РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Из книги "Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями".

Публицистика Галина Подольская

Герман Непомнящий

Живопись как распускающийся цветок

Цветы – это земные звезды, только их век короче.

С античных времен в сознании человека цветы ассоциировались с восприятием прекрасного в мире, а Флора олицетворяла юность и весну. В иранской мифологии супруга неба и прародительница жизни богиня Спандармат традиционно изображалась с мускусной розой в руке. В трудах философов Возрождения с цветами связывалось представление о женской красоте. А еще – ощущение хрупкости и сиюминутности красоты, которая не вечна. На картинах Германа Непомнящего цветам дарована если не вечность, то еще одна жизнь – на холсте... «Цветы не говорят прощай» – так назвал персональную выставку художник из Ашдода. Открытие ее состоялось 10 февраля 2008 года в Иерусалиме, в музее «Тальпиот» Объединения профессиональных художников Израиля (Дов Грюнер, 17 а).

Герман Непомнящий родился в 1945 г. в Иваново, в эвакуации. В 1966 году окончил Минское художественное училище (учился в классе художников Л. Щемелева и А. Малишевского), потом – Харьковский художественно-промышленный институт (мастерские профессоров живописи И. Овчинникова и В. Лозовского). Принимал участие во многих выставках на Украине, в России.

В 2000 году репатриировался в Израиль. Будучи членом Объединения профессиональных художников Израиля, принимал участие во всех его групповых выставках. Одну из своих работ Г. Непомнящий отдал в дар музею «Тальпиот». Она вошла в постоянную экспозицию музея.

В 2006 году работы художника были представлены в Англии в рамках фестиваля израильской культуры.

Многогранность творчества Г. Непомнящего проявилась в самых разнообразных изобразительных жанрах. Это пейзажи Крыма – с домиком Грина и парусниками, словно уходящими из мечты, но остающимися на дне сердца мариниста. Это «пора очей очарованья», где так неистово кружатся листья в луче вспыхнувшего солнца, словно высвеченные театральным лучом прожектора. Это тема сцены в костюмно-декоративном решении. Это портрет. Это натюрморт с будоражащей душу «рябиной красной». Это фигуративная живопись (иудаика).

Рождение творчества уже само по себе сродни распускающемуся цветку. Оно как материалистическое подтверждение этой чудесной метафоры. И хотя в Израиле живые цветы не бог весть какая экзотика, тем не менее именно цветам, как ожиданию весны, как пробуждению лирического начала в человеке, посвящена экспозиция Г. Непомнящего. Да, да, живопись подобна лирике – любовной, философской, медитативной, какой хотите, но в которой у цветов Г. Непомнящего – свой голос, голос художника. Это не бодлеровские «цветы зла» и не брюсовские «фиалки в тигеле» – это знак любви. Его цветы – не те, что в клумбе у кого-то, а те, что дарит женщине любимый. Они локальны и камерны, словно сотворены для единственной и ее уюта. Они естественны и человечны, потому и не нуждаются в парадных залах холодных музеев. Некоторые считают, что сентиментально писать цветы в наш несентиментальный век. «Для меня это не сентиментальность, – возражает Г. Непомнящий, – это душа женщины, которая в цветке. Я пишу свои цветы с мыслью о том, как их воспримет женщина, сколько радости они доставят ей».

И действительно, цветы Г. Непомнящего даже похожи на женщин и похожи на то, что они любят. Ну чем не девичья шея – изогнутый лепесток лилии? А «райский цветок»? Он подобен оранжевой балерине на пуантах, в немыслимом па взметнувшей ногу с вытянутым носком. И рассыпается сиреневыми, белыми, фиолетовыми мехами сирень, поджидающая своих красавиц. А глаза... да сколь ж их смотрит на тебя – удивительных, без подводки и накладных ресниц: глаза-георгины, глаза-подсолнухи, васильковые глаза. Вихрастыми челками-ежиками взмахивают уже знающие себе цену обольстительницы-хризантемы. И, как юные звездочки, запутались в потоке зеленых волос недотроги-ромашки.

Важно, что все они несут положительную энергетику. Так бутон выплескивает заложенную в нем энергию, идущую из центра наружу, подобно энергии солнца, звезды, мистического центра, архетипического образа души.

Стилистически работы художника выдержаны в рамках добротного реалистического
традиционализма, проработаны с монометрической достоверностью, самодостаточностью, с жанровыми атрибутами, когда всё прописано так, как и должно быть. Но есть и подчеркнуто декоративные работы. При этом излюбленный прием Непомнящего-художника – зеркальность: он использует всевозможные отражения – на стекольной раме, столешнице, любом предмете, якобы случайно оказавшемся рядом, а если такого предмета не оказалось, то и на стене. Вопрос в другом – в отражениях масляной и акриловой живописи всё уже немного иное. И художник создает это ощущение зеркальной отстраненности, заставляя ожить саму фактуру холста.

«Цветы не говорят прощай»...

Романс запечатленный

«Сиреневая цветь», «Белой акации гроздья душистые», «Вдыхая розы аромат», «Отговорила роща золотая» – всё сказано, прочувствовано, увидено и воссоздано на холсте так, что воистину «Только раз бывает в жизни встреча...» – лишь «Отвори потихоньку калитку...».

В апреле 2009 года в Русском центре в ТельАвиве открылась персональная выставка Германа Непомнящего, названная художником «Романс». На открытии представлено более 25 его работ маслом и акварели. Экспозиция задумана художником таким образом, что вкупе все эти очень разные по манере исполнения работы составляют целостный визуально-ассоциативный ряд, посвященный русскому романсу.

Экспозиция работ Г. Непомнящего удивительно точно отражает тенденцию к взаимопроникновению изобразительного, музыкального, поэтического видов искусств. И это закономерно в наш синтетический век.

Русское изобразительное искусство эстетически запечатлело приметы, привычки, настроения и тип воспитания и особой чувствительности, сочетающейся с доверчивостью, открытостью и артистичной экзальтированностью как тоской по искренности и простоте. И тогда мазок художника становится широким, как та самая берущая за душу мелодия романса – выразительная, распевная, элегичная, пластичная, импровизационная, доведенная до последней и единственной точки, не допускающей перехлеста.

Русский романс как жанр искусства не дотягивает до молитвы. Он слишком о земном. Но то, как сказано Г. Непомнящим «Я вас любил», приподнимает его «живописный романс» над суетностью мира и идентифицирует с состоянием человеческой души.

И эта лирическая интонация читаема в шелесте рощи, тихого сада, кружеве накидки, горящей звезде. Она – в психологии каждой из героинь, стоящих за букетами ирисов и роз, ромашек и подсолнухов, сирени. Герман Непомнящий обожает рисовать сирень!

Фиолетовой, белой, лиловой,
Ледяной, голубой, бестолковой
Перед взором предстанет сирень.
Летний полдень разбит на осколки,
Острых листьев блестят треуголки,
И, как облако, стелется тень.
Сколько свежести в кисти тяжелой!

(«Сирень»)

Так у А. Кушнера, а у Г. Непомнящего – цветы, помимо того что они прекрасны, они еще и похожи на женщин.

Живопись Г. Непомнящего пронизана чистотой, прямодушием и доверчивостью – эмоционально это всегда «Калитка», за которой открывается свой визуально-ассоциативный романс. И тогда астры из розовых становятся бордовыми и пунцовый отсвет вливается в алость роз. Но красота таинства художнического бунта остается красотой, как цветок цветком и бабочкой бабочка...
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.