РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

МОЙ ШАГАЛ

Публицистика Галина Подольская

МОЙ ШАГАЛ

 

«Творчество – страсть, умирающая в форме». Школьницей я вычитала это фразу у писателя-натуралиста М. Пришвина, никакого отношения к живописи не имевшего, но почему-то именно эти слова художественно открыли мне суть изобразительного искусства.
Такой «страстью», запечатленной на века, стал для меня Марк Шагал – один из крупнейших мастеров мирового искусства ХХ столетия, гордость России и едва ли не самый популярный в Израиле.
Марк Шагал родился в Витебске, был старшим из девяти детей. И природа одарила его по старшинству. Техника рисунка и живописная система художника предельно гармонично вместили в себя школу русского и французского искусства начала ХХ столетия.
Картины Шагала – они как метапоэмы с особым поэтическим кодом, побуждающим к сотворчеству. Стремление осмыслить изобразительное искусство «словом» невольно прочитывается в его живописи, недаром сам художник – автор лирических стихотворений на русском, идише, французском. При этом многие из эссе Шагала стали чутким ключом к пониманию его же картин, переплавивших привычное и обыденное в амальгаму совершенства.
Есть ли в истории искусства аналог Шагалу? Для меня есть – Габриэль Гарсия Маркес – столь же великий мастер психологического и образно-стилистического синтеза фантастического и реалистического в мире. Полет Рамедиас Прекрасной, возносящейся на простынях в небо, из «Ста лет одиночества» родственен ангелоподобным влюбленным Шагала, парящим над всеми штетлами Вселенной в хлюпающих ботинках и ничем не примечательных одеждах.
Это было в начале 1970-х годов. Я начала читать Маркеса, но многое из того, что впитывали поры, не поддавалось пониманию. Так сложилось, что почти в это же время в Москве, в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, экспонировалась выставка работ Шагала. И вдруг интуитивно я ощутила архетипическую общность этих двух очень разных авторов. Художественные измерения писателя и живописца словно сами собой неожиданно вступили в символические сращения, в которых слились миф и Библия, седое Средневековье, нестареющий Ренессанс и искания современного модернизма, наконец, Божественное и Земное. Такова человеческая потребность познать себя и свою историю – от истоков бытия до неведомого космоса, потребность вместить эти представления в особое художественно-итоговое время, которое в какой-то момент переходит в субъективную парадигму.
Шли годы, но это первое впечатление не исчезло, а даже укоренилось, как здоровая интуиция, нередко приравнивающая в подсознательных ощущениях подростка и зрелого художника. Оно не исчезло и тогда, когда от альбомов и репродукций я уже здесь, в Израиле, перешла к знакомству с коллекцией Шагала в Музее Израиля, Тель-авивском музее изобразительных искусств, на выставках из частных собраний. Более того, теперь, спустя годы, я даже нашла свой собственный ответ, почему роман Маркеса «Сто лет одиночества» в моем сознании столь крепко связался с Шагалом.
Что в сущности такое – «Сто лет одиночества»? Зарождение, история и гибель рода «одиноких людей», сметенных с лица земли последним вихрем в момент превращения «земли обетованной» в развратный Вавилон. Стоически так, но эмоционально? Эмоционально – на пути к желанию не быть одинокими, на пути к потребности – быть любимыми, на пути к мечте, даруемой вечностью. Этот единственно удовлетворявший меня художественный код открывал апогей человеческого желания – не быть одинокими. И тогда я поняла, что Шагал – это эпос, но эпос, эстетически сокращающий дистанцию между мной и Художником, существующий как странная утопия, способная к оборачиваемости и обретению жизни поэтической. Такова мистическая природа творчества, механизм слияния разных видов искусства, тайна переходности эпоса в лирику и ощущения себя в этом мире.

*
Так было в юности далекой...
В зелено-синем полусне
Мечтой заветной и высокой
Ты в душу залетел ко мне.
И ток пронзительною дрожью
По пальцам робко пробежал,
Когда в хамсинном бездорожье
Ты снов цветных мне пожелал.
А позже подарил картины,
Где средь сирени голубой
И бело-розовых жасминов
Я лепестком лечу с тобой.
Лечу, лечу, страшась проснуться,
Чтобы с мечтой не разминуться...

*
Ты мне никто, мой друг старинный,
Но как-то связан ты с судьбой,
Коль на шагаловских картинах
Лечу с тобой!

Но как Шагал узнал об этом,
Меня с тобой нарисовав?
Лечу и не боюсь рассвета!
Художник прав...

Лишь тяготенье душ при взлете
Вне притяжения земли,
Мы – миру вопреки – в полете
Своей любви...

Мечта отважней и крылатей
Земных объятий...


*
Сирень бубонная, жасмины
И маков воспаленный жар.
Их огнедышащий пожар
Меня зомбирует с картины...

Мистифицируют цветы
Своею охрою тревожной,
И блеск червонный красоты
Больней мечты о невозможном...

И лишь готический собор
На синедольном дальнем плане
Нас защищает всем в укор
В зловеще-шелковом тумане,

Что нет нам места на земле:
Мы – на картине в синей мгле...

Шагаловская метафора полета удивительна. Она внушает свое художественное и этическое понимание мира, в котором возвышенное противостоит тривиальному и, несомненно, побеждает в эстетически новом качестве. Оно возвращается к изначальности мира – в те самые времена, когда поэзия, музыка и изобразительное искусство мыслились неразрывными, а мечта и действительность составляли нечто единое в своей нерасколотости. Просто каждому творящему уготованы свои утопии, чреватые опасными превращениями в реальность, в которой мы сами – надломленные и отломанные кусочки мирового бытия. И все-таки мы воссоединяемся, идя по млечному пути знаков и встреч в своей жизни, понимая их природу совсем не сразу. Но наступает момент, когда уже чувствуешь, что полон неосознанной потребности стать другим. Ты еще боишься выплеснуть и расплескать то, что в тебе. Ты хранишь и несешь это чувство, не зная, как приступить к воплощению того, что зреет в тебе. И вдруг свершается нечто, что словно решает за тебя всё. И тогда уже выбора нет – остается только путь – единственный – твой.

Это случилось в Иерусалиме.
6 января 2000 года, через неделю после репатриации, со мною произошло то, что называют дорожно-транспортным происшествием: автобус переехал мне ногу. Три операции, два месяца лечения в клинике Адасса айн Карем – той самой, для которой Шагал сделал свои «Двенадцать колен Израилевых».
Больничная синагога с двенадцатью витражными окнами Шагала стала для меня первым местом, куда я могла дойти в то время сама, на костылях.
Божественные витражи Мастера. Они окружали меня – двенадцать окон – двенадцать колен Израилевых. Свет струился сквозь шагаловские витражи. Я смотрела на них и не могла сдержать слез от ощущения этой красоты и других переполнявших меня чувств, определения которым и по сей день не знаю... Но всё было словно обо мне. Больница – не музей. Здесь всё напряженнее, истовее, как на лестнице Иакова, если она тебе им дана и если ты решаешься взбираться по ней.
Шагал – выламывающиеся из изобразительного ряда поэзия, драма, эпос бытия, сдерживаемые повествовательной уздой Мастера, схватившего неведомое «вечное знание» о мире, человеке и обо мне, познавшей свои «сто лет одиночества». Крылатая шагаловская мечта как предчувствие, дарующее духу жизнь. Упование, не позволяющее сомнениям уничтожить ощущение твоего счастья в тебе. Надежда – всесильная предвкушением реальности. Чаяние – неутомимое в вечном ожидании того, что способно стать бытием. Едва держась на костылях, я плакала так, как плачет дитя. Здесь, у Окна Биньямина, я поверила, что родилась вновь.
Это новое обретение себя, открывшееся моментом истины, многое определило в моем очень непростом пути к себе в Израиле. Музейно-книжное, «олитературенное» восприятие искусства однажды перешло в непосредственное общение с кругом людей этого цеха и в желание выразить себя, новую, в творчестве, так или иначе связанном с изобразительным искусством.
И вновь, словно отслоившись от суеты и нетерпеливости века, сами собою встали вопросы – те же, вечные, но без которых невозможно воплотить внутреннюю устремленность к себе. Как быть смертному со своим воображением? Полноценна жизнь без мечты? Эти риторические вопросы и для Шагала оставались риторическими, хотя на протяжении всей жизни он не переставал искать на них ответ. Но воплотил свой поиск не как «страсть, умирающую в форме», а как мечту, наполненную жизнью.
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.