РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

«ДО ВОСКРЕСЕНЬЯ ДОРАСТУ»

Публицистика Аида Злотникова

«ДО ВОСКРЕСЕНЬЯ ДОРАСТУ»
(К 120 летию со дня рождения Б.Пастернака)

Гул затих. Я вышел на подмостки,
Прислонясь к дверному косяку.
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку…

Что же случилось в этом таком интересном и страшном двадцатом веке с великим поэтом? Он прожил жизнь и перешел, можно сказать, поле.
Предвидел:

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе,
Жизнь прожить – не поле перейти.

К 100-летию Б.Пастернака в 1990 году секретариат Союза писателей СССР отменил постановление президиума правления СП СССР 1958 года об исключении Пастернака из членов СП СССР.
Прошло 32 года.
Непонимаемый, гонимый, называемый «внутренним эмигрантом» и поэтом элиты, Борис Пастернак возвращался как большой писатель, оставивший потомкам урок своей жизни и выстраданный завет: «Так жить, чтобы в конце концов привлечь к себе любовь пространства, услышать будущего зов».
Это было 20 лет назад. 100-летие Бориса Пастернака в Москве назвали веком Пастернака, и я организовала экспедицию студенческих корреспондентов газеты « Молодой учитель» на это торжество. Потом, по возвращении в Челябинск, мы выпустили номер газеты, посвященный веку Пастернака, и газета попала в Юнеско. Я привезла в Израиль свидетельства тех дней.


И вся земля была его наследством


9 февраля 1990 года.
Большой театр. Конечно, у входа у нас спрашивали лишний билет. Народу было очень много. Шли по велению сердца. Так хотелось думать и верить.
В эти дни Андрей Вознесенский написал: «Поэт стал для миллионов символом духовной неподкупности, символом русской интеллигенции. Пастернаковская комиссия сочла неуместным праздновать его юбилей в Колонном зале, где, как известно, проходили сталинские процессы, письмо в поддержку которых поэт отказался подписать в 1937 году, рискуя свободой, а то и жизнью».
Свеча горела. Ее зажег Андрей Вознесенский и сказал: «Интеллигенция всех стран, соединяйтесь вокруг свечи Бориса Пастернака».
Звон колокольный. Николай Губенко читает «Гамлета».
И еще стихи - в исполнении Иннокентия Смоктуновского, Аллы Демидовой, Леонида Филатова.
Что это было? Колокольно-визуально-балетное действо. Режиссер Сергей Соловьев, художник Валерий Левенталь. Танцевала Наталья Бессмертнова, играл Владимир Крайнев, пели солист Государственного Академического Большого театра СССР Зураб Соткилава и хор мальчиков Московского хорового училища им.А.Свешникова.
Фотографии на экране и голос Поэта. В зале деятели мировой культуры: Артур Миллер, Уильям Стайрон, Уильям Джей Смит, Адам Михник, Наум Коржавин, Ефим Эткинд, Инге Фельтринелли (это она привезла тогда неизвестную в Советском Союзе переписку поэта с издательством в те страшные для Пастернака годы, когда в Италии издавали роман «Доктор Живаго»).
Как же хорошо пахло свечами! Спустя полтора часа их затушили. В этот день было лунное затмение. Начиналось столетие со дня рождения поэта.
Через два дня в Центральном доме литераторов открылись Международные Пастернаковские чтения. Сын поэта Е. Б.Пастернак принял премию Шота Руставели, присужденную Грузией, и уникальный портрет Б.Пастернака кисти художника Зураба Церетели.


И дышит почва и судьба.


Для нас Пастернак в Москве начался с выставки в музее Изобразительных искусств им. Пушкина, посвященной юбилею поэта (впервые за сто лет). Жизнь в фотографиях, стихах, музыке, письмах, строках газетных обвинений…
Любовь. Стихи. Жизнь.
Только несколько метров отделяют любовь от потока ненависти. И не защититься, не закрыть лицо руками… Газеты – публичный смертный приговор только за то, что он написал замечательный роман, который знаменитые и маститые писатели Советского Союза отвергли.
«В своем замечательном романе Пастернак описал острейшую драму истории. Его доктор Живаго –маленький человек, который не борется против своей судьбы. Его единственный протест-протест против зла… Не представляет ли он собой все человечество на изломе истории?
Пастернак –последний поэт –провел своего героя по аду истории, доведя его до рая - это слова члена Шведской Академии А.Гунара.


Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.


И вот 10 февраля 1990 года в Переделкино литераторы, собравшиеся здесь со всего мира, открывали дом-музей Пастернака.
Этот дом стоял каштановым кораблем, может быть, готовым тронуться в дальний путь. А мы толпою на берегу вглядывались в окна. Свершилось. 20 лет мир трепетал за судьбу этого святого места. 20 лет между «быть» и «не быть» качался этот дом. Теперь здесь музей.
«Если бы нацизм протянул сюда руки, то человек, который здесь творил, тоже был бы мертв. Его убили бы дважды: как русского интеллигента и как еврея. Пусть же этот дом станет памятником человеку, который спокойно стоял среди вселенной и смотрел вперед», - сказал Артур Миллер.
Сюда протянул руки не нацизм, а цинизм советской власти, и поэта распяли за то, что великий и еврей.
Я пришла в этот дом в 2008 году. Все сохранилось так же, как будто Борис Леонидович вышел погулять или вскопать грядки.
Кабинет. Книги. Настольная лампа. Кровать, на которой умирал. И тишина. И чаша, которую не пронести…


Чтоб тайная струя страданья
согрела холод бытия.


Пастернаковский праздник пришел  в то время, когда еще были живы те, кто общался с поэтом, видел его, беседовал, получал от него письма, те, кого любил он и кем дорожил.
Жизнь Бориса Пастернака – это пример того, что у человека всегда есть возможность возвыситься над несчастьем вместо того, чтобы от него бежать. Но как выжить после криков: «Иуда! Убирайся вон!» После всех оскорблений, после голосования, которое «как поленом по лицу», написать: « Верю я, придет пора , силу подлости и злобы одолеет дух добра» - и не дождаться этого при жизни.
   Остался дом. И в день открытия музея было много радости. Мы стали свидетелями открытия века Пастернака с его домом, проталинами, деревьями. Было такое ощущение, что здесь собралась большая семья. И разбили бутылку шампанского: дом – корабль, а значит – счастливого плаванья. За эти прошедшие двадцать лет плаванье было не очень счастливым, как мы знаем, но Слава Богу, что музей открыт и в него пускают. И звучат стихи – ранние, поздние, написанные в зрелые годы… «Для меня, - писала студенческий корреспондент Елена Корнильцева в своем репортаже «Длился дольше века» в газете «Молодой учитель», посвященной 100-летию Б.Пастернака, – его стихи всегда наполнены влагой, свежестью, миром, каждый раз обновленным и промытым. Темп, ритм, музыка стихов создают впечатление журчащего ручья».
Для нас праздник тогда в феврале не закончился…
Еще была жива Анастасия Ивановна Цветаева, сестра поэта Марины Цветаевой, и я, приходя к ней, спрашивала, нельзя ли купить у кого-нибудь то, что издавалось «за кордоном», в самиздате. Анастасия Ивановна давала адрес, и я везла в Челябинск уникальные материалы, чтобы все это прочитать моим студенческим корреспондентам, учившимся в Челябинском педагогическом институте и работавшим в газете «Молодой учитель». Так родилась тема «Марина Цветаева и Борис Пастернак».
Они остались навсегда совместны и в эпистолярном наследии, и даже во время невстречи, к которой очень рвались. Остались стихи.


Не суждено, чтобы сильный с сильным
Соединились бы в мире сем…
Не суждено, чтобы равный – с равным…
Так разминовываемся –мы.

**********************************************
Не чернокнижница! В белой книге
Далей донских навострила взгляд!
Где бы ты ни был – тебя настигну,
Выстрадаю – и верну назад…

Эпистолярный роман длился более десяти лет. Он послал ей сборник стихов «Сестра – моя жизнь», и она откликнулась восхищенной статьей «Световой ливень», а затем – «Эпос и лирика современной России», «Поэты с историей и поэты без истории». И в августовском письме 1927 года: «У тебя, Борис, есть идеи и идеалы. В этом краю я не князь»…
В одном из писем к своему чешскому другу журналистке Анне Антоновне Тесковой Марина Цветаева писала: «…Борис на счастливую любовь не способен. Для него любить – значит мучиться. Летом 1926 года, прочтя где-то «Поэму Конца», Борис безумно рванулся ко мне, хотел приехать – я отвела, не хотела всеобщей катастрофы. (Годы жила мечтой, что увижусь). Теперь – пусто. Мне не к кому в Россию. Жена, сын – чту, но новая любовь – отстраняюсь. Поймите меня правильно, дорогая Анна Антоновна: не ревность. Но – раз без меня обошлись! У меня к Борису было такое чувство, что: буду умирать – его позову. Потому что чувствовала его, несмотря на семью, совершенно одиноким: моим. Теперь мое место замещено: только женщина ведь может предпочесть брата – любви! Для мужчины в те часы, когда любит, – любовь – все. Борис любит ту совершенно так же, как в 1926 году - заочно- меня. Я Борису написала: «Если бы это случилось пять лет назад… - но у меня своя пятилетка!» Острой боли не чувствую. Пустота».


Когда я с честью пронесу
Несчастий бремя…


Через много- много лет, живя в эвакуации в Чистополе, Борис Леонидович, встречаясь с А.Гладковым и идя с ним к Каме, скажет, что вмерзшие в Каму баржи напоминают ему Марину Цветаеву, которая перед отъездом из Чистополя кому-то сказала, что она предпочла бы вмерзнуть в Чистополе в лед Камы, чем уезжать. «Когда–нибудь я напишу о ней, я уже начал…»
И в стихах:


Мне в ненастье мерещится книга
О земле и ее красоте.
Я рисую лесную шишигу
Для тебя на заглавном листе….

Именно в Чистополе Борис Пастернак пытался осмыслить «ход веков» русской истории. Именно здесь он почувствовал свободу. «Я прожил эту зиму живо и с ощущением счастья среди лишений и в средоточии самого дремучего дикарства, благодаря единомыслию, установившемуся между мной и Фединым, Асеевым, а также Леоновым и Треневым».
«Чистополь отвечает Пастернаку любовью и памятью. Он бережно хранит этот дом по улице Володарского 81, в котором жил поэт в годы эвакуации. И вы всегда можете прийти сюда в гости», – так сказала Нина Степановна Харитонова, краевед, чьей заботой и стараниями в Чистополе было установлено около 20 мемориальных досок писателям и поэтам – писательской колонии в годы войны. И я пришла в этот дом.
Деревянная лестница, пальто на вешалке, бурки. Простота и скромность жизни, казалось, были его потребностью, как утверждал писатель А.Гладков.
Все в доме дышит 1941 годом. Пол, половики, окна, стол, лестница, ласточки, нарисованные на стене, чайник, медный котелок, умывальник, у печки сложены дрова, рядом кочерга, пишущая машинка, керосиновая лампа, чернильница, ручка и карандаш.
Здесь, в этой комнате, Пастернак написал: «Жизнь в Чистополе хороша уже тем, что мы здесь ближе, чем в Москве, к природной стихии: нас страшит мороз, радует оттепель, восстанавливаются естественные отношения человека с природой и даже отсутствие удобств… мне лично не кажутся лишением и, я думаю, что говорю это почти от имени поэзии».


Когда я с честью пронесу
Несчастий бремя,
Означится, как свет в лесу ,
Иное время.
И я по множеству примет
Свой дом узнаю:
Вот верх и дверь в мой кабинет,
Вторая с краю…


Мы читали и знаем, что у Пастернака всегда было много поклонников и подражателей, но ученик, утверждает Дмитрий Быков, автор книги «Борис Пастернак», - один. Имя ученика – Андрей Вознесенский. Он научил его главному, что умел, – сохранению дара. И Вознесенский сохранил этот дар до конца своей жизни во всем: в поэзии, в отношении с людьми и властью.
В феврале 1990 года в Москве в ЦДЛ Андрей Вознесенский дал автограф челябинским студентам, и мы его опубликовали в газете.
«Дорогие челябинцы! Пусть этот Ваш вечер будет чистейшим ЧП. Челябинский путь к Пастернаку». И подарил свой плакат «Распятие поэта» - он пролежал в моем архиве 20 лет, и вот теперь я его впервые публикую.
Тогда же, в эти памятные февральские Пастернаковские дни, Римма Казакова подарила свои стихи, посвященные Борису Пастернаку.

 

Уезжают русские евреи,
Покидают отчий небосвод.
И кому-то видно, душу греет
Апокалиптический исход.
Расстаются невозвратно с нами,
С той землей, где их любовь и пот,
Были – узы, а теперь узлами,
Словно склад, забит аэропорт.
Что сказать, что к этому добавить?
Это чья победа, чья беда?
Что от них нам остается?
Память,
Памятники духа и труда.
Удержать их, не пускать –
Могли ли?
Дождь над Переделкиным дрожит.
А на указателе – к могиле
Пастернака –
Выведено: жид.

Реховот. 2010 год.

 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.