РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Из книги "Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями".

Публицистика Галина Подольская

Борис Котляр

Мир в мажоре

Моя любимая картина Бориса Котляра – «Натюрморт с полевыми цветами» – работа, опубликованная в нескольких российских и израильских изданиях, в том числе каталоге «Современное искусство России» (М.: Творческий союз художников России, 2006). Почему? В ней, как мне кажется, наиболее характерно открывается отношение художника к миру, мажорное звучание которого я чувствую как зритель.

Банки из прозрачного стекла и пузатый желтый «подбукетник» плотно стоят на овальной
столешнице, кажущейся зеленой от густой тени кустов красной смородины. Свежие букеты ромашек, радужно-фиолетовых дельфиний и еще каких-то белых, охристых, розовых полевых цветов, названия которым и не знаю. Их стебли, листья, бутоны, распустившиеся чашечки соцветий пересекаются и переплетаются со смородиновыми ветками, сливаясь с насыщенной зеленью сада.

Казалось бы, обычная натурная композиция. Банки с цветами расставлены как в натюрморте... Но работа пронизана внутренним эмоциональным движением, ощущаемым в оттенках зеленого. Оливковый, нефритовый, фисташковый, изумрудный, болотный, малахитовый, салатный... Отсутствие видимого пространства между цветами
еще более усиливает впечатление живописного движения, которое идет по свету. Сами цветы поданы в таком ракурсе, что, кажется, даже не успевают отбросить тень. И только свет пробегает от распустившегося цветка к бутону, от листа к стеблю, от соцветья к ягоде и выливается эмоциональным движением на холсте.

27 февраля 2005 года в Иерусалимском культурном центре открылась выставка работ Бориса Котляра, приуроченная к юбилею художника. Более 30 работ в разных техниках: акварель, масляная живопись, темпера на холсте, картоне, бумаге. Пейзажи, портреты, натюрморты, тематические композиции – работы, подкупающие искренностью, незатейливостью, открытостью, понятные широкому кругу зрителей. Творчество Бориса Котляра таково, что в него входишь естественно, как в доброжелательный мир, открывающий всё то, что тебя окружает, с лучшей стороны. Этот положительный посыл – как главное условие для художника в момент создания работы. Таким нужно родиться и так воспринимать мир, чтобы нести это ощущение мажора в цвете. Кажется, что всё, к чему бы ни прикасалась кисть художника, им любимо. Он пишет близких ему людей – членов семьи, друзей, знакомых. Композиции для натюрморта, которые сам составил. Полевые цветы, которые сам собирал. И всё в природе в тот момент, который интонационно совпадает с состоянием его собственной души, отзывающейся на очарование живого мира. Эта грань личности художника преобразуется в его живописи так, что созданные им работы визуально словно вмещают и наши воспоминания.

Целостность, гармоничность – те качества, к которым стремится художник в каждой своей работе независимо от темы. Патриархальные дворики Украины с выбеленными, как снег, хатами. Пасмурно переливающаяся Прибалтика. И – солнечный Израиль в ослепительном своенравии красок. Запечатленный Борисом Котляром пульсирующий цветовой темперамент сродни яркости красок разнообразных климатических зон Израиля, в которых художник подсознательно выбирает «русскость» – застенчиво незатейливые полевые цветы. Они вырастают словно сами собой – красные, желтые, линяло-голубые, лазурно-синие, синие, алые и никогда не вялые... А потом вдруг всё переливается в золото – сверкание осени, которая кажется волшебно счастливой...

И всё это даже не «неуловимый» импрессионизм, а то, что называют реализмом. Вот и рассуждайте после этого, что нужно XXI веку.

Откуда такое восприятие мира? От русской культуры, ибо для художника, воспитанного на русской культуре, то, что дарует нам природа, приобретает двойной и даже тройной смысл. Это – как «взращивание чувств».

После той юбилейной выставки минуло пять лет. Один юбилей сменился другим, но остался личностный стержень, убежденность в миссии искусства и значимости для художника персональной выставки.

Из интервью с художником

– Персональная выставка – это подведение итогов с оглядкой в прошлое. В 15 лет я стал студентом художественного училища и 5 лет находился в студенческой творческой среде. Затем 5 лет специального художественного образования в вузе. И только когда я стал членом Союза художников в 1971 году, выставки стали регулярными. Участвовал во всесоюзных и международных выставках в залах ЦДРИ, в московском Доме художников на Кузнецком мосту, Центральном Доме художника, Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве, в выставках за рубежом от России. Это всегда была наполненная, активная творческая жизнь.

Темой моих работ была реальная жизнь, в которой я всегда выбирал что-то для себя значимое – будь то пейзаж, натюрморт или портрет, соответственно и отбирая средства выражения – живопись, графику, плакат или скульптуру. Когда в искусстве хочешь отразить нечто для себя значимое, это подтягивает тебя, ты меняешься, и в твоей жизни обязательно происходит что-то значительное. А вот если ничего не меняется, значит, что-то в твоем творчестве не так, хотя со стороны кажется, всё делаешь верно.

Вот на этой выставке у меня есть пейзаж «Закат в Купавне» – это дачи, где перед ними на поляне стоят по одному, по два, по три дерева. Для меня они – как судьбы людей, населяющие эти домики. Это пейзаж. Но его эмоциональную сторону определяют эти домики. Они дают ему глубину.

История бытия изобразительного искусства такова, что на разных этапах его развития жанровые приоритеты порой менялись. Так, например, «политические игры» ХХ века и соцреализм, в частности, наложили свое «клеймо» на плакат. Но Борис Котляр по-прежнему остается его страстным защитником.

Из интервью с художником

– Для меня плакат – один из самых интересных жанров. В каком еще жанре можно более точно и так лаконично в изобразительной форме передать сообщение, обращенное к современнику, – для выводов и конкретных действий. Когда-то я сделал плакат «Пусть всегда буду Я». Конечно же, это не я лично, а Я – это планета Земля. Ну, а как ощутимее обобщить эту мысль? Для меня общественная функция искусства всегда была очень важна. Если художник не думает об общественной функции искусства, этим очень быстро начинают пользоваться те, кому это на руку. Так устроен мир.

Кстати, сегодня плакат – один из самых современных жанров, только называть его почемуто стали по-другому, хотя на самом деле, как жанр в руках мастера, плакат не нуждается в защите.

Интересная история в жизни Б. Котляра связана с плакатом «Земля у нас одна». В 1991 году он экспонировался на выставке произведений московских художников в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве. Содержание его таково: в уголке скромного кладбища, стыдливо охраняемого белотелыми березами, в одной оградке две могилы – христианская и еврейская...

Та выставка в «Манеже» оказалась знаковой для Бориса Котляра, как небесный клубок, ниточка которого протянулась в сегодняшний Израиль. На этой выставке художника интервьюировал собственный корреспондент журнала «Алеф» в СССР А. А. Крюков. «...Все мы, каких бы национальностей ни были, вынуждены жить на нашей маленькой земле рядом, бок о бок...» – писал он тогда в интервью, текст которого был опубликован в журнале.

И вот в 2009 году в Российском культурном центре персональная выставка Бориса Котляра – «Земля у нас одна». И куратор этой выставки – директор Российского культурного центра... Александр Крюков! Вот вам и ниточка из «Манежа».

Выставка Бориса Котляра в Российском культурном центре – это в полной мере выставка воспоминаний, когда темы, близкие эмоционально и содержательно, проросли в художественность. «Я приехал в Израиль в том возрасте, – говорит мастер, – когда нельзя отсечь то, что было. Большую часть своей жизни я прожил в России».

К 60-летию Победы художником написана картина «Внук и дед». Внук – солдат армии Израиля держит в руках фронтовую фотографию деда – советского солдата. Работа находится в постоянной экспозиции музея «Энергия мужества» в Хадере.

По теме «Холокост» создана серия. В работе «Помним» на ночном небе шесть миллионов звезд-магендовидов. Это те, кто оказались на передовой и попали под машину уничтожения. А мы ставим на земле свечи памяти...

Работа «Вечный город», с выставки в «Тальпиоте», музее Объединения профессиональных художников Израиля в Иерусалиме, – сейчас находится в Государственной организации «Натив». Город древности. Его воспевают композиторы, поэты, художники, на него молятся...

Есть работы, связанные и с другими темами: «Дни недели», «Времена года», «Альтернатива». И это только часть тем из творческого багажа художника. Не во внешней форме художник, не в красивой рифме поэт, а в том, что они хотят сказать, облаченные в гармонию внутреннего и внешнего.

Среди полотен, представленных на выставке, есть работа «Мы были, мы есть, мы будем», которую мне приходилось видеть на многих других выставках художника. Она не раз публиковалась в серьезных московских каталогах. Многовековое цветущее дерево тысячами корней вросло в нашу Святую Землю. Оно живое, крепкое, могучее, мускулистое, оно благоухает нежнейшими неувядающими цветами! Оно немыслимо увито самой разнообразной флорой Земли Обетованной. В нем – ее благотворная сила. И вырастают голубые города в пространстве между его корнями и ветвями. И переходят в вечно манящий горизонт будущего...

И мир – наш мир – аккорд в мажоре.
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.