Как-то раз, в разговоре с приятелем, описывая своё отрочество и наши с папой беседы, я услышал от него (приятеля) примерно такое суждение - как тебе повезло с отцом, мне пришлось самому открывать для себя законы жизни.
До того я особо не задумывался об отцовской роли в воспитании детей. Мне казалось, что все отцы передают свой жизненный опыт и свои убеждения сыновьям. После того разговора я понял, как мне повезло.
В детстве папа окружил меня книгами, сеющими семена добра в душу ребёнка, и всякий раз, когда я, изнывая от скуки, шёл к папе и спрашивал - чем мне заняться, он подводил меня к книжной полке и выбирал мне книгу.
Всё моё отрочество папа воспитывал меня в буквальном смысле слова - сажая перед собой и заводя разговор о том, как надо жить, что в жизни важно и что второстепенно, какие видимые и невидимые опасности подстерегают человека в житейском море.
Честность, справедливость, дружелюбие, терпение, трудолюбие, воля, скромность, стойкость, любовь к жизни, целомудрие, бескорыстие, верность - такие ориентиры обрисовал мне папа в тех беседах.
Он хотел, чтобы я придавал меньше значения внешнему и больше внутреннему миру человека; чтобы я жил не для себя только, а в первую очередь на благо других людей; чтобы, когда придёт время, у меня хватило стойкости характера устоять против соблазнов, уводящих человека с достойного пути.
Всё это, конечно, не прошло бесследно, и хотя не все свои убеждения я получил от папы, но вектор, направление жизненной позиции я получил от него. И поэтому, не преувеличивая, могу называть его в поминальной молитве - ави, мори (отец мой и учитель).
Все мы гости в этом мире, и наш путь продолжается, после того, как мы покидаем его. Для меня уход папы - это не расставание навеки, а лишь долгая разлука.