РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

БЕРЕГА СВЕТА: Герман Непомнящий

Галина Подольская
БЕРЕГА СВЕТА: Герман Непомнящий


Размышляя о сути художественного творчества, Святослав Рерих писал: «Прежде всего, и дороже – искра художника и только из нее идет истинное совершенство техники». Эта искорка от Всевышнего – есть у нашего художника и человека Германа Непомнящего, суть творчества которого – в несении света, в ощущении красок земли, радости любования миром и умении воплотить это самобытие в художественном образе. В постоянной экспозиции Одесского Дома-Музея имени Н.К.Рериха можно увидеть две работы Германа Непомнящего, посвященные Иерусалиму. Но об этом чуть позже…


Эмпатия и живописный романс
Романс как жанр искусства не дотягивает до молитвы. Он слишком о земном. Но то, как сказано Г. Непомнящим «Я вас любил», приподнимает его «живописный романс» над суетностью мира идентифицируется с состоянием человеческой души.
Для людей искусства родственность внутреннего мира и эмпатия, как правило, становятся основой того, как будет складываться их дальнейшее общение. С Германом Непомнящим мы давние коллеги по Объединению профессиональных художников Израиля – с выставки «Цвет и музыка», проходившей в Тель-Авиве в 2004 в галерее Александра Воловника. А потом – просто все выставки Объединения, среди которых выставка-презентация первого каталога Объединения (2007, сост. И.Капелян) в Музее «Тальпиот» в Иерусалиме. В этот же день было назначено плановое проведение выставок в «Тальпиоте», в ряду которых и выставка Германа Непомнящего и Бориса Геймана. А поскольку куратором этих выставок была я, то в силу многих деталей, которые включает подготовка и организация арт-пространства, многие из этих выставок заложили фундамент доверительных взаимоотношений со многими художниками и в том числе с Германом Непомнящим.


Рождение творчества уже само по себе сродни распускающемуся цветку с его энергетикой прекрасного. Так бутон выплескивает заложенную в нем энергию, идущую из центра наружу, подобно энергии солнца или звезды. Оно как материалистическое подтверждение этой чудесной метафоры. И хотя в Израиле нас всегда окружают живые цветы, именно цветам, как символу приближающейся весны, пробуждению лирического начала в человеке, была посвящена выставка работ Германа Непомнящего.
Итак, выставка «Цветы» Германа Непомнящего открылась в преддверии весны 2008 года. Это была поразительно красивая и жизнеутверждающая выставка, экспозиция которой точно отражала стремление автора к синтезу изобразительного, музыкального, поэтического видов искусств. Было представлено более двух десятков работ художника – на холсте маслом и акварели. Экспозиция сложилась таким образом, что все эти очень разные по манере исполнения работы составили целостный визуально-ассоциативный комплекс, погружающий зрителя в стихию русского романса - это «Белой акации гроздья душистые», «Вдыхая розы аромат», «Отговорила роща золотая» и «Сиреневая цветь». Всё сказано, прочувствовано и отражено на картинах так, что воистину лишь «Отвори потихоньку калитку...».


Для меня живопись подобна лирике – любовной, философской, медитативной. У цветов Г. Непомнящего – свой голос, голос художника, голос любви к миру, который он любит и которому несет свою любовь. Это не бодлеровские «цветы зла», не брюсовские «фиалки в тигеле» и не цветы в клумбе без адресата. Это цветы для женщины, которая их ожидает - для единственной.
«Некоторые считают, что в наш несентиментальный век сентиментально писать цветы. «Для меня это не сентиментальность, – говорит Герман Непомнящий, – это душа женщины, которая в цветке. Я пишу свои цветы с мыслью о том, как их воспримет женщина, сколько радости они доставят ей». Эта внутренняя мотивация автора читается в каждой из созданных им работ.


Примечательно, что цветы на картинах Германа Непомнящего даже похожи на женщин и на то, что они любят. Ну чем не девичья шея – изогнутый лепесток лилии? А «райский цветок»? Он подобен оранжевой танцовщице в балете, взметнувшийся вверх лепесток, как немыслимая стойка балерины, стоящей на пуантах. И как меха для светских красавиц, рассыпается сиреневыми, белыми, фиолетовыми цветами персидская сирень в ожидании своих прекрасных избранниц. Взмахивают вихрастыми челками хризантемы-обольстительницы. И, как звездочки, запутались в потоке зеленых трав ромашки-недотроги. А глаза... да сколько же их смотрит на тебя – удивительных, без подводки и накладных ресниц – просто глаза: глаза-георгины, глаза-подсолнухи, васильковые глаза. В них всегда отражается солнце, а кажется, что этот свет «излучают» цветы - столько солнечных бликов вокруг, создающих ауру энергетического свечения.
Русское изобразительное искусство эстетически запечатлело приметы, привычки, настроения, тип воспитания и особую чувствительность, пронизанную чистотой, открытостью и доверчивостью. Это прямодушие и артистизм, запечатлевший открытость и тоску по искренности. Эмоционально живопись Германа Непомнящего - это всегда «Калитка», за которой визуально-ассоциативный романс переходит в роман – роман со зрителем. Но тайна этого процесса остается таинством, как цветок цветком и бабочка бабочкой и красота красотой…


Выставка «Цветы» оказалась решающей в нашей эмпатии и легкости восприятия друг друга: «Только раз бывает в жизни встреча!» Эта романсовая нота предопределила жанр и ход будущих событий: я влюбилась в «цветы на картинах Германа»! При том, что само общение с автором доставило удовольствие - Герман Непомнящий как человек оказался созвучным своим картинам, что далеко не всегда случается в наше время. Всякий раз я вспоминаю об этом, когда бываю в Иерусалимской русской библиотеке и останавливаюсь взглядом на «Весеннем натюрморте с лилиями» Германа Непомнящего.


Просто биография
Герман Непомнящий родился в 1945 году в Иваново, в эвакуации. В 1966 году окончил Минское художественное училище (учился в классе художников Л. Щемелева и А. Малишевского), потом – Харьковский художественно-промышленный институт (мастерские профессоров живописи И. Овчинникова и В. Лозовского). Принимал участие во многих выставках в Украине, России.
В 2000 году репатриировался в Израиль. Будучи членом Объединения профессиональных художников Израиля, принимал участие во всех его групповых выставках. В 2006 году работы художника были представлены в Англии в рамках фестиваля израильской культуры.
Многогранность творчества Г. Непомнящего проявилась в самых разнообразных изобразительных жанрах. Это пейзажи Крыма – с домиком Грина и парусниками, словно возникающими из мечты, и остающимися в сердце мариниста. Это «пора очей очарованья» - с золотыми березами, очертания которых словно повторяют плывущие облака, сливаясь в импрессионистическом отражении в пруду. Это портрет. Это натюрморт с будоражащей душу «рябиной красной», как красной нитью русской культуры. И это еврейская душа, без которой невозможно ничего еврейское. Впрочем, у Непомнящего любое художественное произведение невозможно без души, которая словно сама собою тихо живет в каждой работе и разговаривает с тобою.


Но есть темы, которые сам художник считает для себя знаковыми. Именно их он и обозначил в подборке работ для издания «Израильское изобразительное искусство с русскими корнями» (Иерусалим, 2011, автор-составитель - Г.Подольская) – это ОСЕНЬ, ЗИМА, ЦВЕТЫ, МЕСТЕЧКО. Если говорить о работах Германа Непомнящего, находящихся в музеях, то по сути они и отражают эстетические предпочтения художника.


У Святослава Рериха есть слова: «Искусство и Культура – мосты через бездну расхождения людей». Изобразительное искусство – форма общественного сознания, эмоциональная составляющая культуры, частицей которой и является творчество Германа Непомнящего. В 2007 году Объединением профессиональных художников Израиля начал формироваться музей «Тальпиот» в Иерусалиме. Герман одним из первых передал свою работу в собираемую коллекцию. К сожалению, музей продержался не так долго, но этот дар «энергетический вход», отворивший художнику двери в настоящие музейные собрания, став составляющей большой культуры.


Герман Непомнящий - часть качественного костяка «музейной группы» художников, которые изначально поддержали меня в идее создания израильских коллекций в музеях. Это не только профессионально одаренные личности – это родственные натуры, что немаловажно для осуществления такого рода проектов. Своим участием он поддержал, по сути, все международные проекты выставок-дарений для художественных и краеведческих музеев стран постсоветского пространства. Это более 20 государственных музеев, в которых сегодня находятся работы израильского художника. В Израиле он принимал участие и в благотворительной акции для Иерусалимского центра психического здоровья Кфар-Шауль-Эйтаним. Работа художника «Кфар-Шауль под снегом» украшает одно из отделений больницы.


Шагал и ностальгические домики

Все картины были переданы художником в дар. Эта мотивированная деятельная поддержка – врожденное качество личности Германа Непомнящего, ставшее естественной частью профессионального сознания. Так не у всех бывает, но так счастливо сочеталось в Германе Непомнящем! А вообще на протяжении всех этих лет я просто ощущала его теплое отношение к себе, а долг, как известно, платежом красен! И сейчас, в преддверии 80-летия художника, с благодарностью, что гений-случай именно так все и устроил в жизни, я пишу о картинах Германа Непомнящего - картинах, находящихся в музейных собраниях разных стран мира и просто в Израиле. Это работы об Израиле, складывающиеся в собирательный образ страны, где мы живем, – образ позитивный, доброжелательный и еще невысказанное слово... Израиль – репатриантская страна, пожалуй, последняя в нашем странствии. В 2000 году Герман Непомнящий репатриировался в Израиль. Родился в России, в Иваново, потом – Беларусь, Украина, опять Беларусь, Израиль – и все – отпечатком в жизни.


Работа «Домик Шагала» (2011) отображает пространство и настроение белорусской зимы - мягкий, рассеянный свет от низкого зимнего солнца. Этот свет отбрасывает теплое сияние на заснеженные ветки деревьев, создавая в морозный день ощущение тепла и уюта, внутри которого спрятался чудесный домик, хранящий тайну рождения художника, как тайну внутреннего света. Эту работу художник написал к Фестивалю искусств Объединения профессиональных художников «По следам Шагала» в 2011 году.
Долгие годы жизни художника были связаны с Беларусью. В 1966 году он окончил Минское художественное училище, где учился у мастеров поразительной эмоциональной силы, мастера детали - Альгерда Адамовича Малишевского, и в классе народного художника Беларуси Леонида Дмитриевича Щемелева. В 2003 в «Музее истории города Минска» открылась галерея Л. Д. Щемелёва, в постоянной экспозиции которой представлено более 60 живописных произведений мастера. От них Герман Непомнящий воспринял стремление к живописно-пластическим поискам и цветовую динамичность как сюжетно-ролевой стержень композиции.
Некоторые из полотен Германа Непомнящего отражают культуру и традиции восточно-европейских евреев. К теме местечка художник относится как к истокам бытия диаспоры. «Каждая звезда – это душа человека. А куда идет душа, туда идет и человек», – читаем у Шолом-Алейхема. Мотив гонения, апологии двойной идентичности и бытия еврейского местечка как национальной черты в творчестве Германа Непомнящего, в Израиле обрел особое художественное звучание как характерная черта национального еврейского искусства. В этой связи уместно напомнить, что в книге «Израильское изобразительное искусство с русскими корнями» художник пожелал поместить свою работу «Преодоление». И в непогоду старый еврей идет в синагогу – дом своей молитвы – дом, в котором собирается иудейская община для общей молитвы, познания священных текстов и общей радости в праздники. Мокрый снег слепит глаза, ветер срывает талит, в одной руке старик крепко держит зонтик, другой - придерживает слетающую шляпу, но непогода – не помеха – он идет к своим в дом молитвы. Великолепная жанровая работа, которую в определенном смысле воспринимается как личностный автопортрет Г.Непомнящего, запечатлевший верность своим идеалам в жизни и живописи.


Если вы спросите о том, какую книгу на русском языке привез с собою в Израиль Герман Непомнящий, он вам покажет книжку Шагала «Моя жизнь». И этим все сказано. В годы проживания в Беларуси Герман бывал в Витебске и воспринял Шагала как частицу Витебска. Ощущение личной причастности к краю, с которым были связаны собственные юношеские впечатления и жизнью в Беларуси, позволило художнику с ощущением особой причастности создать работу для Фестиваля Объединения профессиональных художников Израиля «По следам Шагала» (2011-2012). Это «Домик Шагала» зимою. Перед нами типичный деревенский пейзаж (собственно таким и было местечко Лиозно в Витебске во времена Шагала). Вокруг белым-бело от снега, а сам «Домик Шагала» (2011), как рисунок на стекле от мороза в новогоднюю ночь. И все в этом мире дышит мечтою…


Замечу, что значительная часть художников в своих работах к фестивалю «По следам Шагала» избрала путь осмысления образа местечка как органической частью художественного мышления Шагала. В декорациях бродвейского мюзикла «Скрипач на крыше» используется образ, запечатленный Шагалом в одной из его картин. Скрипач стоит на крыше витебского дома, который и изобразил Г.Непомнящий, - дома, из которого «выпорхнул» Мошка Шагал, чтобы стать всемирно известным Марком Шагалом.
Герман Непомнящий пошел не от шагаловской стилистики, а от Витебска - места рождения будущего художника. Место рождения – одна из важнейших особенностей в жизни каждого человека. Это та точка на земле, где мы впервые увидели свет места, где родился, и снег тоже увидел здесь впервые, и начал свой путь, став частью своей идентичности, которая в ряду многих составляющих оказала немалое влияние на его судьбу, предопределив предпочтения и вкусы, даже времена года. Смотришь на этот заснеженный домик – и охватывает ощущение Чуда Природы, которая не меньше, чем окружающая среда, влияет на образный мир и личность художника. Так родилась картина «Домик Шагала».


Тема осмысления места рождения Шагала на земле Беларуси развивается и в работе «Витебский дворик» (2011).
У этих работ сложилась счастливая выставочная судьба. В год 125-летия со Дня рождения Шагала – в составе передвижной выставки Объединения профессиональных художников Израиля «По следам Шагала в Израиле» – эти работы выставлялись на 36-ти выставочных площадках стран России, Беларуси, Украины, Узбекистана и Казахстана. «Ностальгические домики» стали украшением сборника «Шагал и Израиль: Жизнь. Творчество. Наследие» (Иерусалим, 2012, автор-составитель Г.Подольская), вышедшего в свет в издательстве «Скопус» в Иерусалиме в год 125-летия со Дня рождения Шагала.


В настоящее время работа «Витебский дворик» находится в собрании Могилевского областного художественного музея имени П.Масленикова (напомню, что в Могилеве дед Шагала по отцовской линии – Довид-Мордух Еселев Шагал – расписывал синагогу). Полотно «Домик Шагала» - в собрании Барановичского краеведческого музея.
«Ностальгические домики» Германа Непомнящего - произведения, пропитанные воспоминаниями о Беларуси, - внешне спокойные, они волнуют и бередят душу каждого, кто вырос в русле славянской культуры, хотя и укоренился в Израиле. Художник последовательно опирается на традиции, заложенные в русской живописи XIX века, и естественно вошли в коллекции музеев Беларуси.
В этой же стилистике, но на израильской почве выполнена работа «Усадьба Дубровина», находящаяся в коллекции Дома-музея Б.М.Кустодиева – филиале Астраханской государственной картинной галереи имени П.М.Догадина.


Несколько слов о месте семьи Дубровиных в истории Израиля и их усадьбе, которую образно можно назвать «лабораторий житницы страны» в долине Хула. Сын главы рода - Ицхак Дубровин, выдающийся агроном и фермер, продукция которого лидировала на всех выставках фермерских и кибуцных хозяйств, завещал поместье Еврейскому национальному фонду Израиля. Ферма была превращена в музей в память о пионерах этих мест.
В Музее Диаспоры в Тель-Авиве (АНУ) есть стенд, посвященный участникам первой сионистской алии, среди героев которой немало людей с исконно русскими фамилиями. Это первопоселенцы Куракины, Дубровины, Матвеевы, Нечаевы родом из Астраханской губернии. Все они вошли в историю Земли Израиля как «русскими геры», то есть православные русские, принявшие гиюр. В России их называли субботниками. Проживая в Российской империи XIX века, они восприняли ценности иудаизма, соблюдали шабат и еврейские традиции.
В 2018 году состоялся проект Объединения профессиональных художников Израиля «Земля Израиля и страна Кустодия» – в рамках юбилейных программ к 100-летию Астраханской государственной картинной галереи имени П.М.Догадина и 140-летия со Дня рождения Б.М.Кустодиева. Этот краеведческий для России и Израиля проект проводился совместно с Домом-музеем Б.М.Кустодиева и был посвящен субботникам с Нижней Волги – Аврааму Куракину (1820 - 1924) и Йоаву Дубровину (1831 – 1935). Земля Авраама стала сутью их крестьянского бытия здесь. Дивным садом Израиля стали возделанные ими Галилея и долина Хула.


Израильские художники создали серию картин, связанных с местами бытия первопоселенцев. После выставки в Доме-музее Б.М.Кустодиева картины были переданы музею в дар. Для афиши презентации этого проекта музеем была выбрана работа Германа Непомнящего «Усадьба Дубровина», запечатлевшая дом и место первопоселенцев из Астраханской губернии на Земле Израиля.
Когда я смотрю на эту картину, я чувствую, что это день солнцестояния – самый длинный в году день света. Солнце в зените, потому и тени от густой листвы деревьев – сине-голубые. Эта сетка теней отражается на лужайке перед усадьбой и дорожке, ведущей к дому. Летний день. Звенящая тишина. Ничто не шелохнется – только свет. И славянским духом пронизано место! И это не удивительно. Выбирая место для укоренения на Земле Израиля, Дубровин нашел место, по всем параметрам напоминающее земли Поволжья – земли, которые он знал, как обрабатывать. В прошлом помещик, давший своим крепостным вольную, он работал вместе с ними на земле как «корневой» крестьянин. Он ездил на выставки, закупал последнюю по тем временам сельскохозяйственную технику, чтобы возлюбленная им земля возвращала сторицей. Убежденный в том, что «землю, полученную даром, развеет ветер», приехав в Палестину, Дубровин купил для своей семьи землю, отказавшись от бесплатных наделов Ротшильда, и создал на этой земле Райский сад.


Работа Г.Непомнящего «Усадьба Дубровина» по стилю, как и «ностальгические домики», восходит к русской пейзажной живописи XIX века. Замечу, что далеко не все из израильских художников решились бы на такую трактовку темы в изображении Израиля. Дело не в том, что таких пейзажей в Израиле нет, – они есть и немало. Герман Непомнящий – внимательный читатель и думающий художник. Глубинное осмысление судьбы человека, родившегося в России первой трети XIХ века, прожившего 104 года, из которых последние три десятка лет он возделывал Землю Израиля. Он прибыл сюда со своим свитком Торы и лучшим по европейским меркам сельскохозяйственным инвентарем. Некоторые овощи и фрукты до Дубровина не произрастали на этой земле, в том числе знаменитый астраханский арбуз. Все свои знания и опыт он передал сыну Ицхаку, ставшему в Государстве Израиль достойным продолжателем дела отца.


Работа Г. Непомнящего «Усадьба Дубровина» мастерски отображает конкретный архитектурный и пейзажный объект Израиля, воссоздавая дух человека – родом из России. Это ли не золотое сечение краеведческого интереса Дома-музея Б.М.Кустодиева в Астрахани, в коллекции которого и находится этот шедевр? Это ли не кора и подкорка художественного образа, вскормленного культурами двух стран?


Дюнный облик Ашдода и краски морей
Размышляя о взаимоотношениях между человеком и природой, которая его окружает, Марк Шагал писал: «Идеал моей души – быть ближе к духу Библейской Земли». Как история и мифологема Книги Книг, Земля Израиля притягивала не одно поколение живописцев, для которых, в отличие от других представителей людей творчества, зрительная подпитка, помимо эмоционального переживания, подсказывает изобразительные компоненты художественной формы. Краски Земли Израиля вдохновляют. Ее природные ландшафты сохранили ощущение древности, позволяют мысленно почувствовать исток истоков. Но пленэрный пейзаж позволяет постичь истоки обновленные, поскольку в самой сути пленэрной живописи заключается «здесь и сейчас» художника.


Герман Непомнящий проживает в Ашдоде, и он – несомненный мастер пленэрного пейзажа, в котором всегда находит свое. Не будем говорить, насколько ему удавалась славянская природа, остановлюсь на мотиве израильских, точнее - ашдодских дюн!
В последние годы, когда семья переехала жить в высотку, художник много писал с балкона, с которого открывался великолепный вид на дюну между Ашдодом и Ашкелоном. Это редкая, а может, и единственная, часть ландшафта, сохранившая песчаную структуру пустыни, в которой произрастают растения, живут животные, соответствующие экологическому региону. Сколько же раз он писал эти дюны! Они всегда пронизаны живописной игрой света и воздуха. Это медитативные пейзажи, в которых запечатлены высокое, безбрежное небо, бескрайние пески (вообще-то граница есть –Ашкелон). Они действительно движутся – тональные переходы в рамках доминирующего цветового тона передает зыбкость перемещающихся песков как дыхания тверди земной, от которой исходит пар, сливающийся с воздухом и прозеленью мшистых кустарников, растопыренными ветками перекати-поле, колючим и курчавым чертополохом! Дюны Г. Непомнящего живые! Лишь природе матушке подвластные, они просыпаются и замирают независимо от календаря, волнуя своей светоцветовой гаммой, по которой художник раньше синоптиков знает о смене времен года и изменениях в природе. Отсюда и ощущение натурной достоверности, которое передается зрителю. Отсюда запечатленное в художественном произведении состояние позитивной энергетики – у природы нет плохой погоды (это наши косточки хрустят!).


Пейзажи Г. Непомнящего с изображением ашдодских дюн имеются в собраниях Новосибирского художественного музея, Чувашского государственного художественного музея в Чебоксарах. «Дюны Непомнящего» напоминают об Ашдоде в Бердянском художественном музее имени И.Бродского, Мелитопольском краеведческом музее, в Музее Шолом-Алейхема - филиале Музея истории Киева. Вот такой он – дюнный пейзаж, открывающийся с балкона высотки.
А еще – по Г. Непомнящему знают о морях Израиля. В собрании Уманского художественного музея находится работа Г. Непомнящего «Эйлат» - с изображением беже-розового хребта Эйлатских гор у Красного моря. В дни Рош-аШана Уманский музей активно экспонирует работу Г.Непомнящего на своих выставках. В это время брацлавские хасиды всего мира совершают паломничество в Умань, где находится могила рабби Нахмана - основателя хасидизма. Из Израиля почтить память цадика, как правило, приезжают с семьями, для которых организуются экскурсии в художественный музей. Как же узнаваем «Эйлат» Г. Непомнящего израильтянами, напоминая им в Умани о курорте на море в своих палестинах.


В коллекции Астраханской государственной картинной галереи имени П.М.Догадина Средиземное море современного Израиля ассоциируется с мариной в Ашкелоне. Полотно «Ашкелонская марина» передает дыхание этюдности и эмоционально близко волжанам, как тема города у реки, у моря, с их уставом созидания и верности своим кормильцам морю и реке. Несколько раз картина выставлялась в проекте «Музейный дворик», отмеченном в публикациях АГКГ имени П.М.Догадина.
Работы Г. Непомнящего о Земле Израиля художественно воссоздают ее образ, в котором живет упоение исконной красотой мира, которая, как берег моря, питает творчество.


Иерусалим сердца и мир о мире
Для миллионов людей мира – Иерусалим — святой город, а для Германа Непомнящего – это еще и одна из лучших страниц творчества. Это Иерусалим, устремленный к небу, и Иерусалим земной. Иерусалим исторический и Иерусалим романтический. Иерусалим метафизический и Иерусалим конкретный, реалистический.
Вот почему среди произведений художника, оказавшихся в музейных собраниях, значительную часть составляют работы, посвященные Иерусалиму. В них столица трех авраамических религий оживает как многомерный художественный образ с просветительским экскурсом, и произведение художника в этой связи приобретает дополнительную историко-содержательную ценность.


На пути к столице
А сейчас, мы на пути к Иерусалиму и ощущаем этот подъезд в полном соответствии с реалиями дороги окрестностей столицы – пригородом Маале-Адумим, выросшим в комфортабельный краснокрыший город, расположенный на холмистой местности - границе между Иудейскими горами и Иудейской пустыней. Издалека виднеются террасы ярко-красных крыш, за которыми – ощущение домашнего тепла и уюта как мыслимого гармонического пространства. Крыши домов Германа Непомнящего передают не только физическую форму кровли, но и ее эмоциональную сущность. Смотришь на картину и ощущаешь, что мир материален и движется. Красные крыши – на подъезде к Иерусалиму – это все оттенки красных красок, запечатленные грубоватыми кистевыми мазками. Эта атмосфера движения на пути к древней столице визуально увлекает, становясь источником эмоционального предощущения и вдохновения. Картина «Красные крыши на пути к Иерусалиму» находится в собрании Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств. Работа не раз включалась в различные проекты художественного музея, Национальной библиотеки Удмуртской Республики и Еврейской общины Ижевска «Звезда Давида». Помимо художественной ценности – картина художника поразительно теплая! Передавая ее в дар музею - в составе международного проекта «Краски Земли Израиля», - Г.Непомнящий сделал трогательную подпись на обороте холста - с пожеланием своему другу из Ижевской «Звезды Давида» воочию увидеть град Давида.
Судя по сюжетам, представленным на картинах Г. Непомнящего в собраниях, художник любит не только ландшафтный, но и широкоформатный Иерусалим. Не потому ли, что за ним ощущается толща эпох? Известно, что первое упоминание об Иерусалиме относится к середине II тысячелетия до нашей эры. На протяжении истории город был не только столицей Иудеи, где его называли «Йерушалаим», но и входил в состав государств разных вероисповеданий. За Иерусалим сражались из поколения в поколение, разрушали, сравнивали с землей, а он возрождался из пепла… Со временем Иерусалим стал духовной столицей трех авраамических религий — иудаизма, христианства, ислама, наложивших отпечаток на его архитектуру и характер святилищ. Говоря об историческом городе, который мы видим сегодня, не лишне напомнить, что стены Старого города с богато украшенными восемью крепостными воротами были построены турецким султаном Сулейманом Великолепным в 1537-1541 гг. во времена владычества османов. Архитектурный образ ориентального города замечательно запечатлен художником в работе, находящейся в собрании Херсонского областного художественного музея имени А.А.Шовкуненко. Работа Г. Непомнящего «Иерусалим» была помещена на обложке альбома-каталога «Многоликий Израиль». Это одна из самых красивых работ художника - город окутан голубоватой дымкой плотного воздуха. Таким конкретно и бывает в дни поздней осени Йерушалаим, но эта атмосферная реалия визуально придает образу города метафизический характер.


В собрании Николаевского художественного музея имени В.В.Верещагина – тоже Старый город, но зрительно этот образ воспринимается как Иерусалим более древний. Свето-теневые отношения столь рельефны, что кладка стены и других архитектурных деталей города кажется выжженной солнцем. Ничего придуманного для Ближнего Востока – просто солнце в зените, жара, температура под сорок, а может, еще и хамсин…


В собрании Чувашского государственного художественного музея в Чебоксарах. Взгляду зрителя открывается чудесная панорама архитектурно многоликой столицы Израиля - многочисленные купола храмов и мечетей, очертания крыш домов Старого Иерусалима организуют гармоничное пространство – неспешное, спокойное и романтическое – с точки зрения сводок политических событий сегодня. Но для искусства не существует темы более созидательной, чем мир в Святом городе.


У Н.К. Рериха есть емкое определение мира: «Мир не случайно означает и вселенную, и мирность. Не случайно эти два великих понятия объединены в одном звучании. Вспомнишь о вселенной – представишь и труд мирный. Приступая к труду, осознаешь вселенную». Города строятся людьми и для людей. Мир трансформируется в том числе и архитектурно, города обретают новые территориальные структуры. При этом Иерусалим как город мира остается метафорой Живой Этики мироустройства, местом магической силы для паломников со всего мира. Храмовая гора в историческом центре Иерусалима имеет священный смысл для всех авраамических религий. Она объединяет иудеев, мусульман и христиан, хотя и является источником вечных споров между ними.
В собрании Одесского Дома-Музея имени Н.Е.Рериха имеются две работы Германа Непомнящего, на одной из них – с голубыми куполами – художник дает вид города сверху, напоминания о граде небесном как архитектурном образе Рая.
Восприятие историко-культурных памятников старины преломляется художником через сознание своей эпохи, становясь изобразительным источником не менее ценным в свете сохранения бытия памятников культуры в произведениях изобразительного искусства. Работы Германа Непомнящего написаны так, что за библейским Иерусалимом открывается историческое пространство, наполненное ощущением Земли Обетованной нашим современником.


Арочный город
Иерусалим Германа Непомнящего визуально не подавляет, он не давит бременем истории, несмотря на кровавые столкновения, кровопролитные войны и жестокую борьбу религий. Арочный Иерусалим художника отображает места, связанные с этапными сюжетами христианства. Иерусалим Г. Непомнящего светлый и прозрачный. Почему? Да потому что даже среди узких улочек художник выбирает пространственные ракурсы с арками. Старый город Г. Непомнящего – сквозной и на просвет – арочный. Кто-то скажет, что эти ажурные арки хрестоматийно известны, но когда вы находитесь в Старом городе, под этими знакомыми арками немудрено затеряться. Его многочисленные арки, словно поддерживают город изнутри, придавая каменной архитектуре воздушность и прозрачность, как в стихах А.Волохонского: «под небом голубым есть город золотой,/ C прозрачными воротами и яркою звездой». Поэт писал о городе небесном, а на картинах он — земной!


Работы художника с арочным Иерусалимом имеются в коллекциях Черниговского областного художественного музея имени Галагана, Черкасского областного художественного музея, Государственного музея искусств Узбекистана в Ташкенте.
В работе «Виа Долороза», находящейся в собрании Государственного музея искусств Узбекистана в Ташкенте, художник ведет нас по улице Виа Долороза, олицетворяющей в мировой культуре образ пути страдания. Здесь пролегал Скорбный путь Иисуса Христа к месту распятия, и находятся девять из четырнадцати остановок его Крестного пути. Человека в терновом венце помнят камни, арки, проемы окон Старого города и пороги дверей, что захлопывались при виде идущего на Голгофу. Виа Долороза – путь Печали и Скорби, связывающий все времена в единую цепочку человеческой судьбы...


Но Иерусалим – город городов, в котором самые мрачные страницы жизни человечества могут обернуться чудом. И вот уже не кровавый след, а «след Света» сияет на новом полотне художника – свет Воскресения. Вот такой артистичный ход находит Г. Непомнящий в одноименной работе из собрания Черкасского областного художественного музея. Напомним, что в Черкассах работа Германа Непомнящего «Виа Долороза» включена в основную экспозицию музея – на память о совместном проекте музея и Объединения профессиональных художников Израиля.


Дорога к храму
Несмотря на статичность архитектурных достопримечательностей как исторических объектов изображения, в исполнении Германа Непомнящего они полны внутреннего движения, хотя векторы этого движения всегда разные. Герману Непомнящему как художнику очень близка идея дороги – дороги, ведущей к храму. В Иерусалиме – это авраамические религии.
В работе Германа Непомнящего из собрания Тернопольского областного художественного музея «идея дороги» подчеркнута даже «ориентальным средством передвижения» на Ближнем Востоке. На переднем плане полотна художник изобразил ослика с седоком на спине. И сегодня у Дамасских и Мусорных ворот каждый турист может сфотографироваться на осле или верблюде, служившими веками средством передвижения в этих краях. Работа «Дорога к Храму» – очень живая и светлая. Трудно утверждать, к какой из святынь следует путник, поскольку самым ярким цветом притяжения обозначен золотой купол мечети «Купол Скалы» - одной из главных святынь мусульман мира. Золотой купол двадцатиметрового диаметра виден с любой точки Старого города и на подъездах к нему. Примечательно, что как архитектурный памятник, мечеть «Купол скалы» (Куббат ас-Сахра по-арабски) оберегает скалу, с которой пророк Мухаммед вознесся в небо. Вершина Храмовой горы, на которой располагается мечеть, — священное место для трех монотеистических религий. Согласно иудаизму и христианству, скала считалась центром сотворения мира. Здесь Авраам собирался принести в жертву своего сына. А потом здесь же — царь Давид построил алтарь. А после — сын Давида — Соломон — воздвиг Храм. Мечеть с гигантским куполом была построена в VII веке по приказу халифа Абд аль-Малика из династии Омейядов. Шли годы, не щадя творения рук человеческих. Здание страдало от разрушений, землетрясений… Его переделывали, перестраивали, переустраивали, реконструировали столько, что могли бы свести на нет представление о красоте духовной, которое руководило первыми мастерами. Но после каждого обновления древняя мечеть становилась прекраснее, а в ХХ веке ее купол покрыли золотом, и он засиял, став визуальным ориентиром на пути к Святому городу.


В работах «Иерусалим под снегом. Мечеть Купол Скалы и Стена Плача», находящихся в собраниях Харьковского художественного музея и Тернопольского областного краеведческого музея художник использует ракурс изображения иудейской и мусульманской святынь. Они художественно равны под снежным покрывалом Всевышнего.
В Харькове работа Г. Непомнящего «Иерусалим под снегом. Мечеть Купол Скалы и Стена Плача» была напечатана на плакате о проведении выставки израильских художников в музее. В альбоме-каталоге проекта Объединения профессиональных художников с Тернопольским областным краеведческим музеем работа Г. Непомнящего вариант этой работы был помещен на обложке альбома-каталога.


Иерусалимский экскурс художника по святым местам примечателен как с живописной, так и с просветительской точки зрения, как художественно осмысленный образ страны, с которой связал свою жизнь. Работы Германа Непомнящего об Иерусалиме воплощают в себе любовь и уважение к достопримечательностям древнейшей из столиц мира, в чьей архитектуре сохранились лики разных культур и религий.


Первая половина жизни Германа Непомнящего проходила в СССР и разных странах постсоветского пространства – городах разных религиозных конфессий. И это во многом сказалось на непринужденном восприятии святынь всех религий. Они интересны ему как изобразительные источники, в которых прошлое и настоящее соединяются, совпадая с желанием художника рассказать о городе мира, которому изначально было отпущено «семь мер красоты». Так считалось в добиблейские времена.


Золотая осень Мастера и берега света

Но в живописи Германа Непомнящего эти меры установили не еврейские мудрецы, а мастер из страны костров рябины красной и белоствольных берез. «Прежде всего, и дороже – искра художника, и только из нее идет истинное совершенство техники», - писал Святослав Рерих. Эти слова в полной мере передают природу таланта Германа Непомнящего.
В 2008 году художник написал свое программное произведение – картину «Осень», воплотив образ страны, в которой родился. В этой связи работа и была включена мною в издание «Израильское изобразительное искусство с русскими корнями» (2011).
Для меня - «Осень» Германа Непомнящего - это «Золотая осень Мастера», как я мысленно называю этот пейзаж «очей очарованья», олицетворяющий бессмертную душу славянской культуры, в лоне которой мы выросли и привезли ее с собой. Это то, что живет в нас как счастье обладания большой культурой, в которой соединились духовные ценности и академическое образование, став основой профессиональной интуиции.


«Осень» Германа Непомнящего - по духу - пушкинский пейзаж, в котором «пышное природы увяданье», «в багрец и в золото одетые леса» ощущаются эмоциональным потоком в натурном пейзаже и его лирических отражениях на водной глади реки. В этих отражениях золото листвы сливается с летящими по небу облаками, сходясь в импрессионистических красках отражений на сомкнутой берегами реке. Крепок мост между берегами света - не расшатать его, не разрушить, потому как берега, которые он соединяет, питают талант художника светом и силой, что есть в них.


«Осень» Германа Непомнящего – по сути автопортрет души художника – его славяно-еврейской души, распахнутой к многогранности восприятия мира, сильной любовью к жизни, культурой художественного самоутверждения как потребностью дать зрителю лучшее. А еще «Осень» - это верность собственной судьбе, как женщине, с которой связал свою жизнь навек…
Работа «Осень» была создана Германом Непомнящим по памяти в Израиле. Наряду с чисто израильскими видовыми работами, она, как визитная карточка художника, часто выставляется на израильских выставках. Потому-то искорка от Всевышнего и на новом берегу сохранила предназначение природного дара, став зерном созидания на Земле Израиля.

Галина Подольская,
доктор филологических наук, автор международных музейных проектов выставок-дарений коллекций израильских художников в музеи стран постсоветского пространства, искусствовед, писатель, друг.

 

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.