко-стилистической точностью.


А вот портрет Шота Руставели, созданный художником в год 850-летия со Дня рождения великого миротворца, - произведение, обращенное к страницам истории Земли Израиля и Грузии.
Сколько же раз я видела этот портрет в интернете, но как же прекрасен оригинал (слава Богу, что пока еще есть «живые выставки»)! Художник изображает Шота Руставели на фоне Монастыря Креста в Иерусалиме - места, где находится фреска, выполненная великим посланцем царицы Тамары.


Известно, какой поразительной способностью озвучивать изображение, переводя его на язык слова, обладает жест как самостоятельный пластический смысл. Портрет Шота Руставели в полном смысле меня очаровал, окутав аурой эпоса «Витяза в тигровой шкуре». Поза Шота Руставели полна благородства, кажется, что он отвечает на наше приветствие, словно мы общаемся друг с другом. Он поклоняется Земле Израиля, приютившей его перед тем, как покинуть мир навсегда. Там же, подняв облако пыли, с разбегу остановился, как вкопанный, его чёрный всадник-витязь, похожий на фоне стены, на мистический знак, и зазывающий мудрого старика, исполнившего свою миссию на Земле, за собой в иной, возможно лучший мир.


Созданный Аркадием Острицким образ грузинского поэт XII века, ставшего первым послом своей земли в Землю Израиля, поражает благородством и мудростью. Превосходно прописаны мудрые седины Руставели – каждый волосок. Его волнистые пряди и борода не просто романтически развеваются, они передают энергетику духовной мощи выдающегося поэта и миротворца. В этой связи напомню, что Шота Руставели был не только настоятелем монастыря в Иерусалиме, но и создателем первой монастырской библиотеки, в которой были представлены рукописи на грузинском языке. Гусиное перо – в головном уборе – письменный атрибут поэта, а не украшение шляпы придворного. В верхнем правом углу картины – плоды алых гранатов, символизирующие у народов Кавказа плодородие, удачу, богатство, молодость, а на Земле Израиля – плодородие и 613 заповедей евреев.
От себя замечу, что на сегодня – это единственная в Израиле работа, на которой Шота Руставели изображен как символ мира, а точнее – песнь о мире между нашими странами и культурами.


Другой блок представленных на выставке портретов составляют автопортреты разных лет, на которых мы видим юбиляра от времен, когда, перифразирую классиков, «надежды юношей питали», а ныне – сам себе опора… Все портреты выполнены в разных техниках и манерах всех «измов» 20 века – от импрессионизма, кубизма, авангардизма, реализма и проч. Однако основой для художника остается – реализм. Особенно хороши автопортреты последних лет. Замечу, что автопортрет – один из самых интересных жанров психологического портрета, поскольку художник, как правило, изображает таким, каким он себя видит. И дело не только в портретном сходстве. Как правило, художники изображают себя с кистью в руках, идентифицируя себя с профессией. А вот, Рубенс писал себя только важным вельможей, собственно, он и был таким, поскольку был принят в королевских домах. На автопортретах последних лет Острицкий – всегда доброжелательный мыслитель. Почти 20 лет я знаю Аркадия, его подход к предмету изображения – это тема, ее изучение, жанровое осмысление, композиционное построение, заготовки к образам. И лишь потом – работа…
А вот еще одно открытие – на выставке в Музее Бегина – на столе рядом с пригласительными билетами лежал альбом со стихами и картинами Аркадия Острицкого, можно было посмотреть видеоролик со стихами художника.


Просто пейзаж
Аркадий Острицкий – мастер пейзажа, участник всех пленэров Объединения профессиональных художников Израиля, бывал на международных пленэрах. Замечу, что многие из его пленэрных работ с пейзажами и архитектурными достопримечательностями Израиля имеются в собраниях музеев Азербайджана, Беларуси, России, Украины, Узбекистана, Казахстана. Оставаясь верным натурным предпочтениям, художник находит новые повороты. Эта особенность Острицкого-пейзажиста заявила о себе уже в студенческие годы Фотографическая точность и настроение состояние одновременно. Достаточно посмотреть на представленные на выставке работы – это Масличная гора с гробницей Авессалома, места в Иерусалиме, красавица-Хайфа. Всё подано с ритмической уравновешенностью, которая ведет зрителя вслед за взглядом художника - «цвет в цвет», «мазок в мазок», словно другого пути нет и быть не может.


Характерность настроения присуща и акварельным этюдам Острицкого-мариниста, среди которых заметная роль принадлежит морским пейзажам, позднее выросшим в полотна умиротворенной или пробудившейся стихии, искони олицетворяющей сильные человеческие страсти. В этой связи очевидна и одна из лучших картин Аркадия Острицкого «Море» - картина, находящаяся на центральной стене экспозиции. Она приковывает взгляд настолько, что ты замираешь, словно становясь одной из его волн, слыша шепот вечности.
Когда я взглянула на это полотно, не могла поверить: эту ли картину я видела в 2007 году? Маловероятно, чтобы художник переписывал ее. Спросила Полину. Она ответила: «Ну, конечно же, это то самое наше «Море», которое дома всегда висит на стене. Просто Аркадий каждый год его переписывает. Изначально оно было спокойным, а теперь – штормовое, с серебряно-стальным отливом». Вот такой «палимпсест» собственной картины, от которого за годы дорисовок картина «по весу утяжелилась» вдвое, но и стала вдвойне прекраснее.


Рождён свободным. Исход
Центральной работой выставки является большое полотно «Рождён свободным. Исход». Она открывает выставку, а по сути, подсказывает пути понимания некоторых деталей картины. И наоборот – после просмотра выставки понимаешь картину больше. Перед нами - двукратно увеличенный и дополненный авторский повтор картины «Ночь Исхода», которая была создана художником в 2010 году и вошла в мою книгу «Современное Израильское изобразительное искусство с русскими корнями» (2011). После выставки в Музее Танаха я ни разу не видела этой картины. Прошли годы, и вот её «взрослая сестра» - передо мной. Вот радость встречи! Картина не стала менее прекрасной, но изменилась я как зритель.
«Рождён свободным. Исход» – одно из самых значительных произведений художника из цикла «Надежды праотцов», над которым он стоически работал многие годы, и не удивлюсь, если эта серия пополнится новыми работами на сюжеты Торы. Художник не случайно поставил ее на пригласительный билет и открывает ею выставку. В этом заключена принципиальная позиция автора: «здесь» и «сейчас» на исторической родине своего народа и ощущение себя его частью.


Перед нами - масштабное эпическое полотно, многофигурное, сюжетное, повествовательное, со своим ритмом и характерами. На нём – более сотни фигур, среди которых около тридцати портретов конкретных людей, ставших живыми моделями для создания танахических образов. Все они гармонично вписаны в канву произведения. А сама «Ночь исхода» вместе с тремя другими полотнами этого цикла была впоследствии приобретена алма-атинской галереей «Арвест». Я знала об этом факте и радовалась за признание художника, грамотных специалистах, заботящихся об уровне галереи. Но меня не покидало чувство, что художник остался без своего любимого дитя, потому что то, что сделал Аркадий Острицкий в своей работе – в рамках сюжета «Исхода» до него не сделал никто. Мы входим в нее, как в Зазеркалье истории алии.


Картина интересна по замыслу, по драматургии, выстроенной художником, который рассказывает нам историю с достоверностью очевидца. Если вы спросите у художника, какую площадь занимает изображенный им эпизод, сколько метров он изображает на дальнем плане. Он ответит на все вопросы: сколько людей, овец можно включить на эту площадь. Включая историю костюма, ремесел, жизни и быта евреев в Египте. Трудно сказать, чего не знает художник. Это не костюмированный карнавал, а в полной мере историческое полотно. Это не только исход – освобождение от рабства, но и своеобразный портрет «первой алии», связавшей евреев с землей Авраама.


21 век многое изменил в системе принятия искусства. Сегодня каждый из нас делает фотографии камерой мобильного телефона и с полным правом может утверждать, что это здесь и сейчас то, что он увидел. И этот взгляд претендует на авторство. Иное дело с изобразительным искусством как ремеслом. Все библейские сюжеты уже были написаны когда-то и кем-то. И то, что дошло до нас, создано безусловными гениями, которых «процитировать» в живописи может далеко не каждый современный художник.
Аркадий Острицкий – художник, владеющий всеми видами изобразительного искусства. Но вернемся к конкретному произведению. Работа выполнена в стилистике европейского барокко, построена на контрастах света и тени и характерной для этого стиля цветовой палитре. Такой работе, конечно же, место в храме. По сегодняшним меркам сам «формат» произведения – функционально музейный с точки зрения мастерского исполнения и тематической значимости. Но, когда ты находишься тет-а-тет с картиной, визуальное ощущение, что выставку удостоили включением картины из храма, не покидает. По масштабу библейской темы, стилистике и цветовым контрастом барокко. И все-таки – она совершенно новая, поскольку запечатленные на ней лица никогда прежде не изображались – это лица наших современников – алии нового времени. Остановимся на некоторых на них. Вот еврей с барашком на плечах – это Иосиф Копелян, основавший объединение профессиональных художников, которому более 20 лет. Оно начиналось с 7 человек, а сейчас насчитывает около полусотни. Острицкий – один из первых членов объединения и знает, как тащил его на себе Иосиф Капелян для того, чтобы те профессионально сохранились. А вот художник Борис Котляр – почти два десятка лет сборщик «налогов» (то бишь, членских взносов объединения). На заднем плане – художники Анна Зарницкая и Адриан Жудро – новые лидеры объединения. На переднем плане – самые близкие люди: жена Полина, дочь Софья, дядя и тетя, друзья. И сам он – Аркадий Острицкий – художник со всеми атрибутами своего ремесла – красками и кистями.


Так в 13 веке Джотто поместил на своей фреске в Падуе представил библейский сюжет в лицах своих современников.
На полотне «Исход» в толпе идущих запечатлен и мой портрет в образе женщины, несущей кувшин с водою, которой должна поддерживать каждого идущего. Вот такую миссию предопределил художник...
И есть еще один очень важный момент. Картина называется «Рождён свободным. Исход» - Моисей выводит еврейский народ из Египта. Величественный жест ведущего. Он сам в красном одеянии. По смыслу и цвету – должен являться центром внимания. Но Острицкий так строит композицию, что в центре многофигурного полотна, вмещающего около сотни лиц, находится не Моисей, а прекрасная влюбленная пара с новорожденным на руках. Мир – есть любовь. Ее центр – младенец, дитя. Из всех, лишь он, рождённый свободным, придёт в Землю Обетованную.


У Мандельштама есть стихи «И море, и Гомер – все движимо любовью». Эта процессия – море людей, складки одежд которых подобны волнам моря, которое расступится перед ними. Это сам художник, который подобно Гомеру, пересказавшему эпос о Трое в слове, запечатлел эпос своего времени. Это «наш исход» - картина, в которую мы входим - входим как в Зазеркалье, в котором мы сами и художник, шедеврами которого восхищаемся.


«Рождён свободным. Исход» - это полотно, вместившее все ипостаси художественного таланта Аркадия Острицкого. Это романтическое сопряжение динамического и созерцательного состояний. Это живописное повествование, родившееся не из ороговевших заготовок, а из живой художественной композиции, самого распределения света и тени, когда старая, как мир, легенда обретает новую жизнь в ярких и сочных красках.
Это работа, дающая представление о классической тематической (сюжетной) картине. Это понимание особенностей жанра через конкретику и обобщение.
Это не просто эстетически прекрасное произведение – это визуализация национальной истории и урок воспитания, обращенный к новому поколению.
Это послание художника в будущее нравственно-эстетическое отношение к миру и искусств ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.
Мир есть любовь, атрибут которой – свет. Эмоциональный свет, исходящий от младенца, настолько ярок, что его воздействие ощущается на каждой детали картины. Этот свет переходит волною от предмета к предмету, и словно не гаснет, одаряя зрителя, уловившего этот свет, радостью творения...


Таково искусство Аркадия Острицкого – цельное, независимо от избранного стиля, эстетически ясное, художественно уравновешенное, рациональное, воплощающее вневременной архетип прекрасного в жизнь. Не буду говорить о его мастерском исполнении, которое очевидно для каждого, кто стоит у картины и любуется ею как шедевром изобразительного искусства.


Юбилей
Выставка названа «Стране и мне 75». Это сквозная тема. Это то, что объединяет всю ретроспективу. Возраст пика творческой зрелости автора и переломный возраст для государства. Мы с вами знаем и большую сильную страну, которая не сумела преодолеть этот рубеж... И тут на ум приходят вещие слова Тютчева: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!» Каждый из нас ощущает жёсткое давление эпохи, но относимся мы к нему по-разному. Кто-то протестует против всех и вся, другие - отыскивают положительное в нашей непростой жизни. Творчество Аркадия Острицкого, хотя и не проходит мимо острых углов, но в главном, позитивно и глубоко гуманистично. Именно это и притягивает к нему благодарных зрителей.


Теперь можно сказать и о том, каких усилий стоило двум немолодым людям за два дня привезти в Иерусалим и поднять на стены, хоть и не без помощи работника музея, но такую большую и масштабную экспозицию. Теперь самое трудное осталось позади и дело уже сделано, за что огромная благодарность Полине, жене и верной спутнице художника. Без её колоссального вклада и труда ничего бы не могло состояться.
Пожелаем же успеха этой выставке и художнику, несущему по жизни свет звезды своего таланта!

 

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.