РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Гефсимания Валерия Щетинина

  Галина ПОДОЛЬСКАЯ


ОЛИВА МИРОТВОРЧЕСТВА:
Барельеф Валерия Щетинина в Одесском Доме-Музее имени Н.К.Рериха
30 августа 2021 года в Одесском Доме-Музее имени Н.К.Рериха состоялась презентация проекта «ГЕФСИМАНИЯ ВАЛЕРИЯ ЩЕТИНИНА», партнерами которого выступили ОДМ имени Н.К.Рериха и Объединение профессиональных художников Израиля. Специально для музея израильским моделистом и скульптором Валерием Щетининым был создан барельеф «Гефсиманская олива» и передан автором в дар Одесскому Дому-Музею имени Н.К.Рериха – в знак сердечной признательности музею за претворение в жизнь миротворческих идей Н.К.Рериха в международном культурном пространстве.

Образ гефсиманской оливы – один из вечных образов мировой культуры, поскольку - согласно библейской истории - Гефсимания является местом поворотных событий, ставших основой духовного бытия человечества. По сути – вечно обновляющееся древо жизни - олива благословенна во всех религиях мира. Но с точки зрения географического положения Гефсиманский сад располагается на территории современного Государства Израиль, и олива является символом природы Израиля.
В творческой биографии Валерия Щетинина барельеф «Гефсиманская олива» - произведение этапное, отражающее эстетико-философское пространство автора, когда за сиюминутным впечатлением от конкретного предмета стоит опыт, объединивший города и веси собственной жизни: Крым (Ялта), Украина (Херсон), Россия (Красноярск), Украина (Запорожье), Армения (Ереван), Азербайджан (Сумгаит), Россия (Барнаул), Израиль (Петах-Тиква, Тель-Авив, Хайфа).
Помимо несомненной художественной ценности произведения акция дарения своей работы в дар музею воплощает одну из граней осуществления МИРА через КУЛЬТУРУ, концепция которого была сформулирована в трудах Н.К.Рериха.

Автор проекта и каталога – доктор филологических наук, искусствовед Галина ПОДОЛЬСКАЯ. Даритель – моделист, скульптор Валерий Щетинин. Организатор мероприятия в музее – директор Одесского Дома-Музея имени Н.К.Рериха Елена Петренко.

МАСЛИЧНАЯ ГОРА КАК ОЧАГ КУЛЬТУРЫ
Израиль – сакральная земля, историческая родина нескольких религий мира. Но сколько бы ни говорили о новом Израиле, и сегодня на Святую Землю, как правило, продолжают приезжать для того, чтобы прикоснуться к прошлому, как корням, которые история оставила нам здесь. Эта нить из прошлого притягивает, обволакивая фактами и деталями, о которых не знал и не ведал ранее. И вот уже в тебе просыпается неведомая «археологическая страсть» к познанию мест, лиц и нравов народа. Проходят годы, и в обретенную историю ты начинаешь встраивать свой жизненный опыт. А потом наступает время зрелости, когда твое прошлое и настоящее уже измеряются будущим. Вот и Валерий Щетинин приехал в Израиль за будущим.
У Н.К.Рериха есть слова: «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего». Когда Иерусалим и истоки заключенных в нем культур входят в сознание творчески одаренного человека и преобразуются в художественный образ, то в его произведении древние камни и впрямь становятся чудесной ступенью к будущему.
Моделист Валерий Щетинин не раз бывал на Масличной горе, смотрел на Город Давида, который, подобно музейному макету, открывался взору так, словно не он шел к истории, а история Библейской Земли сама приближалась к нему. Будто не человек восходил к Иерусалиму, а Иерусалим вдруг сам снизошел к нему так, что в обозначившемся пространстве макет словно ожил. А случилось это немного-немало - в Гефсимании:


Мерцаньем звезд далеки безразлично
Был поворот дороги озарен.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон.
Лужайка обрывалась с половины.
За нею начинался Млечный путь.
Седые серебристые маслины
Пытались вдаль по воздуху шагнуть.
Б.Пастернак. Из «Доктора Живаго»


Этот «шаг» устремленных к Млечному пути олив, как и стихи из любимого романа, был прочувствован автором будущего барельефа. Оставалось лишь сделать собственный шаг к Гефсимании, чтобы запечатлеть то, что воспринято, в творчестве. Итак, в 2021 году специально для Одесского Дома-Музея имени Н.К.Рериха, Валерием Щетининым был создан барельеф «Гефсиманская олива», переданный в дар музею.
Перед нами – белое гипсовое панно, на котором вырезана одна из олив легендарного сада, который с библейских времен и поныне находится на Святой Израильской Земле, продолжая плодоносить.
На барельефе воплощен фрагмент пейзажа, известного каждому, кому хоть раз посчастливилось побывать в Гефсиманском саду и воочию увидеть пейзаж, который фигурально можно назвать камерным лирическим высказыванием из уст «очевидцев» роковой ночи. А они и впрямь еще живы!
В Гефсимании наших дней растет восемь олив, некоторые из которых принято считать ровесницами легендарных событий. Их возраст исчисляется тысячелетиями, стволы похожи на коряги, а морщинистая кора - на окаменевших людей и зверей. Но идущие от корней деревьев упругие побеги и шелестящая крона не ропщут о Страшном Суде. В мерном колыхании листвы – умиротворенный посыл к вневременным событиям бытия человечества. Не потому ли Гефсиманский сад стал символом нравственных начал в контексте мировой культуры? Как знать…


В самом образе библейской оливы заложено единство противоположностей - противопоставление жизни и смерти, мотив старости и юности, возвышенной скорби о пережитом и бессмертии, которое воплощают новые побеги. Получается, что оливы - смертны, как мы, и бессмертны, как Природа.
Олива — благословенное во всех религиях дерево. Согласно греческим мифам, олива создана воинственной богиней Афиной в соревновании на право дать имя городу Афины. У евреев масличное дерево является одним из важнейших символов древних поселений и процветания Земли Израиля, присутствует в эмблемах израильских организаций. В исламе олива связана с сюжетом древа жизни, что немаловажно, учитывая арабскую составляющую населения Израиля.
По Новому Завету, Гефсиманский сад был местом собраний Иисуса с учениками. В ночь предательства будущего Мессии римским легионерам не представляло труда отыскать и взять его под стражу. В традиции христианской культуры Гефсиманский сад стал символом души и преобразованного сознания. Это сад «моления о чаше», которую после Тайной вечери Иисусу было суждено испить до дна. Это сад поворота судьбы и принятия собственных решений, от которых зависела упорядоченность нашего будущего.
Путь завершен. И впереди - конец.


Уйти - но я уже ослеп, плутая,
и как скажу я, что есть Ты, отец,
когда нигде не нахожу Тебя я?
Не нахожу Тебя: в себе самом,
ни в камне, ни в тени маслин - ни в ком.
Я одинок, и ни души кругом.
Р. М.Рильке, перевод В. Летучего


Важно, что теперь мир не одинок и - благодаря принятым в Гефсимании решениям. И Израиль бережно хранит все, что связано с легендарным прошлым Святой Земли.
В наше время Гефсиманский сад располагается в Иерусалиме у подножия Масличной горы. По сегодняшним меркам оливковый сад - камерный сквер – всего-то 47 х 50 метров, огражденных на территории Кедронской долины, называемой в Библии Елеонской горою. Согласно библейской истории Гефсимания простиралась по всей долине Елеона, включая площадь гробницы Богородицы. Отчасти это и объясняет, почему у христиан огражденный сад является символом Девы Марии – как образа женской души, принявшей на себя боль за страдания сына. С другой стороны, та же олива – просто одно из деревьев Святой Земли, и она же - символ природы Земли Израиля.


СКУЛЬПТУРНАЯ КАРТИНА
Барельеф «Гефсиманская олива» Валерия Щетинина подобен развернутой метафоре мира о мире на пути к свету. Этот эмоциональный порыв запечатлен автором в белоснежной скульптурной картине, созданной по фотографически точному эскизу древнейшей из олив Гефсиманского сада. Скульптор выбирает дерево, очертания которого хрестоматийно узнаваемы зрителем и символизируют Гефсиманию в целом.
Перед нами – старая маслина на фоне устремленной в небо дорожки, которая сродни Млечному пути и образно напоминает о том, что путь к вечности на небесах начинается в Гефсиманском саду. Не случайно - в широком понимании - один из смыслов Гефсимании заключен в словах, обращенных к человеку: спор нельзя решать железом. Не таким ли был рай на Земле?


Перед зрителем – по сути скульптурная живопись «белая на белом», хотя пронизывающий ее свет передан не оттенками красок, а в изваянии. Гипсовое изображение оливы объемно – местами высечено, местами - вылеплено. Стоит прикоснуться к скульптурной поверхности барельефа, как ощущаешь шероховатую текстуру коры древней маслины – с выпуклостями, углублениями, заломами, узелками и дуплами. Каждая деталь пластического образа пронизана светом, целомудренностью и благородством, передавая восхищение скульптора маслиной как помазанницей живой природы.
В творческой биографии Валерия Щетинина барельеф «Гефсиманская олива» - произведение этапное, отражающее эстетико-философское пространство автора, когда за сиюминутным впечатлением от конкретного предмета стоит опыт, объединивший города и веси собственной жизни: Крым (Ялта), Украина (Херсон), Россия (Красноярск), Украина (Запорожье), Армения (Ереван), Азербайджан (Сумгаит), Россия (Барнаул), Израиль (Петах-Тиква, Тель-Авив, Хайфа).


И вот, как обычно и случается в судьбе каждого человека, причастного к искусству, наступил момент, в котором муки творчества обернулись радостью, воплотив в произведении единство места, времени и действия творческих поисков. В мастерской Валерия Щетинина таким художественным образом стал Гефсиманский сад.


ГЕФСИМАНСКАЯ ОЛИВА КАК МЕТАФОРА ТВОРЧЕСТВА
Есть жизнь в искусстве. А есть просто жизнь, в которую вплетаются годы, отданные творческому воссозданию конкретной земли, по которой ступаешь. Ты уже не мыслишь своего будущего с другой землею, потому что она стала еще и домом, в котором твоя жизнь состоялась.
В одной из наших бесед Валерий Щетинин признался: «Если все наши мысли и желания направить не на то, чего у нас нет, а на то, что есть — жизнь будет восприниматься по-другому, и то, о чем мы мечтаем, - сбудется».
В образе гефсиманской оливы на барельефе запечатлена исконная мудрость природы, способной утолить жажду творчества и приблизить нас к тому, о чем мечтаешь. Это сад превращений, где происходит воспитание наших чувств, преобразуется сознание и приближается духовная зрелость. Это сад понимания мира человеком творчества, сад-метафора, в котором заключен образ художника, духовно укоренившегося в Израиле.


Барельеф «Гефсиманская олива» - произведение лирическое и эпическое одновременно. В нем автор опирается на реальную и библейскую судьбу Гефсимании как уникального уголка природы Святой Земли и современного Израиля - страны, с которой по воле случая и ты связал свою жизнь. Страница перевернута, но рефлексия продолжается, словно твое прошлое еще не закончилось. Однако прошлое тем и хорошо, что оно было и прошло, уступив место будущему.
Так в израильской культуре и появилась наша поросль, засеребрились листочки наших олив, олицетворяя имена всех тех, кто начал свою жизнь в Израиле по сути с чистого листа, открыв страницу серебряного века русско-израильской культуры своим творчеством, как серебряной кроной миротворчества.


В работе Валерия Щетинина «Гефсиманская олива» воплощен скульптурный образ «сада о мире», в котором мы, люди из разных стран диаспоры, нашли себя и обрели друг друга. Мы возмужали здесь в новом качестве, впитав боль и душевную щедрость земли истока истоков.
Барельеф «Гефсиманская олива» - удивительная олива из этого сада творчества – солнечный дар русско-израильской души Одесскому Дому-Музею имени Н.К. Рериха. Этот дар не случайный. Он отражает момент зрелости художника, в котором настоящее соотносится с прошлым, упорядочивается и, став составляющей частицей общекультурного процесса, устремляется к завтрашнему дню.
Оливы уже плодоносили, когда мы с Валерием Щетининым находились в Гефсиманском саду. Мы были рядом и вдруг одновременно ощутили состояние новичков, когда все, что открылось взору, сердцу и уму, казалось, как впервые. И прошлое отступило, уступив место настоящему, которое и стало началом нашего будущего.

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.