РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

«ШАПКИ ДОЛОЙ, ГОСПОДА!»

Конкурсы, творческие вечера, встречи Валя Чайковская


3 апреля в зале Яд ле-Баним г. Ришон ле- Циона состоялся концерт Лауреата международных конкурсов, главного дирижёра симфонического оркестра Ашдода и Государственного академического оркестра республики Казахстан Вага Папяна. «Беседы у рояля» - так назывался этот концерт. А его ведущая — израильский музыковед и культуролог, обладатель национальной премии Аргентины «Золотая Чайка» Светлана Левитан, добавила к названию концерта ещё два слова: «... и мастерство, и вдохновение...».
Вечер открыла организатор этого мероприятия, председатель Объединения «Москва» в Израиле Ольга Гельфанд — элегантная, приветливая, открытая.
После её приветственного слова, микрофон был передан в руки ведущей. И уже с первых искренних слов зритель понял, что перед ним стоит человек, влюблённый в музыку всем своим естеством. Обладающая каким-то особым шармом Светлана, рассказывала о Ваге Папяне, о творческом пути известного дирижёра, о его первых шагах и продвижении в мире музыкального искусства.
Аплодисменты приглашения, и на сцене появился сам виновник торжества. Не прозвучало ни слова из его уст, только почтительный поклон. И началось путешествие в таинство музыки, являющейся чем-то несоизмеримо большим, чем может выразить наш язык. Ваг Папян играл «Итальянский концерт» Иоганна Себастьяна Баха.
Люди в зале ещё не верили только что сказанному ведущей о музыканте. Такова природа человека: если о ком-то отзываются очень восторженно — необходимо подтверждение. Так много в последнее время звучит хвалебных речей в адрес того или иного человека искусства. Но все ли они верны???
Под влиянием игры Маэстро, всё обыденное, вначале маленькими шагами, затем быстрее и быстрее уходило, улетало в неизвестность. Была только музыка и внутреннее ощущение свободы и полёта. Прозвучали последние аккорды бессмертного произведения, но слушатели всё ещё как бы находились под влиянием фантастического путешествия. Кто-то ещё бродил по богатейшим залам дворца, где едва слышался тонкий перезвон подвесок в хрустальных люстрах, а кто-то ощущал себя на лоне природы, вслушиваясь в музыку весенних ручейков. Пианист уже покидал сцену, и внезапно, словно проснувшись, на какую-то долю секунды с опозданием, зал взорвался аплодисментами.
Светлана Левитан начала новое повествование о балете Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». О том, каким долгим был его путь на сцену. В своём произведении Прокофьев-новатор использовал «камерность лирических сцен», которые были никак не свойственны балетной музыке. Как впоследствии выразилась знаменитая балерина Галина Уланова, они просто «не привыкли» к такой музыке. Но она рискнула, и станцевала. Да ещё как станцевала!
И вновь за роялем Маэстро. И уже не надо ничего объяснять! Прямо перед глазами образы растут, обретают очертания и краски. Ритмы сменяют друг друга, музыка заполняет всё пространство. А музыкант, словно о чём-то шепчется с клавишами: они передают то напряжение на наивысшей ноте, то легчайшее дуновение ветерка. И в какой-то момент мне показалось, что Ваг раскручивает Время, как рулон тончайшего шёлка, а затем вновь сворачивает его. И всё... Но как он это сделал Маэстро-ювелир? И даже, таящее в себе глубокий смысл, слово «виртуоз», кажется мне таким банальным после дивного завораживающего ощущения, испытываемого сердцем:
Так всходит в небе первая заря,
Вспорхнув из рук безмолвно-тёмной ночи,
Так шёпот губ: "Прости!" у алтаря -
Аккордом высится над действом прочим.

Вздохнул рояль, не веря сам себе,
По залу вдаль пронёсся частый цокот,
И радость нот, наперекор Судьбе,
Уже неслась под чей-то звонкий хохот.
Ваг Папян играл, и была только Её Высочество Музыка, только любовь и чувство счастья. И что нам до того, что эти мелодии счастья не совсем совпадали с общей установкой «Ромео и Джульетты» по шекспировской пьесе? Но так я прочувствовала, так и вылилось моё восприятие в стихотворные строки: радостью, счастливым окончанием.
Когда играл Маэстро, в зале не было слышно ни шороха, ни вздоха. Ни один мобильный телефон не зазвонил. Редчайшее явление! Ни один человек не бросал взгляд на часы!
Я смотрела на пианиста и видела: в этом тайном содружестве с музыкальным инструментом, было задействовано всё: его руки, ноги, мимика лица, благоговейный шёпот губ...
Не дышать! Музыка была везде — во всём и в каждом! Она спасала, топила лёд человеческих обид и непонимания, соединяла и возвышала души!
Минутная тишина после очередного произведения, буквально взорвалась аплодисментами. «Браво!», - неслось со всех сторон! И снова «Браво!», и ещё!
Но вот, рояль заскучал, а волнительный голос ведущей уже уводит слушателей в колдовское царство музыки Фридерика Шопена. Звучат высказывания о знаменитом Шопене других великих людей, в том числе и Листа. Нет, я ничего не записывала, и не помню всего сказанного Светланой Левитан дословно. Но я знаю, что немецкий композитор и критик Роберт Шуман писал о Шопене: «Шапки долой, господа, перед вами гений». А мне подумалось, что эти слова в равной степени могут относиться и к Вагу Папяну — талантливейшему из современных музыкантов.
И на этот раз, возвратившийся на сцену чародей музыки, играл, не менее вдохновенно, но ещё более горячо, мастерски и самозабвенно: баллады, ноктюрны, вальсы Шопена. И казалось, что сама муза Эвтерпа лично явилась с Парнаса и, вдохновлённая игрой своего любимца, писала что-то воздушно-поэтическое на передней крышке рояля.
Подходит к концу моё повествование. После столь потрясающей игры музыканта, которого зал и его гости никак не хотели отпускать, я понимала, что лучше, чем благословенным молитвенным молчанием, наступившим после продолжительных аплодисментов, выразить высоту чувственного восприятия, кажется, невозможно. Ибо нет таких слов в природе, чтобы передать ту радость, которая струилась из глаз буквально каждого посетителя этого концерта!
А слова таки прозвучали! И вечер был завершён благодарственной речью Ольги Гельфанд в адрес Маэстро и ведущей Светланы Левитан, добрыми пожеланиями всем присутствующим, и моим стихотворным, посвящением Вагу Папяну. Вот, его финальные строки:
Ласкал и гладил клавиши артист,
Последний такт, как Небу поцелуи.
Рояль, дрожал... светился Пианист!
Стучало чьё-то сердце: «Аллилуйя!»

ВАЛЕНТИНА ЧАЙКОВСКАЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.