НА КОЛЛОКВИУМЕ С ГРИГОРИЕМ ОКУНЕМ
ПИСАТЕЛИ В РЕДАКЦИИ «РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЭХА»
О ПРИРОДЕ КОНФЛИКТА (КОЛЛИЗИИ) В ЖИЗНИ И В ИСКУССТВЕ
Римма Ульчина, член Союза Писателей Израиля
Слово конфликт происходит от латинского conflictus – cтолкновение. С точки зрения житейских и психологически жизненных представлений конфликт- столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или группы людей связанных с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.
Обычно выделяются следующие виды конфликта –
1. Внутриличностный конфликт – столкновение равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов и влечений у одного и того же человека.
2. Межличностный конфликт – ситуация взаимодействия людей, при которой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конкурирующих сторон.
3. .Межгрупповой конфликт, где в качестве конфликтующих сторон выступают группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу.
В науке изучается новая классификация конфликта, включающая три основных типа:
1. Состояние человека, при котором ему приходится выбирать одну из двух в равной степени привлекательных альтернатив.
2. Одна и та же цель для выбирающего ее индивида является в одинаковой мере и привлекательной и непривлекательной, вызывает как положительные, так и отрицательные эмоции.
Такой конфликт называют амбивалентным-
3. Здесь индивид вынужден выбирать одну из двух в равной степени непривлекательных альтернатив .
Что касается межличностных конфликтов, то здесь представлены две концепции: мотивационная и когнитивная. В первой из них конфликт определяется как осознанная несовместимость намерений и интересов индивидов, причем ставится акцент на роли субъективных факторов в возникновении конфликта. Когнитивная концепция усматривает основы конфликта в несовместимости знаний, представлений познавательных стратегий у противоборствующих сил.
Слово – понятие «Коллизия» происходит от латинского collision – столкновение, шире – противоборство между характерами и обстоятельствами, либо внутри характера, лежащее в основе действия литературного произведения.
Термин «Конфликт» близок термину «коллизия», они нередко взаимозаменяют друг друга. Однако понятие Коллизия имеет более узкое значение: чаще оно употребляется, когда коллизия приобретает острый и открытый характер. Поэтому термин «Конфликт» обычно используют применительно к драматическим произведениям, где столкновения героев выступают с особенной очевидностью.
В эпосе, драме, романе, новелле Коллизия составляет ядро темы, а разрешение конфликта предстает как определенный момент художественной идеи. В лирике Коллизия составляет основу не действия в собственном смысле, а движения переживаний. Художественная Коллизия – это столкновение и противоречие между цельными человеческими индивидуальностями. Индивидуальная Коллизия глубоко коренится в целостном содержании эпохи.
Противоречие между характерами и обстоятельствами вынуждают героев к поступкам, приводит в движение их мысль и чувства. Произведение открывается «Ситуацией» - таким соотношением характеров и обстоятельств, которые не имеют дальнейших последствий. Ситуации не представляют собой стимулов, побуждающих к действию. Но затем ситуация переживает «раздвоение» и вследствие этого становится коллизией, ведущей к реакциям. Выступая как источник и стимул действия , Коллизия определяет развитие фабулы и движение сюжета. В каждом повороте и сдвиге сюжета можно прощупать воздействие общей Коллизии произведения. На протяжении действия она может обостряться или, наоборот, ослабевать; в финале Коллизия так или иначе разрешается. Это, отнюдь, не означает, что все противоречия сглаживаются, примиряются и наступает гармония (это бывает, например, в комедиях). Очень часто Коллизия разрешается в гибели одного или даже всех столкнувшихся в ней героев (например, в «Гамлете», «Идиоте»); такое «разрешение» Коллизии означает скорее ее неразрешимость.
Можно, пожалуй, сказать, что Коллизия – ключ сюжета.
Анализ произведения – метод литературоведения, предполагающий переход от стихийно-целостного, непосредственного восприятия литературного произведения к мыслительному вычленению отдельных его уровней и частей.
Традиционно в произведении выделяется его тема, проблема, идея художественная, конфликт ( коллизия), черты рода литературного, вида литературного и жанра, образы ( характеры и обстоятельства, выразительные и изобразительные детали), элементы композиции и сюжета, метра и ритма, средства речи художественной и т.д.
Ко всему этому следует прибавить толкование смысла произведения. Многозначность художественного образа требует неограниченного множества толкований. Интерпретация – функциональный компонент самого образа, его структуры. Каждая интерпретация представляет собой момент духовного общения критика или даже читателя с автором, диалог их миропониманий. Известны резко-контрастные интерпретации Гамлета у Гете, Шлегеля, Белинского, Тургенева, Ницше, Фрейда. Шекспировский Гамлет в разных исторических условиях и мировоззренческих системах интерпретировался как образ усталого скептика и воинствующего гуманиста, бесплодного мечтателя и страстного борца, эгоиста-индивидуалиста и самоотверженного правдоискателя, «бледного меланхолика» и « тучного флегматика», безумца – маньяка и безвольного интеллектуала, фаталиста, влюбленного в рок, и экзистенциалиста – «любовника свободы», «посланца смерти» и невротика, наделенного «Эдиповым комплексом»…
Все эти компоненты мы намерены осветить в последующих статьях журнальных разделов «Литературоведение» и « Литературная критика».
Но вернемся к проблеме конфликта. Провозгласив устами Гамлета задачу театра – « держать зеркало перед природой», Шекспир, однако, в конфликте между Гамлетом и Клавдием, Отелло и Яго, Лиром и его старшими дочерьми дает недвусмысленный ответ на чьей он стороне.
Так, «Гамлет» - трагедия интеллектуальная; « Отелло» - трагедия страсти и т.д. Разные человеческие типы, воплощенные в образах героев, различные конфликты ( личные, семейные, государственно-политические) выражают горестное сознание неразрешимости противоречий, с неизбежностью ведущих к гибели и правых и виноватых.
Но в трагедиях Шекспиру чуждо морализаторство. Стремясь к жизненной правде, он избирает тотально трагические для всех участников конфликты, чтобы потрясти зрелищем всеобщих бедствий ( «Тит Андроник», «Король Лир», «Гамлет»). В процессе нагнетания противоречий, конфликтов, несчастий герои сознают всю сложность жизни, не сводимой ни к каким доктринам. Познание реальности сопряжено для них со страданием и является трагическим познанием. Для героев трагедии Шекспира драматический конфликт оказывается причиной, ведущей их к самопознанию. Это происходит уже с юным Ромео и Джульеттой, но в большей степени с Брутом, Гамлетом, Макбетом. Для других героев характерно, что они находятся во власти заблуждения ( Отелло, Лир) и прояснение их сознания приобретает трагический и катастрофический характер, ибо, действуя под влиянием ошибочных представлений, они совершают роковые ошибки, делающие неизбежными страдания и гибель.
Главной коллизией творчества Шиллера, например, становится столкновение просветительского идеала свободного мироустройства с жестокой действительностью. В поздних трагедиях Шиллера идейный конфликт развертывается на материале переломных эпох. Он призван раскрыть трагизм человека в его столкновении с объективной необходимостью. Коллизия эта нигде не дана в чистом виде и обычно осложнена другими социально – политическими и этико - психологическими конфликтами и проблемами. Но как коллизия философская она определяет весь строй трагедий Шиллера ( Иоганн Кристоф Фридрих).
Экспозиция – исходная часть сюжета литературного произведения, ситуация, логически и хронологически непосредственно предшествующая завязке, началу основного действия, конфликта. Сама по себе экспозиция не вызывает основного действия, конфликта, однако предопределяет характер и направление главных событий. Так, в романе И. С Тургенева
« Дворянское гнездо», знакомя читателя с действующими лицами до завязки, писатель, по сути дела, обнажает основной конфликт, который развертывается после первых встреч Лаврецкого, Лизы и других персонажей.
Нередко писатель обращается к эпиграфу-надписи, представляемой автором перед текстом сочинения или его части и представляющей собой цитату из общего текста. В афористически краткой форме надпись-цитата, как правило, выражает основную коллизию, тему, идею или настроение предваряемого произведения, способствуя его восприятию читателем. Например, эпиграфом к «Капитанской дочке» А.С. Пушкина взята пословица «Береги честь смолоду»; эпиграф к «Анне Карениной» Л.Н. Толстого – из Библии : « Мне отмщение и Аз воздам» Н.В. Гоголь снабдил комедию «Ревизор» эпиграфом: « На зеркало неча пенять, коли рожа крива» - народная пословица.
Судьба эпических характеров парадоксальным образом становится одним из источников трагических коллизий в хрониках и трагедиях У. Шекспира. А «Дон Кихот» М. Сервантеса выражает самую невозможность героического эпического действия и эпического изображения мира.
В романе мы сталкиваемся с конфликтом личности и общества, с несовместимостью идеалов и «прозы» чистоганам. Романисты часто используют опыт драмы в изображении конфликтных коллизий. Вершиной в этом смысле являются романы - трагедии Ф.М. Достоевского.
Рассмотрим сюжетные эпизоды ссоры – конфликта и дуэли Онегина и Ленского (Евгений Онегин» А.С. Пушкина). Они ( сюжетные эпизоды) раскрывают эгоцентризм Онегина и выражающих его нравственное осуждение автором. Важно не только то, что Онегин возмутил Ленского ухаживанием за Ольгой, принял его вызов и застрелил его на поединке. Важны все подробности действий Онегина, - то, что он опоздал на дуэль, что, пренебрегая обязанностью найти достойного секунданта, он привез с собой лакея и что он не сделал попытки к примирению, не выстрелил в сторону, но с холодным расчетом, метя юноше в сердце, сделал выстрел первым. Все это «выбрано» Пушкиным из множества других возможностей поведения героев, чтобы выделить в его характере важнейшую для поэта сторону, чтобы резче выразить ее осуждение.
А теперь поговорим о сюжете. Сами факты событий, их ход и исход предельно содержательны, концептуальны и главенствуют в составе всего действия, «движения» произведения.
Сюжет оформляет собой все действие произведения и прежде всего -связи, взаимоотношения и противоречия характеров между собой и с обстоятельствами, - иначе говоря, конфликт или коллизию, произведения. По своей глубокой сущности сюжет есть движущаяся коллизия.
В содержательно-формальной структуре произведения сюжет занимает срединное место: с одной стороны, в нем реализуются, опредмечиваются конкретно-исторические типы художественных коллизий, определенное соотношение характеров и обстоятельств, с другой стороны, сама цель движения, составляющая содержание, оформляется, получает материальное воплощение в художественной речи, в последовательности фраз.
Драматический жанр основан на трагической коллизии героических персонажей, трагическом ее исходе. Трагедия представляет события жестокой, мрачной, печальной действительности, изображает страшное узнавание, внезапные переходы от счастья к несчастью, падение высоких идеалов и гибель героев.
Трагическое не допускает какого-либо возвышения героя над конфликтом, примирение или разрешение его в какой-то иной сфере.
Основные проблемы нашего времени связаны с влиянием научно-технического прогресса на судьбу человека; обычно они имеют глобальный и даже «космический» характер. Их более эффективно решают приемами научной фантастики. Она свободно оперируя понятиями пространства и времени, произвольно меняет соотношения и пропорции явлений, чтобы ярче выделить, заострить ведущий реальный конфликт ( «Трудно быть Богом» Стругацких.
Характер конфликта в пьесе «Гроза» (1859), например, создает образец высокой трагедии. Все в этой драме овеяно дыханием сжигающей страсти, все полно трагических контрастов и конфликтов, доведенных до примирения и компромиссов.
Центральное место в драме занимает героический образ молодой купеческой жены Катерины Кабановой. Путь Катерины – торжество мятежного духовного начала над каменным бытом уходящей в прошлое домостроевской Руси. Ее самоубийство – не слабость Катерины, а ее душевная сила, неспособность смириться перед властью мертвого закона. Очищающее влияние грозы сказывается и в нравственном перевороте, совершающемся в душе Тихона, в судьбе Варвары и Кудряша, бежавших из плена Кабанихи.
Характер конфликта у Шекспира определяется тем, что великий реалист проник в противоречия эпохи, в характер человека своего времени. Он раскрыл сложность духовного лица и чувств человека в конфликтах огромного обобщенного значения. Он раскрыл в своих трагедиях «Гамлет», «Отелло», « Король Лир», « Макбет» невозможность гармонии между человеком и его социальным окружением ( строй жизни, основанный на эгоизме, стяжательстве, всеобщей войн, «всех против всех». Конфликты его драм отразили как ломку старых патриархальных жизненных устоев, освобождение личности от средневековых пут, так и утверждение жестоких норм частнособственнического уклада, неприкрыто-эгоистического и хищнического, трагического сознания того, что несправедливый строй жизни искажает прекрасный облик человека.
Писатели разных стилевых устремлений каждый по-своему рисуют конфликтную ситуацию. Для публициста, например, схватка характеров, преследующих противоположные цели, представляет взаимоисключающие общественно-нравственные позиции. Постижение жизни происходит в остроконфликтной борьбе, композиционно – сконцентрированно. Публициста влечет к себе широкомасштабная проблематика « мира и человека в мире», « космоса и гуманности»,
« науки и морали», « разума и чувства» и т.д.
Мы рассмотрели художественный конфликт как принцип взаимоотношений между образами произведения. Будучи основой и движущей силой действия, конфликт определяет стадии развития сюжета: зарождение конфликта - завязка, наивысшее обострение – кульминация, разрешение конфликта – развязка.
Конфликт организует художественное произведение на всех уровнях.