Приток евреев в Бельгию из Восточной Европы (больше всего из Российской империи) стал ощутим в конце XIX в. Небывалого благосостояния достигла еврейская община Антверпена, через порт которого проходила массовая еврейская эмиграция из Восточной Европы в Америку. Некоторая часть эмигрантов оставалась в Антверпене, и число евреев к 1939 г. здесь достигло 55 тыс. человек. В Антверпене бурно развивалась алмазная промышленность, и к началу ХХ в. 75% ее работников и торговцев бриллиантами составляли евреи. Община Антверпена стала считаться оплотом иудаизма в Европе.
Накануне оккупации Бельгии Германией в 1940 г. в стране проживали 90–110 тысяч евреев. После нападения Германии большинство евреев бежало, главным образом во Францию. В июле 1942 г. нацисты приступили к истреблению оставшихся. Евреи Бельгии оказали активное сопротивление. Комитет еврейской защиты спас 3 тыс. детей и 10 тыс. взрослых.
Часть сионистских организаций во время нацистской оккупации продолжали действовать, делая все возможное для спасения еврейских беженцев из Германии и бельгийских евреев. В 1945 г. в Бельгии разместились несколько подразделений Еврейской бригады из Палестины.
После окончания войны, в 1945-50 гг. еврейское население Бельгии намного возросло в связи с временным пребыванием там тысяч беженцев из Восточной и Центральной Европы.
Бельгия неизменно положительно относилась к Израилю, к евреям вообще и к евреям в СССР. В 1972 г. в Брюсселе, в рамках Брюссельского свободного университета, был основан факультет иудаистики имени М. Бубера – еврейское научно-исследовательское и учебное заведение, деятельность которого финансируется государством. Во всех университетах Брюсселя есть отделения иудаистики. В Бельгии действует разветвленная сеть еврейских учебных заведений. В стране около 100 еврейских организаций. Большим влиянием пользуется Сионистская федерация Бельгии, возникшая в начале 1900-х гг. Крупнейшим деятелем Сионистской федерации Бельгии был Нума Торчинер (1885–1948). Родившийся в Галиции, он провел юность в Австрии. В 1910 переехал в Амстердам, где занимался торговлей алмазами. В начале 1-й мировой войны вернулся в Австрию, воевал на Восточном фронте, попал в плен и находился в России до 1920 г.
В 1970-80-х гг. Бельгия превратилась в один из крупных центров борьбы за права евреев в Советском Союзе. В 1971 и 1976 гг. в Брюсселе созывались Всемирные конференции солидарности с советским еврейством. В середине 1970-х гг. в Бельгию прибыло более тысячи евреев, эмигрировавших из Советского Союза, однако по разным причинам они большей частью вскоре покинули страну, уехав в США, Канаду и Израиль: в Бельгии их оставалось не более 500 человек. В дальнейшем небольшое число евреев эмигрировало в Бельгию из СНГ и стран Балтии.
В Бельгии училось немало выходцев из России.
Анжелика Балабанова (1877, Чернигов, – 1965), порвав с семьей, уехала в Брюссель и поступила в Новый университет, завоевавший славу самого прогрессивного в Европе. Продолжив учебу в Лейпциге, она вступила в Союз русских социал-демократов за границей, а в 1900 г., будучи студенткой Римского университета, – в Итальянскую социалистическую партию.
Евгений Вольман из Минска в 1902 г. поехал в Льеж учиться инженерному делу, но, поняв, что это не его призвание, занялся изучением медицины и естественных наук. В 1906-09 гг. он оказался ассистентом зоолога Э. ван Бенедена, который горячо рекомендовал своего воспитанника И. Мечникову. Так Вольман стал ассистентом в парижском Институте Пастера, где потом заведовал Научно-исследовательской лабораторией бактерий.
Иосиф Гольденберг (1873–1922) учился в Льежском политехникуме, печатал корреспонденции о бельгийском рабочем движении в газете «Русские ведомости», обучение (физмат) закончил в Париже в 1902 г. В 1917 в составе делегации ВЦИК готовил международную конференцию социалистов.
Рафаил Рейн (Абрамович; 1880–1965) окончил Льежский политехнический институт, с 1904 г. входил в ЦК Бунда.
Музыкальный и литературный критик, переводчик и философ Борис Шлецер (1883–1970) учился в Брюссельской и Парижской консерваториях.
Блестящее образование получил в университетах Бельгии физик-атомщик, бизнесмен, композитор и меценат Борис Прегель.
Поэт Семен Луцкий учился в Льеже в 1909–1913 гг.
Погибший от рук нацистов поэт Евгений Гессен (1913–1945/?/) после окончания русской гимназии в Праге два года был студентом Политехнического института в Бельгии.
Родившийся в Варшаве в 1880 г. Михаил Винавер получил в Бельгии специальность инженера-технолога. В 1910 г. он переехал в Москву, стал членом еврейских организаций, меньшевиком, а после 1917 г., будучи заместителем Е.П. Пешковой в Политическом Красном Кресте, с присущими ему смелостью и чувством долга защищал, пока это было возможно, советских политзаключенных. Последний арест Винавера последовал в 1938 г., а в 1942 он скончался в лагере.
В Свободном университете Бельгии в 1910-14 гг. учился Зеэв Абрамович (1891, Мариуполь, – 1970). Став членом партии Поалей Цион, он с 1922 г. жил в Израиле.
Рафаэль Розов после реального училища в Петербурге поступил в университет Льежа на инженерный факультет, где училось несколько сот студентов-революционеров, и среди них высланный из России Лев Троцкий. Большинство еврейских студентов выступали против сионизма. Чтобы побороть это неприятие, Розов и его единомышленники Гершон Махлин, Хаим Фалькович и др. опубликовали обращение к еврейской молодежи с призывом объединиться вокруг сионистского бело-голубого флага. Многие студенты откликнулись на обращение, и был создан студенческий союз «Кадима» («Вперед»), а также сионистские библиотека, клуб и столовая. Для членов союза читали лекции известные еврейские писатели – Шолом Аш, Шолом-Алейхем, 3алман Шнеур. Шмуэль Толковский рассказывал об Эрец-Исраэль. В 1912 г. с лекциями выступил Владимир Жаботинский.
В апреле 1920 г. «Еврейская трибуна» (Париж) опубликовала воззвание, в котором говорилось: «В числе жертв войны в Бельгии находится некоторое число студентов русского происхождения, почти исключительно евреев, учение которых было прервано войною, родители которых погибли или пропали без вести», а в заключение предлагалось создать комитет помощи этим студентам.
Сергей Фрешкоп (1894–1967) жил в Брюсселе с 1924 г. Он закончил агрономический факультет университета в Жамблю. Доктор биологических наук, руководитель лаборатории Института естественных наук Бельгии, автор трудов, получивших мировое признание.
Политическая терпимость Бельгии позволяла проводить здесь различные съезды и конференции. Так, Брюссельский конгресс 2-го Интернационала состоялся в 1891 г.; в Брюсселе же, в 1903 г. проходил 2-й съезд РСДРП. В 1904 – конференция 2-го Интернационала (участвовали Федор Дан от РСДРП, Осип Минор – от эсеров). На этом форуме было принято решение о членстве партии эсеров в Интернационале. Постоянным и бессменным ее представителем в Международном социалистическом бюро был Илья Рубанович (1860–1920). В 1914 г. в Брюсселе проходило Объединенное совещание партии эсеров.
Эстер Лапина эмигрировала из России в 1899 г., после пребывания в Лондоне и Берлине поселилась в Брюсселе. С 1905 г. она входила в боевую организацию эсеров. В период разногласий в Российской социал-демократической партии поддерживала позицию Плеханова.
Бельгийский физико-химик Илья Пригожин родился в Москве в 1917 г. Семья эмигрировала и в 1929 г. поселилась в Бельгии. Пригожин окончил Свободный университет в Брюсселе, специализировался по химической термодинамике и вскоре стал профессором физической химии в этом же университете. Он внес много нового в изучение систем, на которых базируются не только химия, но и биология. В 1977 г. ему присудили Нобелевскую премию за работы по термодинамике необратимых процессов. Ученый одно время был президентом Бельгийской АН, являлся иностранным членом многих АН и научных обществ. Он кавалер нескольких орденов и почетный гражданин многих городов мира.
Крупнейший шахматист России и Польши Акива Рубинштейн (1882–1961) одно время был претендентом на звание чемпиона мира. Последние 30 лет жизни провел в Брюсселе в специальной лечебнице. В годы оккупации бельгийцы спасли его от нацистов.
Самую разветвленную и эффективную разведывательную сеть Советского Союза, получившую название «Красная капелла», возглавлял Леопольд Треппер, успешно совмещавший военный шпионаж с коммерцией. Уроженец Галиции, поживший в Палестине, в Париже и в Москве, Треппер прибыл в Бельгию в августе 1938 г. Бельгия оказалась удобным плацдармом для конспиративной деятельности. Для прикрытия основного занятия Треппер со своим давним знакомым по Палестине организовал в Брюсселе совместную фирму и открыл ее филиалы во Франции и Скандинавии. В апреле 1939 г. Трепперу прислали помощника – под видом уругвайского гражданина в Брюсселе появился очень молодой, но уже прошедший войну в Испании и обучение в разведывательной школе Анатолий Гуревич (псевдоним Кент). 1 сентября 1939 г. началась мировая война, а в мае 1940 Германия захватила Бельгию. Фирма Треппера продолжала свою деятельность, и в ее Центр летели многочисленные радиограммы. Треппер получал данные от высокопоставленных чиновников Третьего рейха. В июле 1940 г. в качестве резидента европейской разведки он переселился в Париж, и его называли «Большой шеф». Дела в Брюсселе вел Кент, получивший имя «Маленький шеф». Благодаря умению, дерзости и находчивости организаторов бельгийского куста эта сеть собирала самые засекреченные данные Германии. Гестапо сбилось с ног в поисках «Красной капеллы». Незашифрованный адрес в Берлине привел к разоблачению группы и аресту ее членов в декабре 1941 г. В 1943 Трепперу удалось бежать из тюрьмы. В СССР он был осужден на 15 лет и вышел в 1954 г. Гуревич-Кент отсидел два срока.
Искусства. В 1922 г. в Бельгию приехал молодой московский художник Леонид Фрешкоп (1897–1982). Дебют художника в эмиграции оказался успешным: он получил заказ на оформление «Золотого петушка» Римского-Корсакова от Королевской оперы Антверпена. Последующие годы Фрешкоп много и плодотворно работал, пробовал себя во всех жанрах и видах деятельности: живописец, график, рисовальщик, иллюстратор книг, художник-декоратор, скульптор, педагог, а также поэт, переводчик русской поэзии, автор искусствоведческих статей. Участвовал в крупнейшей выставке русской эмиграции «Старое и новое русское искусство» (Брюссель, 1928).
Одессит Осип Синявер (1899–1975), художник индустриального пейзажа, карикатурист, иллюстратор и переводчик, приехал в Бельгию в начале 20-х, учился в университете Гента, в конце 30-х переехал в Брюссель. Среди учеников Королевской Академии художеств (Брюссель) в период между мировыми войнами были Ребекка Слуцкая из Киева, Авраам Ирис (Кишинев), Натан Еберштейн (Рига), Кайя Шеина (Витебск) и др.
В 20–30-е гг. Бельгия привлекала русских парижан. Здесь прошли персональные выставки Марка Шагала, Адольфа Федера, Леона Зака, Льва Бакста и др.
Пианист и композитор Юзеф Венявский (1837, Люблин, –1912) поселился в Брюсселе, где 36 лет (1876–1912 гг.) преподавал в консерватории. Юзеф часто выступал со своим гениальным братом – композитором и скрипачом Генриком Венявским.
Анатолий Биск (Ален Боске) получил в Бельгии среднее образование и поступил в Свободный университет Брюсселя на факультет романской филологии, но учеба была прервана войной. Мобилизованный в первые дни войны в бельгийскую армию, он после ее поражения попал во Францию. Стал французским поэтом.
Эфраим Зельцман из Кишинева окончил консерваторию в Льеже с золотой медалью. Он представлял Бельгию на конкурсе Шопена в Варшаве, концертировал и преподавал фортепиано в Льежской консерватории. Погиб в лагере смерти в Биркенау.
Театр. Важным событием в творческой жизни Иды Рубинштейн стали гастроли в Бельгии в 1935 г. В Брюсселе ее спектакли были показаны в концертном исполнении и прошли с триумфальным успехом. Рубинштейн называли выда¬ющей¬ся актрисой трагического амплуа, восхищались ее манерой произнесения текста, напоминающей псалмо¬пение; говорили о ее врожденном патети¬ческом даре, способности передавать состояние экстаза. Иду увидел поэт Поль Клодель, бывший тогда послом Франции в Бельгии, и предложил ей роль в своей трагедии на античную тему, которую должны были поставить в Брюсселе. Античная трагедия всегда привлекала Рубинштейн, и успех спектакля был предопределен. Успеху способствовала и музыка Мийо. Роль величавой царицы, любящей женщины, насыщенная сгущенной трагедийностью, соответ¬ствовала ее таланту. Зал был захвачен, актрисе устроили грандиозную овацию, признавая ее заслуги в европейском искусстве.
Между мировыми войнами в стране гастролировали лучшие еврейские труппы: «Вильнер трупе», «Штрамер трупе» (Австрия-Румыния), Московский ГОСЕТ, Еврейский художественный театр Мориса Шварца (США), актеры из Польши. В числе режиссеров и руководителей драматических кружков, существовавших в Антверпене, Брюсселе и Шарлеруа, была Ольга Галасская. В последние десятилетия Брюссельским еврейским театром руководила Белла Шифман, и во время ее гастролей в Москве, Биробиджане, Европе, Австралии с ней выступала Женя Файерман родом из Подмосковья.
Артист балета, педагог, балетмейстер и театровед Азарий Плисецкий в 1961-62 гг. работал репетитором и танцором в группе Мориса Бежара (Брюссель).
Литература, издательское дело, периодика. В издававшемся в Брюсселе ежемесячном журнале «Родные перезвоны» (1952–1970) регулярно печатались обзоры рецензента Александра Шика (1887–1968) «По выставкам». Шик был также автором книг о Пушкине, Гоголе и др.
Известный издатель Абрам Каган и его жена выехали в Бельгию из Германии в марте 1938 г.; за неделю до их отъезда туда же переехал их сын Анатолий, виза для которого была получена с помощью Якова Фрумкина, связанного с ХИАСом. «Наши друзья Duprez, – писал Каган в своих воспоминаниях, – встретили нас в Брюсселе на вокзале и доставили в пансион, который они для нас сняли на спокойной улочке, напротив дома, где жил Спаак, премьер-министр Бельгии. <...> Мы приехали по временной визе, и надо было легализовать наше положение. Duprez познакомили меня с женщиной-адвокатом, профессором социологии Брюссельского университета <...>, которая легализовала наше положение, и мы получили постоянное право пребывания и занятия в Бельгии. <...> Оказалось, что в Брюсселе значительная русская колония, и я скоро с нею перезнакомился. Был там и русский клуб, во главе которого стоял Александр Моисеевич Кулишер <...>. В Брюсселе оказалась также русская типография, которая слышала обо мне и предоставила кредит. Была бельгийская фирма, которая ввозила советские книги, и я мог выписывать их и снабжать своих заграничных клиентов, а также бельгийские учреждения и частных лиц, в особенности антиквариатом. Завел переписку с моими авторами, напр[имер], с Набоковым, Ходасевичем, Осоргиным, <...> Выполнение книжных заказов уже через короткое время стало приносить доход, и я мог сводить концы с концами. <...> Получил рукопись от Ходасевича с его мемуарами . <...> От проф. Вернадского, который уже переселился в Америку и стал профессором в Ельском университете, я получил его очерки о русской истории. Стал выпускать книгу за книгой. Я был в оживленной переписке с Осоргиным. Жена его, Бакунина, уже много лет работала над большим трудом – словарем русских масонов. <...> Издателя Бакунина не находила и была очень рада, что я принял книгу к изданию. Работа была большая, корректура странствовала из Брюсселя в Париж и обратно. Набирал [я ее] (на французском языке) в одной из лучших типографий Бельгии. <...>.
Бельгийский философ Хаим Перельман родился в 1912 г. в Варшаве. В 1944 он стал профессором логики и метафизики в Свободном университете Брюсселя, а также деканом факультета философии и литературы и директором Педагогической школы. Его труды посвящались математической логике, понятию справедливости и формам дискуссионного мышления. Он стал автором нескольких книг, а его многочисленные статьи публиковались в философских журналах. Перельман был ученым секретарем Международной федерации философских обществ, президентом Бельгийского общества логики и философии науки, членом правления Еврейского университета в Иерусалиме.
В 1952-57 гг. Иосеф Ариэль (Фишер) представлял Государство Израиль в Бельгии и Люксембурге, где способствовал формированию у руководства этих стран позитивного отношения к Израилю, что, в частности, проявилось в их благоприятном голосовании в ООН во время Синайской кампании. Подписал соглашения о воздушном пространстве и o выдачe преступников; добился от посланника Бельгии в Израиле прекращения бойкота Иерусалима, так что новый посол Бельгии (барон Хольвэт) представлял свои верительные грамоты в Иерусалиме; получил согласие Бельгии и Люксембурга на их участие в выставке 1953 г. «Покорение пустыни» в Иерусалиме; согласие на участие Израиля в Брюссельской всемирной выставке 1958 г., на которой руководил израильским павильоном; был инициатором посещения Израиля бельгийской парламентской делегацией (1957) и королевой Елизаветой (1958); установил дружеские отношения с послом Португалии. Добился признания португальским правительством Израиля de facto и установления с ним консульских отношений (1955); получил согласие бельгийского правительства на заем Израилю 6 млн. долл. (1957); предпринял первые шаги к установлению регулярной связи между Израилем и Европейским экономическим сообществом. В 1953 г., по инициативе Ариэля, в честь Эмиля Вандервельде и его жены бельгийскими евреями было посажено 2.000 деревьев – лес Вандервельде. В 1956 г. Фишер организовал в Бельгии сбор средств для ЦАХАЛа (Армии обороны Израиля).
В 1973 г. в Бельгии (главным образом в городах) жили около 40 тыс. евреев. Количество евреев в стране уменьшается – из-за отрицательного прироста еврейского населения и эмиграции евреев в США. К началу 1990-х гг. их численность составила около 32 тыс. человек, в основном это представители среднего класса – адвокаты, бизнесмены, врачи, учителя. В конце 1980-х гг. в Бельгии проживало около 1,5 тыс. граждан Израиля; из них около 600 жили в Брюсселе. К началу 2000-х гг. количество граждан из Израиля значительно выросло, и среди них немало выходцев из России.
Нидерланды (Голландия)
В середине XVII в., после победы в войне за независимость Нидерландов, евреям было разрешено проживание на территории страны, и сюда стали прибывать марраны из Испании и Португалии. Сефарды внесли ощутимый вклад в развитие экономики Нидерландов. Амстердам превратился в один из центров мировой торговли и алмазодобывающей промышленности, росло производство шелка, табака, сахара и шоколада. Появились крупные банкиры-евреи, дававшие ссуды правителям Нидерландов. XVII век – период расцвета страны – был также временем процветания голландского еврейства. В этот период усиливается приток ашкеназов в Нидерланды – в основном из Герани, затем из Польско-Литовского государства, еврейские общины которого были разгромлены во время восстания Богдана Хмельницкого и последовавших за ним войн. Евреи прибывали в страну без денег, их основными занятиями были коробейничество, торговля скотом и служба в качестве прислуги в богатых сефардских домах. Позже ашкеназы стали принимать активное участие в книгопечатании и обработке алмазов. Их численность к концу века превысила число сефардов, а в XVIII в. сефарды уже превратились в незначительное меньшинство. Французская оккупация способствовала улучшению правового положения евреев Нидерландов: в 1796 г. была провозглашена их полная эмансипация. Среди евреев появились известные юристы, политические деятели, депутаты парламента, поэты. К началу ХХ в. в стране проживало более 100 тыс. евреев, большинство – в Амстердаме. Увеличение происходило за счет естественного прироста и небольшой иммиграции из Германии и Польши.
Среди еврейских рабочих Нидерландов распространялись идеи социализма. Рабочие алмазообрабатывающей промышленности под руководством Х. Полака (1868–1943) создали в 1895 г. первый профсоюз.
В 1899 г. в Нидерландах была основана сионистская федерация. В 1907 г. в Гааге прошел 8-й Сионистский конгресс; делегатом на этот конгресс был избран поселившийся в Палестине в 1907 г. будущий президент Государства Израиль Ицхак Бен-Цви (1884, Полтава, – 1963). Когда, после 1-й мировой войны, в страну прибыло большое количество евреев из Восточной Европы, еврейские организации оказывали им большую помощь. Особенно возросло число членов сионистской организации. В Нидерландах стало развиваться молодежное сионистское движение, зародилась сионистская пресса. Здесь проходили подготовку и обучение члены организации Хе-Халуц из Восточной Европы.
Радикальные изменения в сионистском движении Нидерландов связаны с приходом нацистов к власти в Германии (1933) и притоком оттуда беженцев. Правительство Нидерландов организовало для нелегальных иммигрантов лагерь близ границы с Германией. В сентябре 1940 г., после оккупации нацистами страны, были введены первые антиеврейские меры. Из общего числа более 106 тыс. евреев, депортированных в лагеря смерти и концентрационные лагеря, выжили 5.450 человек. Евреи принимали большое участие в общеголландском движении Сопротивления, а члены голландского Хе-Халуца, бежавшие во Францию, были там в числе организаторов местного еврейского движения Сопротивления.
Голландцы создали для евреев и других преследуемых Национальную организацию помощи. Ее члены, рискуя жизнью, укрывали евреев и спасли около десяти тысяч человек. Среди скрывавшихся была и Анна Франк, чей дневник получил всемирную известность.
В 1984 г. в Нидерландах проживало 26,2 тыс. евреев и около трех тысяч поселившихся в Нидерландах израильтян. Главная причина сокращения численности еврейского населения Нидерландов – эмиграция из страны, особенно в первые годы после Катастрофы. В 2000 г. еврейское население Нидерландов составляло 28 тыс. человек. Но демографы называют большее число – 44 тыс., так как многие новые иммигранты из Израиля и России не записаны в общины и нигде не зарегистрированы. Основная часть евреев Нидерландов живут в Амстердаме. Большая община существует в Роттердаме. В Нидерландах имеются отделения Всемирной сионистской организации, ВИЦО, Всемирного еврейского конгресса и др.
Уровень жизни евреев Нидерландов довольно высок, частично благодаря немецким репатриациям. Тем не менее, около 2,5 тыс. евреев существуют на пособия, получаемые от еврейских благотворительных учреждений. В Нидерландах действуют несколько еврейских домов престарелых, еврейская больница и другие учреждения социальной помощи. В Амстердаме две еврейские средние школы: ортодоксального и либерального направления. Наука о еврействе изучается в Институте еврейских знаний в Лейденском университете и на кафедре иудаистики Амстердамского университета. С 1967 г. в Амстердаме функционирует Академия иудаизма, в рамках которой действуют курсы истории и культуры еврейского народа. Издаются еврейский исторический журнал «Студиа Розенталиана», еврейский еженедельник «Ньеив исраэлитиш веекблад», орган сионистской организации «Йодше вахтер», ежемесячники религиозных общин. Функционируют более 30 синагог.
Евреи Нидерландов оказывали поддержку евреям Советского Союза их борьбе за репатриацию в Израиль. Они создали Комитет солидарности с советскими евреями, который в 1981 г. за время двухмесячной кампании собрал около 700 тысяч подписей в поддержку права евреев на выезд из Советского Союза.
Нидерланды признали Государство Израиль вскоре после его образования, установили с ним дипломатические отношения и были первой страной, открывшей свое дипломатическое представительство в Иерусалиме. В ООН и в других международных организациях Нидерланды, как правило, голосовали в поддержку Израиля. Собранные в 1973-74 гг. неевреями Нидерландов суммы в помощь Израилю были пропорционально бόльшими, чем в любой другой стране мира. С июня 1967 г., после разрыва дипломатических отношений Советского Союза с Израилем и вплоть до 1991 г. Нидерланды представляли в СССР интересы Израиля.
О некоторых известных русско-еврейских деятелях искусства. У истоков ведущих балетных коллективов Голландии стояла Соня Гаскель, балерина русской школы, родившаяся в Литве и окончившая гимназию в Киеве. Она эмигрировала в Палестину, оттуда уехала в Париж, где на нее оказали влияние Дягилев, Баланчин, Лифарь, Гончарова и где она открыла свою первую балетную студию. После переезда в Амстердам в 1939 г. Гаскель создала студию «Седьмое небо», где продолжала работать и в годы войны, хотя при гитлеровской оккупации приходилось скрываться. В мае 1945 г. в ее студии появились многие уцелевшие во время оккупации танцоры Амстердамской оперы, и она создала свою первую профессиональную труппу. Гаскель дебютировала с русским репертуаром и русской музыкой. Она соединяла академические традиции со смелым поиском при высоком художественном уровне. Большим успехом пользовались ее лекции о балете (особенно «Любовь в балете»), которые она читала в Роттердаме и Амстердаме. В 1950 г. состоялось первое официальное выступление труппы Гаскель «Балле Рисайтл I». Через 4 года из ее труппы в Гааге возник первый балетный коллектив Голландии, субсидированный правительством. В 1966 г. во время празднования 20-летнего юбилея деятельности Гаскель в стране, ей, стоявшей во главе национального балета Голландии, присвоили высокую награду – орден «Orange Nassau».
Один из ведущих русских дирижеров середины ХХ в. Кирилл Кондрашин – сын еврейки, которая была первой женщиной, принятой в оркестр Большого театра. Уехав в Голландию на гастроли в 1978 г., он попросил здесь политическое убежище. За недолгие годы жизни в Голландии (он скоропостижно скончался в 1981 г.) Кондрашин дирижировал лучшими оркестрами мира, его искусство достигло больших высот.
Скрипач и дирижер Лев Маркиз начал свою музыкальную карьеру с игры в ресторане и кинотеатрах. Выпускник Института Гнесиных, он учился у Ю. Янкелевича и М. Юдиной. Работал концертмейстером в камерном оркестре Р. Баршая. Эмигрировал в 1981 г. и создал в Голландии «Новую симфониетту Амстердама». Дирижировал 60–70 концертами в год в разных странах.
Голландский бизнесмен и большой любитель музыки Арт фон Бохове опекал вышеназванных артистов, а также других приехавших из СССР музыкантов: Ростислава Дубинского, Марка Лубоцкого, Давида Ферштмана.
Сведения о евреях из России в Голландии, которые нам удалось найти, указывают, что эта западноевропейская страна не стала сколько-нибудь значительным центром русско-еврейской диаспоры.
Основные источники
Азадовский К. Александр Биск и одесская «Литературка» // Диаспора I: Новые материалы. Париж – С.-Петербург, 2001.
Демидова О. (Вступ. ст. и коммент.) «Пусть видят меня в настоящем свете...» (Воспоминания Абрама Сауловича Кагана). Эпилог М. Раева // РЕВЗ. 6: 229–230. См. о А. Кагане также в главе «США».
Мак В. Диалоги с Львом Маркизом // ЕВКРЗ. 5: 406–417.
Маркиз Л. Мои встречи с Кириллом Кондрашиным // ЕВКРЗ. 5: 418–428.
Пархомовский М. Сионистский деятель Иосиф Ариэль (Фишер) // РЕВЗ. 9: 251–258.
Роголь Ф. Эфраим Зельцман // ЕВКРЗ. 4: 20–24.
Тавор Й. «Великая жрица» голландского балета // ЕВКРЗ. 3: 413–428.