РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Австрия

Публицистика «Русско-еврейская диаспора"

 

Евреи в течение длительного времени свободно могли пересекать границу между Россией и Австро-Венгрией, на территории которой в дальнейшем (1918 г.) образовалась современная Австрия. Галиция – с XIV в. до начала 2-й мировой войны один из крупнейших центров восточно-европейского еврейства – принадлежала то Польше, то Австрo-Венгрии, то России. Многие евреи бежали с территории России в Австрo-Венгрию от погромов во время восстания Богдана Хмельницкого. После первого раздела Польши Галиция отошла к Австро-Венгрии, что привело к резкому увеличению еврейского населения в стране. Многие евреи из Галиции поселились в Вене, столице империи.
В конце XIX – начале XX вв. евреев Австрo-Венгрии, особенно евреев Вены, отличал высокий образовательный уровень. Среди них было большое число врачей, инженеров, журналистов, адвокатов, лиц, состоявших на государственной или военной службе. Здесь процветала еврейская печать. Вена стала центром еврейской мысли. В Австрии жили выдающиеся ученые, музыканты, писатели (в их числе Зигмунд Фрейд, Франц Кафка, Стефан Цвейг), раввины. Евреи стали играть важную роль в экономической жизни и в международной торговле страны. После поражения Австро-Венгрии в 1-й мировой войне и распада монархии в конце 1918 г. на территории вновь образованной Австрии насчитывалось 300 тыс. евреев, из которых 200 тыс. жили в Вене. 13 марта 1938 г. нацистская Германия аннексировала Австрию, и еврейское население постигла участь евреев Германии. В ходе Катастрофы были уничтожены 60 тыс. евреев Австрии (по другим данным – около 65 тыс.).
Среди первых русских евреев в Австро-Венгрии, получивших известность, следует назвать три имени. Это гебраист Яков Гольденталь (1815–1868), который учился в Лейпцигском университете, потом заведовал еврейским училищем в Кишиневе. В 1849 г. он стал профессором Венского университета по кафедре востоковедения, позже – членом-корреспондентом Венской Академии наук. Археолог и лексикограф Симха Пинскер (1801, Тарнополь, – 1864, Одесса) жил в Вене в начале 1860-х гг. Здесь были изданы его труды о системе вавилонско-еврейской пунктуации и исследование о глагольной системе еврейского языка, а также работы о караимах, за которые он был удостоен российским правительством двух золотых медалей и получил звание почетного гражданина Одессы. Писатель, публицист и издатель Перец Смоленскин (1840 /1842?/ – 1885) из Могилевской губ. зарабатывал на жизнь в Одессе уроками. Самостоятельно изучал русскую литературу (особое влияние на него оказал Белинский) и иностранные языки. Он начал успешно сотрудничать в еврейском журнале «Ха-мелиц». В 1867 г., познакомившись с жизнью евреев в Германии, он резко отрицательно отнесся к ассимиляторским настроениям, царившим в их среде. В 1868 г. Смоленскин обосновался в Вене, став заведующим отделом печати на еврейских языках в крупной типографии. Здесь он начал издавать свой журнал «Ха-шахар» («Заря»), которому посвятил восемнадцать лет жизни и в котором публиковал все свои произведения. В журнале печатались наиболее значительные авторы того времени, включая И.Л. Гордона и Э. Бен-Иехуду. Смоленскину-издателю приходилось быть и основным автором, и редактором, и корректором, а часто и наборщиком. Нужда заставляла его ездить по странам Европы в поисках средств на издание, и журнал выходил нерегулярно. «Ха-шахар» оказал огромное влияние на евреев России, где распространялась большая часть тиража. Романы писателя носили дидактический характер, но отличались занимательностью сюжетных линий. Смоленскин обличал лицемерный характер жизни иешивы и пропагандировал гуманистические ценности западной культуры. После погромов 1881 г. Смоленскин стал одним из лидеров палестинофильского движения.

О получивших образование в Австро-Венгрии и Австрии. Прославленные высшие учебные заведения Австро-Венгрии привлекали немало иностранцев. Так, из 155 россиян, получавших и совершенствовавших образование в Европе, имена которых приведены в Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона, 16 человек (более 10%) выбрали Вену.
В Венском университете обучались: врач Давид Розенталь (1808, Тарногрод Люблинск. губ., – 1889); писатель Максимилиан Берн, родившийся в Херсоне в 1849 г. (из-за недостатка средств учебу не закончил); литератор и экономист Хаим Дов Гурвич (1865, Горки, Могилевской губ., – после 1910) изучал философию в Венском и Берлинском университетах, в 1901 г. стал доктором наук; литератор и сионист Александр (Ошер) Сегал (1876, Одесса, – 1903); публицист Григорий Гуревич (Гершон-Баданес; 1854, Могилевская губ., – после 1910) учился также в Берлинском университете. В Коммерческой академии в Вене получал образование экономист Сигизмунд Геринг из Варшавы (р. 1854). Почетный лейб-медик Высочайшего двора Иосиф Бертенсон в 1861 г. слушал в Вене лекции Йозефа Шкоды. В Венской консерватории обучался пианист Осип Габрилович, в 1909 г. женившийся на дочери Марка Твена. Публицист и философ Ахад-ха-Ам (Ушер Гинцберг; 1856, Киевск. губ., – 1927) в 1882-84 гг. обучался в Берлине, Бреславле и Вене. Один из организаторов сионистского движения в России Моисей (Хаим-Моисей) Лозинский (1873–1903) учился в Еврейской семинарии Гильдесгейма (Эйзенштадт, Австро-Венгрия).
Литературный и театральный критик и переводчик Зинаида Венгерова (1867, Свеаборг, – 1941) в 1882-84 гг. изучала в Вене западноевропейскую литературу. Ее младшая сестра Изабелла Венгерова (1877, Минск, – 1956) получила музыкальное образование в Венской консерватории и после окончания курса в 1895 г. два года совершенствовалась у Т. Лешетицкого. Кантор, композитор, историк музыки Пинхас Минковский учился в Кишиневе, Одессе и Вене, где окончил среднюю школу и изучал теорию композиции в консерватории у Р. Фукса. В Вене опубликован один из его трудов – о литургии. Пианист Александр Браиловский с 1911 г. был учеником Т. Лешетицкого (Вена). Выдающийся шахматист и шахматный теоретик, а также литератор Савелий Тартаковер (1887, Ростов-на-Дону, – 1954) окончил юридический факультет Венского университета. Как шахматист он сформировался в Венской шахматной школе. Журналист и писатель, один из лидеров сионистов-ревизионистов Абба Ахимеир (Гайсинович; 1898, Белоруссия, – 1962) после 1-й мировой войны изучал историю в университетах Льежа и Вены. Американский и канадский математик, психолог, философ, музыкант и один из создателей общей теории систем Анатоль Рапопорт (род. в 1911 г. на Украине) в 1929-34 гг. получал музыкальное образование в Вене.
Учившиеся в Военно-медицинской академии (С.-Петербург) врачи Израиль (Исидор) Заблудовский и Исаак Дембо в 1870-х – 1880-х гг. совершенствовались в клиниках Вены, Берлина, Парижа, Мюнхена. В такие поездки врачей никто не посылал – ими двигало стремление к расширению своего профессионального горизонта.
Укажем еще на крещеного еврея Василия Бертенсона, агронома, сына врача, возведенного в 1890-х в дворянское достоинство, который в 1906 г. изучал в Австро-Венгрии шелководство.
С Австро-Венгрией связана жизнь и деятельность доктора философии Иосифа Зейберлинга из Вильны, автора труда против «Книги кагала», обвинявшей евреев во всех грехах. Здесь завершил свою деятельность раввин и гебраист Исаак Фукс из Белостока (1862–1896).
В Австро-Венгрии находилось значительное число и русско-еврейских литераторов. Так, Рувим Брайнин с 1892 г. жил в Вене и Берлине; писатель и переводчик Мордехай Гинцбург в юности много скитался в поисках заработка, побывал в том числе в Вене и Мемеле. Родившийся в Подольской губернии (1848) и ставший австрийским писателем Карл-Эмиль Францоз учился в университетах Вены и Граца; он скончался в Вене в 1904 г.
Писатель и переводчик Исаак-Эдуард Залкиндсон в молодости, направляясь в США, oказался в Лондоне, где принял христианство; с 1853 г. он в качестве миссионера путешествовал по Европе и с 1876 находился в Вене. Залкилндсон перевел на древнееврейский Новый завет, «Потерянный рай» Мильтона, «Отелло», «Ромео и Джульетту» Шекспира и другие произведения.
Поэт, переводчик, литературовед Аарон (Арманд) Каминка (1866, Бердичев, – 1950), получивший образование в раввинской семинарии, в Берлинском университете и в Париже, в 1893–1900 гг. был раввином во Франкфурте-на-Одере и в Австро-Венгрии. В 1901-04 гг. он преподавал в Вене в бейт-мидраше и был секретарем венского отделения Альянса. В 1924 г. Каминка основал в Вене Школу еврейских знаний им. Маймонида, а с 1926 г. преподавал еврейскую философию в Венском университете. В 1938 г. он поселился в Израиле.
Константин (Ошер) Шапиро, поэт и придворный фотограф, одно время жил в Вене у Смоленскина.
Политэмигранты. Известная революционерка Анжелика Балабанова участвовала в социалистическом рабочем движении в Вене. Писатель, редактор, деятель еврейского рабочего движения в России и коммунистического движения в США М. Ольгин (также Иосеф Нейман; наст. имя Моше Новомисский; 1878, Украина, – 1939) в 1913-14 гг. жил в Вене, участвовал там в редактировании петербургского бундовского еженедельника «Ди цайт», работал над диссертацией «Начало марксизма в России». Лев Троцкий в 1907-14 гг. жил главным образом в Вене, где близко сошелся с Виктором Адлером и другими австрийскими социал-демократическими лидерами, сотрудничал в венской прессе и был корреспондентом влиятельной русской либеральной газеты «Киевская мысль». В Вене он начал издавать «Правду», но эта инициатива вскоре была перехвачена его тогдашним злейшим соперником В. Лениным, который стал считаться основателем этой газеты. Узнав о подготовке Пражской конференции (1912), взбешенный Троцкий созвал в августе того же года альтернативную конференцию в Вене. От меньшевиков организаторами конференции выступали Ф.И. Дан и А.А. Иоффе. В конференции приняли участие Ю.О. Мартов, А.С. Мартынов, П.А. Гарви, Б.И. Горев и С.Ю. Семковский. Бунд представляли М.И. Либер, Е.В. Бройдо и Р.А. Рейн.
Публицист и юрист Марк Ратнер, сотрудник В. Короленко и Н. Михайловского, после Кишиневского погрома 1903 г. стал активным деятелем еврейского социалистического движения и был вынужден эмигрировать. Он жил вначале в Швейцарии, после 1907 г. поселился в Вене, представлял социалистическую еврейскую рабочую партию на съезде Социалистического Интернационала в Копенгагене в 1910 г. Эмигрантская одиссея журналиста, общественно-политического деятеля, эсера, юриста Самсона Соловейчика из Одессы включала Вену, Берлин, Париж. В начале 1940-х гг. он оказался в США.
Сионисты. В 1880–1890 гг. Вена стала крупнейшим в Цент-ральной и Западной Европе очагом движения Ховевей Цион. Здесь действовало несколько кружков палестинофилов, среди которых была группа «Кадима», основанная австрийским интеллектуалом Натаном Бирнбаумом. На страницах издававшегося им журнала «Зельбстэмансипацион» впервые появился термин сионизм. В Вене былo написано «Еврейское государство» Т. Герцля и основана первая сионистская организация. До смерти Т. Герцля Вена являлась мировым центром сионистского движения, где по инициативе краковчанина Шаула Ландау был основан первый кружок сионистов-социалистов «Ахава».
До 1-й мировой войны еврейский социализм вне России получил наибольшее распространение в Галиции. В это же время под влиянием России в Австро-Венгрии набирали авторитет сионистские социалистические и халуцианские молодежные движения. Их возглавляли Нахман Сыркин и инженер, педагог, идеолог и организатор рабочего сионистского движения Шломо Капланский, который в 1904 г., еще студентом Венской высшей технической школы, стал одним из организаторов Поалей Цион Австрo-Венгрии, а позже – Всемирного объединения этого общественно-политического движения.
Ко времени распада Австро-Венгрии (1918) в Австрийской республике существовала целая сеть сионистских организаций и весь спектр сионистских партий, включая ревизионистов. В 1920-30-х гг. в Австрии были представлены все сионистские политические партии; среди них наибольшей активностью отличались Поалей Цион, общие сионисты и сионисты-ревизионисты. В 1918-27 гг. выходила ежедневная сионистская газета «Винер моргенцайтунг». В 1925 г. в Вене состоялся 14-й Сионистский конгресс под председательством Нахумa Соколовa, на котором присутствовала группа сионистов-ревизионистов во главе с Жаботинским. Он перевел в Лондон центральные органы созданной им в Вене Новой сионистской организации. Ее политический отдел в 1936-40 гг. возглавлял рижанин, доктор права Беньямин Акцин, получивший юридическое образование в Вене.
Перед 2-й мировой войной австрийские сионисты активно помогали эмиграции евреев из страны, особенно в системе нелегальной иммиграции в Эрец-Исраэль. После освобождения Австрии от фашизма иммиграция в Палестину осуществлялась по проходившему здесь одному из главных путей Брихи с ее многочисленными транзитными лагерями. В последующие годы в стране были восстановлены все еврейские организации, партии и молодежные движения.
В Австрo-Венгрии учились, жили, работали многие музыкан-ты. Флейтист и виртуоз игры на соломенной гармонике Михаил-Иосиф Гузиков, который много концертировал в Германии и Австрии; в 1835 он давал концерты в Лемберге, Кракове, Вене (где он играл для самого императора и имел исключительный успех), Дрездене, Берлине. Адольф Баржанский, начавший и закончивший свой жизненный путь в Одессе (1851–1900), обучался в консерваториях Вены, Парижа и Лейпцига.
В 1860 г. учитель устроил концерт девятилетнего Адольфа Бродского в зале Одесского оперного театра. Концерт прошел успешно, и богатые одесситы-евреи собрали деньги для дальнейшего музыкального образования вундеркинда. В сопровождении отца маль-чик поехал в Вену и без труда поступил в консерваторию, где быстро оценили его талант. По окончании консерватории Адольф выступал в квартете, позже – в Венском придворном оркестре. После нескольких лет работы в Москве и Париже, он в 1881 г. в Вене включил в программу своих концертов Скрипичный концерт П. Чайковского, считавшийся неисполнимым, за что благодарный Петр Ильич посвятил Концерт Бродскому.
С Веной связана жизнь пианистки Изабеллы Венгеровой (1877–1956), в 1895 г. окончившей здесь консерваторию. Позже она стала профессором Петербургской консерватории. Изабелла уехала из Петрограда в 1921 г., а позже из Вены перебралась в США. Композитор, виолончелист, музыкальный писатель, сочинитель классических жанров еврейской музыки на базе хасидского и клейзмерского искусства Иоахим Стучевский родился в Полтавской губернии. В качестве виолончелиста концертировал и преподавал по всей Европе, но основным его местом жительства стала Вена. Здесь он играл в прославленных камерных коллективах и стал участником мировых премьер Новой венской школы, а также автором переведенных на многие языки мира учебников и пособий для будущих виолончелистов. Стучевский жил в космополитической среде, далекой от еврейства, но оставался убежденным сторонником связи искусства с музыкой своего народа. В числе его произведений «Израиль», «Цфат», «Хасидская фантазия», «Кадиш». В 1928 г. при его участии в Вене была создана «Ассоциация по развитию еврейской музыки». Он публиковал статьи в еврейских и нееврейских газетах и журналах, регулярно вел музыкальную рубрику в сионистской венской газете «Die Stimme». В 1938 г. Стучевский репатриировался в Эрец-Исраэль, где много сделал в качестве инспектора Национального комитета по вопросам музыки. Он был в дружеских отношениях со многими выдающимися музыкантами мира. К 90-летию со дня рождения маэстро получил такое поздравление от Ростроповича: «Дорогой дружище Стуч, / Ты по-прежнему могуч!» («Стуч» – так ласково называли его друзья).
В 1921 г. Бен-Гурион доверил Леви Эшколу важнейшую миссию – вместе с основателем подпольных сил самообороны («Хаганы») Элияху Голомбом он был командирован в Европу для закупки оружия. Через год полиция обнаружила в Вене подпольный склад винтовок и пистолетов и по оставленным следам вышла на его «хозяев». Когда же выяснилось, что это не коммунистический, а всего лишь сионистский склад, дело кончилось благополучно для всех участников: «отсидка» Эшкола длилась всего несколько недель, и его просто выдворили из Австрии.
Профессор Венского университета Яков Аллерханд (1930–2006) родился под Ровно. Учился в хедере и в еврейской школе. В 1939 г. одиннадцатилетний Яша оказался в гетто в группе, которую оставили в живых. Мальчик бежал, попал к партизанам, потом оказался в Узбекистане. Во время репатриации польских евреев он забрался в эшелон и попал в лагерь для перемещенных лиц под Франкфуртом. В Берлине нашел дядю, единственного из семьи оставшегося в живых. Яша блестяще окончил Берлинский университет. В 1964 г. он переехал в Вену, где посвятил себя иудаике и истории австрийского еврейства. В Вене Аллерханд начал заниматься теологией и философией. Аллерханд читал лекции в Кембридже, Оксфорде, Сорбонне, Лос-Анджелесе, Иерусалиме, Москве, С.-Петербурге. В университете он преподавал Мишну, историю хасидизма, историю Хаскалы, поэзию Черниховского и Бялика, занимался еврейской школой и написал учебник языка идиш. Яков Аллерханд – автор трехтомника «История еврейского народа». В Израиле ему присвоили звание почетного члена Академии языка иврит. Не было ни одного симпозиума, семинара или конгресса, связанного с историей еврейского народа или иудаики, где бы Яков Аллерханд не присутствовал в качестве докладчика. Занятия теологией привели его в высшие круги католического духовенства. Его посещал католический пастор, чтобы посоветоваться о теме проповеди. В числе наград Аллерханду вручили орден «Комменда ди Сан Сильвестро Папа», и он получил 15-минутную аудиенцию у Папы Римского Иоанна-Павла II. Беседа шла на английском. В эту минуту заглянула монашенка и спросила по-польски, что принести: чай или кофе? Аллерханд инстинктивно ответил по-польски, и Папа мгновенно оживился: «Вы говорите по-польски?» Дальше разговор шел уже на родном языке папы, и не 15 минут, а почти час.

Последние десятилетия. Австрия стала страной транзита или временного пребывания на пути в Израиль и другие страны для тысяч евреев Венгрии, Чехословакии и Польши, а затем и для потока еврейских репатриантов из СССР.
В течение многих лет местом временного пребывания евреев Восточной Европы на пути в Израиль служил транзитный лагерь в замке Шёнау. В октябре 1973 г., после нападения арабских террористов на поезд с евреями, направлявшимися из СССР в Австрию, канцлер Б. Крайский подчинился диктату террористов и отдал распоряжение о закрытии лагеря в замке, несмотря на энергичные протесты Израиля. Впоследствии Австрия предоставила другую территорию для устройства лагеря, и многие годы Вена была транзитной остановкой эмигрировавших советских евреев. В середине семидесятых эмиграция только набирала силу, палестинцы еще не воспринимали ее как угрозу для себя и не начали шантажировать австрийские власти, а потому и порядки были гораздо либеральнее: эмигранты пользовались полной свободой, а их «комуналки» при всех прелестях общаги выглядели много симпатичней и уютней, нежели грязно-кирпичное тюремного вида здание Красного Креста.
Владимир Аллой (1945–2001) прибыл в Вену на польском самолете в 1978. В те годы система венской «пересылки» состояла из трех гостиниц («Беттина», «Цум Тюркен» и еще одна, принадлежавшая мадам Беттине и превращенная в общежитие для беженцев). Впоследствии структура была изменена, и когда в конце семидесятых – начале восьмидесятых Аллой неоднократно приезжал в Вену «вызволять» друзей и знакомых, всех эмигрантов уже селили в едином центре для беженцев Международного Красного Креста, напоминавшем советскую «зону»: вокруг колючая проволока, на каждом углу полицейские с автоматами, вход в здание запрещен… К Аллою в Вену приезжал литературовед, критик и переводчик Ефим Эткинд (1918–1999) для обсуждения своего проекта создания в Париже русского университета, куда можно было бы привлечь культурные силы всей эмиграции.
Художник Сергей Блюмин эмигрировал в 1978 г. и прожил в Вене год. Он стал членом Союза австрийских художников. Его «Портрет советского интеллигента» – опутанная спиралью изрешеченная фигурка (личность в тюрьме, душа в тюрьме – почти политический манифест) принял участие в выставке вместе с работами мэтра экспрессионизма Оскара Кокошки. Позже владелица ведущей европейской галереи прикладного искусства Инге Ассенбаум открыла персональную выставку Блюмина с 30 миниатюрными металлическими скульптурами. В Вене состоялась выставка ни на что не похожих акварелей художника. Часть работ Блюмина приобрел венский Музей современного искусства.
В 1981 г. в Вену приехал выпускник Института Гнесиных, скрипач и дирижер Лев Маркиз (род. в 1930 г.). Ему позвонил коллега и невозвращенец Кирилл Кондрашин (1914–1981) и пригласил его на работу в Гаагу. В течение трех дней Маркиз оформил получение Толстовского фонда и багажа, а самое главное, получил за один (!) день австрийский паспорт иностранца, подкупив чиновника альбомом Моцарта в собственном исполнении. На следующий день после отъезда из Вены его встречали в Амстердаме. В Голландии Маркиз стал руководителем созданного им оркестра, успешно выступавшего во многих странах мира.
Австрия предоставляла свою территорию для транзита и временного размещения евреев, эмигрировавших из Советского Союза в Израиль, США и другие страны до 1990 г.
В 1970-80 гг. число евреев Вены возросло на 1,5 тыс. за счет недавних эмигрантов из СССР. Из 7,4 тыс. членов еврейской общины Вены в начале 1990-х гг. около 1,5 тыс. человек тоже были недавние эмигранты из Советского Союза. В Вене в начале 1990-х гг. жили три–четыре тысячи бывших репатриантов в Израиль, которые не нашли там для себя места и, как немалое количество коренных израильтян, перебрались в Австрию. Кроме Вены, наших бывших соотечественников можно встретить в Зальцбурге, Граце, Инсбруке и Линце. В числе выходцев из России в Австрии поселились около 1.000 грузинских, бухарских и горских евреев.


Основные источники

Аллой В. Записки аутсайдера // Минувшее. Тома 21 (с. 104–154) и 22 (с. 112–164).
Гузевич Д., Гузевич И. Российские евреи и Германия в XVIII–XIX вв., или эмиграция до эмиграции: по материалам «Еврейской энциклопедии» // РЕВЗ. 16: 10–44.
Зальцберг Э. «Как не быть тронутым и благодарным милому Брод-скому…» // РЕВЗ. 7: 460–477.
Сорокер Я. Последний из могикан (Иоахим Стучевский) // ЕВКРЗ. 4: 335–345.
Тавор Й. Истинный вéнец из Восточной Европы // РЕВЗ. 16: 352–363.
Хейфец М. Первый «израильский бульдозер» (Леви Эшкол) // РЕВЗ. 14: 58–75.
Ясногородская Е. Сергей Блюмин: Металлическая пластика, акварели, масло (Австрия, Вена – Транзитный период /1978-79 год/) // РЕВЗ. 16: 419–432.
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.