Шипы снаружи и шипы внутри в парке кактусов
В первых числах октября 2009 года в Холоне, в Парке кактусов открылась выставка инсталляционной скульптуры и живописи под названием «Шипы», где приняло участие около 50 израильских художников и скульпторов. Было интересно наблюдать, как из самых различных городов Израиля в Парк кактусов в виде работ художников и скульпторов «слетаются» шипы, но не для того, чтобы кого-либо уколоть, хотя обычно в холонском парке всё происходило наоборот: поклонники средиземноморских сабр, как правило, «выносят» на себе прицепившиеся колючки, как пикантный сувенир на память об этом прекрасном месте.
Но сегодня шипы обернулись цветами. Посудите сами, прямо среди кактусов в павильоне парка расположились картины художников Лиоры Бейкель, Цахи Коен, Альбины Даниель, Биньямина Ликштейна, Клаудии Шоврам и других живописцев, словно вписавшись в зеленую кактусную богему.
Кроме того, 36 скульптур размещено в разных уголках холонского парка. И это решение естественного слияния произведений искусства с израильским природным фоном по сути продолжает давние традиции европейской и русской парковой культуры, когда природа и скульптура живут в неразрывном единстве. Так в один день территория Парка кактусов стала не просто вернисажем эстетских «колючек», но объектом современной дизайнерской фантазии, синтезирующей современное эстетическое представление
об универсуме природы и искусства. В этом смысле экспозиция представляет несомненный шаг вперед в самой организации выставки как культуры выставочной деятельности Израиля.
Любопытны по смыслу и исполнению скульптуры Зеева Алона, Моше Дваш, Мишеля Левина, Жаклины Кожански. Особый интерес вызывает скульптурный диптих «Куцим-а-хуца, куцимбифним» – «Шипы снаружи и шипы внутри» Андриана Жудро и Анны Зарницкой. Не случайно эта скульптурная группа размещена в центральной части экспозиции. Это как «шила в мешке не утаить» – столько шипов уже не спрятать!
Что мы видим? Часть скульптурного диптиха, выполненная Андрианом Жудро, – это
аллегория-персонификация, символизирующая энергию самосохранения и самовыражения. Это то, что живет в каждом из нас – «шип индивидуальности». Он может быть как положительным, так и отрицательным, способным к созиданию и разрушению. Но в определенный момент он сам проявляет себя, вступая во взаимодействие с миром. Как знать, но по большому счету, наверное, в таких «шипах индивидуальностей» и заключена обновляющая суть мира.
Другая часть скульптуры, выполненная Анной Зарницкой, посвящена абстрактному осмыслению той же темы, но решена наоборот. Внешний мир должен «уколоть» тебя лично так, чтобы пробудить твою энергию, вызвав ее к созиданию во имя нарушенной гармонии мира.
Скульптурный диптих А. Жудро и А. Зарницкой «Куцим-а-хуца, куцим-бифним» – это эстетическая концепция противоборства «шипов с шипами». Это противопоставление внутреннего и внешнего состояния мира. Это художественное высказывание, выраженное языком современной скульптуры. Это «шип», побуждающий зрителя к размышлению.
Наконец, это та «иголка в стоге сена», которая, вопреки теории вероятности, неожиданно оказывается найденной и обретенной как эстетическая ценность.