РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Музейные проекты Объединения профессиональных художников Израиля

ГАЛИНА ПОДОЛЬСКАЯ, доктор филологических наук, искусствовед, действительный член Израильской Независимой Академии Развития Наук, автор и организатор международных музейных проектов в странах постсоветского пространства


Музейные проекты Объединения профессиональных художников Израиля


Объединению профессиональных художников Израиля 20 лет. Датой его рождения - как общественной организации деятелей культуры - является 15 апреля 2003 года – Международный День культуры.
В этот день в Иерусалиме в Музее Природы состоялось открытие коллекции живописи «Пейзаж Израиля», созданной членами Объединения профессиональных художников Израиля и переданной в дар музею. Так, жизнь общественной организации представителей пластических искусств - началась с дара иерусалимскому музею. Идею этой акции долго вынашивали первый председатель Объединения – Иосиф Капелян и его правая рука по всем организационным вопросам – Аркадий Лившиц. Однако на практике проект открытия коллекции в музее реализовался благодаря профессору живописи Дмитрию Барановскому, бывшему в то время сотрудником этого музея и душой Объединения профессиональных художников Израиля. Работы Дмитрия Барановского находятся в Старом городе Иерусалима в Институте-музее Храма, в котором представлена тематическая коллекция картин лучших художников, отражающая концепцию возвращения Храма в еврейское сознание, и проводятся обучающие и культурно-просветительские программы, важные для новых поколений Израиля как Страны Сиона.


Но вернемся к вернисажу в Музее Природы, на котором его участниками был принят устав, согласно которому «в Объединение принимаются художники пластических видов искусств (живописцы, графики, скульпторы, художники декоративно-прикладного искусства) и искусствоведы, утверждающие своим творчеством гуманистическое искусство, основанное на идеалах Красоты, Добра, Света, и опирающиеся на достижения великих мастеров». Это то, что, по мнению создателей организации, предполагало сплотить людей творчества в союз деятелей созидательного искусства – искусства эволюционного, преобразующего пространство жизни, трансформирующего энергию внутри и вокруг в поисках гармонии. Декларация Объединения объясняла и конкретное созидательное действие — передать в дар Иерусалимскому Музею Природы как образовательному и просветительскому центру уникальной флоры и фауны Израиля, коллекцию живописи «Пейзаж Израиля», созданную членами нового творческого союза.


Для художника – во все времена – природа Земли Обетованной была и остается главной музой вдохновения и объектом творчества на пленэрах. Эта первая акция дарения как первый шаг в жизни Объединения была шагом нехарактерным для законопослушной израильской культуры, построенной на целевых донорских вложениях и условиях, продиктованных спонсорами. Этот шаг уже свидетельствовал о появлении типа культуры восточноевропейской ментальности в ближневосточной стране, ориентированной на американскую и западноевропейскую модели развития культуры. Но, даруя с широтой славянской души, мы получаем — и обретаем сторицей на долгие лета, как эмоциональный заряд к продвижению. Со временем появились другие проекты с целью размещения работ художников в общественно значимых местах Израиля. Именно так родился проект «Кфар-Шауль и Эйтаним – глазами художников» для Иерусалимского центра психического здоровья, презентация которого была приурочена ко дню открытия в Иерусалиме нового лечебного корпуса. Проект выставки-дарения осуществлялся по итогам пленэров (2015-2017 гг.), проходивших на территории парковой зоны больницы. Уважительное отношение руководства к инициативе Объединения вдохновило некоторых участников расширить эту коллекцию, подарив свои работы и личные коллекции Кфар-Шаулю. Так родились проекты «Врата Иерусалима» Виктора Бриндача (2020), «Дар Кфар-Шаулю: коллекция Галины и Григория Подольских» (2020), дизайна вестибюлей, оформленных репродукциями, воспроизводящими на стекле картины Анны Зарницкой и Андриана Жудро (2018). Объединению профессиональных художников Израиля 20 лет. Это более сотни выставок на разных площадках Израиля. Но в 2003 году, на вернисаже в Иерусалимском Музее Природы, мало кто мог предположить, что ровно через десять лет музейное направление в жизни и деятельности Объединения профессиональных художников Израиля станет одним из определяющих на новое десятилетие.


МУЗЕЙ КАК ИНСТИТУТ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ


Устремленность к прекрасному – непредсказуемая организующая сила. Искусство объединяет человечество, но оно становится еще более действенным, если людей связывают историко-культурные воззрения и сотрудничество. Н.К.Рерих писал: «Если соберем все определения культуры, мы найдем синтез действенного блага, очаг просвещения и созидательной красоты». Отсюда функциональная предрасположенность изобразительного искусства к созданию мостов мира между государствами через очаги просвещения и музеи.
В 2013 году обозначился новый вектор деятельности Объединения, в котором члены Объединения выразили себя как меценаты, художники-дарители, чьи произведения влились в международное музейное пространство. Это произошло благодаря разработке целевых проектов размещения и экспонирования работ наших художников в музеях стран постсоветского пространства. Для членов Объединения – это естественно, поскольку для них – это страны исхода и корней, государства, в которых они родились, получили профессиональное образование, позволившее реализоваться в Израиле. Таких групповых проектов состоялось 25, тенденция продолжилась в нескольких индивидуальных проектах. Их автор и организатор – член правления Объединения профессиональных художников Израиля, доктор филологических наук, искусствовед Галина Подольская. Общеизвестно, что каждый художник мечтает о том, чтобы его произведение стало достоянием искусства. Это то, что заложено в ментальности выходцев из СССР и стран постсоветского пространства, когда ребенка вели в музей, чтобы он увидел подлинник (экспонат) – то, что не окружает его в обычной жизни.


В нашем воспитании было заложено понимание миссии музея как генератора культуры прошлого и настоящего во имя будущего. Это ощущение того, что здесь находятся оригиналы-подлинники, которые бережно хранятся музеем, и воспитало в нас уважение к культуре традиций, сформировав понимание того, что именно через музей общество и выражает свое отношение к историко-культурному наследию.
Собирая и храня памятники материальной и духовной культуры, музеи ведут источниковедческую, научно-просветительную, образовательно-воспитательную работу, связанную с разными слоями населения, и, прежде всего, с подрастающим поколением. Музей - это достояние культуры, благодаря которому через прошлое и настоящее нашему сердцу и уму открываются новые идеи в построении будущего. Заметим, что музей (лат. museum от гр. museion – храм муз) изначально был создан человечеством как культурный институт - для собирания произведений искусства и интересных артефактов и их сохранения. Позже музейные собрания стали показываться широкому зрителю, сегодня появилось направление актуализации находящихся в запасниках коллекций в свете современных тенденций общества. И это очевидно, поскольку музей является институтом социальной памяти, упорядочения главного и контекстуального в свете гуманистических и эстетических норм, отражающих определенные периоды истории. Проект каждой выставки-дарения предварительно рассматривается музеем, каждая из работ проходит музейную экспертизу, регистрируется, экспонируется согласно темам конкретных фондовых выставок, хранится, становится объектом исследования. Но прежде, чем эта жизнь произведения в качестве экспоната музея начнется, музей должен впустить нашу коллекцию в свое собрание, полюбить ее, сделав объектом эстетического и научного осмысления в своем собрании. По большому счету, именно интерес музея к конкретной работе (понимание ее исключительности), в конечном итоге, и определяет ее выставочную судьбу в жизни музея. Честно говоря, организовать и довести такого рода проект не так-то уж просто, поскольку разработчику идеи нужно было точно просчитать профиль и специализацию музея – речь идет о художественных и историко-краеведческих музеях. В таких проектах основополагающим является подход с точки зрения общих точек соприкосновения между культурами, их историческая обусловленность для конкретного региона, соответствие израильской коллекции профилю музея-партнера.


К счастью, музейное дело в странах постсоветского пространства стремится к широким содержательным темам, тяготеющим к взаимодополняемости искусств. Проекты тематических выставок-дарений Объединения профессиональных художников Израиля по своему содержанию опираются на исходные этические и эстетические ценности человечества, родственные восточноевропейским культурам, но объектом творчества является Израиль – Израиль, воссозданный их соотечественниками - выходцами из стран постсоветского пространства. Так, израильские коллекции влились в собрания разных музеев, расширив представление о культуре Израиля.
Однако войти в собрание музея нелегко - запасники серьезных музеев давно переполнены. В этой связи решающую роль в поддержке наших проектов музеями стран дарения имеют альбомы-каталоги с описанием темы и актуальности проекта для партнеров, воспроизведением и описанием предметов дарения с точки зрения художественной и познавательной ценности, c творческими биографиями художников-дарителей. По сути в каждом из традиционных художественных музеев есть экспонаты со статусом «произведение, воспроизводящее архитектурно-культурный объект». Израиль – страна трех авраамических религий, множества памятников, артефактов и достопримечательных мест, которые для нас являются реалиями окружающего мира. Этот мир, ставший объектом художественного воссоздания в произведениях наших современников, складывается в емкий собирательный образ Земли Израиля. Это то, что особенно востребовано музеями, поскольку в их собраниях имеется наследие классиков, бывавших на Святой Земле. Важно, что в произведениях наших художников восприятие историко-архитектурных памятников прошлого преломляется сквозь призму современности, становясь изобразительным достоянием нашего времени и - с точки зрения экспонирования - эти работы приобретают ценность художественных свидетельств современников. Мы живем на Земле Израиля и то, что для других экзотика, просветительский экскурс, прикосновение к святыням Земли Израиля, для нас – это наше сейчас. Это работы, которые уже выставлялись в составе фондовых выставок музеев.


Сегодня это 25 музеев, в которых находится более 1000 картин о стране, в которой мы живем. Факты – вещь упрямая, а они гласят: в собраниях многих музеев стран постсоветского пространства имеются израильские коллекции, созданные членами Объединения профессиональных художников Израиля. Из них формируются фондовые выставки, по этим произведениям зритель зарубежья сегодня судит об изобразительном искусстве Израиля. И это произошло благодаря международному сотрудничеству - совместным проектам Объединения профессиональных художников Израиля с музеями стран постсоветского пространства.


ЕВРЕЙСКИЕ КОРНИ В ДИАСПОРЕ И ЖЕМЧУЖИНЫ ИСТОРИИ


Остановимся на некоторых отправных точках, запускающих содержательный механизм проектов. Мы проживаем в Израиле – многонациональном демократическом государстве, в котором, наряду с евреями, равные права имеют и все прочие этнические группы. Но - согласно Декларации независимости - Израиль является еврейским государством. В этой связи, несомненно, «еврейскую крупицу», находящуюся на территории стран-партнеров, мы всегда стараемся отметить в краеведческом обосновании проектов. И наше неформальное отношение к истории принимающей стороны, как правило, находит отклик. Так, коллекция «Человек в мире» (2014) для Уманского художественного музея формировалась с опорой на суждения Рабби Нахмана, чья могила является местом паломничества хасидов мира. Напомним, что в 1798 – 1799 г. цадик посетил Святую Землю и создал ряд книг в этой связи. Художница Лилия Шошан, член нашего Объединения, иллюстрировала притчи Рабби Нахмана в израильском издании на иврите. Бабушка Виктора Бриндача, старейшего художника нашей организации, Вера Моисеевна Уманская – родилась в Умани в семье раввина. После выставки пять работ из переданной коллекции вошли в постоянную экспозицию музея. Отправной точкой проекта «Палитры Земли Обетованной» (2015) с Черниговским областным художественным музеем имени Г. Галагана стал факт захоронения на Масличной горе раввина Хаима Давида Цви Хейна – главы Черниговского раввинского суда (1925 г.). Три работы вошли в постоянную экспозицию музея.


Черкасский областной художественный музей находится на месте разрушенной центральной синагоги. Проект «Пейзаж Святой Земли» (2016) с Черкасским областным художественным музеем связан с растениями Пятикнижия, которые можно увидеть в пейзажах Израиля. При этом многие образцы дендрария Священного Писания ныне культивируются в Черкасском регионе. 10 работ вошли в постоянную экспозицию музея – с табличкой «На память о совместном международном проекте с Объединением профессиональных художников Израиля». В бытии наших культур есть поразительные точки соприкосновения, сказавшиеся в судьбах кумиров истории, когда находятся исторические факты, раскрученные в бестселлерах кинематографа. Так один из путей благотворительной деятельности Хюррем-султан, жены Сулеймана Великолепного (Роксоланы, Насти Лисовской, родом из Рогатина -города территории современной Тернопольской области), пролегал через Иерусалим. И по сей день в Старом городе Иерусалима работает открытый ею благотворительный комплекс Такхтият-Хасеки Хюррем Султан, включающий мечеть, медресе и столовую для прихожан (имарет). В проекте «Перекрестки культур» (2019) для Тернопольского художественного музея панорамы на фоне панорамы архитектурных достопримечательностей Иерусалима-столицы трех религий портрет Роксоланы-Хюррем, выполненный Андрианом Жудро, стал изюминкой коллекции. Кто только ни фотографировался у этого портрета на открытии выставки. Четыре работы наших художников вошли постоянную экспозицию музея. Жизнь – река времени, которое распорядилось так, что некоторые художники привезли в Израиль работы, созданные ими до репатриации – работы, на которых запечатлены города и веси мест, откуда они родом, где выросли, учились и ступили на профессиональную стезю. Проект «Притяжения» (2019-2021) с Одесским Домом-Музеем имени Н.К.Рериха интересен тем, что две трети работ в проекте было создано нашими художниками в России, Беларуси и Украине в 1970-1990-е годы. В целом это восточнославянские видовые пейзажи, а кроме того, это офорты с видами послевоенной и оттепельной Одессы, созданные классиком печатной графики ХХ века одесситом Александром Постелем (дар Галины Подольской). Такова миротворческая концепция израильских представителей искусства во имя созидания Мира через Культуру.

 

ХУДОЖНИК, ПИСАТЕЛЬ И МИР ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ


Изобразительное искусство, как и любой из видов художественного творчества, имеет общие механизмы творческого процесса, направленные на преобразование окружающего мира и создание духовных ценностей. Особенно тесно между собой связаны литература и изобразительное искусство. И те и другие описывают, повествуют, стремясь к образности и обобщенному содержанию. Отсюда и живой интерес художников к личности и наследию великих писателей. Во всем мире интерес к классику еврейской культуры Шолом-Алейхему и сегодня не падает не только за счет театра и кино, но и за счет иллюстраций, созданных к его произведениям. Обращение к Шолом-Алейхему – это прежде всего, обращение к сокровищам мировой литературы, но для тех, кто проживает в Израиле, это и художественное напоминание о страницах прошлого евреев восточно-европейской диаспоры. В 2017 году для Музея Шолом-Алейхема – филиала Музея истории Киева нашими художниками была создана коллекция живописи и графики по мотивам жизни и творчества а-идише кумира. Примечательно, из окна музея виден памятник Шолом-Алейхему, сам музей находится неподалеку от улицы, где с 1897 года по 1905 гг. проживал писатель. Напомню, что текст каталога «Шалом, Шолом-Алейхем!» (2017) начинался с упоминания о прогулке по улице, носящий имя Шолом-Алейхема в Иерусалиме. И все это было в работах художников. Тему освоения Эрец-Исраэль и Иерусалима как символа будущего Израиля продолжил проект «Шай Агнон как гений места» (2019), созданный Объединением совместно с Тернопольским областным краеведческим музеем. Проект был посвящен Шаю Агнону (1888 – 1970) – классику литературы на иврите. Шай Агнон – уроженец Тернопольщины (Бучач), почетный гражданин Иерусалима, он же - единственный израильский писатель, удостоенный Нобелевской премии по литературе (1966). Агнон родился с мечтой об Иерусалиме, подобно героям Герцля приехал осваивать Старую новую землю. Будучи очевидцем этих событий, он запечатлел их в поразительной прозе, ставшей классикой израильской литературы, передав в характерах своих героев противоречия политического и религиозного сионизма (роман «Вчера-позавчера»). В своей Нобелевской речи писатель замечает: «Во все времена мнил я, будто родился в Иерусалиме…». Иерусалим Агнона – это созданная писателем художественная реальность, вместившая тысячи лет еврейской истории, это метафорическая вертикаль ощущения себя в мире, возникшая на линиях пересечения его жизни с местом проживания. Это чудесное совпадение произошло в Иерусалиме, который стал мысленным соавтором Агнона и главным «еврейским персонажем» в его творчестве. Благодаря Агнону образ еврейского Иерусалима как столицы Государства Израиль обрел значение художественного символа в мировой литературе. Шай Агнон - создатель литературного иврита, то есть высокого иврита, с опорой на Танах, и Талмуд, каббалу, средневековую еврейскую литературу и восточноевропейский фольклор с его языковой эклектикой. Знанием этого комплекса обладает не каждый переводчик-интеллектуал, что маловероятно для художников, выходцев из стран постсоветского пространства. К счастью, на русский и украинский языки переведено немало фольклорных историй и мистических новелл, связанных с Иерусалимом. Само обращение наших художников к такому материалу – это серьезная работа. Многие из участников проекта впервые познакомились с творчеством израильского классика. И родился поразительный визуальный ряд, ожививший образы его произведений – заряженной идеями Герцля молодежи, приехавшей на стройку века в Яффо. С другой, - историко-архитектурные образы ортодоксального Иерусалима.


Особенность языка литературы, в том, что «слово» выражает красочность, одухотворенность, передает настроение картины, буйство и прозрачность красок, линий и форм. Многие художники были одновременно и писателями. Проект с Домом-музеем Велимира Хлебникова - филиала Астраханской государственной картинной галереи имени П.М.Догадина так и назывался «Художник и слово» (2016). Он был посвящен 125-летию со Дня рождения художницы и писателя Веры Хлебниковой., художницы и писателя - представительнице русского авангарда. В родословной семьи выдающихся астраханцев есть примечательный факт: в Иерусалиме ушел из жизни дед Велимира и Веры Хлебниковых. Он умер во время паломничества. Прах купца первой гильдии Алексея Ивановича Хлебникова был доставлен из Иерусалима в Астрахань и захоронен в семейном склепе. Культурный феномен семьи, подарившей миру выдающихся представителей русского авангарда в литературе и изобразительном искусстве, стал для наших художников источником познания, вдохновения и творческого воссоздания.


Топография Иерусалима наших дней стала точкой отсчета и для проекта, мысленно продолжающего тему местечка, но иную по сути. Таков проект, осуществленный с Одесским Домом-Музеем имени Н.К.Рериха «Израиль – места и местечко Шагала» (2018) - проект, посвященный открытию площади Марка Шагала в Иерусалиме – художника, поэта, автора чудесной автобиографической прозы («Моя жизнь»). Не будем говорить, насколько важна эта тема в контексте Израиля как репатриантского государства, в светской культуре которого слились созвучия культур, привнесенных из стран диаспоры, и каким знаковым событием для алии нашего времени стало открытие площади Шагала в историческом центре Иерусалима, где даже новостройки не затмили духовной сути этого места. Эта атмосфера продолжает жить в архитектурном окружении домов, в которых неоднократно бывал Шагал, будучи в дружеских отношениях с их владельцами. Это Дом-музей Анны Тихо и Дом-музей рава Кука. Со стороны улицы Яффо находится не менее известный дом Кукия (ныне Американский культурный центр), принадлежавший старинной грузинской семье Кокиашвили, бывшей одним из главных инвесторов в строительство Иерусалима первой трети ХХ века. Здесь же находится не так давно открывшийся Французский культурный центр. Общеизвестно, что талант Марка Шагала с многогранной широтой раскрылся в Израиле, а созданные им в дар Иерусалиму витражи «12 колен Израилевых» стали символом современной столицы Израиля. Но мало кто помнит о том, что в 1922 году в Киеве осуществилась благотворительная акция Шагала: в издательстве «Култур-лиге» вышел в свет альбома «Тройер» с иллюстрациями Шагала. Средства от продажи издания направлялись в помощь голодающим еврейским детям – сиротам. То, что проект осуществился с Одесским Домом-Музеем имени Н.К.Рериха, это тоже не случайно. Достаточно напомнить биографическую канву, связывающую этих полярно противоположных гениев культуры: в 1907 г., в Санкт-Петербурге, будучи директором Школы Императорского Общества поощрения художеств, Николай Константинович поддержал юношу из Витебска. Этот юноша был Мошкой Шагалом, а потом он стал художником, которому судьба предопределила стать мастером, визуально объединившим евреев Израиля и диаспоры образом местечка как символа малой родины. Отсюда и многогранность в трактовке этой темы выходцами из стран восточно-европейской диаспоры. Замечу, что все эти информационные пласты художникам открыла заданная в проекте тема «Израиль – места и местечко Шагала» (2017).


С Одесским Домом-Музеем имени Н.К.Рериха связаны и другие проекты Объединения, посвященные широким общекультурным темам, в частности, - «Мир через Культуру» («Картины израильских художников», 2013), который в 2013 году стал первым опытом сотрудничества Объединения профессиональных художников с музеями стран постсоветского пространства, хотя тогда мало кто мог предугадать будущий размах затеянного. Не случайно с 2013 по 2023 гг. именно Одесскому Дому-Музею имени Н.К.Рериха ряд художников (Иосиф Капелян, Виктор Бриндач, Анатолий Метла, Григорий Фирер, Илья Хинич, Любовь Минкович, Анатолий Финкель, Людмила Беренштейн) в индивидуальном порядке передали коллекции своих работ, а скульптор-моделист Валерий Щетинин подарил музею барельеф «Гефсиманская олива» (2021). Каждое такое дарение сопровождалось выставкой в музее и выпуском каталога в продолжение серии «Израильское изобразительное искусство в музейных собраниях», как и в групповых проектах Объединения профессиональных художников Израиля. Значительную часть работ из личной коллекции в дар музею передала и автор этой статьи – доктор филологических наук, искусствовед Галина Подольская. Сегодня в собрании ОДМ имени Н.К.Рериха находится около 400 работ живописи, графики и акварелей наших художников. Таков долгосрочный проект Лиги Культуры и конкретных людей, в частности, директора музея – Елены Григорьевны Петренко. Нашему сотрудничеству с ОДМ имени Н.К.Рериха уже десять лет. Ежегодно работы наших художников экспонируются на разных выставках от музея.


ПАМЯТЬ О ХУДОЖНИКАХ-КЛАССИКАХ


Многие проекты были особенно интересны нашим художникам, поскольку были связаны с русской школой изобразительного искусства, отношением классиков к Земле Израиля, фактами пребывания здесь их самих и духовно близких им людей и тем, как это непосредственно отразилось в творчестве. В 2018 году в Беларуси совместно с Барановичским краеведческим музеем осуществился проект «Дар с Земли Обетованной» (2018), посвященный 100-летию со Дня памяти Николая Андреевича Кошелева. В 1891 г. Н.А.Кошелев, в прошлом крепостной художник, побывал в Палестине. Сохранились его натурные работы этого периода, а потом на протяжении десяти лет в Санкт-Петербурге он работал над циклом из 18 работ «Крестный путь», находящемся ныне в Храме Александра Невского в Иерусалиме (каждая из работ 350 х 210 см). Окончив работу над страстным циклом, Н.А.Кошелев создает эскизы для мозаик Храма Александра Невского в Варшаве. События Советско-польской войны изменили судьбу храма. В 1926 г. католики разрушили православный храм. В 1928 г. мозаики были переданы Беларуси. В 1931 г. в Барановичах был построен Покровский собор, считающийся одним из самых значимых памятников архитектуры с мозаиками Н.А.Кошелева. Коллекция «Земля Израиля и В.В.Верещагин» (2017), созданная к 175-летию со Дня рождения Василия Васильевича Верещагина для Николаевского художественного музея имени В.В.Верещагина опирается на места проделанного им в 1883-1884 гг. путешествия по Палестине, вылившегося в «Палестинскую серию» из 120 работ и историческую серию «Трилогия казней». Четыре работы наших художников вошли в постоянную экспозицию. Триптих о жизни В.В.Верещагина, выполненный Аркадием Острицким, сегодня открывает выставочное пространство музея.


Проект «Земля Израиля и И.Е.Репин» (2017) с Харьковским художественным музеем – хранителем самой крупной в Украине коллекции Ильи Ефимочива Репина – посвящен местам, на которых Илья Ефимович побывал в 1898 г., находясь в паломнической поездке на Святую Землю. В святом городе художником был создан этюд «Несение креста», оставленный в Иерусалиме в дар церкви Александра Невского, находящейся в непосредственной близости к Храму Гроба Господня. Для Бердянского художественного музея имени И.И.Бродского была создана коллекция «Палитры Святой Земли» (2019), посвященная Дню памяти основателя музея – Исаака Израилевича Бродского (1884 – 1939), любимого ученика И.Е.Репина. В годы всеобщего увлечения модернистскими течениями, ученик И.Е.Репина, выпускник Императорской академии художеств, И.И.Бродский остался верен принципам своего учителя в искусстве. В 1930-е годы, став профессором и директором Всероссийской Академии, он выступил последовательным продолжателем традиций И.Е.Репина как опорных в системе высшего профессионального художественного образования в России. По его предложению академии было присвоено имя Ильи Ефимовича Репина. работ вошли в постоянную экспозицию музея.
Главным эмоциональным посылом проекта – дань памяти И.И.Бродскому, благодаря которому в России сохранилась система художественного образования, профессиональный уровень которой позволяет художнику быть верным своей специальности. История показала, что профессиональное образование, полученное в Санкт-Петербургской академии художеств имени И.Е.Репина, - знак качества высшей пробы художественного образования. Это то, что заложено в сознании каждого художника – выходца из СССР и стран постсоветского пространства.


ЭПОС О СТАРОЙ НОВОЙ ЗЕМЛЕ И ПЕРВОПОСЕЛЕНЦАХ


Среди произведений, представленных в музейных проектах Объединения профессиональных художников Израиля, есть работы, иллюстрирующие страницы истории первой и второй алии в Эрец-Исраэль. Мы прикасаемся к этим сокровенным страницам истории Земли Израиля, благодаря международным проектам с музеями, затрагивая темы - хрестоматийные наших детей и внуков - школьников Израиля, но, будучи осмысленными нами в зрелом возрасте и пережитые в творчестве, для нас они становятся как страницами подлинных откровений истории Государства Израиль. Эта осмысленная убежденность из уст бывших репатриантов подкупает наших партнеров. И в этом заключается воспитательно-просветительский потенциал проектов как неформальной школы патриотизма. Не случайно некоторые из коллекции были посвящены Дню Независимости Государства Израиль. Один из наиболее концептуальных проектов в этой связи - «Израиль – Старая новая земля» (2019), открытие выставки которого состоялось в мае 2019 года в Новосибирском государственном художественном музее в День Независимости нашей страны. Примечательно, что в Сибири имена наших членов Объединения профессиональных художников Израиля были уже известны по выставке «По следам Шагала в Израиле», проходившей в 2012 году в Новосибирске в связи со 125-летием Шагала. Но вернемся к проекту «Израиль – Старая новая земля», название которого дословно повторяет бестселлера Теодора Герцля («Altneuland», нем.) в переводе на идиш как «Старая новая земля» (1902) – первого приключенческого романа о создании Еврейского Государства в Палестине – на исторической родине евреев. В 1897 году в Базеле на Первом Всемирном конгрессе сионистов главной темой обсуждения был теоретический трактат Герцля «Еврейское государство», в котором провозвестник Государства Израиль изложил свое видение будущего государства евреев как форпоста европейской цивилизации на Ближнем Востоке. Герцль предложил флаг и план создания Страны Сиона, с основами конституции, сформулированными законами, социально-экономическими и военными структурами. Но глас австро-венгерского еврея услышали разве что политики. И тогда он написал художественное произведение, в котором увлеченно рассказал об основах политического и общественного устройства еврейского государства в Палестине, которое могли бы построить сами евреи. Как известно, для широкой аудитории художественный образ сильнее политических догм. Роман веером разошелся по местечкам Восточной Европы, заронив в юные сердца мечту об Эрец-Исраэль. Вот только бы добраться до этой Палестины! А там, ну, разве не поможет еврей еврею, если они строят государство для евреев? Идеи политического сионизма Герцля проросли в жизнь.


Содержание проекта Объединения профессиональных художников Израиля «Израиль – Старая новая земля» было вдохновлено этими страницами истории Израиля. В созданной художниками коллекции был представлен визуальный ряд, обращенный к местам и архитектурным памятникам, связанным с событиями того времени. Кроме того, в коллекцию вошли пейзажи, в подборке которых был отображен контраст между мертвой и ожившей (благодаря героическому труду первопроходцев) землей, имя которой сегодня - Государство Израиль. История покорения Сибири и Земли Израиля – в общечеловеческом смысле - темы родственные, подобные эпосу о великом переселении народов, - и это, несомненно, способствовало успеху проекта.


С образом Старой новой земли тесно связан проект «Земля Израиля и страна Кустодия» (2018), осуществленный с Домом-музеем Б.М. Кустодиева – филиалом Астраханской государственной картинной галереи имени П.М. Догадина. Имена героев поселенческого движения, о которых идет речь, представляют крестьянский сионизм первой алии, достижения которой стали для Т. Герцля основой для обоснования возможности Еврейского Государства на территории Палестины. В Израиле чтут память о первопоселенцах. Первым крестьянам земли Сиона посвящены экспозиции комплексных музеев. Израиля и частные музеи-усадьбы, связанные с конкретными именами первопоселенцев. Важно, что эти краеведческие страницы земли Израиля обретают свое краеведческое звучание в местах, уроженцами которых были эти люди.


В конце 1880-х — начале 1890-х гг. в России заявил о себе крестьянский сионизм». Представители этого движения – русские люди, принявшие гиюр и живущие согласно традициям иудаизма (прежде всего, соблюдение субботы) – стали переселенцами в Эрец-Исраэль. Таких семей немало выехало и из Астраханской губернии, в частности, Дубровины, Куракины, Протопоповы, Матвеевы, Гришины и др. В Эрец-Исраэль они создавали поселения, главным образом, в Галилее, где через два-три поколения растворились среди галахических евреев, словно колена Израилевы. Среди них - выдающийся астраханец Авраам (Агафон) Куракин (1822 – 1927) – из семьи православных священников, дьякон-звонарь, расстрига, принявший гиюр. Он приехал в Эрец-Исраэль в 1898 году с 12 сыновьями, убедив принять иудаизм еще 37 крестьянских семей, которые последовали за ним в Эрец-Исраэль из Астраханской губернии. Ныне в Израиле проживает более полутора тысяч Куракиных – потомков Авраама Куракина, основателя первого поселения Седжера. В 1908 году в этом поселении в качестве сельскохозяйственного рабочего трудился Бен-Гурион. Другой знаменитый астраханец - Йоав (Андрей) Дубровин (1831 – 1935) – из помещиков, даровавший вольную всем крестьянам своего поместья до отмены крепостного права в России. Православный русский полюбил субботницу Гришину, стал субботником, чтобы вступить с нею в брак. Йоав (Андрей) Дубровин считается в Израиле символом поселенческого движения в Галилее. В 1903 году с многочисленной семьей он прибыл в Эрец-Исраэль из Одессы на паруснике, закупив там новейшую для того времени сельскохозяйственную технику, благодаря которой и создал уникальную усадьбу («Хават Дубровин») в долине Хула. Здесь выращивались овощи и фрукты, ставшие победителями всех сельхозвыставкок на протяжении ХХ века. Дубровины были не только овощеводами и садоводами. Они были признанными животноводами в области разведения крупного рогатого скота. Напомню хрестоматийно известный факт о том, как в 1930-е годы на одной из выставок дубровинский бык сломал весы, став весовым рекордсменом Ближнего Востока. Астраханские субботники являют собой пример тех личностей, которые олицетворяют возможность духовного и нравственного преобразования общества через построение государства равноправных крестьян на Земле Израиля. Этим легендарным первопоселенцам и был посвящен проект «Земля Израиля и Земля Кустодия», созданный Объединением профессиональных художников Израиля с Домом-музеем Б.М.Кустодиева – филиалом Астраханской картинной галереи имени П.М.Догадина – в год 100-летия Астраханской картинной галереи. «Землю, полученную даром, развеет ветер», – говорил Андрей Кириллович Дубровин, известный каждому школьнику Израиля из учебников истории родной страны как Йоав Дубровин. Профессия «художник» – одна из самых нелегких в Израиле. Эту ситуацию изнутри знает только тот, кто здесь проживает здесь и знает, сколько труда, терпения и души нужно вложить, чтобы, не предав свою профессию, быть счастливым на этой земле, чтобы ее не развеял ветер! В коллекции представлен собирательный образ Израиля как новой земли, профессионально сплотившей художников – тех, кто и впрямь решил остаться созидать ее своим талантом.
Проект «Земля Израиля и страна Кустодия» – это проект краеведческий, посвященный исторической памяти, носителями которой стали конкретные люди, чья жизнь связана с Астраханским краем. В содержании проекта делается упор на исторические предпосылки и ментальную родственность между нашими культурами, в которых традиции иудаизма неожиданным образом заявили о себе в среде людей православных. Совершенно очевидно, что проект такого содержания оказался возможным благодаря толерантности как интегрирующему фактору астраханского региона как перекрестка цивилизаций и общей культуре наших партнеров. В этом несомненная заслуга Ирины Игоревны Перовой – директора музейного комплекса Астраханская государственная картинная галерея имени П.М.Догадина, филиалами которого являются Дом–Музей Б.М.Кустодиева и Дом-музей В.Хлебникова.


ИЗРАИЛЬ – КЛАДЕЗЬ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ЖИВАЯ НИТЬ ЖИЗНИ


В 2018 году журналист газеты «Вести» Михаил Юдсон задал мне вопрос: «Как вам удается находить такие темы, которые вызывают не только интерес у специалистов таких разных музеев, но и желание сотрудничать?» Мой ответ не изменился: «В Израиле – для исследователя гуманитарного склада мышления – темы рассыпаны вокруг нас. Я иду от наблюдений, от истории культуры, мира объективных предметов и объектов вокруг нас. Есть такие темы, настолько очевидные, что ничего не нужно придумывать. Иерусалим, Астрахань, Баку, Чебоксары, Ташкент, Новосибирск, Ижевск – многонациональные и полиэтнические центры. При наличии определенного национального состава их роднит межэтническая толерантность и религиозная терпимость. В Объединении профессиональных художников Израиля есть выходцы из этих городов – это живая нить жизни». Иерусалим как духовная столица мира интересен широкой аудитории этих регионов своими культурными достопримечательностями. Так родились проекты «Иерусалим – духовная столица мира» (2015) - с Астраханской государственной картинной галереей имени М.П.Догадина, «Иерушалаим вдохновенный!» (2015) – с Национальным музеем искусств Азербайджана, Баку, «Краски Земли Израиля» (2014) – с Удмуртским республиканским музеем искусств в Ижевске, «Земля Солнца» (2017) – с Государственным музеем искусств Узбекистана в Ташкенте, «Земля Обетованная – Израиль» (2018) – с Чувашским государственным художественным музеем в Чебоксарах, «Перекрестки культур»(2018) – С Тернопольским художественным музеем, «Израиль - Старая новая Земля» (2019) с Новосибирским художественным музеем, «Многоликий Израиль» (2020) - с Херсонским художественным музеем имени А.А. Шовкуненко, «Земля, текущая молоком и медом» (2019) – с Мелитопольским краеведческим музеем. Как правило, инициаторами этих проектов были члены Объединения, чьи семейные корни связаны с этими городами. Все они приезжали на открытие проектов и дарили музеям городов, значительно больше картин, чем другие участники конкретных проектов. Это понятно и прекрасно. Это то, что только поощрялось, как со стороны Объединения, так и со стороны музеев, приветствовавших уроженцев своих мест. Активно помогали и уроженцы Чебоксар художники Марина Андреева и Вадим Макаров, в Барановичах – Андриан Жудро. В организации этих проектов большую активность проявляли и не художники, люди других специальностей – редактор Ирина Абугова, знаток Иерусалима Александр Аграновский, библиотекарь Галина Галембо, журналист Михаил Фельдман, кандидат исторических наук Михаил Кумок.


Мир – череда межличностных отношений, у Объединения профессиональных художников Израиля немало единомышленников, иначе в этой многоступенчатой системе ничего бы не состоялось. Рассказ о тех, кто помогал в Азербайджане, Беларуси, России, Украине, Узбекистане, но это тема для отдельной публикации. Но есть человек, без вклада которого многое просто не состоялось бы – Наталия Андреевна Цымбал, профессор-филолог, Уманского педагогического университета, директор Украино-израильского центра образования, науки и культуры – подразделения Уманского государственного педагогического университета имени П.Тычины. Благодаря ее организаторским способностям и просто любви к Израилю на территории Украины состоялись проекты в Умани, Черкассах, Киеве, Тернополе. Замечу, что речь идет об очень серьезных и уважаемых государственных музеях, поэтому не все предложенное мне художниками отправляется. И потом, прежде чем быть принятыми на месте, все работы проходят предварительную экспертную комиссию в самом музее. Мое мнение: счастье, что в таких музеях теперь есть работы наших художников.


ПУТЬ К СВОЕМУ МУЗЕЮ В МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ МУЗЕЕВ


Объединение профессиональных художников Израиля ежегодно проводит пленэры в разных точках Израиля, о в этом году впервые открытие большого пленэра состоялось в Международный День музеев. С 1977 года, ежегодно 18 мая мировая культурная общественность отмечает Международный День музеев. Для выходцев из стран постсоветского пространства эта праздничная дата воспринимается с особым пиететом и является могучим стимулом для профессионального продвижения. Это и понятно, учитывая, что отмечать День музеев в мире Международному совету музеев (International Council of Museums, или ICOM) предложила легендарная Ирина Антонова, в то время директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Музейные проекты по-своему активизировали эту дату в сознании наших художников в связи с выставками в музеях.


И вот в этом году, 18 мая 2023 года, в Афуле состоялся пленэр Объединения профессиональных художников «Афула – глазами художников» - пленэр, посвященный Международному Дню музеев. Мероприятие состоялось при поддержке Муниципалитета города Афулы и при содействии Управления Абсорбции под руководством Инны Окунь, руководитель пленэра - Анна Зарницкая. Итогом этого пленэра станет выставка «Мир природы, который нас окружает» в Муниципальной художественной галерее Афулы (куратор галереи - Андриан Жудро). На пленэр собрались художники из разных уголков Израиля - Иерусалима, Тель-Авива, Холона, Ашдода, Акко, Бат-Яма, Беэр –Шевы, Маале, Модиина, Нетании, Ришон ле-Циона , Цфата, Хайфы, Холона и, конечно же, - из Афулы. Все были воодушевлены, к профессионалам присоединились и художники-любители. Проведение пленэра «Афула – глазами художников» в Международный День музеев – не случайная дата. Отмечая свое 20-летие, Объединение мечтает об открытии своего музея, в установочную коллекцию которого, могли бы войти и работы с этого пленэра. У Н.Рериха есть слова: «Мы творим Культуру». Этот процесс начался и у нас.


ИСКУССТВО КАК САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И ЗНАК ВРЕМЕНИ


Восприятие художниками музейных проектов в странах постсоветского пространства отражает их личностную зрелость – «время собирать камни». Эмоционально это состояние подобно мысленному возвращению в прошлое, связанному с малой родиной. Это детство, отрочество, юность. Это выбор профессии – решение стать художником. И вот – момент встречи с этим далеким миром в новом профессиональном качестве, обретенном на новой земле. В 1951 году Марк Шагал, вдохновленный открытием своей выставки в Тель-Авиве, написал послание Израилю», в котором были такие слова: «Я – за интернационализм, который когда-нибудь да наступит. Но у каждого дерева должны быть корни в его собственной земле, и только такое дерево может дать плод, сколько-нибудь ценный для интернационализма».
Израиль – исторически единственная для евреев мира Земля.


Но для тех, кто родился в странах восточноевропейской диаспоры, она вторая по времени обретения – завершающая каденцию бытия в земном измерении, когда понимание истинных ценностей становится непреходящим.
Мы проросли в Израиле! Так в Израиле появился новый пласт культуры, эмоционально не похожей на культуру носителей эмигрантских настроений, - культуры, представители которой восприняли ментальность и свое бытие в Израиле как продолжение собственной судьбы, впустив в себя страну, которая впустила нас. Эта новая жизнь проросла в их творчестве в созидательном видении мира. Здесь выросли и построили свою судьбу наши дети и внуки. Они говорят на иврите и русском языке как одинаково родных, служат в армии Израиля и уже считают Израиль своей единственной родиной. Произведения художников этого пласта израильской культуры отличает заложенное в России крепкое владение основами мастерства и понимание мира вечных ценностей, открывшихся в Израиле, а еще – желание нести плоды своего творчества в страны диаспоры. Международные проекты Объединения профессиональных художников Израиля в содружестве с музеями стран постсоветского пространства – это знак нашего времени во имя будущих поколений – для тех, кто придет нам на смену, потому что искусство, просвещение и творчество меняют нашу жизнь, направляя к продвижению. Таков один из секретов открытия положительного знания о мире, заключенного в художественном творении.


Библейская земля и сегодня – не сказка. Она не прячется за тридевять земель в тридесятом царстве-государстве, она по-прежнему находится там, где патриарх Авраам получил обетование. Ныне это территория Государства Израиль, основанного в 1948 году, которое, согласно Декларации Независимости ООН, является еврейским государством. Но, будучи государством, появившимся на карте мира в XX в., нынешняя Страна Сиона – это многонациональное, демократическое государство, в котором – вне зависимости от вероисповедания, – наряду с евреями, равные права имеют все проживающие в Израиле этнические группы. Израиль – это гарантия мира – в свете сохранения истоков мировой культуры и понимания ее новых ракурсов.


Музейные проекты Объединения профессиональных художников Израиля - это почерк нашего времени. Они посвящены стране, гражданами которой мы являемся, отражают наше искреннее отношение к Израилю, попытку познать истоки своеобразие его традиций и стремление обрести себя в этой реальности. Это наши мысли и воссоздание воспринятого мира через искусство - в художественных образах и стилистике, отражающей особенности стиля каждого художника. Это картины-настроения и тематические произведения, в которых искусство выступает в роли источника информации о человеке и мире как объектах собственного познание и желание поделиться этим обретенным знанием со своим зрителем. Это работы позитивно-воспитательные, поскольку обращены к вечным ценностям, отражают духовную потребность человека в гармонии и красоте, воплощая эстетическую функцию - совершенствовать мир через прекрасное.


А еще – в самом акте дарения коллекций заложена идея созидания утверждения духовных ценностей как залога мирного будущего. Так происходит диалог, в котором проясняется обоюдное понимание культурно-исторических процессов, региональных особенностей стран-партнеров и убежденность в том, что наше дело останется «действенным благом» в деле сохранения культуры мира и ее продвижения.
Мы живем в стране, территория которой исторически является Землей Израиля и метафорой Святой Земли одновременно. Это счастливое осознание духовной доминанты края, с которым мы связали свою жизнь, эмоционально поддерживает нас быть услышанными в диалоге с мировой культурой, веками опиравшейся на сюжеты, почерпнутые в Библии. Но у каждого времени - свой почерк.


Произведения наших художников в музеях других стран, как послы культуры Израиля в другое пространство – пространство, в котором они уже приняты. Чем чаще в этом профессиональном пространстве будет звучать имя Израиля в связи с их собраниями, с пониманием художественной ценности своих экспонатов, осознанием общности историко-культурных и краеведческими связей, тем толерантнее общество будет относиться к Израилю. Это то, что уже воспитывает нашего зрителя в новом поколении во имя продолжения мира. За годы своей деятельности Объединение осуществило 25 музейных проектов. Это реально очень много. Сами темы и содержательная канва созданных коллекций оказались созвучными участникам проектов, помогли раскрыться их способностям. И пусть для того, чтобы воплотить задуманное, каждому понадобилось покопаться в истории, поработать с собственным интеллектуальным запасом, обновить свои знания, выйти на пленэр, вновь осмотреться по израильским городам и весям, чтобы запечатлеть этот обновленный эмоциональный поток на холсте в красках. Для художника в этом и заключается жизнь в творчестве.
И да будет так!

 


 

 

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.