РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Из книги "Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями".

Публицистика Галина Подольская

Борис Гейман

«Цвет звука»

В выставочном зале развешаны картины Бориса Геймана и звучит джаз. И хотя джазом в Израиле никого не удивить, в данном случае этот фон на редкость уместен, поскольку подсказывает некоторые ходы мышления автора. «Цвет звука» – так назвал персональную выставку художник из Ашдода Борис Гейман, открытие которой состоялось 10 февраля 2008 года в Иерусалиме, в музее «Тальпиот» Объединения профессиональных художников Израиля.

Вообще, как художник стал художником? Почему стал именно таким? Аналитически вроде бы и понятно, но всё равно что-то так и остается на уровне догадок.

Помимо рисования, Борис Гейман с детства обожал музыку, потом это увлечение перешло в страсть к джазу, выразившуюся достаточно необычно. Гейман начал изображать в цвете свои ощущения от джаза. И мелодические акценты, порождающие ощущение волнообразного движения, стали ложиться в цветовые импровизации на холсте. Пропитанные джазовыми ритмами, они словно сами собой вошли в эстетический мир художника – европейский по цветовому ощущению. При этом экспрессионистическая напряженность духовых и ударных в художественном сознании Геймана уступила место певучести струнных и приглушенной мягкости щипковых инструментов, характерных для камерной оркестровой музыки.

Но на холсте запечатлелось биение двух несовпадающих ритмических линий: как бы разорванной, словно синкопированной мелодии и четкого аккомпанемента, выдержанного в стиле стремительного шага «Регтайма», постукивания кастаньет «Фламенко», грустных распевов «Блюза», странностей «Фантома оперы» и звучания «Писем в обрывках ветров». Я просто иду по названиям картин, которые уже сами по себе подсказывают, что рассматривать феномен Геймана-художника – стиль, образную систему, выразительные средства, тематическую предрасположенность – необходимо именно в сопряжении с увлеченностью его музыкой. Так точнее раскрывается личность живописца, неразъемная, как ритм мазка и прищелкивание пальцами в «Болеро».

В триптихе «Джаз. Весна. Лето. Осень» используется эффект «дождя» в различных направлениях, вплоть до «наоборот». Понятно, что таких потеков в реалистическом искусстве в принципе быть не может, но это возможно в постмодернизме Геймана с его установкой «вырваться» за пределы привычного бытийного круга, на который
обречен предметный мир. И это наполняет жизнь предощущением нового ритма, как в джазе.

«В основе моего авторского стиля, – говорит Б. Гейман, – лежит концепция восприятия мира, и особенно музыки, через цветовые колебания, перерождающиеся в живописи в цветовые метаморфозы. Эти ощущения переходят и преобразуются в знакомые и незнакомые зрителю образы, в основе которых лежит желание запечатлеть способность предмета к перемене. Но это всегда сублимация моего художественного представления о состоянии явления».

Есть художники, теоретически объясняющие всё в своем творчестве просто, однако зрителю трудно приблизиться к этому мессианскому ощущению себя в искусстве. А бывает наоборот, как в случае с Б. Гейманом. Формулирует трудно, а в живопись войти легко.

Присмотримся к работам художника. Даже натюрморты – с арбузом, грушей, апельсинами, клубникой, ракушкой, кувшином, сервизом – не кажутся статичными. Их предметность овеяна дыханием цветов, которыми Гейман, как правило, дополняет композицию. Трудно сказать, какие именно это цветы, но можно с совершенной определенностью утверждать, что не ностальгические, как это нередко бывает у художников – выходцев из стран бывшего Советского Союза.

Интересен «Пьяный натюрморт», в котором все предметы – чайник, кружка, фужеры и штоф, гранаты на селедочнице, какой-то там кактус, оконная рама на заднем плане – несоразмерно вытянуты, не подчиняясь общепринятым законам перспективы. И впрямь – все пьяны! Или мечтают о джазе? И к неизведанным водам приготовилась розовая лодочка с картинки над столом в натюрморте с пивом и селедкой (по виду не каспийской). Предметы словно сами собою движутся, переходя порой в примитивистские пропорции ромбовых скатерок.

Музыка – как колористическая вода. В живописи ее цвет отражательный, он холоднее, чем кажется наяву, – он опосредованно ассоциативный. Вот почему художник отдает предпочтение неопределенным цветам – особенно синему, голубому, бирюзовому во всех оттенках. Они плавно перекатываются в уравновешенный фиолетовый, приглушенный бордо, притушенный желтый, осторожный терракот. Таково постимпрессионистическое ощущение света в неведомый миг, может быть во сне, или который ты видел на какойто только тебе знакомой акварели. Но на самом
деле это никакая не акварель, а акрил и масло. Но ощущение, что всё на полотне движется и звучит, звучит и движется, – не покидает. Ну прямо как у Булата Окуджавы:

Мостовая пусть качнется, как очнется!

Пусть начнется, что еще не началось!

Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтется...

Что гадать нам: удалось – не удалось?

(«Живописцы»)

Так ведь и удалось! Потому-то и остается эстетическое ощущение эмоционального тепла, легкости и движения в цвете, а если печали, то светлой: мир «качнется, как очнется»...

Борис Максович Гейман родился 5 сентября 1967 года в столице Молдавской ССР, городе Кишиневе. Сейчас проживает в Израиле, в Ашдоде. Закончил колледж «Бэйт Левинштейн» в Раанане по специальности графический дизайн, затем художественный институт «Авни» в Тель-АвивЯффо.

Борис Гейман – член Союз художников Израиля», член Ашдодского союза художников, активный участник выставок, проходивших в Русском культурном центре (Иерусалим, старый город, 2007 г.), музее «Тальпиот» (Иерусалим, март 2008 г.), Бэйт-Оле «Эйтан» (Ашдод, июнь-июль 2008 г.), «Яд ле-баним» (Ашдод, сентябрь-октябрь 2008 г.; 2010 г.), Культурном центре при посольстве Российской Федерации (Тель-Авив, июнь-июль 2009 г.), Музее древностей (Старый Яффо), а также выставки Проекта «Израильская палитра» (совместно с В. Кинусом и Г. Непомнящим), выставки в рамках фестиваля «Взгляд на Тель-Авив» (ноябрь 2010 г.), выставки «Яффские зарисовки» (совместно с В. Кинусом; Ашдод, Аудиториум, декабрь 2010 г. – январь 2011 г.). В 2006–2007 гг. сотрудничал с галереей «Сиреневые врата» в деревне художников Эйн-ход. Член неформальной группы «Кшатот». Вошел в число художников, представлявших в 2006 году Израиль в Англии. Участвуя в декабре 2009 г. в международной художественной выставке, организованной Всемирным альянсом «Миротворец» и галереей «Меркулов» (ЦДХ, Москва), награжден медалью «Талант и призвание».
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.