Это было давно. Высокая гора родила большую тень, длинную и широкую. Когда она улеглась у подножия горы, то живущие близ горы животные и насекомые сразу же почувствовали себя хорошо и возрадовались. И было чему радоваться. Теперь от обжигающих лучей солнца можно было нырнуть в тень. Для всех желающих находилось место, и что удивительно: желающих отдохнуть в тени становилось всё больше и больше, а места хватало для всех, и никто не был обижен отказом или грубым обращением. Видно, что пословица – «В тесноте, да не в обиде» здесь нашла своё подтверждение.
Однажды, обессиленный долгой дорогой и изнуряющей жарой, караван набрёл на тень. Люди и верблюды расположились в тени и радовались чудесному спасению от жары и жажды. Отдохнув и набравшись сил, караван отправился в путь. На прощание гости поблагодарили тень за её доброту и терпение.
– Пустяки! – ответила та, не скрывая, что похвала ей приятна.
– Посмотрите-ка! – крикнул орёл, пролетая близ подножия горы. – Тень выросла! Вчера она доходила до ручья, а сегодня уже на другом берегу виден её край.
И все, отдыхающие в это время в тени, отправились к ручью, чтобы удостовериться в правоте слов орла.
– Я и сама чувствую, что поправилась, – призналась тень неохотно. Она
ведь была женского рода, а какой женщине приятно сознавать, что фигура теряет былую стройность.
– Как хорошо! – воскликнули водоплавающие птицы.– Спасибо тебе, тень! Теперь мы можем плавать, не жарясь под лучами солнца.
– Что вы, что вы! Не стоит благодарности!– воскликнула тень и заметила, что расширилась ещё на метр.
«Если все, кто приходит ко мне за спасением, будут благодарить меня за приют, то со временем я превращусь в огромное бесформенное пятно на теле Земли», – подумала она и огорчилась.
Но этого не случилось, и вот почему. Когда тень нарушила границу охотничьих владений местного короля, тот разозлился и обозвал тень сначала самозванкой, а потом и вовсе произнёс что-то на незнакомом языке. Свита короля захохотала, а тень от обиды вдруг уменьшилась и оказалась за границей охотничьих владений дурно воспитанного короля.
– Вот как надо изгонять нарушителей! – воскликнул король. – Одна фраза и враг бежал!
– Простите, Ваше Величество, – обратился к королю молодой придворный, исполняющий обязанности переводчика, – я не понял, на каком языке вы произнесли последнюю фразу.
Его слова вызвали хохот у присутствующих, и громче всех смеялся король.
– Вы только посмотрите на нашего переводчика, – обратился он к свите, – не знать, что означает «ахутслот нов алшоп!» – это неприлично!
– Да! Да! Да! – в один голос прокричали придворные, чем окончательно смутили молодого переводчика.
– Но мне этот язык незнаком, – возразил тот. Его слова вызвали ропот недовольства среди придворных и презрительную усмешку у короля.
– Читать надо наоборот! – ответил король и приказал уволить переводчика.
– Зачем мне переводчик, не знающий детского языка, – не глядя на склонившегося в поклоне молодого человека, пояснил он своё решение.
« Какой умный король», – уважительно подумала тень и попыталась прочитать наоборот запомнившуюся фразу, что не доставило ей удовольствия.
– Хам! – произнесла она вслух и укоротилась ещё на метр.
А молодой переводчик, прочитавший наоборот непонятную фразу, повергшую в бегство необычную тень, покачал головой.
– Не удивительно, что она сбежала, – произнёс он, глядя в лицо королю.
– Кто это она? – спросил тот.
– Она – это большая тень, дочь высокой горы, – ответил переводчик и, поклонившись королю, хотел было удалиться восвояси. Но король пресек его намерение жестом.
– Нельзя ссориться с теми, кто выше тебя, – сказал он, глядя на удивлённого юношу. – Пойди и извинись за меня перед тенью.
Как только молодой переводчик произнёс слова извинения, тень сразу же увеличилась в размерах и снова нарушила границу охотничьих владений местного короля. Но в этот раз король встретил её благосклонно и даже пригласил посетить свой дворец. Тень, не раздумывая, согласилась, но с одним условием.
– Чтобы я смогла дойти до вашего дворца, надо постоянно благодарить меня, – сказала она, что и было сделано незамедлительно. Свита короля принялась наперебой расхваливать тень, которая от множества похвал быстро удлинялась, и со стороны это было похоже на прерывистый бег.
Когда тень очутилась в тронном зале, то первым делом направилась к трону, на котором восседал король.
– Теперь ты, большая тень, будешь прислуживать мне. И все короли будут завидовать, что у меня в услужении самая большая тень, – произнёс король и жестом указал гостье на место за троном.
– Но я не умею прислуживать, я умею только служить, – возразила тень.
– Разве это не одно и то же? – удивился король. – Ты должна благодарить меня за то, что удостоилась такой чести.
Но тень не умела благодарить и поэтому съёжилась от предчувствия, что сейчас её будут ругать. Так и случилось.
– Какая неблагодарная тень! – повторяли друг за другом придворные.
«Ничего ведь не случится, если я поблагодарю короля»,– подумала тень.
– Благодарю вас, Ваше Величество, – сказала тень и хотела поклониться так, как кланяются другие придворные, но не смогла этого сделать потому, что уменьшилась в несколько раз. А так как все входы во дворец и выходы из него были закрыты массивными дверями, то тень не смогла соединиться с бОльшей своей частью, которая уже покинула территорию местного королевства. Свернувшись в клубочек, то, что осталось от большой тени, лежало за троном, словно побитая собачонка.
– Тень сбежала! – перешептывались между собой придворные.
– Найти и обезглавить! – приказал король, и придворные разбежались по дворцу в поисках тени.
– Разве можно обезглавить безголового? – прошептало то, что осталось от большой тени и хотело вздохнуть, но не смогло, потому что не всегда часть может выполнять функции целого. Так бы и пропало это то, что осталось от большой тени, лёжа за троном неразумного короля, если бы не помог случай.
Дело в том, что народ, устав от самодурства властителя, решил лишить короля власти и трона. Рано или поздно всякому терпению приходит конец. Когда в тронный зал вбежала толпа вооруженных людей, которые с криками «Да здравствует свобода!» вывели под руки короля из дворца и вслед за ним вынесли трон, то теперь уже бывший тронный зал превратился в большую комнату.
«Короли приходят и уходят, а солнце есть всегда!» – подумало то, что осталось от большой тени, и выползло из дворца наружу.
Когда объявляется свобода, то двери почему-то забывают закрывать. Может быть, из-за боязни, что свобода при закрытых дверях снова станет пленницей. А может быть, просто победители от эйфории способны терять разум.
Как бы там ни было, но то, что осталось от большой тени, благополучно добралось до границы охотничьих владений бывшего короля и воссоединилось с урезанной большой тенью. Наконец-то, большая тень снова стала полноправной дочерью высокой горы и радовалась этому. Ведь не всегда, оторвавшись от корней своих, можно вернуться к истокам. Примут ли они тебя?
С тех пор, лёжа у подножия высокой горы, большая тень часто думала о том, что лучше честно служить защитой всем, кто в ней нуждается, чем прислуживать одному властителю. По крайней мере, не тошнит!