РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Из книги "Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями".

Публицистика Галина Подольская

Роберт Розенберг

Волны памяти...

5 августа 2000 года в Иерусалимском культурном центре открылась персональная выставка художника из Цфата Роберта Розенберга. Шесть лет жизни в Израиле не прошли для репатрианта из Казахстана бесследно. Небольшая по объему (21 работа), но насыщенная тематически, экспозиция Р. Розенберга интересна для широкого зрителя прежде всего своей конкретикой и узнаваемостью дорогих сердцу мест.

Лупоглазые мечети Самарканда, пузатые восточные кувшины и кумганы, бунинские «темные аллеи», заснеженные русские дворики и... мир не-воспоминаний – с его духовными наставниками и вдохновителями – Иерусалим, Цфат, Галилея, чьи васильки то иссиня-русские, то по-израильски фиолетово-сиреневые, как наполненное духовное одиночество – согласно каббалистической символике цвета...

Музыкант в искусстве и жизни – одна из излюбленных израильских тем Р. Розенберга. Выступающий из зелени пространства Виолончелист в красном камзоле. Его руки немы, словно в перчатках. Но они оживут вместе с проснувшейся струной. Сломленный под тяжестью собственного восприятия мира Скрипач. Его склоненная голова словно срослась с единственной в мире скрипкой – спасением и вдохновением музыканта. А пока дремлет на колене смычок, мечтающий запеть. И – вопреки сущности бытия – в стенах захолустной психушки музыкант остается Музыкантом, как припертый зеленой тоской Саксофонист...

Но искусство, как известно, хорошо своей разностью – и не потому, что о вкусах не спорят, а потому, что у каждого из нас за спиной свой запас воспоминаний, ассоциаций, интеллекта и свои потенции мировосприятия. Так один из посетителей выставки – иерусалимец Михаил Иофин, старший мичман всех флотов – доверительно мне «отрылся»:

– Знаете, перепутал время и пришел за два часа до открытия. И, как видите, всё еще здесь. Почему? Да всё из-за моря! Я только вхожу в зал, а «Море» уже передо мной. Видите этот солнечный причал с лодками, шлюпками и кораблями? Море начинается с причала. Вот они и готовятся к пути. А теперь повернитесь спиной к причалу. И откроется «Море» другое – просторное и сильное – такое, каким моряк его видит с корабля. Я служил на всех флотах России: Балтийском, Черноморском, Северном, Тихоокеанском, – а сейчас вот средь других морей. Под картинами нет названий, я не знаю места нарисованного причала, но я знаю наверняка место открытого моря – это ракурс с города Полярный Мурманской области, с заходом в Екатерининскую бухту. Это было первое море моей службы... Думал уж, что никогда и не увижу. Так вот довелось! Живу на Средиземном, пришел в Культурный центр – и на тебе, увидел свое – Белое! И вот еще есть у меня к вам вопрос: был ли этот ваш Розенберг моряком? Честно говоря, думаю, что был. Любит он цветы, как настоящий моряк... Вот сошел моряк на берег – и первым делом купил цветы своей женщине!

На открытие выставки пришло много посетителей, люди уходили и приходили, и каждый находил что-то свое в конкретике сюжетов художника. Со многими из них я беседовала, но разговор с бывалым моряком не выходил из головы. К тому же был «бывалый моряк» по-военному громкоголосым.

И вдруг присутствовавший на выставке Вениамин Клецель, прозванный «осенним патриархом» русских художников, неожиданно вспомнил хрестоматийный факт из жизни Айвазовского. Как-то известный своей отчаянной работоспособностью художник, приехав в Петербургскую академию художеств, решил сделать подарки своим друзьям. За день он написал тридцатиметровый холст моря, а потом на глазах у всех ножницами разрезал его на маленькие кусочки. И каждому досталась своя волна памяти...

Властно влечет акварельное гулкое слово,
Как покаянье, отбой и слиянье с судьбой.
С мягкостью женской и страстью
по-скифски суровой
Щупальца пены на бреге оставит прибой...
Щупальца пены, синеглазая волна воспоминаний

– как это важно для нас, репатриантов, и для меня – чей отец был капитаном на Волге... Не хватало единственного – цветов. Цветов от своего моряка – для капитанской дочки!
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.