РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

"Наварристое" искусство. Аркадий Барнабов

Конкурсы, творческие вечера, встречи Галина Подольская

Во второй половине мая в Ашдоде в Концертном зале "Аудиториум Рами Наим" открылась персональная выставка Аркадия Барнабова к 55 –летию художника. Настоящая выставка – ретроспективная, включает работы, созданные художником в течение последних 15 лет.

В экспозиции 42 работы, выполненные маслом, акрилом, темперой, пастелью, акварелью, карандашом – это портреты, натюрморты, пейзажи, аллегорические фантазии, выполненные в разной стилистике на самые неожиданные темы и сюжеты. Когда в рамках одной экспозиции видишь столько всего разного, начинаешь понимать недвусмысленность шутливого афоризма Аркадия Барнабова:" Если бы я был королем Наварры, я бы жил наварристо".

В истории изобразительного искусства аллегория всегда занимала почетное место. Трудно найти художника, который бы не отдал дань иносказательности аллегории, в которой мудрая многозначительность, неразгаданная странность вдруг обретали конкретность в эстетически новом обличье. Среди сказочных и аллегорических работ привлекают внимание "Птица Феникс", "Царица ночи", "Принцесса подводного царства", "Разговор с саранчой", "Карающий город", "Флора". Художник словно одушевляет мифологические образы. Сложные, абстрактные идеи проясняются, становятся зримыми. Но все их в целом объединяет мистическое начало, а в самих характерах образов читается мятежный дух.

Один из натюрмортов, представленных на выставке, непосредственно посвящен оккультным атрибутам - песочные часы, шахматы, стеклянный шар и тут же традиционные покровители этого действа – змея и сова, ставшие в истории культуры символам мудрости. Одним словом, все то, что нужно экстрасенсу, - под рукою. Не достает разве что ясновидящего. Натюрморт решен в лилово-сиреневых тонах, с оттенком холодной отстраненности, соответствующим фиолетовому цвету, как переходному между реальным и потусторонним мирами.

Нередко работы Аркадия Барнабова иллюстративны с точностью до наоборот. К примеру, пастель "Лунатик". Что мы видим: хрупкий мальчик в наполеоновской треуголке уселся на крыше. В этот момент происходит затмение луны. И летучие мыши, как вестники тьмы, устремляются к нему навстречу.

Среди портретных работ выделяются два автопортрета. Вот таким был Аркадий Барнабов, когда ему было пятнадцать, а вот такой в пятьдесят пять! Только огонь в глазах – прежний. Да и может ли художник состояться без этого огня?

Аркадий Барнабов – личность многогранная, открытая к познанию и переосмыслению мировой культуры.

В работе "Швея" ощущается тяготение к тихой камерности малых голландцев.

Портрет Шекспира решен в сюрреалистической манере: вместо губ – глаза, вместо глаз – губы и крылья носа – уши! Только неспроста все это. Говорят, мы слышим (ощущаем) запах, наши глаза – говорят, да и вообще есть третье око.

А вот другая работа – "разговор" с Пикассо. Полотно так и называется "А вы говорили "нет" кубизму". Плывущий по воде раздутый целлофановый пакет в своих супрематических изломах напоминает кубы, переходящие в портрет непредсказуемого создателя "Герники".

И все-таки среди многочисленных реминисцений наиболее гармоничны, на мой взгляд, пастели Аркадия Барнабова, созданные как отклик на шагаловских "Любовников". Эти работы были украшением выставок "Диалог с Шагалом" и вошли в издание "Марк Шагал и Израиль. Жизнь. Наследие. Творчество" (Иерусалим: "Скопус", 2012).
Свое полемическое эссе "Без камуфляжа и змеиной кожи", с которым художник выступил на Первой шагаловской конференции в Иерусалиме ( 2012 г.), Аркадий Барнабов начал оттолкнувшись от слов М.Горького "Солдат должен быть храбр, адвокат - умен, а художник – честен". И далее: "Есть такое понятие - художник. Художником может быть не только живописец, танцор, актер. Это понятие как высокое, так и глубинное. Но есть еще и понятие - художник слова, в котором изографу не так легко выразить себя. Но я всё-таки постараюсь сказать о нем – о художнике, творчество которого не осталось не замеченным в истории искусства. Это - Марк Шагал.<…> Я вижу в нем Человека, одновременно взлетавшего вместе со своими персонажами в небо и углублявшегося в пропасть человеческой души, и этим заслужившего звание ХУДОЖНИК. <…> Он в веках. В нем храм Божий, в котором горит свеча его таланта, та, что и есть частица Бога. Я бы никогда не посоветовал начинающему художнику начинать с Шагала. Но когда он получит академическое образование, и оно к нему "прилипнет" так, что ему захочется "отдышаться" от него… Вот тут самое время вспомнить о Шагале. Он научит не патриотизму, не какой-то национальной идее. Он вас обучит быть свободными изнутри".
Эта внутренняя свобода и духовность пронизывает "Серых" и "Фиолетовых любовников" Аркадия Барнабова.
Стихотворения Аркадия Барнабова не раз публиковались на страницах израильского журнала "Русское литературное эхо". Замечу, что и в поэтичном слове А.Барнабов - художник:


Я Пушкина хочу увидеть в цвете
И рассмотреть как светится строка,
Где словеса играют, словно дети,
А рифма и прекрасна и строга...


Это прослеживается и в его пейзажной лирике:


Рыжий вечер трещит насекомыми.
В жарком воздухе птичий разгул.
Жёлтый месяц пришёл со знакомыми
И в зеркальную гладь заглянул..."


Аркадий Барнабов, выпускник Художественного института имени В.И.Сурикова, родился в Азербайджане, в Баку. Всегда очень любил и продолжает любить свой город. Каспий не мог не волновать живописца. Ему посвящены одни из его первых картин художника: "Эстакада", "На Каспии", "Нефтяные камни".
С особой теплотой и благодарностью художник вспоминает своих учителей: Э.Г.Шахтахтинскую, О.М.Савостюка, А.Б.Якушина, И.Т.Овасапова. Они научили его смотреть и видеть мир нестандартно, замечать невидимое на первый взгляд, самовыражаться в искусстве.

Вести. Нон-Стоп: Культура. Телевидение. Кино. - Израиль, 21 июня, 2013. C.4.

Фоторепортаж  и статья о выставке Аркадия Барнабова http://eholit.ru/photos/album881/

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.