РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Аргентина

Публицистика «Русско-еврейская диаспора"

Еврейский ишув Аргентины по-настоящему возник в 1889 г., когда в страну начали прибывать восточно-европейские евреи. Финансист и филантроп барон Морис де Гирш (1831–1896) направил особую миссию в Аргентину под руководством д-ра Левенталя. Отчет Левенталя убедил Гирша реализовать проект массовой колонизации евреев, и он, в 1891 г., основал Еврейское колонизационное общество (ЕКО). ЕКО занималось созданием еврейских сельскохозяйственных поселений в Аргентине, Канаде, США и Бразилии. План начал осуществляться. Аргентинские чиновники считали, что поселенцы должны ассимилироваться, но они этому противились.
Когда 14 августа 1889 г. на корабле «Везер» в Буэнос-Айрес прибыло 825 евреев (136 семей) из Подолии, власти Аргентины отказались отдать земли, купленные у аргентинского посла в Париже. Иммигрантам были предложены необжитые территории далекой провинции Чака. В итоге долгих препирательств евреям возвратили затраченные деньги, но, оказавшись в безвыходном положении, они вынуждены были заключить невыгодный контракт и поселиться на необжитых целинных землях. Колонисты оказались без еды, без материалов для постройки примитивного жилья, без инструментов и инвентаря. В течение 8 дней в селе Манигатес умерли 45 детей. Часть колонистов не смогли выдержать эти бедствия и бежали в города. В провинции Санта-Фе колонисты построили временные дома и дом из глины для раввина Арона Гольдмана. Поселение назвали Мойзесвиль в честь Моше-рабейну. В провинции Буэнос-Айрес было куплено 62.000 акров земли, и на ней образовали колонию Маурисио.
5 июля 1891 г. несколько сот эмигрантов отплыло из Гамбурга в Аргентину, другие 800 были отобраны для этой же цели из примерно 4.000 беженцев, скопившихся в Константинополе. К концу года 2.200 колонистов были расселены в Аргентине. Комитеты ЕКО получили строгие инструкции отбирать для эмиграции в Аргентину людей с опытом работы в сельском хозяйстве, однако созданные в спешке, комитеты не смогли выяснять род занятий людей – их главной заботой была скорейшая отправка беженцев за океан. В результате они допустили много ошибок, часть иммигрантов оказались не в состоянии или не захотели приспособиться к новым условиям жизни. Но покупка земель продолжалась, и в 1894 г. в провинции Энтре-Риос возникла колония Клара, названная в честь жены барона Гирша.
Учитывая накопленный опыт, отбор будущих колонистов в России улучшился – предпочтение отдавалось тем, кто уже занимался сельскохозяйственным трудом. Десять групп, в каждой из которых было примерно 40 эмигрантов, отправили прямыми рейсами из России в Аргентину, где все уже было готово к их приему, и это принесло известные положительные результаты.
Эмиграция приводила к неизбежному снижению социального статуса. Я. Константиновский, находившийся в Аргентине в 1893 г. для выяснения положения еврейских колонистов, встретился с семьей Готлибов, знакомой ему еще по Кишиневу. Отец семейства, торговец табаком, занимал там видное положение в обществе. Его сыновья учились в гимназии, дочери щеголяли в модных костюмах. «А ныне, – восклицал автор, – что вижу? Сам Готлиб – настоящий мужик, руки в мозолях, на нем грубая холщовая рубаха и такие же штаны, башмаки на босую ногу... А дочери его – совсем загорелые крестьянки, две из них босиком, прилежно ладонями обмазывают жидкой грязью стены своей хаты, а третья месит ногами глину...». Сравнительно легко привыкали к новым природным условиям дети и подростки, выраставшие сильными и плечистыми.
В 1914 г. насчитывалось около 7 тыс. колонистов. К этому времени здесь сформировалась инфраструктура еврейской жизни. Появились религиозные, образовательные и благотворительные организации, объединения культурного и политического характера. Начали издаваться книги и газеты на иврите и идиш. Писатели, поэты, пародисты, писавшие на идиш, стали вплетать в свои произведения красиво звучащие испанские слова: «идишер солтеро» (еврейский холостяк), «идишер гаучо» (еврейский ковбой), «идишер маринеро» (еврейский моряк), «компа» (поле) и т.д., что, безусловно, придавало их творениям своеобразный колорит. Вот, например, начало стихотворения поэта Мойше-Давида Гисера «Белокурый гаучо»:

Ты ещё сегодня встретишь скачущего гаучо
В пончо на саинэ,
Через пампасы далёкие, дикие...

Рост колоний в Аргентине все же происходил медленно и сопровождался значительными трудностями. Из 1.333 семей, занявшихся фермерством в 1891 г., к концу года осталось только 1.023. Нередким было бегство в города и в последующие годы. Однако, начиная с 1898 г., цифры стали неуклонно расти, и в 1910 г. в колониях проживали 3.777 семей (21.115 человек). В приведенной таблице указаны названия колоний, их местоположение и население на 1910 г.

Колония Провинция Число семей Число жителей

Мойзесвиль Санта-Фе 785 4.565 Клара Энтре-Риос 980 5.530
Сан Антонио Энтре-Риос 198 1.117
Санта Изабел Энтре-Риос 58 335
Люсьенвил Энтре-Риос 573 3.329
Маурисио Буэнос-Айрес 613 3.097 Барон Гирш Буэнос-Айрес 333 1.753
Бернаскони Ла-Пампа 237 1.389
..................................................................................................................
3.777 21.115


Колонии занимали площадь около 500.000 гектаров (1.250.000 акров). Система расселения колонистов сочетала индивидуальные фермы, типичные для Америки, и компактные деревни, характерные для Европы. Важной отраслью хозяйства колоний являлось животноводство и молочное хозяйство. Значительные площади засевались люцерной, шедшей на корм скоту и на продажу. Колонисты выращивали пшеницу, лен, ячмень, кукурузу, овес, маис, рожь, табак и овощи. Они занимались огородничеством, садоводством и птицеводством и добивались ощутимых экономических успехов. Так, в 1910 г. им удалось уплатить в счет погашения долга ЕКО 538.429 долл. На сельскохозяйственной выставке 1912 г. еврейские колонии в Аргентине получили медали за ведение образцового хозяйства.
В отличном состоянии – с помощью «Альянс Израиль» – находилось образование в колониях. В 1910 г. насчитывалось 50 школ со 155 учителями и 3.538 школьниками. Сельское хозяйство было одним из важных предметов учебных программ.
Помимо прибывавших с помощью ЕКО, в колонии приезжали группы иммигрантов на сезонные работы. Для них строили дома. Перспективным рабочим со временем помогали стать полноправными колонистами.
В колонии Мойзесвиль было Общество помощи женщинам и библиотека. Многие здесь стали членами литературных и патронажных обществ.
К 1914 г. в Аргентине проживало около 100 тыс. русских евреев, из них в Буэнос-Айресе – около 30.000. Еврейское городское население Аргентины в основном составлял пролетариат. Первой еврейской рабочей организацией cтал «Еврейский рабочий союз в Буэнос-Айресе», созданный в 1895 г. Это была организация взаимопомощи и культурной деятельности. Возникшая в 1906 г. первая еврейская общественная библиотека стала культурным центром и объединила вокруг себя всех иммигрантов – анархистов, социалистов, бундовцев.
В ноябре 1909 г. после покушения анархиста Симона Радовицкого на шефа полиции (месть за расстрел первой анархистской майской демонстрации в Буэнос-Айресе) были распущены все рабочие организации, арестованы сотни руководителей; библиотеку и другие еврейские учреждения закрыли. В начале 1910 г. снова появилась еврейская пресса и возобновилась общественная деятельность. Возродился «Союз еврейских рабочих», который занимался благотворительностью, медицинской и социальной помощью. Организовывались курсы, лекции, вечера, создавались библиотеки. Выросла социал-демократическая организация «Авангард», которая в 1913 г. была переименована в «Ундзер ворт» («Наше слово»).
Большую общественную роль в Аргентине играл сионизм, основными зачинателями которого стали выходцы из России. Они развернули сбор средств в помощь еврейским поселенцам в Эрец-Исраэль. В 1897 г. в Буэнос-Айресе образовался палестинофильский кружок, из которого родилось движение Зихрон Шмуэль, названное в честь одного из предшественников сионизма – раввина и общественного деятеля Шмуэля Могилевера (1824, Витебская губ., – 1898). Несколько позже журналист и сионистский деятель Яков Ляховицкий основал лигу «Теодор Герцль», она стала аргентинской секцией Всемирной сионистской организации. Лига начала издавать свою газету («Дер ционист»), при ней работала библиотека и детский кружок. В 1913 г. была основана Сионистская федерация Аргентины. Сионизм пропагандировали две газеты на идиш, одну из которых издавал тот же Я. Ляховицкий. В годы 1-й мировой войны евреи Аргентины старались помогать еврейским ишувам в странах, где они пострадали от военных действий. В 1916 г. в Буэнос-Айресе проходил первый аргентинский еврейский конгресс. Он потребовал для евреев галута равные гражданские права и постановил, что их в Аргентине нужно называть не «русскими», «поляками», «турками», «немцами», а евреями. В 1918 г. началась запись добровольцев в Еврейский легион. Десятки вступивших в него аргентинцев поселились потом в Эрец-Исраэль. В 1920 г. аргентинские евреи внесли в фонд Керен Каемет (Еврейский национальный фонд) 380.000 песо ($150.000). Создавались профсоюзы актеров, пекарей, учителей и др. Стали появляться книги, мемуары. Во всей этой деятельности ведущую роль играли выходцы из России.
Широкая общественная деятельность была прервана в январе 1919 г. неделей арестов, провокаций и человеческих жертв. Началось со стрельбы по митингующим рабочим, которые требовали улучшения условий труда, призывали к революции и установлению советского режима. Выступления рабочих были осуждены всеми аргентинскими газетами. Одна из них даже сообщала, что бастующие получили помощь от Ленина и Троцкого с целью устранения существующих режимов в Аргентине и других южно-американских странах. Погибли 4 еврея, 100 были ранены. Разрушили много еврейских частных владений и офисов. Арестованных пытали.

В стране появилась еврейская печать. Так, И.Ш. Ляховицкий (1874, Гродненская губ. – 1934) печатал в газетах и журналах на идиш очерки о жизни евреев в Аргентине, а в 1918-19 гг. трижды в месяц издавал «Бихлер фар едн» («Книжки для каждого»). Арон Бродский (1878, Дубоссары, – 1925), приехавший в Аргентину в 1904 г., писал одноактные драмы, из них наиболее известна «Буэнос-Айресер киндер» («Дети Буэнос-Айреса»), очерки, рассказы; опубликовал роман. Исраэль Гельфман (1886, Бессарабия, – 1935) делился своей трагедией городского человека, который не может вжиться в новое окружение. Увлекся страной и испанской поэзией приехавший в 19-летнем возрасте Аба Клигер (1893, Волынская губ., – ?). Из его произведений наиболее известна «Ди легенде фун ди Анд» («Легенда Андов»). Яков Штрайхер (1885, Балта, – ?) издал два сборника стихов и сборник рассказов из жизни рабочих. Л. Грузман (р. в 1900) из Бессарабии вначале писал очерки из жизни на родине, позже стал публицистом и редактором-издателем журнала «Дер шпигель» («Зеркало»), выходившего в Буэнос-Айресе. Доктор Л. Житницкий (1894, Фастов, – ?) начал писать литературные и художественные критические статьи. Занялся литературным творчеством и доктор Н. Межирицкий (р. в 1900 г. на Волыни). Он в основном писал о своих пациентах; его труды представляют интерес и для профессионального медика, и для неподготовленного читателя. Появились произведения молодых еврейских писателей, родившихся в Аргентине, так называемых «зелёных».
О наиболее известных евреях Аргентины рассказал Давид Гольдман (1885, Бессарабия, – 1970), приехавший в Аргентину с одной из первых групп колонистов. Книга вышла в 1914 г. в Буэнос-Айресе на идиш. В ней также очерки об организациях, товариществах, сельскохозяйственных колониях, учреждениях культуры и образования, периодических изданиях. На новом месте, в колонии Мойзесвиль, которую впоследствии называли матерью аргентинских колоний и даже аргентинским Иерусалимом, отец Давида раввин Арон Гольдман возглавил ортодоксальную общину. «... Только когда русские евреи, – писал Д. Гольдман, – 25 лет назад стали интенсивно эмигрировать в Аргентину, здесь началась их активная деятельность как единой, самостоятельной группы со своей социальной, религиозной и духовной самобытностью. В течение этих лет они достигли значительного прогресса в науке, культуре, искусстве, политике, сельском хозяйстве, торговле, индустрии».
Мордехай Альперсон (1860, Подольская губ., – 1947) издал на идиш трёхтомник «30 лет в Аргентине – мемуары колониста». Он критиковал методы работы ЕКО, разоблачал прихлебателей руководства, воров, взяточников и надеялся, что доброе имя барона Гирша будет восстановлено. Содержание книг стало откровением для большинства евреев Европы, мало знавших о деятельности ЕКО, а главное – о тяжёлом, изнурительном труде еврея-землепашца на новой родине. Книга М. Альперсона в переводе на иврит была издана в Тель-Авиве в 1930 г. Он – автор ряда романов и драм, в одной из которых показан конфликт между колонистом-идеалистом и его детьми, сбежавшими в город. М. Альперсона считают основателем литературы на идиш в Аргентине.
Пионером еврейской колонизации, а главное – сельхозкооперации в Аргентине, был Ицхак Каплан (1879, Гродненская губ., – ?). В возрасте 87 лет он издал мемуары, охватывающие 40-летнюю историю колонизации евреями аргентинских земель. Книга является настоящим пособием по истории русско-еврейской Аргентины. Автор, в числе других, рассказывает о Иехошуа (Евсее) Лапине – одном из главных администраторов ЕКО в Аргентине (отзывы о его методах администрирования не самые лестные) и агрономе Мигеле Сахарове – самом важном и популярном деятеле колонизации Аргентины. И. Каплан создал и возглавлял целый ряд общественных организаций, 25 лет был главным редактором газеты «Колонист-кооператор» (на идиш), полвека сотрудничал с сионистскими и др. общественными учреждениями. О нем говорили как о вожде и учителе; ещё при жизни И. Каплана в его честь назвали лес, посаженный аргентинскими евреями в районе Иерусалима.
В 1939 г. площадь еврейских угодий составила 307.000 га, к 1951 г. она – в связи с миграцией евреев в города и эмиграции в Израиль – сократилась до 254.000 гектар. 21 кооператив Аргентины обеспечивал социально-культурные потребности поселенцев. Из среды колонистов выросло поколение физически здоровых людей. И если сегодня в Аргентине много врачей, адвокатов, писателей на испанском и идиш, – то это благодаря еврейской общине, которая начиналась в колониях. Из колоний вышли прекрасные первопроходцы в Эрец-Исраэль.
В 1920 г. появилась новая волна иммигрантов из бывших территорий России. В их числе был Леон Цукерт (1904, Полтава, – 1992), ставший впоследствии канадским композитором. У него не было денег, и он не знал ни слова по-испански. Вместе с несколькими русскими музыкантами играл на свадьбах за скромное вознаграждение или просто за возможность поесть досыта. Через несколько месяцев получил место скрипача в оркестре оперной труппы, с которой много ездил по стране. Годы, проведенные в Аргентине, оказали большое влияние на молодого музыканта, сохранившего на всю жизнь любовь к латиноамериканской музыке и испаноязычной культуре.
Скрипач и дирижер Хакобо (Яков) Фишер (1896, Одесса, – 1973) учился у легендарного П. Столярского, а затем, в Петрограде, у Л. Ауэра. В Аргентине стал одним из основателей ассоциации «Группа национального обновления» (1929) и Лиги аргентинских композиторов (1947). С 1956 г. преподавал композицию в университете и консерватории. Автор симфонической сюиты на еврейские темы, поэмы «Суламифь» (по Куприну), др. произведений. Лауреат 1-й премии Аргентинской национальной культурной ассоциации.
Еврейский писатель, журналист, драматург, театральный постановщик Яаков Ботошанский, родившийся под Одессой, в 1926 г. обосновался в Буэнос-Айресе, где редактировал главную ежедневную аргентинскую газету на идиш «Ди пресэ» (Пресса). Стал председателем Союза еврейских литераторов страны. Ботошанский – автор многих книг, составитель антологии еврейской литературы Аргентины (1944), переводчик на идиш произведений русских писателей. Занимался также театральной режиссурой.
Классиком аргентинской литературы является и Альберто Гершунов (1883–1950). Его книга «Еврейские гаучо» приобрела популярность в испаноязычных странах, неоднократно издавалась на английском языке и была экранизирована.
Аргентинский еврейский общественный институт создал в 1939 г. библиотеку. Аргентинское отделение Всемирного конгресса еврейской культуры, образованное в конце 1948 г., издавало на идиш произведения Шимона Дубнова, Мордехая Столяра (в свое время ставшего владельцем просионистской газеты «Ди прессэ») и др.
С 1940 г. Сионистская федерация Аргентины энергично включилась в борьбу за создание еврейского государства, а после его провозглашения – за алию. С 1948 по 1978 г. в Израиль репатриировалось 37 тыс. евреев Аргентины. В 1980-х годах ежегодно переезжали на историческую родину от 700–800 до 1.500–1.800 человек. Сколько среди них потомков эмигрантов из России, неизвестно, во всяком случае русского языка они уже не знали.
В связи с необходимостью объединения общин и землячеств Аргентины был созван съезд, а в 1952 г. организован Союз, объединивший 41 общину. Союз решал вопросы связи между еврейским ишувом Аргентины и еврейскими общинами других стран, выступал против преследования евреев Германии, против антисемитизма, распространявшегося в Аргентине. После 2-й мировой войны – против государственного антисемитизма в СССР и странах коммунистического блока.
Социально-экономическое положение евреев в Аргентине в целом было удовлетворительным. Евреи занимали ведущие места в торговле и промышленности. Существовала в Аргентине и еврейская беднота, причем в столице больше чем в провинциях. В Буэнос-Айресе и других крупных городах создавались кооперативы на профессиональной основе. Функционировали еврейские банки, кредит-кооперативы и сберегательные кассы. Различные молодежные, спортивные, сионистские и др. еврейские организации Аргентины являлись отличным средством против ассимиляции. У сфарадим и ашкеназим были свои синагоги, школы и благотворительные институты.
Образование. В 1908 г. в провинции Энтра Риос были созданы курсы подготовки учителей, насчитывающие десятки учащихся-евреев. В 1911 г. д-р Цви Гирш призвал организовать высшую школу, однако никто не откликнулся на этот призыв, и только в 1940 г., учитывая огромную потребность в учителях и воспитателях детских садов, был создан учительский семинар. Начиная с 1952 г. главным в еврейском образовании в Аргентине становится Государство Израиль. Поются ивритские песни, отдается больше часов на изучение иврита и идиш. В 1955 г. в Аргентине действовали 74 еврейских детских сада, 122 начальные школы, 9 средних школ. Семинар учителей выпустил 107 человек.
Периодически страну охватывали всплески антисемитизма. Он был связан с распространением в мире национал-социализма, бегством в Южную Америку гитлеровцев после их поражения в Европе, а в последние десятилетия – с эмиграцией палестинских арабов. В 1960 г. Мосадом (израильской разведкой) на территории Аргентины был схвачен один из главных военных преступников Адольф Эйхман, которого вывезли в Израиль и, после показательного судебного процесса, казнили.
На фоне очередного разгула антисемитизма в 1977 г. редактор газеты «Опиньон» («Мнение») Х.(Я.) Тимерман, опубликовавший список антисемитских инцидентов в стране, был арестован под вымышленным предлогом и длительно находился в тюрьме, где подвергался пыткам.
При определении численности евреев в Аргентине в начале 1970-х гг. выяснилось, что их гораздо меньше, чем предполагалось, – 500.000. Это связано с естественной убылью и разъездом – в Израиль, США, Испанию и Венесуэлу.
В 1983 г., с приходом к власти Гражданского радикального союза, последовательно отвергающего антисемитизм, положение в Аргентине улучшилось, в правительство вошли несколько евреев: Б. Гриншпун, М. Штубрин, С. Ярославски, О. Шуберофф, проф. Г. Климовски, судя по фамилиям, дети и внуки выходцев из России.
Однако антисемитские инциденты в Аргентине периодически привлекают внимание мировой общественности. Особенно трагичным был взрыв еврейского культурного центра в Буэнос-Айресе в 1994 г., унесший около 100 жизней.
Из стран Латинской Америки только в Аргентине, особенно в Буэнос-Айресе, была достаточная аудитория для создания еврейского театра на идиш. Первый такой театр возник в 1901 г. по инициативе актера Б. Вайсмана. Несколько позже появилось Общество актеров-любителей. Кружки организовывались не только в столице, но и в провинции, например в колонии Мойзесвиль. С 1921 г. существовало Общество Я. Гордина, которое объединяло любителей еврейского театра. Гастроли Бориса Томашевского и Регины Цукерберг (позже она ушла на испаноязычную сцену) в те годы вызвали новую волну интереса к театру на идиш. Постановки режиссера Х. Бороховского собирали до двух тыс. зрителей. Приезжали такие звезды еврейского театра, как Морис Шварц, Циля Адлер, Герман Яблоков. В годы 2-й мировой войны профессиональный еврейский театр пришел в упадок. Если в 1939 г. было пять таких театров, то в 1949 – только два, и лишь один из них существовал до 1960-х гг. Группа студентов Еврейского педагогического колледжа давала спектакли «Ди голдене кейт» («Золотая цепь») по И.Л. Перецу.
В 1956 г. в Аргентине умерла Иза Кремер (Лия Креймер). Эта любимица Одессы, певица, известная своими песенками-шансонами, гастролировала во многих странах. Вплоть до начала ХХI в. почти ежегодно приезжала в Аргентину с театрализованными представлениями (из Парижа, где она жила много лет, а после репатриации – из Израиля) – эстрадная актриса Женя Файерман родом из Подмосковья. В Аргентине ее партнером стал актер-комик Иоселе Гримингер.
Закончить главу об Аргентине хочется письмом художника Валерия Коренблита от 30.10.03: «…Родной брат моей бабушки (по матери) одесситки Этель Дориной (Розиной по мужу) Исаак Дорин, бывший одесский анархо-коммунист, в 1904 г. уехал в Аргентину, где объезжал лошадей в колониях барона Гирша, а потом работал в еврейской газете «Дю прессе» /так. – М.П./ (на идиш). О гаучос был труд аргентинского писателя М. Коренблита (на испанском языке), вероятно, тоже моего родича по отцу. А один из детей Исаака Дорина – Хайме (Хуан) был главным архитектором Буэнос-Айреса. В 1935 г. он приезжал в Москву в составе делегации аргентинского комсомола и, кажется, был на приеме у Сталина. В свое время (1957-60 гг.), живя в Москве, я переписывался с И. Дориным, а потом, уже в Израиле, – с Хайме».

 

Основные источники

Басанин М. Еврейские колонии в Аргентине // Исторический вестник. CПб., 1898. Т. 72. № 4.
Белопольская И. Женщина-огонь // РЕВЗ. 8: 397–404.
Вестник еврейской эмиграции и колонизации. Елец, Орловская губ., 1911. № 3.
Гольдман Д. Ди идн ин Аргентинэ (идиш). Буэнос-Айрес, 1914.
Евреи России в Зарубежье. Очерки истории. Иерусалим: РЕВЗ, 2008.
Константиновский Я. Мое пребывание в Аргентине. Верные сведения о колониях, колонистах и колониальном устройстве. Одесса. 1893. С. 16.
Лемстер М. Гаучо из России // РЕВЗ. 10.
Путятова Э. Эмиграция евреев из России в Южную Америку в конце ХIХ – начале ХХ вв. // РЕВЗ. 18.
Рожанский Ш. Ди идише шулн ин Аргентине (Еврейские школы в Аргентине) // Альгемайне энциклопедие. Идн. Нью-Йорк: Дубнов-фонд ун Энциклопедия-комитет (идиш), 1957.
Robinson L. Agricultural Activities of the Jews in America. American Jewish Year Book, vol. 14 (1912–1913).
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.