РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Из книги "Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями".

Публицистика Галина Подольская

Тами (Таня Молдавская)

Фантазийные эссеТами

Подобно голосам на дальнем расстоянье,
Когда их стройный хор един, как тень и свет,
Перекликаются звук, запах, форма, цвет...
Шарль Бодлер

Строчки из сонета «Соответствия» Шарля Бодлера звучат здесь не случайно. Они предваряют суть «соответствий» в живописи Тами, поясняя стилистическую парадоксальность, с какой все эти разные составляющие «храма природы» перекликаются в фантазийном мире художницы.

Работы Тами сродни калейдоскопическому наплыву чувств. Это картины-состояния, которые можно отождествить с самоолицетворениями, воплотившими образный мир художницы на холсте. Это сгустки ощущений, пропущенные сквозь живописную призму мировосприятия – в динамике видимого и невидимого бытия. Это живописные признания, художественные опыты – внежанровые по сути, но подобные визуальным дивам, читающимся как эссе на холсте. Это фантазии на определенные темы – моря, камня, глаза (Ока). Это пейзажные зарисовки – весны, лета, осени (зима отсутствует, по-видимому, оттого, что Тами выросла в Израиле и само понятие полноценной зимы не вошло в ее образный мир). А еще это фантазии сказки. При этом одна картина сюжетно словно подводит или наоборот – выводит из этого мира.

Хочу определиться сразу. Тами работает в единственном жанре (что уже само по себе удивляет) – фантазии, в которой абстракт свободно переходит в экспрессионизм и также раскрепощенно переливается в неоэкспрессионизм. Ее фантазии подобны живописным эссе, рожденным без обруча ограничений в беззаконии импровизации постмодернизма. При этом цветовая аура энергетически столь полнокровна и сильна, что излучает магнетизирующее тепло, как настойчиво повторяющийся сон. Главное, что ему выпало счастье сбыться, будучи художественно выраженным в современном неоэкспрессионизме.

Живопись Тами, молодой художницы из Хадеры, фантазийно и стилистически держится своей принципиальной внежанровостью. Обрети ее рисунок логическую стройность – получится скучный «трактат по сочетанию цветов». Стоит впасть в конкретизацию фигуратива – выйдет несостоявшаяся претензия на классику. Обнажи чуть более интимность цветовыплеска – и уйдет магическая тайна, что столь притягательна в неоэкспрессионистическом потоке цвета.

Фантазийные эссе Тами интересны уже тем, что непрестанно пересекают границы других изобразительных жанров в своем неутоленном порыве странствий в неизведанное. В этом порыве – ощущение движения как сущности бытия, которое рассыплется в прах, если попытаешься остановиться. Вот и бьется, подобно живому роднику, в глубине фантазийных эссе Тами жанровая интонация – экспрессивная, сбивчивая, неровная. Нередко – самоподстегивающая, как смесь фиолетово-фисташковой застенчивости в «Фантазиях весны» и огненно-алой бесцеремонности в «Фантазиях лета». Порой – палевая печаль о неизъяснимой красоте падающего листа, как закатного вздоха осени, и дерзость мечтателя в то, что этот вздох не последний («Фантазии поздней осени»). И вдруг в какой-то момент кисть словно повисает в воздухе... и тогда Тами может позволить себе всё что угодно, вплоть до самопророчеств,
как это сделано в мистифицирующих радужках и ворсинках «Фантазий Ока», в прожилках зеркальной глади розового и красного камня, подобных заледеневшим кровеносным сосудам («Фантазии камня»).

Таня Молдавская родилась в Молдавии. Живописный псевдоним – Тами. Она не выбирала страны. Родители привезли ее в Израиль шестилетней девочкой с алией 1980-х. И она начала рисовать мир таким, каким он открылся ребенку – ярким и безграничным. Потом Тами стала обучаться рисунку у Аркадия Короля. Затем живописи – у Эдуарда Гроссмана, известного за рубежом и одного из самых востребованных ныне художников Израиля, ставшего для Тами ориентиром в изобразительном искусстве. Продолжает и ныне брать у него уроки. В 2006 году она приняла участие в групповой выставке Castro, после которой несколько коллекционеров и галерей (в частности, Basha artgallery в Иерусалиме) заинтересовались ее работами. Закономерный вопрос: почему? Действительно, чем так уж интересны работы Тами современному зрителю, воспитанному на кинематографической смене впечатлений?

Фантазийные эссе Тами сродни рождающимся на глазах экспромтам. Они живые. Порой – непосредственные, с чертами примитива, как, скажем, в «Фантазиях оранжевой сказки», с загадочным городом, мудрым Сфинксом, странными домишками и еще какими-то едва проглядываемыми очертаниями на фоне закорючек-кругляшек. В абстракте «Фантазия театра» визуально преобладает карнавальное начало.

Работы Тами похожи и непохожи одновременно, поскольку вкупе они представляют стилистическое единство в многообразии. Художница словно опасается утратить ощущение цвета, которое ускользнет через какое-то мгновение и уже не вернется. Цвета так и рассыпаются разноликими эпитетами всех оттенков красок. Отсюда визуальное преобладание иррационализма, импровизационности, стихийности, неоэкспрессионистичности.

Есть любимые цвета, по которым, как по опознавательным знакам, узнаваема художественная манера Тами. Они-то и выступают одним из главных средств выразительности ее неоэкспрессионистического изобразительного языка. Вот что говорит сама Тами по этому поводу: «Независимо от того, что я рисую и что становится объектом выражения – листопад, весна, пейзажи, я стараюсь запечатлеть состояния окружающего нас мира – спокойствие, безмятежность, внутреннее равновесие, гармонию. Или наоборот – буйство красок, которое существует в природе, но проявляется так ярко, что некоторые современные художники будто стесняются запечатлеть его. Я же стараюсь передать всё это цветом, в меньшей степени сосредотачиваясь на рисунке, поэтому абстракт наиболее точно отражает мое личное мироощущение. Нередко в самом творческом процессе рождаются и конкретные пути самовыражения в этом стиле. Я люблю внешний мир в разных проявлениях. Эти ощущения становятся моими внутренними, а потом в цвете выплескиваются на холст – выплескиваются в той красоте, которую мне хочется передать людям, смотрящим на мои работы, чтобы они непременно получили тот эмоциональный заряд красоты, который не всегда удается выразить словами».

Художница словно втягивает зрителя в эксперимент, когда живопись выступает как материализованная палитра разных эстетических катализаторов. Не случайно в «Фантазиях времен года» освещенность доведена до предела. Весна – это рождение цвета. Лето – радость и опьянение его зрелостью. Осень – пик красоты, которой суждено умереть. В этот момент художница избирает цвета, наиболее напряженные для восприятия человеческого глаза. Напряженность переходит в мистицизм Всевидящего Ока и непознанные тайны моря, погружая в глубины, не доступные смертному.

Вот и получается, что постмодернизм Тами говорит больше, чем говорит. Почему? Да потому что живописно-эссеистическое мышление художницы подчеркивает подвижность фантазии, как мечты.

В этой связи нелишне напомнить об истоках такого рода жанра в постмодернистском изобразительном искусстве. Живописное эссе родилось из сочетания бессистемной философии, нерегулярного опыта в классических жанрах и, в отличие от агрессивности многих инсталляций, стыдливого признания в том, что всё предшествовавшее не удовлетворяет. И вдруг произошло обыкновенное чудо. Неродовитость, не обремененная классическими веригами неукоснительного следования предписанным законам воспитания, позволила новому жанру без оглядки сливаться с бесконечной изменчивостью бытия, передавая биение пульса современной жизни посредством высвободившихся живописных ощущений. Вот и получилась странная штука: то, что дозволено «плебею», не дано «патрицию», – возможность кинематографического совмещения несовместимого.

В фантазийных эссе Тами соединяются бытийная достоверность – от полноты ее эмоциональных ощущений, обобщенность – от мировосприятия, образная пластичность – идущая от изобразительного мышления. Именно в этом смысле работы Тами чем-то сродни мифу – в своей устремленности к синкретическому единству жизни, движению времени и образа. Они как тончайший росток, пробившийся в расселине гигантского пласта накопленного в современном изобразительном искусстве опыта. Но, будучи питаемым истоками древнего ствола цельности, этот росток стремительно набирает бутоны и прекрасны его первые цветы.
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.