РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

От Золотого кольца к золотому сечению. Марк Шагал и Иерусалим

Конкурсы, творческие вечера, встречи Галина Подольская

Григорий Фирер: живопись, графика, презентация книги-альбома "Марк Шагал и Иерусалим. Путешествие в историю культуры"

12 декабря в 18.00 в Тель-Авиве в Российском культурном центре (Геула, 38) состоится открытие выставки работ Григория Фирера, названная художником "Москва – Израиль. Работы последних лет" и презентация книги-альбома "Марк Шагал и Иерусалим. Путешествие в историю культуры" (Иерусалим, 2013).

"В Иерусалим нельзя прилететь самолетом. В него нельзя спускаться. Это город, в который восходят, оставляя у подножия обломки прежней жизни, чтобы ощущать трехтысячелетний город <…>".(1)

Так случилось и в жизни ныне израильского художника Григория Фирера. В 1992 году Г.Фирер приехал сюда по предложению туристической компании "Трансспутник" – в счет гонорара за выполненный заказ – серию акварелей " По Золотому кольцу Москвы".

Никогда прежде не бывал на Ближнем Востоке. А тут - после Златоглавой – Иерусалим. И он сам - уже немолодой человек, архиработоспособный художник, зрелая личность, Григорий Фирер сразу начал искать точки соприкосновения с ближневосточной столицей. Зрительным впечатлениям нужна была духовная и интеллектуальная подпитка. Даже джентельменский набор туристического маршрута, соединенный с собственными наблюдениями дал художнику впечатления, которые, ворвавшись, прорастасли потом. Камни тысячелетий - они вещают, но высказывается художник. Беглые зарисовки и этюды, сделанные во время поездки, выросли в картины-размышления в России. И это не случайно.

Будучи человеком с двумя высшими образованиями, Г.Фирер привык находить ответы на свои вопросы в истории. Почему во все времена человечество устремлялось к Иерусалиму? Жаждало заполучить хоть клочок этой священной земли? В чем загадка извечного желания Запада вторгнуться в ближневосточную культуру? Откуда эта страсть чувствовать себя своими в Иерусалиме – в своем зодчестве, созвучном собственному образу жизни? Зачем строить дома, не очень подходящие к конкретному климату и топографии? Не оттого ли, чтобы, войдя, не оставить у подножия обломки прежней жизни, а внести с собой и созидать по себе?

В 1998 году художник вновь приезжает в Иерусалим в гости к дочери, проживает в Гило, художественно воссоздавая и другие районы города. "У Иерусалима свой север и свой юг, вытянутые вдоль земного шара. Юг – это Гило, а север – Рамот. Два новеньких, только недавно отстроенных белоснежных полюса, глядящих в противоположныеп стороны культур, мировоззрений, политических пристрастий. <…> Тенистую "аристократическую Рехавию обтекает улица Кинг Джордж – названная в честь короля Георга V, правившего во времена английского мандата. Улица обрывается на "перекрестке мира" так же внезапно, как и власть англичан, и устремляется в глубину еврейских веков, в мир черных лапсердаков, пейсов и париков – в квартал Меа-Шеарим. Вылетевшие с улицы Кинг Джордж автобусы замирают здесь в глубокой депрессии и долго ползут по узким улицам. Но вот они выскакивают из почтенных, столетних объятий и мчат по широкому шоссе мимо сосен на север, к холмам Рамота. Здесь уютная, как в сказках Андерсена, архитектура. Красная черепица, балконы и балкончики, кружево решеток, палисадники и дворики, лесенки и дорожки, полукруглые окна, фонари и цветы, цветы... Вьющие розы сползают на террасы, обвивают балконы. На стриженых лужайках крохотные деревца обвешаны огромными лимонами. С толстых деревянных балок свисают сетки с цветочными горшками. Керамические вазы с кактусами и горшками герани стоят на подоконниках и у дверей домов."(2) Так описывает Иерусалим 1990-х писательница И.Ахтман, словно опираясь на фиреровские рисунки и акварели тех лет. Уравновешенность и гармоничность сродни натуре Григория Фирера. Это те качества, которых, как выяснилось, давно внутренне не хватало художнику в России. Золотое кольцо стало золотым сечением...
С 1999 года – Израиль становится для художника постоянным местом жительства.
Выставки, выставки, выставки в Израиле и за рубежом, дипломы Международного конкурса имени Виктора Попкова ( Москва).

С 2011 года городские пейзажи Григория Фирера начинают складываться в познавательную, просветительскую тему "По местам Шагала в Иерусалиме". При этом меняется стилистика – в том плане, что "крепкий реализм" обретает импрессионистические оттенки.
Весной 2013 года выставки Григория Фирера "По местам Шагала в Иерусалиме" проходили в Иерусалиме в "Доме Качества", в Иерусалимской русской библиотеке, в Иерусалимском общинном доме, в Культурном центре социального жилья "Тальпиот" компании Амигур, в Ашдоде в Культурном центре "Узиэль". Предстоят выставки в Москве: в зале Российской государственной библиотеки искусств, в галерее "Колизей Арт" Натальи Гришиной, в Московской еврейском общинном центре "Марьина роща" и в Центральнром Доме Художника.

О работах Григория Фирера "По местам Шагала в Иерусалиме" можно рассказывать долго, велиречиво. Сам он говорит просто: "Я открыл для себя Иерусалим Шагала: дом рава Кука, в котором он бывал, дом художницы Анны Тихо, где собиралась вся элита того времени, уж, конечно. Приехал поутру. И так их солнце освещало, что еле успевал ловить, как оживали все под солнцем. Потом отправился в Дом художника "Бецалель", где проходила первая выставка Шагала в Израиле, потом к Итальянской синагоге, потом в гостиницу в районе ха-Невиим. Ничего там не изменилось со времен Шагала! И таблички внутри висят обо всех знаменитостях и политических деятелях. Все договоры о мире подписывали там. И восемь раз Шагал останавливался только там и не хотел другого места. А может, еще и потому, что десять минут ходьбы до Дамасских ворот? А потом – Старый город – тот самый, который я столько писал раньше и никак не связывал с Шагалом..."(3)

Израильский художник, выходец из России, первым в живописи и графике воплотил путевой Иерусалим Шагала в красках, внесших ощущение сияния в места, которые уже перестал замечать. И словно звучат слова Мастера из Витебска, сказанные им когда-то в Иерусалиме: "Любовь обитает на этой земле, а там, где есть любовь, там есть величие и совершенство". (4)

"В Иерусалим нельзя прилететь самолетом. В него нельзя спускаться. Это город, в который восходят, оставляя у подножия обломки прежней жизни, чтобы <…> увидеть тени живших здесь людей". (5)

В этот же день на выставке в Российском культурном центре состоится презентация книги-альбома "Марк Шагал и Иерусалим. Путешествие в историю культуры". Иерусалим, 2013, посвященной 65-летию образования государства Израиль ( авторы: Григорий Фирер – живопись, графика, Галина Подольская – концепция, текст).

Выставка открыта до 25 декабря.

• 1, 2, 5 - Ахтман Т. Иерусалим. – В кн.:Три тысячи лет городу Давида. Иерусалим: История и образ города. – Иерусалим, 1995. С.79.
• 3 - Марк Шагал и Израиль. Жизнь.Творчество. Наследие / Под ред. Г.Подольской. Иерусалим, 2012. С.320-321.
• 4 - Марк Шагал об искусстве и культуре / Под ред. Б.Харшава. – М., 2009. С. С. 249.
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.