РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Гербарий неисполненных желаний

Поэзия Любовь Левитина - поэт

«ГЕРБАРИЙ НЕИСПОЛНЕННЫХ ЖЕЛАНИЙ»

Сборник Любови Левитиной «Гербарий неисполненных желаний», уже начиная с названия, настраивает на определенный лад. Что такое в нашем понимании гербарий? Коллекция засушенных растений, обычно на листах плотной бумаги. И вот перед читателем действительно коллекция, только не растений, а стихотворений. Как листок к листку, как цветок к цветку складываются они в книгу, которую хочется перебирать, перечитывать, пересматривать… а что же с неисполненными желаниями, да еще и собранными в гербарий? Чтобы понять – надо прочитать, обдумать, переосмыслить, запомнить.


Первый раздел – «О любви» – и в самом деле наполнен мыслями и чувствами, отражение которых вполне можно найти в названии всего сборника. Здесь живет грусть… тихая, светлая и, вместе с тем – звенящая, напряженная. Такая грусть, которую может нарисовать полуразмытыми мазками метафор только Любовь Левитина, балансируя на тонкой грани между безысходностью и надеждой: «В пути бесконечном надежды затоптаны, / в спокойном приюте отпала нужда. / Но песня сливается с узкими тропами, / а женщина ждёт и не может не ждать».


И буквально следующее же стихотворение «Я не думаю о тебе» подхватывает и продолжает эту тему, легко и непринужденно играя поэтическими средствами выразительности – повторами строк в начале и в конце каждой строфы: «Я совсем не думаю о тебе, / даже имя твоё позабуду вскоре, / в память нежно вложила цветы и море, / и совсем не думаю о тебе». Этот повтор «я совсем не думаю о тебе» звучит почти как заклинание, как попытка лирической героини убедить себя в независимости души от того, что кажется лишним. Вот только попытка эта обречена на провал, и заполнить своевольную память не помогут даже цветы и море, а потому вполне предсказуемо, но оттого не менее внезапно звучит заключительное четверостишие: «Я совсем не думаю о тебе, / эти мысли приходят незванно, сами, / синевой, что твоими грустит глазами. / Я всё время думаю о тебе».


Сильное стихотворение, не такое уж длинное, но при этом держащее в напряжении от первой до последней строки, как маленькая повесть с волнующим сюжетом. Таких стихотворений в первой части сборника будет еще много.
Следующий раздел – «Твой поезд» – практически продолжение первого, только образов здесь еще больше, а палитра мыслей и чувств становится еще богаче, уже не ограничиваясь одной только темой любви. Сложно остановиться на каком-то конкретном стихотворении, когда в каждом из них своя история, свой накал страстей. Вот мчится поезд, полный надежд – сначала через цветущие поля, потом цветы сменяются порослью осота, который постепенно уступает место пырею – мелькают наполненные смыслом яркие образы, словно действительно проносится за окнами вагона жизнь. Вот, собственно, и сам гербарий неисполненных желаний: «пылится в заколоченном чулане, а может быть, на старом чердаке», «он дремлет и не ведает пока, что время копит новые страницы, свисая паутиной с потолка». Вот стопка старых черно-белых фотографий, а вот еще что-то неуловимое, что и не передашь в словах, потому что это надо прочитать и прочувствовать самому, а дальше – следующий раздел сборника.


«Посмеяться над собой»… да, автор здесь, и правда, посмеивается над собой, а читатель вполне может найти в этих стихотворениях что-то для себя, и с некоторой долей юмора взглянуть на свою собственную жизнь. Впрочем, в этом разделе стихи скорее философские, нежели, юмористические, но ведь умение смеяться над собой – это ли не высшая философия человеческого бытия?
Меж тем, перед взором читателя предстают все новые листы поэтического гербария, и открывается новая страница – «Зарисовки с натуры». Пожалуй, этому разделу, как никакому другому подошло бы слово «коллекция». Коллекция характеров, и в самом деле, бережно списанная с натуры, уложенная между стихотворными строками, словно между листами альбома: нищенка на площади, плачущий отец больного ребенка, интеллигент в эмиграции и просто девочка, у которой еще вся жизнь впереди – у каждого из них своя судьба, своя история.


И дальше тоже зарисовки, и тоже – с натуры. Только это уже зарисовки из совсем другой жизни, даже, наверное, из немного другого мира, где еще нет израильского зноя, а есть крепкие уральские морозы. Это зарисовки из раздела «Ностальджи», пронзительные, щемящие и невыносимо прекрасные, как почти любые воспоминания о юности: «Холодный воздух чем-то свежим пахнет, / гоняет ветер снежных мотыльков. / Окно открыто, и глаза распахнуты / предчувствию стихов».


Следующий раздел сборника носит название «О городе, природе и погоде». Здесь, и в самом деле, все это есть. Погода, правда, все больше дождливая, а город – отстраненный, чуждый человеческим переживаниям… но не потому, что плохой, а просто в силу своей сущности. У города – тоже своя история: «Назойливый шум колёс, измученная кровать... / Но город не видит слёз, ему глубоко плевать. / Над телом и над душой бесчувственный господин. / Что делать... ведь он большой, нас много, а он один». Гроза ревет и беснуется, рвет провода ЛЭП, погружая город во тьму, но посреди этого безумия иногда все же наступает передышка, а потом осенний дождь и вовсе шепчет проникновенно: «Не грусти, не баюкай печали вчерашние, / видишь, слёзы мои - понарошку, / принимай эти дни как своё настоящее / и меня принимай - я хороший».


Несколько выпадают из общей канвы сборника стихотворения раздела «Фантазии», где можно встретить мечтательных девушек, таинственных оборотней, ангелов и морских дев. Эти произведения, как экзотические цветы, украшают и дополняют общую картину поэтического гербария, который кропотливо собирает автор, а дальше – «Циклы стихов».
Это, наверное, самый страшный раздел сборника, самый болезненный. В первой его части рассказы о пожилых людях, чьи дни уже сочтены. Они не могут сами себя обслуживать, пользуются услугами сиделок, а из того, что осталось у них в этой жизни – лишь воспоминания о прошлом: «Большой фотоснимок на стенке у Берты в спаленке, / там на природе Миша с цветами, а Берта босая. / На фото они молодые, и дети маленькие…» Истории этих персонажей одновременно и очень похожи, и очень разные – у каждого свое прошлое, но уже фактически общее неизбежное будущее, не такое уж отдаленное. Разве что бывшая красавица Ада никак не может смириться со старостью: «Они - старики, а она не такая! / И Ада сиделку домой отпускает, / одна ковыляет на рынок: «Сама я!» / костыль опостылевший крепко сжимая».


Вторая часть раздела посвящена войне, терактам и ракетным обстрелам израильских городов. Сильные стихи, страшные образы… девочка, которая мечтала сделать так много в жизни, а осталась лишь именем на памятнике: «Женой, актрисой, матерью не стала, / но, растворившись в неизбывном зле, / лишь именем на камне пьедестала / осталась на заплаканной земле»; уже привычные к вою сирен и звуку бомбежек люди: «Уже «привыкли» и страха нету, / Одна досада - ну вот, опять. / Что будет дальше - звучит невнятно, / Но мы рубах на груди не рвём. / В подъезд выходим, потом – обратно / В осадном городе, но своём»… нет, пересказать эти стихотворения невозможно. Только прочитать, прочувствовать и – никогда не узнать на собственном опыте…
Следующий раздел сборника – «Эксперименты». На самом деле, когда речь идет о творчестве Любови Левитиной, то говорить о виртуозном владении поэтическим словом, о поэтическом языке автора хочется до бесконечности. В разделе «Эксперименты» собраны необычные стихотворения. Здесь и белый стих, и филигранная игра с рифмой, и тавтограммы, и акростихи, и эхорифмы и многое другое. Но талант автора обращаться со словом виден и во всех других разделах сборника, большинство стихотворений которого не оставят равнодушным даже самого взыскательного читателя.


В разделе же «Эксперименты» даже немного теряешь, так здесь всего много, и все такое «вкусное» для слуха, приятное для прочтения. Так и хочется покатать на языке, прочитать не единожды строки из стихотворения «Свеча»: «Сомлела свеча - / сама себе суд, / смочила слезой / стеклянный сосуд, / согрела сосуд, / слезинки соча, / свершила свой суд - /сгорела свеча»; или прислушаться к эху рифмы в стихотворении «Путь к сердцу мужчины»: «Сегодня тебе наварила борща я, / прощая. / А где-то тебя ожидает другая, / ругая, / стремясь то к любовным утехам с тобою, / то к бою».


Сборник «Гербарий неисполненных желаний» завершается тремя разделами: «Шутки ради», «Подражания» и «Пародии». Все они сдобрены изрядной долей жизненного, а также литературного юмора и прекрасно завершают коллекцию, собранную автором.
В этом сборнике много стихотворений и много разделов, часть из них перекликается и пересекается, другие же наоборот ярко выделяются на общем фоне по своим сюжетам и образам. И это хорошо, потому что, читая сборник «Гербарий неисполненных желаний» можно и задуматься над философией жизни, и улыбнуться, и взгрустнуть, а значит – найти для себя на каждый день и под любое настроение нечто, что поможет чуть иначе взглянуть на окружающий мир и, возможно, открыть в нем для себя что-то новое.
Евгения Романова,
литературовед, кандидат филологических наук,
член Санкт-Петербургского городского Союза писателей

 

«ГЕРБАРИЙ НЕИСПОЛНЕННЫХ ЖЕЛАНИЙ»
Стихотворения Любови Левитиной – это всегда маленькое волшебство, волшебство поэтического слова. Произведения из сборника «Гербарий неисполненных желаний» не стали исключением. Калейдоскоп ярких образов, мыслей и чувств, который можно найти в этой книге, отвечает вкусам самых разных читателей, каждый из которых может найти в этой книге что-то свое.


Хочется жизненной философии, чтобы попытаться разобраться в вопросах собственного бытия? В разделах сборника «О любви», «Твой поезд», «Посмеяться над собой», «О городе, природе и погоде» найдется над чем подумать, и что примерить на себя, а после прочтения, возможно, переосмыслить что-то в собственной жизни. Разве не заставят, например, задуматься строки из стихотворения «Бессонница»: «Не влечёт небосвод немой, / блеклых звёзд проступают пятна. / Просто тянет к себе домой, / только где это – непонятно». И тут же, несмотря ни на что, вполне жизнеутверждающе звучат заключительные строки стихотворения «У камина. Те же и кошка»: «Греет бока / кошка, освоившая кровать. / Живы пока, / значит, не думаем умирать».


Захотелось улыбнуться или даже посмеяться? Открываем разделы «Шутки ради», «Подражания» или «Пародии»! Здесь тоже есть над чем подумать, и легкий философский налет присутствует в обязательном порядке, но все чуть проще, чуть легче. И каждое слово – заставляет искренне и легко улыбнуться.


Задумался о юности или, возможно, наоборот, о старости? Или, может быть, о том, что происходит в мире вокруг? Есть у Любови Левитиной в сборнике «Гербарий неисполненных желаний» стихотворения и на эту тему в разделах «Зарисовки с натуры», «Ностальджи» и «Циклы стихов», хотя последний – не для праздного чтения в силу специфики своих сюжетов и образов.
Стихи Любови Левитиной – это не просто стихи, они сродни музыке, настолько каждая строка переполнена своей внутренней мелодикой. Не последнюю роль играет в этом и умение автора обращаться с художественными средствами и поэтическим словом, а в сборнике «Гербарий неисполненных желаний» любители творческих экспериментов найдут целый раздел, который так и называется – «Эксперименты». В этом разделе чего только нет, от акростихов до эхорифм, а после его прочтения так и хочется самому попробовать написать что-то этакое, отличное от привычных ямбов и хореев, настолько захватывает и, более того – затягивает виртуозное поэтическое плетение, созданное автором. Только вчитайтесь, разве это не здорово звучит: «Дождь не смолкает назойливый. / Беситесь вместе с грозой ли вы? / Или притихнете, мол, ни-ни, / Грома боитесь и молнии».


Если же кому-то вдруг захочется отвлечься от реального мира и погрузиться в мир фантазий, то и они найдутся у Любови Левитиной: от задумчивых и опасных оборотней до мечтательных и романтичных морских дев. Многие женщины и девушки вполне могут узнать себя в образе красавицы Мэри, у которой, вроде бы, есть все, но все же чего-то как будто не хватает: «На улице ночью морозно, / а Мэри стоит на балконе / и ловит горячие звёзды, / в открытые настежь ладони».
В книге «Гербарий неисполненных желаний» есть стихотворения на любой день и под любое настроение, а сама книга – прекрасный подарок для всех ценителей хорошей поэзии.
Евгения Романова

литературовед, кандидат филологических наук,

член Санкт-Петербургского городского Союза писателей

Книгу можно купить по ссылкам:

http://www.ozon.ru/context/detail/id/136250169/

http://mybook.ru/author/lyubov-levitina/gerbarij-neispolnennyh-zhelanij/

http://www.litres.ru/lubov-haimovna-levitina/gerbariy-neispolnennyh-zhelaniy/

 

 

 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.