РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

КФАР-ШАУЛЬ и ЭЙТАНИМ - ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ

Галина ПОДОЛЬСКАЯ

 

29 марта в Иерусалимском центре психического здоровья Эйтаним – Кфар-Шауль - состоится важное событие – торжественное открытие нового больничного корпуса, оборудованного по всем требованиям новейших технологий.
Иерусалимский центр психического здоровья Эйтаним – Кфар-Шауль – государственное медицинское учреждение, в котором оказывается помощь пациентам детского, подросткового и взрослого возраста, проживающим в Иерусалиме и его окрестностях - Бейт-Шемеше, Маале-Адумим, Мевасерет-Ционе, а также осуществляется тесное сотрудничество с медицинским факультетом Еврейского университета. Центр был создан в 2005 году в результате объединения психиатрических больниц Эйтаним и Кфар-Шауль, основанных в 1950-е гг.


В Иерусалиме сложилась давняя традиция, согласно которой ведущие художники современности поддерживали открытие новых медицинских учреждений своим талантом, выражая тем самым свое отношение к проблеме здоровья для человека.
29 марта 2017 года на церемонии открытия больничного корпуса состоится и открытие выставки Объединения профессиональных художников Израиля «Кфар-Шауль и Эйтаним – глазами художников». Выставляются работы, написанные художниками специально к этому событию и переданные ими в дар Иерусалимскому центру.


В альбоме, выпущенном Иерусалимским центром, Гади Любин, главный врач комплекса, замечает, что «по сути вернисаж стал продолжением национальной традиции, когда открытие медицинских центров в Иерусалиме сопровождалось участием деятелей культуры, пожелавших оставить свой след в этих значительных для Иерусалима событиях. Такого рода событие отражает несомненную историческую связь между миром медицины и миром искусства».
Тема созданной художниками коллекции родилась не случайно. Работы вдохновлены натурными пейзажами мест, где располагается медицинский центр.


Больничный комплекс Эйтаним, находящийся неподалеку от Иерусалима, утопает в зелени хвойного леса. Первоначально, в 1950 году, здесь была открыта туберкулезная лечебница. Свет, струящийся сквозь верхушки корабельных сосен, легкость воздуха – это то, что помогает человеку почувствовать душевное равновесие, чтобы вернуться к себе обновленному.
Психиатрический центр Кфар-Шауль расположен между Гиват-Шаулем и районом Хар-Ноф. Историко-архитектурный ансамбль Кфар-Шауля интересен с точки зрения ориентального стиля, характерного для архитектуры Ближнего Востока.
Комплекс вырос на территории бывшей арабской деревни Дир-Ясин в 1950-е гг. и сохранил аромат архитектуры того времени. Иерусалимский камень, рельефные розетки над входами, арочные окна, решетки с причудливым орнаментом. Внутри помещений - сводчатые потолки, полы, выстланные метлахской плиткой. На территории больничного парка - экзотические растения. Слияние ориентальной архитектуры с красотой природного мира, как говорят, само просится на холст. Живопись, как изобразительное искусство, сильна образностью и зрительными эффектами, способными зафиксировать мгновение красоты. Недаром на картинах, созданных нашими современниками, сами места - Эйтаним и Кфар-Шауль – стали объектами для изображения и из категории историко-географической перешли в категорию эстетическую.


Работы создавались в разное время, когда художники в свободное от основной работы время приезжали сюда, чтобы ощутить место - с мыслью о том, что сотворенное ими мгновение прекрасного останется здесь, в стенах клиники, помогая выздоровлению душ.
У художника устремленность к прекрасному работает подсознательно. Холсты и краски лишь помогают организовать впечатление в непредсказуемую силу, которая в произведении искусства превращается в эмоциональную энергию и передается зрителю. Так происходит всегда, если на полотне реальность образа соединяется со свежестью натурного этюда. Тогда говорят: «Картина выбирает тебя…».


Мир жив ощущением движения, которым на полотне Аркадия Острицкого охвачены даже урбанистические пристройки – приметы «времянок», не один год выручавших Израиль. В работе Андриана Жудро воплощено состояние защищенности, внутренней уверенности, заложенной в природе иерусалимского камня, из которого выложены здания старых строений. В солнечных пейзажах Анатолия Метлы и Григория Фирера ориентальная архитектура в сочетании с натурным пейзажем обретает черты особой задушевности и поэтической пасторали одновременно.


Известно, что в самой идее сохранения и создания природных парков заложена мысль о сохранении равновесия между человеком и природой. Пастозная работа Бориса Геймана словно вышита объемными узелками, подчеркивающими мир медитативного покоя. На картине Вадима Макарова весна, переходящая в красное лето, стала олицетворением женского начала в мироздании. В работе Сергея Москалева знойный полдень превращается половодье цвета. На панорамном полотне Шауля Космана прозрачная крона сосен с выпуклыми шишечками и фактурность коры устремившихся ввысь деревьев напоминают об энергии жизни.
Некоторые из работ передают ностальгические настроения: пылает осень золотая на полотне Аркадия Лившица, а иерусалимский снег в работе Германа Непомнящего так напоминает о русской зиме, что словно ворвалась в приют Земли Обетованной. Но «Городские цветы» Ильи Хинича возвращают к знакомому, уравновешивающему ритму, словно миру и неведома суета сует. Акварели Любови Минкович полны позитивного настроения.


Триптих Иосифа Капеляна «Кфар-Шауль» интересен с точки зрения декоративной организации пространства, а по содержанию - сродни эстетико-интеллектуальным экскурсам во времена создания клиники в 1950-1960-е гг. Олеся Москалева предложила орнаментальное решение логотипа Центра.
Как в религиозной живописи, в работе Виктора Бриндача небесный свет струится над Кфар-Шаулем, освещая место, побеждающее недуг... Художник создал величественный, гуманистический образ, символически воссоздающий целевую функцию здравоохранения в обществе.
Думается, что тема коллекции максимально уместна для лечебного учреждения. «Труд работника Культуры подобен работе врача», - более столетия назад замечал Николай Рерих. В широком понимании это утверждение справедливо и поныне, особенно когда речь идет о лечении души – положительными эмоциями.


Имена художников, принявших участие в этой благотворительной акции, давно известны как в Израиле, так и за рубежом, - по выставкам, аукционам, пленэрам, книжным иллюстрациям. Их работы входят в собрания музеев Израиля, Европы, Америки, Канады и, прежде всего, стран восточноевропейской диаспоры, известной во всем мире своей школой. Все участники акции получили художественное образование в странах СССР и постсоветского пространства.
Среди работ, переданных Иерусалимскому центру психического здоровья Эйтаним – Кфар-Шауль – две посвящены Иерусалиму. Это работы Анны Зарницкой Григория Фирера, что символично, поскольку новый медицинский комплекс открыт в Иерусалиме.
Во вступительной статье к праздничному изданию главный врач Центра Гади Любин замечает: «У медицины и искусства есть много общих гуманистических ценностей: прежде всего, это сострадание, стремление творить добро, созидание и желание передать миру красоту, дарованную Богом человечеству и природе в целом. Все это, в сущности, и наша задача – помочь человеку – независимо от различий религии, расы, пола.


История показывает, что взаимодействие таких систем, как, к примеру, открытие нового корпуса Центра и выставки творчества израильских художников, не только повышает значимость мероприятия, но и развивает общие гуманистические ценности.
К открытию нового корпуса больницы Хадасса Эйн-Керем в 1962 г. Марк Шагал создал витражи «Двенадцать колен Израилевых», а Мордехай Ардон к 1980 г., когда больница Шаарей Цедек в Иерусалиме получила новый корпус в районе Бейт-Ваган, выполнил эскизы к десяти гобеленам под общим названием «Сотворение».


До сих пор вспоминается печальное прошлое места, на котором вырос Центр. В конце концов, камни этой деревни тоже имеют память. Но умей они говорить, то рассказали бы нам правду о событиях, свидетелями которых они были тогда. История Иерусалима пишется людьми сегодня, а камни запоминают наши сегодняшние испытания для будущего.
Сегодня ценность здоровья человека и его психического здоровья в частности, как и возможность свободы самовыражения на языке искусства, является одним из главных компонентов, формирующих наше общество. Многое изменилось с тех пор, когда было принято решение открыть в этих домах Центр психического здоровья. Само место каждый день говорит нам не только о прошлом, но и о сегодняшних судьбах многих людей, приходивших сюда в поисках сострадания и помощи, о людях, которые здесь каждый в отдельности и вместе делают все, чтобы проявить это сострадание и подать эту руку помощи. В результате разнообразная человеческая мозаика тоже складывается в удивительную картину Иерусалима и его окрестностей.
Я считаю, что наша общая работа вселяет надежду, возвращает уверенность, дает вдохновение, как и произведения искусства, как картины на нашей выставке, запечатлевшие прелесть старых извилистых аллей Кфар-Шауля, верхушки иерусалимских сосен, возвышающихся над сводами из иерусалимского камня…


Я выражаю глубокую признательность и благодарность семье Подольских – Галине – ученому, писателю, искусствоведу, и Григорию – врачу, которые выступили инициаторами этой выставки, в точности отражающей то, что написано на этой странице».
Те, кто уже побывал в новом корпусе, говорят, что атмосфера помещений в нем наполнена особым светом. Наверное, это и свет искусства?
Это свет художников-дарителей, среди которых Виктор Бриндач, Борис Гейман, Андриан Жудро, Анна Зарницкая, Иосиф Капелян, Шауль Косман, Аркадий Лившиц, Вадим Макаров, Анатолий Метла, Сергей Москалев, Олеся Москалева, Герман Непомнящий, Любовь Минкович, Григорий Фирер, Илья Хинич.


Фотографии мест лечебницы, помещенные в издании, и фотосъемка картин осуществлены замечательным фотографом Владимиром Боксером. Панорамные фотографии к каталогу выполнены фотографом и художником из Иркутска - Заслуженным путешественником России, Почетным профессором Монгольского государственного университета культуры и искусства Владимиром Бешновым.
В интервью перед открытием выставки Председатель Объединения профессиональных художников Израиля Анна Зарницкая сказала: «Проект «Кфар-Шауль – Эйтаним – глазами художников» - это целевой вклад Объединения профессиональных художников Израиля в эмоциональное здоровье людей».


Мир - глазами художников - мир поразительный в своей несхожести, цветовых предпочтених, композиционных решениях, визуальной фактурности. Мир - знакомый, но неповторяемый. Мир, в котором открываешь себя. Мир – неисчерпаемый в своей бездонности. Мир - дарующий вдохновенье. Мир - зажигающий талант и душевную щедрость - нести свой дар во Благо.
 

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.