РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Из книги "Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями".

Публицистика Галина Подольская

Александр Кара-Иванов

Источник исканий и прозрений

10 мая 2009 года в Иерусалиме, в Центре искусств (галерея «От а-Муцар», Дерех Хеврон, 12) открылась персональная выставка работ Александра Кара-Иванова – старейшего художника, хранителя традиций русской реалистической школы.

Александр Иванович Кара-Иванов родился 12 марта 1930 года. Увлечение живописью началось во время войны. Эвакуировавшись из Москвы, мальчик оказался в Башкирии, в деревне Стерлибашево, в интернате для детей художников (тетя Александра была членом Союза художников Москвы). Природа башкирского села, незнакомые прежде строения настолько увлекли его, что появилась жизненная необходимость запечатлеть всё это на бумаге. В свои одиннадцать лет Саша поступает в Московскую художественную школу, тоже эвакуированную в то время в деревню Воскресенское, которая находилась в 200 км от Стерлибашева. В этой школе будущий художник проучился 10 лет, после чего поступил во ВГИК на факультет анимации. Институт он закончил в 1960 году, но художником кино так и не стал – захватила натура: любимые пейзажи и натюрморты, а еще увлечение русской стариной (Псков, Суздаль, Переяславль-Залесский, окрестности Белого моря...).

Эпоха 1960-х годов подарила целому поколению художников ощущение определенной внутренней свободы, в том числе и в эстетических поисках. В этот период в творчестве А. КараИванова намечается переход от чисто сюжетных композиций к работам, в которых сюжет не является определяющим. Одни из лучших его работ – «Натюрморт с вазой, расписным чайником и виноградом» (1962), «Зал Латвии на ВДНХ» (1994) – были приобретены Фондом культуры России.

Об общей художественной концепции своего творчества А. Кара-Иванов говорит: «Я принадлежу к поколению шестидесятников. Приятие жизни таковой, как она есть, свято для меня и сейчас». И действительно, художник верен натуре, не украшает ее, не лакирует жизненных реалий, но и не допускает шаржирования. Его творчество продолжает русскую традицию живописи XIX века, основанную на понимании гуманистической природы искусства и искренности чувств. С другой стороны, А. Кара-Иванов – приверженец традиций древнерусского искусства, в частности, иконописи.

Потом был переезд в Израиль. Новые впечатления. Новое ощущение цвета. Иерусалим... На первое место выдвигается акварель. Она становится более прозрачной, светоносной, легкой. В таких работах, как «Утро на улице Яффо», «Женщина в голубом», «Улица Фарбштейн», «Розовый куст», «Голубая тень», здания и люди не смотрятся отдельно, сами по себе, они сливаются с воздушной средой и сами становятся воздушными и невесомыми. Это то, что сродни постижению собственной жизни в искусстве как источник извечных исканий и прозрений, обретение себя на новой земле...

В живописи маслом преобладает яркая цветовая гамма, созвучная жаркому солнцу Иерусалима. Таковы работы «Красная пальма», «Полдень», «Он идет по Бен-Иегуде», «Цветочная матушка». Картина «Дорога в Маале-Адумим» рождает ощущение бескрайней пустыни. Художник умеет оригинально и без перехлеста решить поставленные творческие задачи. Все его пейзажи – как образно-бытийные состояния природы. Ощущение этого живет в шероховатости дерева, прожилках листвы, росистой траве и облаках, которым дано плыть по безоглядному небу и нести благовест в цвете.

На выставке в Центре искусств представлены и другие, уникальные работы 1950-х годов, такие как «Этюд с рыбами» (1953), «Борисоглебский монастырь» (1957). И всё это производит впечатление исконной сути бытия, передавая биение жизни как эстетическое оздоровление души. Всё естественно, просто, но так, что замирает сердце...

Есть у Арсения Тарковского строки:

Не хотел он, чтоб его рисунки
Были честным паспортом природы,
Где послушно строятся по струнке
Люди, кони, города и годы.
Он хотел, чтоб линии и пятна,
Как кузнечики в июльском звоне,
Говорили слитно и понятно...


Это о неизвестном художнике, но словно и об Александре Кара-Иванове...
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.