РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Говори, говори, Давид!

Ефим Златкин

 

Давид Таубкин не был на войне: в сорок первом году ему исполнилось всего девять лет. Но война для него не прекращается и сегодня. Один из немногих выживших узников Минского гетто, заместитель председателя Всеизраильской ассоциации «Уцелевшие в концлагерях и гетто», он рассказывает о пережитом в книгах, в музее Яд Ва-Шем, в посольстве государства Беларусь в Израиле, на своем сайте, который ведет и редактирует.


А кто еще расскажет? Многие погибли: одни во время карательных акций, вторые - в партизанских отрядах, третьи пропали без вести. А Давиду повезло: остался жив! Физически, но сердце болит и душа ноет за маму, сожженную в печах концлагеря Тростянец, за сестру, сгинувшую в партизанском отряде, за тысячи евреев, которые остались навечно за колючей проволокой.
Я ехал на встречу не столько конкретно к Давиду Таубкину, сколько к Свидетелю Истории? Не верилось, что вот-вот увижу человека, который пережил не один кровавый погром в Минском гетто. Уже в августе сорок первого года здесь убили 5000 евреев, в ноябре - 10.000, во время трех последующих облав - второй раз в ноябре сорок первого, в январе и марте сорок второго - в общей сложности еще 40. 000 человек.


А Давид выжил? Это судьба? Счастливый случай?
На эти вопросы у него нет ответа, но помнит все очень хорошо.
- Обычно о предстоящих погромах мы знали заранее, - вспоминает Давид, - или проговаривался кто-то из полицейских, или начинали ходить слухи. А вот второго марта сорок второго года ничего плохого не предвещало. Утро было чистое, солнечное. И вдруг в его тишину ворвались громкие выстрелы. Мы бросились к «малине» - так называлось укрытие, подняв доску на кухне. Небольшое пространство между полом и землей было нашим спасительным убежищем. Я заполз в самый уголок, рядом втиснулась моя сестра Лида, кто-то еще, а наверху уже загремели выстрелы, послышался топот ног.
- Помните все, как сейчас?
- Помню! Мне и сейчас стало вдруг холодно, как тогда. Мы боялись пошевельнуться. Наконец, когда стали задыхаться, нам подняли половицу. Дом полон крови, трупы в комнате и на улице. И… моя живая мама. У нее был документ, что она переводчица гетто, поэтому ее не тронули.
- Почему все не спрятались?
- Все и не прятались никогда. Кто-то был должен остаться наверху, закрыть укрытие доской, положить наверх половичок, чтобы не было заметно. Иначе полицейские могли бы перевернуть весь дом и найти детей.
- Взрослые шли на смерть сознательно?
- Шли по очереди. Вначале бабушки и дедушки, потом родители. Каратели расстреливали или выгоняли в колонны обреченных, кого находили, и уходили дальше.
- А дети?
- Дети прятались дальше.
- Это удавалось многим?
- Не всем!
- Понимали, что тоже обречены?
- Понимали! Мы были маленькими, мудрыми стариками, знающими все.
- Что вы чувствовали?
- Страх и смерть на пороге. Не покидал голод, холод. Первая зима была очень страшной и холодной. Все время искали, что поесть и где спрятаться.
- Несмотря ни на что хотели выжить?
- Очень хотели!
- Даже во время карательных акций?
- Во время них мы будто играли в прятки с немцами и полицейскими: кто кого перехитрит? Или они быстрее заскочат в наш дом, или мы раньше спрячемся в своей «малине».
- Вы всегда успевали?
- Не успел бы хоть один раз, сейчас бы с тобой не разговаривал.
- Как вы спаслись?
- Я бежал из гетто…
- Как это было?
- В конце июля сорок второго года немцы уничтожили более 30.000 евреев. Такого количества жертв в гетто еще не было. Видя, что вокруг нас сужается кольцо и не остается никаких шансов на спасение, моя мама, Розалия Михайловна, решила переправить меня в русский район.
- Вы понимали, что вас могли расстрелять во время бегства из гетто?
- И без этого могли расстрелять, дети в гетто рано становились взрослыми. Я видел сотни смертей, горы крови. Риск стал привычным делом: год жизни в гетто - это несколько жизней в обычных условиях.
- Было легко выйти из гетто?
- Не всегда. Стреляли без предупреждения. Но, если кто-то поднимал проволоку, можно было быстро проскользнуть в отверстие. Трудности начинались потом: если не знали к кому идти – или верная смерть, или приходилось возвращаться обратно. Я не однажды выходил в русский район обменять что-то на продукты. Так что опыт побега через проволоку у меня был. Я хорошо разговаривал на русском языке, мое лицо не было типично еврейским.
- Не привлекали внимания?
- Не привлекал! Вот и в тот раз моя сестра Лида подняла колючую проволоку, я быстро перелез через нее. Заскочил в соседний дом, как делал уже не один раз и вышел с его двора, как будто здесь жил.
- Вы знали куда идти?
- Знал! За считанные минуты добрался до детской больницы. Ее заведующая Елена Ивановна Николаева меня уже ждала.
- Запомни, - сказала она мне твердо, - ты не еврей Давид Таубкин, ты белорус - Виктор Савицкий! Днем и ночью помни это!
- В детской больнице так легко спрятали еврейского ребенка?
- Я стал белорусом Виктором Савицким. Мои родители мне не делали обрезание, и это обстоятельство мне спасло жизнь.
- А как было с теми мальчиками, у которых оно было?
- Их не могли спрятать, как меня.
- Они погибли?
- Да-а…
- Не было опасно оставаться в больнице? Сестры, нянечки могли донести?
- Могли! Кое-кто начал догадываться. Добрые люди меня переправили в русский детский дом. Его директор Вера Леонардовна Спарнинг - редчайший души человек, спасала не только меня, но и других еврейских ребятишек. Как потом выяснилось, из 120 человек, не менее 25 были из гетто.
- Вас спасали не евреи?
- А кто еще мог? Евреи уходили в леса, создавали партизанские отряды, воевали. Не всех могли вытащить из гетто. У каждого была своя судьба. У меня, видимо, такая, что могли помочь белорусы, русские, немка Вера Леонардовна.
- Но большинство были равнодушными?
- Все началось с того, что первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии Пономаренко через пару дней после начала войны удрал из Минска, бросив на произвол судьбы всех белорусов, а евреев - на верную смерть.
…Я мысленно представляю себя на месте моей бабушки Сары, которую вместе с детьми и другими евреями расстреляли в городе Климовичи. Куда бежать? В ушах еще стоит бравая музыка, губы шепчут: «…От тайги до британских морей Красная армия всех сильней».
- Может, это ее такой маневр? Заманить врага в глубь страны, а потом так ударить? Но уже повсеместно – во всех городках и местечках евреев отделяют от местного населения, сгоняют в гетто. Бежать в спасительный лес? Чувствую на себе сотни глаз: одни люди проходят мимо, другие спешат в полицейский участок. Еще бы, какая удача! Доносчику дадут целый килограмм соли! Но представим, что повезло! Днем прятался в сене, а ночью добирался в лес, который кишит всякими бандами. Но снова удача: нашел партизан! Но без оружия в отряд не принимают. И снова везение: после трех дней поисков нашел немецкий автомат! Такой шанс выпадал немногим. Но даже он не гарантирует жизнь: из Центрального штаба партизанского движения за подписью того же Пономаренко пришел приказ: «… евреев в отряды не брать». В расшифровке: евреи – предатели и провокаторы.
Поэтому, если и были случаи спасения, то только благодаря отдельным благородным и отважным людям, а не какой-то общей государственной политике. Поэтому Давид на всю жизнь запомнил имена своих спасителей. Более того, он добился, чтобы Израиль признал их Праведниками. Но это будет еще через десятилетия.
- Как жилось в детдоме? - спрашиваю дальше.
- Я был все время начеку. Когда немцы в детдоме искали евреев, меня срочно переводили в детскую больницу или укладывали в палату для тяжелобольных.
- Не хотелось поиграть в детские игры, ребенок ведь и в гетто оставался ребенком?
- Однажды я так заигрался со своими белорусскими сверстниками, что даже забыл об опасности. Вместе с ним побежал в центр Минска, когда услышал громкие фашистские марши. Потом уже узнал, что на платформе, укрытой немецкими флагами со свастикой был гроб самого гауляйтера Беларуси Вильгельма Кубе.
- Получили тогда нагоняй в детдоме за «самоволку»?
- Еще какой! Могли обратить внимание, как-то узнать. Но все обошлось. Я ведь и до этого не сидел в каком-то подземелье: часто выходил вместе с детдомовскими ребятами в город. Мы покупали немецкие газеты, обменивали их на продукты возле эшелонов, чистили солдатам обувь. Голод – не тетка…
- Не боялись выдать себя?
- В девять дет я был, как взрослый: контролировал каждый свой шаг, каждое слово. В семье мы разговаривали на русском языке. Поэтому во сне я не мог проговориться на идиш и выдать себя. Когда было очень трудно и, казалось, уже все-все, читал ночами книги. Вспоминал довоенную жизнь, мечтал увидеть своих родных, дожить до конца войны. Это помогало! Однажды я увидел группу евреев, которые разбирали развалины. Среди них была моя сестра Лида. Я бросился к ней, сестра заплакала, когда зашел разговор о маме. И я понял, что ее уже больше нет.
- Что с Лидой сталось потом?
- Говорили, что девушка, похожая на мою сестру, погибла в партизанском отряде. Маму схватили, как члена подпольной группы в гетто. Ее допрашивал бывший ученик, он же и отправил маму в печи концлагеря. Я до конца войны жил под чужим именем.
- А что было дальше?
- Вернулся с фронта отец Арон Давидович.
- И вы уже не чувствовали себя одиноким?
- Да, но я был очень привязан к маме, мне ее не хватало. Она меня спасла, помогала многим евреям гетто, о себе думала меньше.
- А если бы думала больше?
- Могла уйти в партизанский отряд, мама была среди тех людей, которые готовили группы.
- Я думаю, Розалия Михайловна вначале хотела спасти самого беззащитного из всей семьи - вас!
- Это я тоже понимал, поэтому плакал в последнюю ночь, не хотел расставаться с мамой, сестрой, как чувствовал, что расстаюсь с ними навсегда.
- Ваше ощущение, после того, как Минск освободили, вернулся отец, все изменилось, не нужно больше прятаться? Вам хотелось от радости смеяться, танцевать!
- Я не хотел жить!
- В двенадцать лет?
- Столько было по паспорту! Но мне казалось, что я прожил уже не одну жизнь. Довоенный цветущий Минск - это одна жизнь. Переезд в гетто - вторая, жизнь в гетто - третья, побег - четвертая, жизнь под чужим именем - пятая, ежедневные ощущения, что схватят, выдадут, расстреляют - шестая…
- И так без конца?
- Без конца!
- Детская среда - непростая! Любой паренек из детского дома мог догадаться и выдать вас за вознаграждение?
- Конечно, мог, но Бог меня берег…
- Вы видели Минск до войны, видели его развалины и восстановление. Известно, что немцы отстраивали Минск после войны. Какими глазами вы, ребенок, бежавший из гетто, смотрели на них?
- Как на врагов! Хотя их участь была нелегкой, и они находились за такой же колючей проволокой, как раньше евреи, но на немцев не устраивали карательные акции, их не сжигали в печах. Я смотрел на них - оборванных, голодных и понимал, что зло возвращается только злом.
- А добро?
- Добром! Поэтому нужно жить дальше, делать добро за тех, кто не дожил, рассказывать о них, сохранять память.
- С чего вы начали?
- Взяв у отца старенький фотоаппарат, я пошел в прежний район гетто, чтобы сфотографировать его улицы, дома,
- Вы уже тогда, в двенадцать лет, понимали, что это важнее всего?
- Прожив три года в оккупационном Минске, видя много смертей, я хотел кричать на весь мир, бить в самый мощный колокол: «Люди, смотрите, что эти изверги сделали с моим народом…»
- Но вас бы не услышали…
- Не услышали! История Минского гетто десятилетиями была закрыта. Советские власти даже не давали почтить память погибших возле Черного обелиска, который сами евреи и установили.
- Гетто не только погибало, но и воевало!
- Еще как! Сегодня это уже признанный факт! Открывшиеся документы свидетельствуют о героизме евреев Минского гетто.
- Сегодня и ваши фотографии стали документальным подтверждением, историческим фактом, частичкой уничтоженной жизни.
- Никто не знает, как аукнется эхо - так говорят. Но, видимо, в сорок четвертом году, когда фотографировал улицы гетто, я получил послание Свыше заниматься тем делом, которому отдаю себя все последние годы.
- Вы имеете в виду работу с бывшими узниками гетто?
- Да! Я долгие годы шел к ней! После войны была учеба в школе, потом в военном училище, позже - в институте гражданской авиации. Переехал в Москву, женился, родился сын. На фоне жизни среднего советского человека я был устроен намного лучше. Работал ведущим конструктором научно-исследовательского института по разработке радиолокационной аппаратуры. Как многие, верил в нужность того, что делаю.
- А потом открылись глаза?
- Открылись, и я не захотел больше ни дня оставаться в Советском Союзе.
- Я работал в обычной газете, не владел никакой секретной информацией и не мог выехать. Несколько лет ждал вызова.
- А я вообще был не выездным!
- И тогда вы совершили побег?
- И тогда я совершил побег!
- Как из гетто?
- В каком-то смысле Советский Союз можно сравнить с гетто: не выехать, не въехать…
- Только не было колючей проволоки?
- И проволока была! На границе! Я начал продумывать пути побега.
- Как в детективном романе?
- Почище! Я уволился со своего секретного предприятия, стал работать в еврейских общественных организациях.
- Это было началом вашего плана?
- Да! Когда готовилась группа для участия в работе еврейского международного конгресса в Тель-Авиве, меня в нее записали.
- Вы – общественник, что не вызвало подозрений. Ваша деятельность на оборонном предприятии отошла как-то на второй план?
- Да! Я был такой же, как все! Списки участников утверждали не в КГБ, как обычно, а в Министерстве иностранных дел.
- Вам повезло?
- Еще как!
- И вас просмотрели?
- Просто прошляпили.
- Это тоже входило план побега.
- Дипломаты не чекисты. Я рассчитывал на то, что они не будут такими дотошными. Из Москвы я решил вначале улететь в Прибалтику, а оттуда - в Польшу. Это было в 1989 году, когда еще не было дипломатических отношений между Советским Союзом и Израилем.
- Время холодной войны?
- Может, и не холодной, но только не теплых отношений. Я сидел в самолете, дрожа не меньше чем, когда проскальзывал через колючую проволоку в гетто. Чекисты могли зайти в любую минуту, схватить и отправить меня под конвоем обратно. Мне же запрещено было покидать пределы СССР.
- Самолет поднимается в воздух?..
- И приземляется в Варшаве, где я на всех парах мчусь в израильское посольство…
- А в это время?
- А в это время сотрудники КГБ звонят домой, в аэропорты, но я уже был по дороге в Израиль, где нужно было начинать еще одну жизнь.
- Какую уже по счету?
- Я сбился со счета. Вначале устроился рабочим на заводе металлоизделий, потом – на древесной фабрике.
- Было трудно?
- Мне? После того, как я прошел гетто? Я что, чистоплюй какой? Через семь лет нашел работу по специальности. Через какое-то время моя компания переезжает в Америку, и меня хотят забрать с собой.
- Американская мечта! Была так рядом! И вы ее упустили?
- Я отказался.
- Иначе ваш рассказ о бегстве из гетто и из СССР стал бы красивой сказкой?
- Я об этом меньше думал! Израиль - это моя страна, и я не мог ее предать!
- Даже, если бы вам обещали золотые горы?
- А мне их и обещали! Руководству компании было удобнее и дешевле взять с собой опытного специалиста, чем искать на месте. Короче, я остался, нашел работу по специальности. За это время построил дом, в котором живу вместе с женой и семьей сына. Пришло время пенсии.
- И наступил самый главный период в вашей жизни.
- Да! Бить в колокол! Рассказывать о том, что пережили евреи Минского гетто, чтобы знали и помнили.
У Давида растет внук. Он в таком же возрасте, каким был Давид в то время, когда убежал из гетто.
- Если бы нужно было опять все повторить и пройти сначала ради того, чтобы у вас был сын, внук, вы бы согласились?
- Не раздумывая! Их жизнь - продолжение жизни уничтоженных.

Израильское солнце даже зимой парит,
А в Беларуси такие белые снега.
Говори, говори, Давид!
О тех, кто не успел сбежать!

Моего отца тоже звали Давид,
Его семья не вернулась из гетто.
На войне мой отец был изранен.
Но больше всех ран болело его сердце.

Я и сейчас слышу его ночные стоны,
Его дикие крики: «Ма-ма»!
Ты думаешь, я о них сейчас вспомнил?
Я их никогда не забываю!

А ты, говори, говори, Давид!
Пока живешь, бей в набат!
Рассказывай, пока не устанешь,
О судьбах, не вернувшихся из гетто ребят.


Телефон Давида Таубкина для бывших узников гетто, их семей и для тех, кто хочет связаться с ним: 0506860954
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.