Публикуемая ниже глава, к сожалению, не достаточно широко раскрывает проблемы иериды и, с нашей точки зрения, тенденциозна (см. подстраничные примечания и послесловие редакции), но, по-видимому, автор имеет право на свою точку зрения (ред.).
«Мы одновременно читали сочинения еврейских и русских писателей. Это было делом обычным, общепринятым. Толстой, Горький, Чехов и Тургенев были “нашими” русскими писателями».
Изобразительное искусство – художники, скульпторы, меценаты, искусствоведы ()
Михаил Пархомовский*
Изобразительное искусство в Эрец-Исраэль, а потом в Израиле в большой степени отражает историю искусств в России. В числе прочего это связано с непропорционально значительным участием евреев в культурной жизни России и переездом многих из них в страну предков.
Русские евреи и библиотеки Эрец-Исраэль/Израиля ()
Маша Гольдман, Татьяна Друбецкая, Эра Мазовецкая*
О первых библиотеках в Эрец-Исраэль
Народ Израиля называют народом Книги. На протяжении всей его истории в синагогах и в каждой еврейской семье находились Тора и другие религиозные издания.
Выход израильской литературы на русскоязычный рынок, в первую очередь в бывшем Советском Союзе, но также и в самом Израиле, где после массовой иммиграции начала 90-х годов ХХ века по официальной статистике едва ли не каждый пятый гражданин уходил корнями в советское прошлое, стимулировал несколько примечательных явлений и тенденций, о которых и пойдет речь в настоящей главе.
Репатрианты из России/СССР/СНГ и образование в Эрец-Исраэль/Государстве Израиль ()
1. Краеугольные камни (Вместо предисловия)
Адела Розенштрах*
«Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени» – это крылатое некрасовское выражение можно в полной мере отнести к тем, кто стоял у истоков развития еврейского образования в Палестине.
В определении гуманитарных наук нет единого мнения. Слово «гуманитарный» вошло в русский язык от французского humanitaire, произошедшего от латинского слова humanitas – человеческая природа, образованность.
Математики и физики в алие 70-х – 90-х годов ХХ века (Публицистика)
Константин Кикоин*
Математическая школа мирового уровня существовала в России еще с XIX века, в то время как российская физическая школа набрала силу только при Советской власти.
О химиках и химии в стране, текущей молоком и медом (Публицистика)
Юлия Систер
Материалом для данной главы послужили интервью примерно с 60 специалистами-химиками; сведения о тех, кого уже нет, взяты из различных публикаций или основаны на воспоминаниях родных, друзей и коллег.
Красота Израиля производит ошеломляющий эффект практически на всех, кто оказывается в стране впервые. Разнообразие и роскошь пейзажей вызывают восхищение и даже недоумение: откуда такая щедрость природы здесь, на крошечной территории, у самой кромки огнедышащих песков Африки – вот уж Бог дал…
Как «русские» создавали Израиль в первые десятилетия государства (Публицистика)
Михаил Хейфец*
Сионизм как духовная революция в еврействе
Появление сионизма не только как духовного явления, но и как общественного движения обозначило поворот еврейских масс к национально-освободительному вектору, господствовавшему тогда среди многих народов Европы
Еврейский народ, вынужденный в силу исторических событий покинуть свою землю и столетиями рассеянный по всему миру, никогда не прерывал связи с родиной праотцов. Его мировоззрение основывалось на вере в возвращение в Эрец-Исраэль.
Создание Государства Израиль как национальный проект российского еврейства (Публицистика)
Создание Государства Израиль как национальный проект российского еврейства
Алек Эпштейн*
Хотя основоположником политического сионизма принято считать Теодора Герцля – уроженца Будапешта, прожившего большую часть своей жизни в Париже и в Вене и лишь однажды (в 1903 году) посетившего Россию, не будет преувеличением сказать, что без русского еврейства сионистская идея не имела ни малейших шансов быть реализованной.
Почему предисловие, понятно. Но мы назвали это введение также послесловием: если не считать готовящийся справочный том с информацией обо всех наших изданиях, то эта книга – последняя в серии «Русское еврейство в Зарубежье» , и нужно подвести некоторые итоги.
Описывая в своей книге будущее еврейское государство, Теодор Герцль представлял, что оно объединит еврейские культуры, привезенные из разных стран. В видении Герцля возрожденная родина евреев должна была быть плюралистичной.