РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Из книги "Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями".

Публицистика Галина Подольская

Вадим Макаров

ЖИЗНЬ ЦВЕТА

Вадим Макаров родился в Чебоксарах – городе на Волге. И с рождения Волга вошла в его душу, наделив своей широтой и стремлением выделять в мире только то, что омыто живой водой.

Отец Вадима, скульптор Валериан Макаров, брал сына повсюду, где ему приходилось выполнять заказы на этнически определенную тему – чувашскую (специфика «малой родины»).

– Отец обращал мое внимание, – вспоминает Вадим, – на форму предмета, говорил, что главное в искусстве – глаз, в скульптуре – пальцы, потому что само движение руки художника дает возможность создавать произведения, отвечающие нашему индивидуальному взгляду и чувствам. При этом нужно думать, в каком материале должна быть выполнена скульптура.
Если в камне – не утонуть в мелочах. Если в бронзе и дереве – то с подробностями, эскизно. Всё было интересно. Но главное: с детства я не хотел, чтобы искусство было только чувашское. Не хотел камня, дерева, и бронзы не хотел. Придешь на Волгу – в любую пору она полна отражений всех цветов утра, дня, вечера и ночи. И лодки, и теплоходы, что причаливают к дебаркадерам. И ветлы отражаются. И хотелось делать что-то такое же широкое и привольное, чтобы передать эту красоту в цвете. Вадим Макаров закончил Чебоксарское художественное училище, работал в Художественном фонде Чувашии, участвовал в создании монументальных мозаичных панно, среди которых наиболее значительное – на фасаде Тракторного завода (270 кв. м), на мотив мухинской скульптуры «Рабочий и колхозница», но в антураже тракторных деталей, выпускаемых заводом.
Потом – Санкт-Петербург, ставший настоящей художественной школой жизни для Вадима Макарова. Посещение музеев. Работа в реставрационных проектах по изготовлению копий старинного оружия в миниатюре (не прошли даром уроки отца: для отливки нужно было лепить каждую художественную деталь). Роспись гигантских щитов с изображениями реставрируемых зданий. Выставки-продажи на Невском проспекте рядом с памятником Екатерине Великой (чем не питерская школа Арбата?). Тесное общение с художниками Северной столицы, горячая дружба с преподавателем Художественно-промышленной академии имени Штиглица Сергеем Ивановичем Даренковым.

С 2004 года Вадим Макаров в Израиле, проживает с семьей в Бейт-Шеане.

– Поначалу я вообще не мог писать на пленэре, – продолжает свой рассказ Вадим. – От яркого света изменялось и восприятие цвета. Глаз в прямом смысле замыливался – так слезились глаза. А хотелось схватить новые зрительные впечатления, столь не похожие на Волгу. Но всё время чего-то не хватало. И вдруг я познакомился с художником Сергеем Москалевым. Мы стали ходить с ним на этюды. Он ввел меня в Объединение профессиональных художников Израиля.

Сергей Москалев:
– На самом деле Вадим растерялся перед буйством израильских красок. Они притупили в нем то, что должно быть главным: внешнее должно светиться внутренним. Нельзя копировать. Должна лететь душа – лететь и быть свободной. Но это ощущение себя нужно передать в живописи. Идти за светом, как с путеводителем, но путеводитель у каждого свой. Вадим уже почувствовал это, потому что он всё впитывает как губка. Особенно это ему удается в натюрмортах.

Впервые натюрморт Вадима Макарова я увидела в галерее «Мигдал а-Ор» в Старом Яффо на выставке «Весенний натюрморт» Объединения профессиональных художников Израиля (2010 г.). Яркий, свежий, сочный, полный жизни, с широкой цветовой палитрой. Два румяных яблока на серебряном подносе слились в поцелуе, другие – беззастенчиво рассыпались рядом. Стакан сока, черноглазый ренклод, раскатившийся по столу, как перекати-поле... Каждый предмет в этой внешне незамысловатой композиции словно переговаривается с собственным отражением на лаковой столешнице, а соотношение цветов таково, что всё дышит радостью и излучает ее.

Очень интересен натюрморт «Пятница». Две селедки, стакан водки, лимончик, порезанный батон и «орудие аристократа» – вилка. Вид сверху. Ощущение внутреннего движения. Сама композиция словно закручена в спираль. Экспрессионистический фон – максимально интенсивный розовый. Фигуратив словно парит в розовом пространстве, и каждый предмет натюрморта художественно оживает.

Я просмотрела более 50 натюрмортов Вадима Макарова – ощущение радости неизменно!

Говорят, что натюрморт – искусство философское, как художественное кредо: предмет, цвет, свет, композиция. Натюрморты Вадима Макарова сродни ему самому. Небольшие по размерам, яркие по колориту, безоглядные по ощущению, они живут красотой земного бытия как утверждения радости жизни, будто у художника и вовсе нет философии, а есть только жизнь цвета.

Всё на столе. Но не идут...
А стол заставлен до отказа.
Ах, если б все! Да если б разом...
Так рыба с водочкою ждут!
Гранаты, яблоки, лимоны –
Во здравие на тыщу лет!
И светятся и цвет, и свет,
Как тост и присный, и бездонный.
И натюрморт нам говорит:
Душа художника горит!


Душа горит, хоть и омыта водой Волги.
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.