РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
На крылечке в местечке
Поэзия
О новой книге Ефима Златкина
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Гефсимания Валерия Щетинина

  Галина ПОДОЛЬСКАЯ


ОЛИВА МИРОТВОРЧЕСТВА:
Барельеф Валерия Щетинина в Одесском Доме-Музее имени Н.К.Рериха
30 августа 2021 года в Одесском Доме-Музее имени Н.К.Рериха состоялась презентация проекта «ГЕФСИМАНИЯ ВАЛЕРИЯ ЩЕТИНИНА», партнерами которого выступили ОДМ имени Н.К.Рериха и Объединение профессиональных художников Израиля. Специально для музея израильским моделистом и скульптором Валерием Щетининым был создан барельеф «Гефсиманская олива» и передан автором в дар Одесскому Дому-Музею имени Н.К.Рериха – в знак сердечной признательности музею за претворение в жизнь миротворческих идей Н.К.Рериха в международном культурном пространстве.

Образ гефсиманской оливы – один из вечных образов мировой культуры, поскольку - согласно библейской истории - Гефсимания является местом поворотных событий, ставших основой духовного бытия человечества. По сути – вечно обновляющееся древо жизни - олива благословенна во всех религиях мира. Но с точки зрения географического положения Гефсиманский сад располагается на территории современного Государства Израиль, и олива является символом природы Израиля.
В творческой биографии Валерия Щетинина барельеф «Гефсиманская олива» - произведение этапное, отражающее эстетико-философское пространство автора, когда за сиюминутным впечатлением от конкретного предмета стоит опыт, объединивший города и веси собственной жизни: Крым (Ялта), Украина (Херсон), Россия (Красноярск), Украина (Запорожье), Армения (Ереван), Азербайджан (Сумгаит), Россия (Барнаул), Израиль (Петах-Тиква, Тель-Авив, Хайфа).
Помимо несомненной художественной ценности произведения акция дарения своей работы в дар музею воплощает одну из граней осуществления МИРА через КУЛЬТУРУ, концепция которого была сформулирована в трудах Н.К.Рериха.

Автор проекта и каталога – доктор филологических наук, искусствовед Галина ПОДОЛЬСКАЯ. Даритель – моделист, скульптор Валерий Щетинин. Организатор мероприятия в музее – директор Одесского Дома-Музея имени Н.К.Рериха Елена Петренко.

МАСЛИЧНАЯ ГОРА КАК ОЧАГ КУЛЬТУРЫ
Израиль – сакральная земля, историческая родина нескольких религий мира. Но сколько бы ни говорили о новом Израиле, и сегодня на Святую Землю, как правило, продолжают приезжать для того, чтобы прикоснуться к прошлому, как корням, которые история оставила нам здесь. Эта нить из прошлого притягивает, обволакивая фактами и деталями, о которых не знал и не ведал ранее. И вот уже в тебе просыпается неведомая «археологическая страсть» к познанию мест, лиц и нравов народа. Проходят годы, и в обретенную историю ты начинаешь встраивать свой жизненный опыт. А потом наступает время зрелости, когда твое прошлое и настоящее уже измеряются будущим. Вот и Валерий Щетинин приехал в Израиль за будущим.
У Н.К.Рериха есть слова: «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего». Когда Иерусалим и истоки заключенных в нем культур входят в сознание творчески одаренного человека и преобразуются в художественный образ, то в его произведении древние камни и впрямь становятся чудесной ступенью к будущему.
Моделист Валерий Щетинин не раз бывал на Масличной горе, смотрел на Город Давида, который, подобно музейному макету, открывался взору так, словно не он шел к истории, а история Библейской Земли сама приближалась к нему. Будто не человек восходил к Иерусалиму, а Иерусалим вдруг сам снизошел к нему так, что в обозначившемся пространстве макет словно ожил. А случилось это немного-немало - в Гефсимании:


Мерцаньем звезд далеки безразлично
Был поворот дороги озарен.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон.
Лужайка обрывалась с половины.
За нею начинался Млечный путь.
Седые серебристые маслины
Пытались вдаль по воздуху шагнуть.
Б.Пастернак. Из «Доктора Живаго»


Этот «шаг» устремленных к Млечному пути олив, как и стихи из любимого романа, был прочувствован автором будущего барельефа. Оставалось лишь сделать собственный шаг к Гефсимании, чтобы запечатлеть то, что воспринято, в творчестве. Итак, в 2021 году специально для Одесского Дома-Музея имени Н.К.Рериха, Валерием Щетининым был создан барельеф «Гефсиманская олива», переданный в дар музею.
Перед нами – белое гипсовое панно, на котором вырезана одна из олив легендарного сада, который с библейских времен и поныне находится на Святой Израильской Земле, продолжая плодоносить.
На барельефе воплощен фрагмент пейзажа, известного каждому, кому хоть раз посчастливилось побывать в Гефсиманском саду и воочию увидеть пейзаж, который фигурально можно назвать камерным лирическим высказыванием из уст «очевидцев» роковой ночи. А они и впрямь еще живы!
В Гефсимании наших дней растет восемь олив, некоторые из которых принято считать ровесницами легендарных событий. Их возраст исчисляется тысячелетиями, стволы похожи на коряги, а морщинистая кора - на окаменевших людей и зверей. Но идущие от корней деревьев упругие побеги и шелестящая крона не ропщут о Страшном Суде. В мерном колыхании листвы – умиротворенный посыл к вневременным событиям бытия человечества. Не потому ли Гефсиманский сад стал символом нравственных начал в контексте мировой культуры? Как знать…


В самом образе библейской оливы заложено единство противоположностей - противопоставление жизни и смерти, мотив старости и юности, возвышенной скорби о пережитом и бессмертии, которое воплощают новые побеги. Получается, что оливы - смертны, как мы, и бессмертны, как Природа.
Олива — благословенное во всех религиях дерево. Согласно греческим мифам, олива создана воинственной богиней Афиной в соревновании на право дать имя городу Афины. У евреев масличное дерево является одним из важнейших символов древних поселений и процветания Земли Израиля, присутствует в эмблемах израильских организаций. В исламе олива связана с сюжетом древа жизни, что немаловажно, учитывая арабскую составляющую населения Израиля.
По Новому Завету, Гефсиманский сад был местом собраний Иисуса с учениками. В ночь предательства будущего Мессии римским легионерам не представляло труда отыскать и взять его под стражу. В традиции христианской культуры Гефсиманский сад стал символом души и преобразованного сознания. Это сад «моления о чаше», которую после Тайной вечери Иисусу было суждено испить до дна. Это сад поворота судьбы и принятия собственных решений, от которых зависела упорядоченность нашего будущего.
Путь завершен. И впереди - конец.


Уйти - но я уже ослеп, плутая,
и как скажу я, что есть Ты, отец,
когда нигде не нахожу Тебя я?
Не нахожу Тебя: в себе самом,
ни в камне, ни в тени маслин - ни в ком.
Я одинок, и ни души кругом.
Р. М.Рильке, перевод В. Летучего


Важно, что теперь мир не одинок и - благодаря принятым в Гефсимании решениям. И Израиль бережно хранит все, что связано с легендарным прошлым Святой Земли.
В наше время Гефсиманский сад располагается в Иерусалиме у подножия Масличной горы. По сегодняшним меркам оливковый сад - камерный сквер – всего-то 47 х 50 метров, огражденных на территории Кедронской долины, называемой в Библии Елеонской горою. Согласно библейской истории Гефсимания простиралась по всей долине Елеона, включая площадь гробницы Богородицы. Отчасти это и объясняет, почему у христиан огражденный сад является символом Девы Марии – как образа женской души, принявшей на себя боль за страдания сына. С другой стороны, та же олива – просто одно из деревьев Святой Земли, и она же - символ природы Земли Израиля.


СКУЛЬПТУРНАЯ КАРТИНА
Барельеф «Гефсиманская олива» Валерия Щетинина подобен развернутой метафоре мира о мире на пути к свету. Этот эмоциональный порыв запечатлен автором в белоснежной скульптурной картине, созданной по фотографически точному эскизу древнейшей из олив Гефсиманского сада. Скульптор выбирает дерево, очертания которого хрестоматийно узнаваемы зрителем и символизируют Гефсиманию в целом.
Перед нами – старая маслина на фоне устремленной в небо дорожки, которая сродни Млечному пути и образно напоминает о том, что путь к вечности на небесах начинается в Гефсиманском саду. Не случайно - в широком понимании - один из смыслов Гефсимании заключен в словах, обращенных к человеку: спор нельзя решать железом. Не таким ли был рай на Земле?


Перед зрителем – по сути скульптурная живопись «белая на белом», хотя пронизывающий ее свет передан не оттенками красок, а в изваянии. Гипсовое изображение оливы объемно – местами высечено, местами - вылеплено. Стоит прикоснуться к скульптурной поверхности барельефа, как ощущаешь шероховатую текстуру коры древней маслины – с выпуклостями, углублениями, заломами, узелками и дуплами. Каждая деталь пластического образа пронизана светом, целомудренностью и благородством, передавая восхищение скульптора маслиной как помазанницей живой природы.
В творческой биографии Валерия Щетинина барельеф «Гефсиманская олива» - произведение этапное, отражающее эстетико-философское пространство автора, когда за сиюминутным впечатлением от конкретного предмета стоит опыт, объединивший города и веси собственной жизни: Крым (Ялта), Украина (Херсон), Россия (Красноярск), Украина (Запорожье), Армения (Ереван), Азербайджан (Сумгаит), Россия (Барнаул), Израиль (Петах-Тиква, Тель-Авив, Хайфа).


И вот, как обычно и случается в судьбе каждого человека, причастного к искусству, наступил момент, в котором муки творчества обернулись радостью, воплотив в произведении единство места, времени и действия творческих поисков. В мастерской Валерия Щетинина таким художественным образом стал Гефсиманский сад.


ГЕФСИМАНСКАЯ ОЛИВА КАК МЕТАФОРА ТВОРЧЕСТВА
Есть жизнь в искусстве. А есть просто жизнь, в которую вплетаются годы, отданные творческому воссозданию конкретной земли, по которой ступаешь. Ты уже не мыслишь своего будущего с другой землею, потому что она стала еще и домом, в котором твоя жизнь состоялась.
В одной из наших бесед Валерий Щетинин признался: «Если все наши мысли и желания направить не на то, чего у нас нет, а на то, что есть — жизнь будет восприниматься по-другому, и то, о чем мы мечтаем, - сбудется».
В образе гефсиманской оливы на барельефе запечатлена исконная мудрость природы, способной утолить жажду творчества и приблизить нас к тому, о чем мечтаешь. Это сад превращений, где происходит воспитание наших чувств, преобразуется сознание и приближается духовная зрелость. Это сад понимания мира человеком творчества, сад-метафора, в котором заключен образ художника, духовно укоренившегося в Израиле.


Барельеф «Гефсиманская олива» - произведение лирическое и эпическое одновременно. В нем автор опирается на реальную и библейскую судьбу Гефсимании как уникального уголка природы Святой Земли и современного Израиля - страны, с которой по воле случая и ты связал свою жизнь. Страница перевернута, но рефлексия продолжается, словно твое прошлое еще не закончилось. Однако прошлое тем и хорошо, что оно было и прошло, уступив место будущему.
Так в израильской культуре и появилась наша поросль, засеребрились листочки наших олив, олицетворяя имена всех тех, кто начал свою жизнь в Израиле по сути с чистого листа, открыв страницу серебряного века русско-израильской культуры своим творчеством, как серебряной кроной миротворчества.


В работе Валерия Щетинина «Гефсиманская олива» воплощен скульптурный образ «сада о мире», в котором мы, люди из разных стран диаспоры, нашли себя и обрели друг друга. Мы возмужали здесь в новом качестве, впитав боль и душевную щедрость земли истока истоков.
Барельеф «Гефсиманская олива» - удивительная олива из этого сада творчества – солнечный дар русско-израильской души Одесскому Дому-Музею имени Н.К. Рериха. Этот дар не случайный. Он отражает момент зрелости художника, в котором настоящее соотносится с прошлым, упорядочивается и, став составляющей частицей общекультурного процесса, устремляется к завтрашнему дню.
Оливы уже плодоносили, когда мы с Валерием Щетининым находились в Гефсиманском саду. Мы были рядом и вдруг одновременно ощутили состояние новичков, когда все, что открылось взору, сердцу и уму, казалось, как впервые. И прошлое отступило, уступив место настоящему, которое и стало началом нашего будущего.

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.