РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

ПРОТИВ ЗАНДА

Публицистика Леонид Финкель

Леонид Финкель

ПРОТИВ ЗАНДА

А ещё, мой сын, будь осторожен:
Много книг составлять – конца не будет,
И много учиться – утомительно для плоти.
Послушаем сему заключенье:
Бога бойся, храни Его заветы,
Ибо это каждому подобает.
Ибо всякое дело Бог призовёт к суду,
За всё сокрытое в тайне – хорошее и худое.
ЭККЛЕСИАСТ


Сколько дырочек есть во всей маце,
выпеченной во всем мире со дня
исхода евреев из Египта и до нынешней пасхи,
– столько прыщиков
тебе на язык, мошенник!

ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ, «БЛУЖДАЮЩИЕ ЗВЁЗДЫ»

Блаженно право на слепоту!
Дело прошлое (ещё до размежевания в Газе) – затеял я бесплодный спор с известным деятелем «левого» движения, в котором пытался втолковать, что нельзя бросать отеческие могилы. Известный деятель взорвался:
- О чём ты говоришь? Какая любовь к отеческим гробам? Что, мёртвым евреям дурно спится? Откуда ты знаешь? Я не позволю, чтоб мёртвые держали за ноги живых…
Правда, никто особенно совета этого деятеля не спрашивал, но вышло, как он говорил: Газу оставили. И уж теперь я точно знаю, что мёртвым евреям всё же спится ох как дурно! И живым, между прочим, тоже от того, так называемого «размежевания», не сладко. И вот сейчас, во время всей «морской истории», опять слышу: «Надо дать жить палестинцам».
Но никто не обязан жить ради другого, никого нельзя силой заставить жить ради других.
И абсолютно был прав Зеев Жаботинский: «Никто никогда не получал родину в подарок».
И Иерусалим никогда не был столицей ни «Палестины», ни какого-либо иного арабского государства – ни до 1967 г., ни полторы тысячи лет тому назад.
Это в адрес политической оппозиции национальному лагерю. Преимущественно либерального толка. «Сколько еврейский народ перенёс из-за этого – измерить невозможно», – посочувствовал мне недавно один российский журналист.
- Это у них «мирофриния», - вяло сопротивлялся я. – Сражаться за мир на всех баррикадах за правое дело любого народа, в то время как будут уничтожать собственный народ…
А ведь и место разрушенного Храма показал султану Омару еврей, перешедший в ислам.
И мысль о Крестовых походах на Иерусалим зародилась в еврейском мозгу.
Вот как пишет об этом историк: «Началось всё в Риме. О жизни евреев в этом городе мы знаем немного, но некоторые записки и хроники сохранились. Мы узнаём, что в общине в 1007 году был раввинский совет, названы три раввина. Между 1020 и 1021 гг., сообщается в местной хронике, общину обвинили в том, что она вызвала землетрясение, будто бы надругавшись над распятием. В результате этого ложного обвинения толпа убила нескольких евреев. Все как обычно. В то же время судьба сыграла с христианами интересную штуку. В начале ХI века в Риме появилась семья Пьермони (или Pierlone). Один из её членов выдвинулся, стал одним из первых банкиров. Его звали Барух, он финансировал не то папу, не то римский патрициат. Барух крестился в 1030 г., получил имя Бенедетто, и его семья стала весьма влиятельной в Риме. Деньги плюс христианская вера – все быстро стали забывать о еврейской крови в венах Пьермони. В результате один из её членов – Гимльдебрандт в 1073 году умудрился стать римским папой, приняв имя Григория VII. Он папствовал десять лет. Но еврей-папа был осторожен и дальновиден. При жизни он ничего не сделал. Но идею эту продал своему преемнику, следующему папе –Урбану II. Этот был менее дальновиден.
Именно он «затеял крестовые походы, а они расшатали феодализм, стимулировали эпоху Возрождения, результатом которой явилась христианская реформация с её протестантами и ослабление католицизма» (12).
В свое время писатель Виктор Некрасов сказал, что во вторую мировую войну советский солдат сражался с нацизмом «за правое дело». После вторжения советских войск в Чехословакию и Афганистан стало ясно, что дело наше «неправое». И моё тоже. В этом трагедия поколения. Так что мы уже всё это проходили. И со всей отчетливостью понимаем, что «арабское» дело – неправое! Во-первых, не было «палестинского народа», отличающегося от всех иных по языку, духовной и материальной культуре, социально-политическими узами – такого народа не было и нет.
В метафорическом плане палестинцы – это все мы, обитатели историко-географического региона Палестины: израильские евреи, арабы, заселившие Иудею и Самарию, исторические еврейские области, известные на нынешнем леволиберальном жаргоне как Западный Берег, и арабы с бедуинами, поселившиеся за рекой на восточном берегу, и, соответственно, названные потакавшими им в нарушение международных соглашений англичанами трансиорданцами, а позднее иорданцами.
Здесь самое место сказать, что издательство ЭКСМО в Москве выпустило в свет книгу профессора Тель-авивского университета Шломо Занда «Кто и как изобрёл еврейский народ» (1). Твердый переплёт, суперобложка по-купечески отсвечивает золотом. Есть и непременный пиар: это-де самая продаваемая книга по истории во Франции в 2009 году. Книга была 19 недель в списке бестселлеров в Израиле. Бестселлер в Великобритании и США. Переведена на английский, немецкий, французский, португальский, японский. Ещё на итальянский, испанский, арабский, венгерский, индонезийский, словенский и хорватский языки.. В общем, успех, особенно коммерческий, налицо. Трогательна информация о переводе на индонезийский язык. Видимо, для Индонезии проблема Исхода евреев из Египта особенно актуальна.
Тираж – 1100 экземпляров. Не сомневаюсь, что и на других языках тиражи полностью соответствуют той свистопляске, которую организуют вокруг книги арабские и леворадикальные либералы. Научный редактор и автор предисловия – Александр Этерман. Известное в определённых кругах имя…
Книгу издательство выпустило под рубрикой «Подлинная история» . Не гипотеза, не предположение, а истина в последней инстанции.
Что значит «подлинная»? А вот что: « …исход Израиля из Египта – миф, завоевание Ханаана Иисусом Навином даже не миф, а этиологический вымысел,.. полностью вымышлены израильская культура, письменность и даже древнееврейский язык древнейшего периода, не говоря уже о «великих империях» Давида и Соломона… Римляне не изгоняли евреев из Иудеи ни после разрушения Иерусалима в 70 году н.э. (иначе кто восстал бы против них в середине II века?), ни после восстания Бар-Кохбы (иначе откуда взялся бы еврейский экономический и культурный расцвет III века, века Мишны?) – они их вообще не изгоняли. Великое изгнание евреев из Иудеи было выдумано от начала до конца…»
В общем, как в советской анкете: «Не был… Нет…Не состоял…»
А если в окрасках: «Вы – карий. Как Ваши глаза» (Цветаева).
Ну и, конечно, присутствует сталинское: «евреи не являются народом».
Как сводит даль!
Так кто же, граждане, выдумал, кто породил нас такими «ущербными»?
Профессор Шломо Занд даёт следующий трогательный рассказ: «В ходе одной из поездок, связанных с распространением этой книги, меня пригласили в арабский университет Эль Кудс (а куда же ещё? Л.Ф.), находящийся неподалёку от Иерусалима на оккупированной Израилем в 1967 году территории. В ходе бурной дискуссии, сопровождавшей моё выступление, меня спросили: как я могу теперь, после выхода книги, разбивающей все мифы, изобретённые для оправдания сионистской колонизации, продолжать жить в Израиле и даже требовать от палестинцев признать это государство? Мне стало не по себе, и я ответил совершенно спонтанно, что даже ребёнок, родившийся в результате изнасилования, имеет право на жизнь. Невозможно исправить одну трагедию, не породив другую. Нам остаётся только объяснить ребёнку, при каких обстоятельствах он родился на свет, постараться сделать так, чтобы он не пошёл по стопам отца. Величайшая проблема, связанная с ближневосточным конфликтом, состоит в том, что дети здесь нередко продолжают линию своих родителей, так что необходимый и неизбежный исторический компромисс раз за разом выскальзывает из наших рук» (выделено мной Л.Ф.)
Вообще таких книг издаётся немало (2), хотя довольно и одного творения. Да и старик Фрейд, помнится, утверждал, что не было ни Моисея, ни Исхода из Египта. Но вот по какой причине ему надо было бежать из милой Вены в Лондон – знал хорошо, на милость к евреям новоявленного фараона Гитлера, видимо, не рассчитывал…
Репатрианты из СССР – носители уникального опыта. Мы свидетели чуть ли не мгновенного распада империи. И многим из нас памятно, с чего всё начиналось: не было победы советского оружия во второй мировой войне, не было в СССР никаких праведников и вообще ничего праведного в жизни каждого из нас не было.
С этими мыслями многие из нас и оказались здесь. До сих пор в чём-то так и не разобрались. Например, отчего это Маяковский так сокрушался: «Кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой!»
Прошу прощенья, но коснусь субъективных впечатлений.
Как и многие, я приехал в Израиль почти девятнадцать лет тому, в довольно позднем возрасте. Ясно, перспективы были самые туманные. При наличии двух институтских дипломов пошел рабочим в археологическую партию. Тогда в Ашкелоне руководила раскопками замечательный археолог Барбара Джонсон. В год её дружная бригада вытаскивала из земли чуть ли не миллион осколков. Из всего этого пиршества делались амфоры, статуэтки, другие украшения. Осенью выставлялись для всеобщего обозрения. Для меня то был сеанс магии. А после Барбара показала Ашкелон в разрезе - от ханаанского до времени, когда древний Аскалон был разрушен арабами. И я сразу понял: какой-то ключ нашёлся, какая-то дверь открылась. И всё устроилось. И Барбара вполне резонно ошеломила меня:
- Эта земля тебя узнала!
И всё стало на свои места. Потому что когда стоишь на плечах предков – видишь много дальше.
Шломо Занд считает, что нет никаких материальных доказательств Исхода евреев из Египта. Да разве неизвестно о том, как тщательно древние египтяне уничтожали всякую память не только о неугодном им человеке, но и о целых народах?! А египетского памятника в честь победы в войне Судного дня профессор Ш. Занд, грешным делом, не видел? А я видел. Под Каиром. Хороша победа: израильские танки стояли всего в ста километрах от Каира!
Полноте! Мне вполне достаточно мнения немецкого историка, который писал: «Можно представить, что какой-нибудь народ приписывает себе выдуманные им великие и славные дела. Но нет никакой логики в том, чтобы какой-нибудь народ, без всяких на то оснований, рассказывал о себе, что его предки были рабами в чужой стране».
Ещё мудрее был Спиноза: «Если и не было такого события, но целый народ в течение 3000 лет верит, что так и было, зачем искать другие подтверждения? Важен итог. Евреи верят, что Бог вывел их из рабства, длившегося 400 лет, и поэтому убеждены, что, кто бы ни решил извести их, они его переживут».
Между прочим, то, что мир и сегодня переполнен жертвами Шоа и материальными свидетельствами этого, не останавливает иранского президента от отрицания Катастрофы.
А Библия работает.
«Первым деревом, которое Авраам посадил в Вирсавии, был тамариск, - утверждает доктор Иосиф Вейтц, израильский специалист по лесоводству. – Следуя его примеру, мы засадили эту область двумя миллионами этих деревьев. Авраам поступил абсолютно правильно. Дело в том, что тамариск, как мы установили, - одно из немногих деревьев, способное прижиться в жарком климате с годовым уровнем осадков менее шести дюймов». Подсказку для такого решения предоставила Библия: «И насадил Авраам при Вирсавии рощу».

Библия – это предсказание, пророчество, завет. Не сказка о богах, но земная драма, образ, деяние. В них, как писал Камю, «нелегкая мудрость и лишённая завтрашнего дня страсть».
На Библии клянутся.
На Библии гадают.
Английский генерал Алленби перед каждым сражением лихорадочно листал Библию, желая досконально изучить, как израильтяне завоевывали Ханаан.
В конце концов, за Библию и умирают. За «Гильгамеш» не умирают.
За «Махабхарату» и «Рамаяну» тоже.
Но как же нелегко читать Библию! Со школьной скамьи я мечтал узнать, что там написано. Но достать заветной Книги не мог. Только позже, будучи студентом во Львове, пошёл на рынок и купил с рук за 20 рублей заветную книгу. Это была чуть ли не вся моя стипендия. Дома я принялся читать – и ничего не понял… начало было не лучше, с конца — непонятней. Но я возвращался к началу и читал снова и снова. И вдруг увидел, как персонажи книги двигаются, говорят. Мне даже показалось, что я знаком с самыми интимными моментами их жизни. Всё оказывается очень просто: Возделывающий ниву поднялся на заре и идет в поле. Жена смотрит за детьми. Кормит животных. Художник создаёт статуэтку из слоновой кости для святилища. Священник погружает нож в горло ягненка…
Их много. Но все они поселяются в моем сознании. В памяти укладываются имена – от Адама до Даниила. В Истории более чем 2400 персонажей, почти за два тысячелетия между восемнадцатым и вторым веками до новой эры… Как можно их выдумать? Как можно сделать мифом?
…В Лакише хирург – современник Соломона совершает успешную трепанацию. Неверную жену побивают камнями. Вора секут кнутом. Тысячи рабов строят дворец. Вельможа целует женщин гарема, поднимается на телегу, нагруженную дарами, и покидает дом, чтобы отдать визит царю…
… В пору той молодости я увлекался детективами (сейчас это для меня совершенно непереносимо). И был поражен, что в самых первых главах Библии повествуется, как в первой человеческой семье брат убивает брата. Бог здесь одно из самых главных действующих лиц. После исчезновения Авеля он выступает в роли детектива и после короткого допроса изобличает убийцу!
Я думал, что Бог не случайно выступает в роли обвинителя. Он, Творец жизни, взволнован убийством. Дар, который он дал Авелю, – жизнь, похищен по злому умыслу Каина.
Ни в одном детективе я не встречал такой поразительной развязки. Бог не лишает Каина жизни. Он только метит его особым знаком, чтоб его не лишали жизни. Без такой защиты Каин не прожил бы и дня. Пал бы жертвой справедливости. А Бог защищает жизнь даже убийцы. Бог остаётся владыкой жизни и стремится её сохранить…
Благость Господа бесконечна. Она безмерна и заключает чудесную тайну, корни которой питают нас…
А как Книга Книг раздвигает пространство! Одна и та же ситуация – будь то рождение, свадьба, измена или убийство - они ощущаются по-разному, если пережиты в Уре или Халдее, Древнем Египте или в Иерусалиме…
При этом психология героев явлена удивительно скупыми средствами. Но как мощно! Люди всех времен не перестают себя узнавать в них и часто применяют модели их поведения к собственной жизни… Фразу, которой определила мое состояние профессор Барбара, я нашёл позже в Торе: «Земля узнала нас, она начала с нами разговор…»
Я был ошеломлен…
Странно, как ученый, историк Занд этого не заметил: надписи на древнееврейском, арамейском, финикийском, стела Меша, маовитского царя, который после смерти Ахава перестал платить дань Израилю, отломился от него. В 1868 году возле Дивона пастором Клейом был обнаружен большой камень, известный ныне как «Моавитанский». На этом камне царь Меша зафиксировал основные события своего царствования. Многочисленные находки в результате раскопок в Самарии, Лакише или Негеве, стелы Шешонка в Египте, надписи святилищ в Карааке, Ассирии и Вавилоне – царские анналы Салманасара, Тиглатпаласара, Синахериба – дают нам обильный материал. Нововавилонские хроники, которые относятся к 745 – 538 годам, а именно к царствованию Навуходоносора, с поразительной точностью подтверждают сведения из Библии.
Все древние цивилизации знали головокружение от священного: у иудеев оно было настолько сильным, что поражало дотоле в истории невиданные реалии политической, социальной, национальной жизни, их искусства, литературы, поэзии. В основе этого шока, там, где невоплотившаяся вечность превращается в творение – и нигде более, нужно искать ключ к нетленности Израиля.
Если бы автор книги «Кто и как изобрёл еврейский народ» захотел воспроизвести быт евреев библейской поры, то они бы сами восстали из пристанищ вечности, чтобы помочь себя узнать. Он бы узнал, что библейский человек строен и гибок. У него мощная мускулатура. Он живёт на просторе, на безводных землях. И должен сделать их плодородными своим тяжким трудом.
Только подумать, как работали мужчины! Они отвоёвывали пахотные земли у пустыни. Вырубили террасы в скалах, везли туда землю с долин, чтобы посадить виноградные кусты и фруктовые деревья…
Тридцать девять книг еврейской Библии стремятся охватить не только историю Израиля с момента его формирования и до распада, но также судьбу человечества с сотворения мира.
Кажется, что это только история маленького семитского народа, который жил в Азии три тысячелетия назад, а на самом деле катехизис для огромной части человечества. Степень её распространенности делает её современной исторической книгой.
В Израиле нет Акрополя, нет пирамид, нет архитектуры, один из самых молодых городов Европы – Тель-Авив украшает скромный баухауз. Здесь нет блистательного изобразительного искусства. Во многих областях, которые составляют гордость соседних цивилизаций – вклад Израиля практически равен нулю. Но евреи компенсируют этот недостаток безмерным могуществом духовной культуры.
Разве не бросается в глаза противоположность между Израилем и арабами, которая лежит в области лингвистики и литературы? Известный исследователь арабско-еврейских отношений считает, что именно здесь одна из главных причин того, что пути истории этих двух народов разошлись.
«Арабы всегда были горячо преданы своему языку и придавали величайшее значение элегантной и искусно выстроенной речи, так что культ языка стал чуть ли не основным содержанием их оригинальной культуры. Евреи же всегда сосредотачивались на идеях, никогда не держались крепко за свой национальный язык и мало обращали внимания на форму, особенно на изящество и тонкость выражений»(3).
С Библией говорят о главном, как с Богом – на «ты».
От чего вдруг так сжалось моё сердце, когда я впервые прочёл:
Род проходит и род приходит а земля пребывает вовеки.
Восходит солнце и заходит солнце и спешит к месту своему где оно восходит.
Идёт ветер к югу и переходит к северу кружится кружится на ходу своём и возвращается ветер на круги свои.
Все реки текут в море, но море не переполняется к тому месту откуда реки текут они возвращаются чтобы опять течь.
Чего уж проще? Какая же в том мудрость? А ведь замлело в груди…
Уровень духовности я измеряю другими, нежели Занд, мерками. Меня вовсе не останавливает то, что, по мнению профессора, «у царя Соломона не было огромных дворцов, где он мог бы поселить своих семьсот жён и триста наложниц». Главное: впервые прочтя первую главу «Экклезиаста», я доподлинно увидел, в каком месте восходит солнце и заходит солнце . И после прочитал поразившую, вселившую в меня ужас фразу: «И возненавидел я жизнь!» Это он возненавидел, который был так мудр, а что делать мне?
Вот как описывает своё состояние своеобразный, теперь уже известный писатель, с которым мы повстречались на одном из перекрестков еврейского движения, автор редкостной книги: «Я остановился и не мог продолжать читать и не мог поверить, что такое можно выразить словами, и эти слова найдены, и я им внимаю. Передо мной было описание Смерти Человека. И это было такое описание, что я и помыслить не мог, что так можно это описать, и по сей день убеждён, что это невозможное описание и что человечество могло только однажды так прочувствовать и промыслить смерть и это могло случиться только в древности. Это было описание смерти каждого человека, где бы он ни умирал и как бы ни умирал, в муках, светло иль беспамятно. Это рассыпавшийся каперс… у меня комок в горле всегда, когда до него дохожу, и всегда останавливаюсь в этом месте.
«Возвратится прах в землю, чем он и был, и возвратится дух к Богу, Который дал его…» (4)
Попробуйте прийти в себя!
Кто ты есть?
Что ты такое?
«По сравнению с Библией, - утверждает уж вовсе не ангажированный человек - все наши книги несерьезные. Даже Толстой с Достоевским чуть подмигивают, ибо сам дух романа требовал от повествователя отчуждения и иронии. Я не про капитана Лебядкина. Насмешлив авторский голос всякого романа: «Салон был пущен». Мы просто не умеем ни писать, ни читать без ухмылки, которую Библия еще не изобрела. Ее жанр — трагедия. Но если у греков она учила людей на чужих ошибках, то в Библии трагедия — сама жизнь, что хуже — вся и наша…». (Александр Генис).
А ученый Шломо Занд говорит: «Библия – миф. Не было евреев, не было! Кто-то изобрёл!»
(Куда прозорливее русский философ Георгий Гачев: «Исходным берётся моя точка отсчёта: нынешняя пасха – и к ней притягивается Исход из Египта. Что же между ними – не имеет значения. И тут опять раскрывается ещё одна тайна и качество еврейской логики и самочувствия в мире и чувства времени: прямая связь нынешнего события, соотнесение меня с текстом Писания, событием божественным. Прямое замыкание, минуя посредство Истории и последовательность поколений и ступеней= звеньев цепи доказательств. Действительны лишь две точки в мире: моя жизнь (и окружающих меня, ныне живущих родных: «Вся мишпохэ») и событие, заповедь и мысль Священного Писания, Закон Бога. Несть тут опосредствования и отчуждения (внимай, Гегель!) – столь капитальных феноменов западно-европейской цивилизации и сознания…»)
Людей, по мнению Занда, на самом деле нет, их выдумали. А вот дома есть, как ни странно, стояли. Как правило, вокруг центрального внутреннего дворика (между прочим, по сведениям археологических раскопок, а не письменных источников). Дом из двух, трёх, четырёх (как правило) и более комнат – это уже у царей.
Скромные дома построены из сырых или обожжённых кирпичей. Во дворе играют дети. Здесь же колодец, цистерна с водой и бассейн, который служит купальней. Крыши были плоскими, наклонными. Существовало даже выражение: жить на крыше, то есть вести одинокую жизнь.
Великие печали человек пытался успокоить в одиночестве под азиатским небосводом.
А если бы Шломо Занд вошёл в дом, то в одной из комнат увидел бы мужские сандалии и женскую обувь, закрывающую щиколотки. Самый ранний рисунок, изображающий обувь, которую носили в Израиле, относится к ХI-Х веку!
С обувью связан целый ритуал!
«Обувь имела для человека значение, которое для нас потеряно: он остаётся босым, когда находится в сакральном месте, на время траура. Он снимает обувь, чтобы подчеркнуть важность сделки, например, при передаче имущества. Если один из братьев умирает, оставляя жену без детей, то шурин должен взять её в жёны. В случае отказа он подвергается публичному уничтожению: невестка, от которой он отказался, должна принародно снять с него обувь, плюнуть ему в лицо и сказать: «Так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему(5).
Евреи были и есть. Считали жизнь величайшей ценностью. А умереть хотели в духовной ясности. И жили в светлой надежде. Воспевали Сущее. Воспевали Любовь. Не случайно Песнь Песней, прославляющая человеческую любовь – в определенном смысле национальная песня евреев.
Два противоположных полюса движут библейскую историю: воспоминание о потерянном рае и надежда на грядущее царство Божие. Могущество этих двух пророчеств объясняют упорство евреев в стремлении спасти свою веру, язык культуру от давления времени.
Право, не хотелось делать автору и издательству рекламу. Мы уже не раз переживали «подлинную историю». Но и молчать не стоит, тем более, что цитаты из предисловий – это только цветочки, ягодки – в самой книге.
Советский Союз развалился не потому, что был слабым, а потому что был подлым. Израильскую историографию, даже в «смягченном варианте» - «мифология с человеческим лицом», обвиняют в том же («В подавляющем числе случаев в Израиле преподаётся и изучается профанация, по сравнению с которой бесконечно исправляемая советская «История КПСС» - вершина научной достоверности» Из предисловия А.Этермана).
Стоит ли воспринимать невроз за символ веры?
Я не собираюсь защищать израильскую историографию, хотя претензии у меня прямо противоположные, нежели у профессора Ш. Занда. Ибо профессор Ш.Занд написал «Историю КПСС» наоборот.
Я не случайно вспомнил слова Маяковского.
Дискуссии – норма в научном мире. Но книга Шломо Занда идеологизирована с первой до последней страницы. Этой идеологии подчинено всё: истории из жизни граждан Израиля, их разбитые судьбы. Но на одну такую историю приходится две совершенно другие, с иным, не столь драматическим сюжетом, даже напротив, счастливые, извините, да, да, есть и такие! И немало! Но эти истории автора не интересуют, отчего общий тон книги на редкость злобный по отношению к государству, которое, по представлению автора книги и его научного редактора, тоже существует, вероятно, только виртуально, но зарплату профессору платит исправно… И не только ему. Но и многодетным арабским матерям, которые при случае и без него жгут израильские флаги. И даже детям того арабского депутата, который, избегая наказания за предательство, давно покинул Израиль.
Уже не раз случалось, что люди с убеждениями совсем не к месту, когда затрагивается ценность чего-либо существенно важного. Убеждения – это темница. Не много видишь вокруг себя, не оглядываясь назад, а чтобы судить о ценном и истинном – в данном случае о жизни и судьбе целого еврейского народа – нужно, чтобы ты преодолел, превзошёл сотню своих убеждений…
Это упорство в своём пути напомнило мне старую московскую историю.
Дочь персидского посла, учившаяся в МГУ в 1947 году, стоя перед «Явлением Христа народу» в Третьяковке, говорила: вот у нас всегда такая погода.
Нет, не спасает книгу позолоченная обложка, ибо, как известно: не всё то золото, что блестит…

P.S. 1)В ответ на мою реплику, научный редактор Александр Этерман через электронный адрес организации prava-cheloveka ( ?!) прислал сл. информацию:

Книга Занда "Кто и как изобрел еврейский народ" номинирована (вместе с еще тремя произведениями) на британскую еврейскую литературную премию Wingate Literary Prize.
Среди предыдущих лауреатов - Amos Oz, David Grossman, Zadie Smith, Imre Kertesz, Oliver Sacks, WG Sebald, Etgar Keret and Fred Wander.
Учитывая солидность и авторитет организации «права человека», могу только расценить эту циничную спесь строкой из поэта Вяземского: нынешние лисы говорят, что мы зелены для винограда.
2) В телевизионном интервью с журналистом В.Бейдером в программе «Персона» профессор Шломо Занд, наконец, обмолвился: вот если Израиль будет существовать в границах 1967 года… Ну да, всё ясно, для того и написана книга. Безответственные идеалисты в поисках левацкой правды-матки бросятся за ним. Со всевозможным давлением на национальный лагерь и народное сознание. Всё та же железная ленинская формулировка: «Они не только продадут нам ту верёвку, на которой мы их же и повесим, они нам дадут её в кредит…» Неужели вправду возьмём?
Вот тогда я и пойму – пришла дряхлость. Пора брать железнодорожный билет. Прямо до станции Астапово…
Нельзя жить в стране, где идеалы выброшены на помойку. Мы полу-Азия, полу-Европа, не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку. Нет у нас сегодня ни Царей, ни Пророков. У нас даже Шутов стоящих – нет.,. всё какие-то придурочные, вертлявые, злоказённые стяжатели. Безответными остаются к ним вопросы. И народ зловеще молчит. Мы как Медный всадник над пропастью, но не вперёд в дерзновенном стремлении несёмся, всё пытаемся осадить назад, попятить коня, удержать его и удержаться с ним на краю раскрывшейся пучины. Трагический жребий выпал нам – жить и сгореть на грани двух миров, отделённых не длительным процессом перевоплощения, а стихийным обвалом. Нелегко жить на Святой Земле. Слишком плотен воздух. Накалены страсти. Слишком много пафоса и крика. Маленькое провинциальное государство, еврейская деревня, но она и поныне остаётся моделью мира. И Господь всё ещё тренирует на избранном народе свои возможности. Сходишь с трапа самолёта, ставишь ногу на землю и чувствуешь, как через подошву идёт ток.
- Грех гонителям моим! – писал А.С.Пушкин в письме к князю П.А.Вяземскому.
Но вот перевернута последняя страница книги тель-авивского профессора. Пока левые, открыто солидаризуются с арабами, их оппоненты на другом (крайнем) фланге призывают к насилию и неповиновению. И те и другие говорят о «высших целях».И те и другие подносят тлеющий фитиль к пороховой бочке. В диаспоре отмахиваются, дескать «не еврейское это дело – шашкой махать!»
Обычный плутовской роман.
Еврейская история идёт по привычному, проторённому тракту.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Пять книг Торы, Йырушалаим, Мосад арав Кук, 5735 (1975)
2.Шломо Занд, «Кто и как изобрёл еврейский народ», М., ЭКСМО, 2010 г.
3. Андрей Буровский, «Евреи, которых не было», Красноярск, АСТ «Издательские проекты», 2004, т.1-2
4. Ш.Д.Гойтен, «Евреи и арабы. Их связи на протяжении веков»., «Библиотека «Иудаика», Гешарим Иерусалим - Мосты культуры Москва, 2001):
5. «Ветхий завет» («Плач Иеремии, Экклесиаст, Песнь Песней, перевод И.М.Дьяконова, Л.Е.Когана при участии Л.В.Маневича), М., Российский Государственный гумманитарный университет,1999 г.
6. Яков Кумок, «Чёрное солнце Когелет», литературный ежегодник «Год за годом», №4, 1988, стр.319-320
7. Амихай Мазар, «Археология Библейской Земли», т.1-2, «Библиотека-Алия», 1996
8. И.А.Крывлев, «Раскопки в «Библейских странах», М., «Советская Россия»,1965
9.Вернер Келлер, «Библия как история», М. «Крон-пресс», 1998
10. Генрих Штоль, А.Пауэл Девис, Пещеры и свитки Мёртвого моря, М.,
«Вече», 2005
11. Давид Малкин, «Приключения археолога на земле Ветхого Завета»,
Москва–Тель-Авив, Издательское содружество А.Богатых и Э.Ракитской,
2006
12. Михаил Штереншис, Евреи. История нации», Герцлия: Исрадон, 2008.
13. Георгий Гачев, «Ментальности народов мира», М., Алгоритм, 2003.
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.