Условие жизни, или Все на выборы!
Сейчас я читаю книгу «Эм абаним смеха» (Счастливая мать сыновей) рава Иссахара Шломо Тейхтеля, для будет благословенна память праведника и да отомстится его кровь! Он погиб в Аушвице, за несколько дней до освобождения. А прежде, в Словакии, раву Иссахару с близкими и ещё нескольким семьям удалось избежать депортации в лагерь, спрятавшись на крыше синагоги. И тогда он дал зарок: если Творец помилует его, он напишет книгу о возвращении нашего народа в Землю Израиля. Поражает эрудиция и глубина мысли автора – всё это написано в Венгрии, в Будапеште, по большей части – в укрытии, в конце концов обнаруженном нацистами. Без книг, только по памяти, но материал огромен, а цитаты в подавляющем большинстве точны и верно адресованы! А главное – невероятная любовь автора к людям и в особенности к своему народу, страдание за его беды и одновременно – чистое упование и возвышенный оптимизм.
Эту книгу стоит прочесть, а не пересказывать, и я приведу только мысль, которая, как мне кажется, красной нитью проходит через весь труд. Единственное спасение и надежда нашего народа, а через него и всего человечества – единство, мир между евреями. Рав многократно подчёркивает, что это относится ко всем – «близким и далёким» (от Торы). И считает, что только возвращение в Землю Израиля, совместная деятельность по её возрождению и обустройству способны к такому миру привести.
Если бы праведник видел, как нынче «делается политика» на Святой Земле!.. Что различные партии и группки честно оправдывают своё ивритское название (партия, «мифлага» - от корня «леафлиг», разделять) – разделяя, стравливая, науськивая людей друг на друга. Мало того, что сама система выборов: по партийным спискам, изначально подразумевает деление по интересам, целям, странам исхода и т.д. Так ещё перед выборами обильно в ход идёт многоголосый «чёрный пиар» - не столько нахваливание своего «товара», сколь оплевание соседского. Слюной, знаете ли, «как плевали до исторического материализма» - желательно на самую лысину.
Нет, то есть знаменитое мультфильмовское: «Кто похвалит меня лучше всех, тому я дам большую сладкую конфету!» - совсем не отменено. Помните, между делом, кто в мультфильме выиграл приз за лучшую похвалу? Правильно, крокодил, который намеревался мальчика скушать. Самопиар, выставление себя «единственными защитниками униженных и оскорблённых» - чаще всего речь голодного крокодила. Но – даже это лучше брызгающей злобы и раздора.
Виленский Гаон, перечисляя беды и проблемы народа Израиля, злейшей называет «склочников и злоязычников, которые натравливают людей друг для друга». И определяет их как «наихудшую форму семени Амалека в народе». Чтобы быть поконкретнее, самые известные амалекитяне недавнего времени – нацисты... Странно ли, что когда демон раздора танцует в наших залах и в наших душах – на него, как на родной огонёк, норовят слететься извне все наши ненавистники и убийцы?
Люди, будьте бдительны! Неужели какие-то жалкие «выборы» важнее мира между нами?!
Я тут подобрал немного стихов на тему.
Евгений Минин
Мы – грамотные все!
Мы знаем всё о многом!
И кажется порой –
весь мир у нас в горсти!
Ах, если бы на миг
попробовать стать Богом –
и правого понять,
и грешного спасти!
Но это так легко прикрыться словом Божьим,
И вдруг случись беда – есть на кого пенять.
Поскольку мы живём и ничего не можем:
Ни – правого спасти,
Ни – грешного понять…
Михаил Марголин
Я иду и от счастья наглею...
...Я боялся, но очень стремился,
Я стремился и страх проклинал.
Но душою к своим прилепился,
И никто мне хулы не сказал...
Там узнаю и радость и муку,
Разрыдаюсь над каждой строкой,
И за эту любовь и науку
Пожалею ль расплаты такой?!
Видишь – это, от счастья наглея,
Солнце в очи усталые бьет,
А навстречу евреи, евреи –
Ах, какой симпатичный народ!
Игорь Бяльский
Но можно ли дважды войти в одну и ту же землю?
Даже обетованную, обещанную Творцом?
Можно ли? – спрашиваю. И Вездесущему внемлю.
А Он облака отращивает, суров и тёмен лицом.
Но в ту же, крохотную, спустя эпохи и сверхдержавы?
Туда, где кактусы, но ни Одессы, ни Петербурга нет, –
брататься заживо с пришельцами из Варшавы,
Аддис-Абебы и всех остальных планет?
Но в ту же, – спрашиваю, – текущую молоком и мёдом
и поедом поедающую сынов?
Внимающую всяческим пирамидам
и всё так же не принимающую Его основ?
Сгущается тьма. И уже лица Ему нет и других метафор.
Облака опускаются до самой земли.
И трепещут молнии, озаряя галдящий табор.
Братья мои уже тронулись. И пошли.
Рина Левинзон
Касаюсь далекой материи,
Читаю магический код.
В эпоху безумия верю я
В счастливый и добрый исход.
На краешке облака белого –
Небесных стихов волшебство...
Всё то, что из воздуха сделано,
Наверное, крепче всего.
Арье Юдасин
У каждого еврея в мире вечном
Есть доля, есть клочок святой земли.
Мы эту землю подняли на плечи
И вместе с праотцами понесли.
Я вижу дом, и свет течёт из окон,
Зелёный сад, просты дорожки в нём.
Дозволь узреть, Всевидящее Око –
Ты для меня ли строишь этот дом?
***
Как жаль мне вас, живущие без веры!-
И капля крови в самом сердце жжёт.
Людей смущают сплетни и химеры –
Пусть Б-г скорее вас убережёт!
Как различить, что мудро, что превратно?
Как отличить, где правда, где обман?..
Отец вас ждёт. Он вас зовёт обратно,
Но на дорогах ямы да туман.
Я вас люблю! К чему слова презренья,
К чему упорство гневного лица?
Отец нас ждёт. И Он откроет зренье,
И в честном братстве сблизятся сердца.
Святой народ, ты так разбросан ныне –
В конфликтах, разделеньях, нищете...
Но зажурчат источники в пустыне
И мы прийдём к последней чистоте.
Не навсегда бессмысленная смута,-
Воскреснув, позабудем мы о ней.
И я, учась, старея, почему-то
Люблю сестёр и братьев всё сильней...