Александр Кара-Иванов
Источник исканий и прозрений
10 мая 2009 года в Иерусалиме, в Центре искусств (галерея «От а-Муцар», Дерех Хеврон, 12) открылась персональная выставка работ Александра Кара-Иванова – старейшего художника, хранителя традиций русской реалистической школы.
Александр Иванович Кара-Иванов родился 12 марта 1930 года. Увлечение живописью началось во время войны. Эвакуировавшись из Москвы, мальчик оказался в Башкирии, в деревне Стерлибашево, в интернате для детей художников (тетя Александра была членом Союза художников Москвы). Природа башкирского села, незнакомые прежде строения настолько увлекли его, что появилась жизненная необходимость запечатлеть всё это на бумаге. В свои одиннадцать лет Саша поступает в Московскую художественную школу, тоже эвакуированную в то время в деревню Воскресенское, которая находилась в 200 км от Стерлибашева. В этой школе будущий художник проучился 10 лет, после чего поступил во ВГИК на факультет анимации. Институт он закончил в 1960 году, но художником кино так и не стал – захватила натура: любимые пейзажи и натюрморты, а еще увлечение русской стариной (Псков, Суздаль, Переяславль-Залесский, окрестности Белого моря...).
Эпоха 1960-х годов подарила целому поколению художников ощущение определенной внутренней свободы, в том числе и в эстетических поисках. В этот период в творчестве А. КараИванова намечается переход от чисто сюжетных композиций к работам, в которых сюжет не является определяющим. Одни из лучших его работ – «Натюрморт с вазой, расписным чайником и виноградом» (1962), «Зал Латвии на ВДНХ» (1994) – были приобретены Фондом культуры России.
Об общей художественной концепции своего творчества А. Кара-Иванов говорит: «Я принадлежу к поколению шестидесятников. Приятие жизни таковой, как она есть, свято для меня и сейчас». И действительно, художник верен натуре, не украшает ее, не лакирует жизненных реалий, но и не допускает шаржирования. Его творчество продолжает русскую традицию живописи XIX века, основанную на понимании гуманистической природы искусства и искренности чувств. С другой стороны, А. Кара-Иванов – приверженец традиций древнерусского искусства, в частности, иконописи.
Потом был переезд в Израиль. Новые впечатления. Новое ощущение цвета. Иерусалим... На первое место выдвигается акварель. Она становится более прозрачной, светоносной, легкой. В таких работах, как «Утро на улице Яффо», «Женщина в голубом», «Улица Фарбштейн», «Розовый куст», «Голубая тень», здания и люди не смотрятся отдельно, сами по себе, они сливаются с воздушной средой и сами становятся воздушными и невесомыми. Это то, что сродни постижению собственной жизни в искусстве как источник извечных исканий и прозрений, обретение себя на новой земле...
В живописи маслом преобладает яркая цветовая гамма, созвучная жаркому солнцу Иерусалима. Таковы работы «Красная пальма», «Полдень», «Он идет по Бен-Иегуде», «Цветочная матушка». Картина «Дорога в Маале-Адумим» рождает ощущение бескрайней пустыни. Художник умеет оригинально и без перехлеста решить поставленные творческие задачи. Все его пейзажи – как образно-бытийные состояния природы. Ощущение этого живет в шероховатости дерева, прожилках листвы, росистой траве и облаках, которым дано плыть по безоглядному небу и нести благовест в цвете.
На выставке в Центре искусств представлены и другие, уникальные работы 1950-х годов, такие как «Этюд с рыбами» (1953), «Борисоглебский монастырь» (1957). И всё это производит впечатление исконной сути бытия, передавая биение жизни как эстетическое оздоровление души. Всё естественно, просто, но так, что замирает сердце...
Есть у Арсения Тарковского строки:
Не хотел он, чтоб его рисунки
Были честным паспортом природы,
Где послушно строятся по струнке
Люди, кони, города и годы.
Он хотел, чтоб линии и пятна,
Как кузнечики в июльском звоне,
Говорили слитно и понятно...
Это о неизвестном художнике, но словно и об Александре Кара-Иванове...