РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Из книги "Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями".

Публицистика Галина Подольская

Иосиф Капелян


22 АРКАНА ТАРО


В искусстве важна не только сама по себе тема, но также и качество ее художественного претворения. От уровня исполнения зависит, насколько хорошо художник доносит свой замысел до зрителя.
В творческой жизни Иосифа Капеляна одним из важных слагающих стало изучение основ эзотеризма. В конце 90-х годов им создана серия из 22 картин (холст, масло 70 х 60 см) «Карты Таро». В работе художник использовал серьезное исследование Владимира Шмакова «Священная книга Тота. Великие Арканы Таро» (Москва, 1916).


«Философская машина»

Карты Таро – одна из самых загадочных систем предсказаний, способная дать ответы по сути на любой из наших вопросов. За время ее существования возникло множество толкований. Но парадокс остается парадоксом: для каждого задающего вопрос карты Таро дают ответ, наиболее полно отвечающий его жизненному опыту – в данном случае опыту прикоснувшегося к ним художника, которому, оказывается, по силам глубокое постижение оккультного символизма.
«Разгадка великих преданий прошлого, – по мысли Е. П. Блаватской, – в Таро». Ведущий оккультист ХIХ века Элифас Леви расценивал систему Таро как «сумму всех наук», считая «ключом ко всем вопросам». Это величайшее по простоте и силе воздействия творение человеческого разума он сравнивал с архитектурой египетских пирамид, усматривая именно в этом причину долголетия Таро. Де Гибеллин называл Арканы Таро проводниками к мистериям Египта. П. Д. Успенский утверждал: «Таро по отношению к метафизике и мистике представляет собой то же самое, чем десятичная система исчисления является по отношению к математике... но это – философская машина». Юнг видел в Таро два взаимодополняющих подхода к реализации человека – интровертный и экстравертный. По преданиям, Таро содержит комплекс универсальных знаний, данных человеку египетским богом мудрости Тотом. Рисунки на картах содержат символику европейских и восточных культур.
«22 Аркана Таро» были созданы Иосифом Капеляном в период с 1995 по 1997 годы – в модернистской манере, основанной на комбинациях геометрических фигур. Но так уж сложилось, что «карты» никогда не выставлялись художником. Эзотерика – область скрытая от внешнего взгляда, тайная, для посвященных... Вот и в этой работе было некое сопротивление явиться миру до срока, предначертанного судьбой.
Как известно, живописец – не гадатель и не предсказатель. Он «читает карты» по-своему – соединяя почерпнутые в источниках знания с собственным пониманием темы. В процессе культурно-эстетического толкования работают как сенситивные, так и интуитивные способности автора. Почему? Не потому ли, что перед нами – выверенные графически-геометрические мыслеформы, цветовые капсулы художественно-интеллектуального мышления? Они как матрица, которую таромант одевает сообразно поставленному кверентом вопросу, а художник воплощает согласно содержательно-стилистическому представлению и дару, отпущенному Богом.


Мыслеформа как ключ к Аркану

В книге Эдварда Уэйта «Иллюстрированный Ключ к Таро» есть такие слова: «Подлинное Таро – это символизм. Не просто символизм – идея порога, двери, через которую могут пройти лишь посвященные – те, у кого есть ключ». Каким изобразительным ключом открывает эту дверь Капелян? Рассмотрим содержание хотя бы некоторых из «22 Арканов Таро» художника.
Аркан «Колесница Гермеса» («заин», цифра VII) – по Таро – мирской триумф, духовная сила, способная управлять амбивалентной природой вещей – выбор, который предстоит совершить завоевателю четырех стихий и четырех сторон света. Что мы видим у Капеляна? Повозка, атрибуты триумфа – победный меч и копье. Управляющий колесницей – он одновременно и король, и рыцарь, закованный в доспехи. Но на его плечах, словно две женщины, расположились две молодые луны – символы жены и матери, поддерживающие его. В его руках – жезл воли. И как царственная диадема на голове – полная луна. Рыцарь-король ведом к победе звездами, самая яркая из которых изображена на нагрудном панцире. Но вот что он выберет? Вечный духовный подвиг? Или поддастся ненасытной страсти конкистадора, чтобы подчинить себе новые пространства? Или, как Эней, останется вечным странником. Таков VII Аркан Капеляна, в котором мощно звучит воля и стремление достичь своей цели. Вот почему в упряжи его колесницы – сами сфинксы.
А вот «Отшельник» («тет», цифра IX) – искатель и хранитель мудрости. В его левой руке посох – символ земного и духовного странствия. В правой – фонарь, как высшее знание, по которому высвечивается всё окружающее. Плащ на плечах – готовность к пути. Преклонный возраст – свидетельство зрелости внутреннего опыта, отстраненности от заблуждений и иллюзий, но и одиночество тоже. Капеляновский «Отшельник» словно вещает всем нам: «Будь смиренным, если хочешь достичь мудрости; будь еще смиреннее, если усовершенствуешься в ней». «Голос молчания» порой выразительнее крика. В правом верхнем углу карты художник ставит римскую цифру IХ – число чистого интеллекта, означающее инициацию.
«Воздержание» («нун», цифра XIV). Женщина наполняет пустой сосуд водами новой жизни из полного сосуда. Словно радугой, они связаны друг с другом. Это «переливание из полноты в пустоту» подобно круговороту вечности – из прошлого в будущее и из будущего в прошлое. Вот так к исходной точке и возвращается время, будучи очищенным от ложных концепций и иллюзорных привязанностей «эго». Проникая в материю духа, оно правит в мире и в человеке, олицетворяя меру вещей и равновесия. По Таро, Аркан ХIV – это свойственные природе «бережливость и воздержание», которые у Капеляна воплощаются в гармоническую умеренность.
А вот и «Солнце» («куф», цифра ХIХ) – знак Огненного слова и солнечной инициации. У художника – оно всегда в зените, подобно славе слав и вершине вершин. Это всегда – мир, источник тепла и согласия. Аркан Солнца нередко называют «Адамом и Евой» – по аналогии с райским состоянием людей. Всё это так. Но здесь человеческая пара скорее напоминает наивных подростков, на которых Солнце изливает свою благодать. Но они стоят спиной к светилу. Не потому ли между ними и миром воздвиглась стена, которую и по сей день ох как нелегко преодолеть, чтобы вернуть поток того Райского благоволения.
Аркан «Безумный» (чаще «Дурак», «шин», цифра XXI) считается самым загадочным в колоде Таро. В игральных картах он стал прообразом «джокера» и «дурака». У Капеляна этот Аркан пронумерован как ХХI (по В. Шмакову). Однако в Таро чаще он идет как нулевой (отсюда понятие «нулевой дурак»). «Безумный» Капеляна не комичен, напротив – полон серьезности, невозмутимости, переосмысляющей привычную символику шута. Истоки этой дуалистичности – в легенде о Парсифале, приоткрывающей мистическую природу образа шута. К сожалению, наш мир таков, что мудрость в нем унижена, а над шутами смеются. Шут может сказать обо всем, хотя окружающие мало придают этому значения. «Безумный» Капеляна – это тот, кто всегда в пути, увлеченный мечтами и иллюзиями. Помните, каким счастливчиком оказался Иванушка-дурачок? Энергией «Дурака» управлять нельзя – он непредсказуем!
Ну, как «Арканы»? И впрямь «ключи» – коагулирующие мыслеформы, помогающие приблизиться к миру Таро. «Образная густотертость» и информативная точность Арканов заряжает зрителя информационной экспансией, образуя культурные поля, работающие как постфактум. И это важно, поскольку главный менталитет Таро и построен на трансцендентальности – длительности во времени.


Геометрия в мажоре

Картины Капеляна выполнены в четком соответствии с указательно-информативным содержанием карт. С 1 по 22 Старшие карты традиционно маркируются римскими цифрами и имеют определенные архетипические латинские названия, например, «Императрица», «Суд», «Сила», «Маг», «Колесо Фортуны», «Повешенный», «Мир». Автор в своих картах, выполненных в 1990-е годы, дал эти названия еще и по-русски. Замечу, что на протяжении столетий это было не принято. Не так давно в Интернете была выложена статья о психологическом аспекте Таро, в которой приводились убедительные аргументы в поддержку демократизации такого рода текстовых дополнений. Кстати, сегодня итальянское издательство Lo Scarabeo и российское «Авваллон» представили проект выпуска карт Таро для русскоязычных таромантов.
Старшие (Мажорные, Высшие) Арканы, в отличие от 56 Малых (Минорных), изначально отличаются богатой символикой изобразительного ряда, которая может быть традиционной, классической, романтической, модернистской.
Изобразительный ряд Мажорных Арканов Капеляна выдержан в геометрической стилистике супрематизма К. Малевича, построенной на сочетании разноцветных разновеликих геометрических фигур. Однако для Капеляна, владеющего по сути всеми стилями в живописи, избранная манера важна не как самоцель комбинаций цветовых плоскостей, а как выражение подсознательного стремления художника к архетипическим законам числовой симметрии, столь значимым для Таро. Это квадраты, демонстрирующие внутреннюю гармонию чисел как выразителей космогонических энергий. Это круги, отождествляемые с представлением о вечности, движением по кругу и постоянном возвращением к самому себе. При соединении прямыми линиями сегментов деления круга получаются тот же квадрат, треугольник, двенадцатиугольник. У Капеляна преобладают формы, в основе которых лежат треугольники, универсально заключающие в себе внутреннюю динамику образа.
Думается, что супрематизм (дословно с латинского – «наивысший») в изобразительном плане наиболее соответствует Высшим Арканам.
Но парадокс в искусстве тем и парадоксален, что продолжает жить внутри самой логики. Примечательно, что в период расцвета русского авангарда в первую четверть ХХ века К. Малевич связывал свой супрематизм с превосходством цвета над остальными свойствами живописи. «В беспредметных полотнах краска, – по мысли К. Малевича, – впервые освобождалась от подсобной роли, от служения другим целям». Иначе говоря, супрематизм рассматривается как один из первых шагов на пути к «чистому искусству» – акту, уравнивающему творческую силу человека и Всевышнего.
Супрематизм Капеляна – это устремленность к форме, выражение пространственно-временных связей в мире и числовой специфики, заложенной в Таро. Геометричность манеры в данном случае определяет специфику мыслеформы Аркана как информативного носителя Таро, и не только числового.
В этой связи напомню, что во второй половине ХIХ века знаменитый французский оккультист Элифас Леви (Альфонс Луи Констан) отождествил 22 Старших Аркана с буквами еврейского алфавита, соответствующими, как известно, определенным числам. Учение Леви существенно расширило систему значений Таро и соединило старинную колоду карт с мистической системой каббалы. Каббалисты расценивают алфавит в качестве ангельского языка небесного – языка, полученного Адамом в Раю от Бога, – и мистического символизма. С графическим отражением этого языка и соответствующими еврейскому алфавиту числовыми значениями они соотносили каждый из 22 Мажорных Арканов, связывая и то и другое с 22 главами Апокалипсиса и космогонией стихий. Буквенный символизм (по Е. П. Блаватской) «безмолвной речи» от «алеф» до «шин», характерный для Мажорных карт Таро, также нашел свое графическое выражение у Капеляна.


«Сезам, откройся!»

По Таро, первое Посвящение – это единение с Природой, постижение процессов, происходящих в окружающей среде, устремленность в сторону развития непреходящих ценностей. Это и есть первый завет гуманистического искусства. Второе Посвящение, по Таро, связано с яснослышанием и ясновидением. Также и для художника! Ты лишь разумно пользуешься навыками приобретенной школы и Творения (то есть природы), художественно решая возможные варианты, задачу. Наконец, третье Посвящение – это то Посвящение, которое еще никто не получал – это то совершенство, к которому стремится художник. Это как «Сезам, откройся!»
И он открылся приехавшему в 1980 году в Израиль выпускнику Ленинградского художественного училища, Минской академии художеств, оформившему в Белоруссии более 130 книг, четверть века отдавшему работе графика в Институте археологии Тель-Авивского университета, председателю Объединения профессиональных художников Израиля. В 2004 году в Польше вышел альбом «Избранные выдающиеся еврейские живописцы». Из ныне проживающих в Израиле художников лишь трое вошли в него. Среди них – Иосиф Капелян.
Для художника сам процесс труда – всегда посвящение, ибо он неразрывно связан с достижением состояния определенной степени духовной высоты. Это «посвящение» сродни Таро, поскольку дается не кем-то, а достигается собственным трудом, продвижением в Познании и развитии потенциальных способностей, шлифовании таланта.
В предисловии к монографии о Капеляне Г. Островский так сформулировал квинтэссенцию многогранного дарования художника: «...огромный мир, вобравший в себя прозаическую повседневность и устремленность к астральным высям, материальность предметной среды и магию космогонических абстракций, универсальность духовных ценностей <...> Художник соединяет несоединимое, возможное с невозможным, явное с тайным и всё это сплавляет силой яркого и своеобразного таланта, отмеченного высокой культурой цвета и рисунка, заряженного энергетикой напряженных мистических, нравственных и творческих исканий...»
А я так и стою перед «Лунным Арканом» («цади», цифра ХVIII). задуманном как «отраженный свет», как элемент материальной формы видимого мира, – со всеми атрибутами воздуха, земли и воды. И Луна-Геката, высвечивающая фиолетового скорпиона, подобна бело-голубому диску, правда с нечитаемыми очертаниями лица... Всё странно, непривычно, непонятно... Это же символ космического разума на его ранних стадиях. Сторожевой пес – и тот не просто собака – прирученная природа, волк – в противоположность ему – дикая природа. Один лает. Другой – «воет на Луну». Да-да, предупреждает об опасности. За ними – два замка, точнее, две башни, как шахматные ладьи, сиреневого цвета. Они оторочены золотом – знаком защиты человека в подлунном мире. Затем – равнина с бесконечной «русской» дорогой к огню, теплющемуся в выемке «двуглавой» горы и... пропасть, окаймленная потоком лазурной воды...
Вот и изливается на меня свет бледного светила с ХVIII Аркана Капеляна. Но и в геометрических пропорциях фиолетового мира капли ночной росы словно падают, а потом притягиваются той же Луною. Что это? Синестезия моих ощущений? Мир призраков и воображения? Нет. Обычное преобразующееся видение вещей, осуществляемое при лунном свете. И мой зодиакальный «Скорпион» кажется подобным древнему египетскому скарабею судьбы в колоде Таро.
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.