РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Из книги "Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями".

Публицистика Галина Подольская

Анна Манзон

Живописный пэчворк

В ноябре 2010 года открылся фестиваль искусств «Яффо открывает свои секреты». В Яффском музее была представлена живопись художников разных поколений. Во-первых, это работы тех, чьи имена в сознании многих русскоязычных любителей живописи уже связываются с современной классикой: М. Вчерушанский, И. Капелян, Б. Караванов, Э. Левин, А. Лившиц, Г. Фирер. Работы ярких дарований зрелого поколения – живопись А. Ганелина, А. Жудро, А. Зарницкой, С. Москалева, А. Острицкого, Л. Степаняна. Это работы художников, принимающих участие в многочисленных выставках и хорошо знакомых зрителю – Б. Геймана, А. Канчика, М. Левин и др. Скульптура А. Гринберг, ю. Мацкина, А. Горохова, куклы В. Рейдман. На протяжении всего вечера звучала джазовая музыка в исполнении трио (клавишные, саксофон, ударник) под управлением С. Фришмана. Современное искусство внесло свой неожиданный колорит в экспозицию ориентальных древностей Яффского музея. Боди-арт Вячеслава Иванющенко «оживил» фигуры легендарной египетской царицы и ее служанки. Они были как живое воплощение связи времен на сцене бытия, подобно реинкарнации души, может быть, того, кто был в зале...

Итак, «Яффа открывает свои секреты». Одним из таких открытий стало для меня творчество молодой художницы Анны Манзон. Это работы, выполненные в декоративном стиле. По виду – ни дать ни взять лоскутное шитье. Припоминаю: и где только не был популярен пэчворк – в Азии, Африке, Европе, а в Америке и вовсе был возведен в статус декоративно-прикладного искусства. Но у Анны Манзон – нечто иное. Это когда вместо ткани – краски, а вместо иголки с ниткой трудится кисть. «Пэчворк» Анны Манзон – живописный, выполненный в смешанной технике.

Работы из серии «Мечты о Яффо» – в полном смысле яффские. Анна Манзон работает в мастерской своего отца в Старом Яффо. Ощущение древности самого старого в Эрец-Исраэль порта, его стен, гулкой брусчатки, зодиакального моста желаний... Как передать это изобразительно? Избранная художницей примитивистская манера здесь весьма уместна. Анна Манзон обращается к известным мифологическим и историческим сюжетам, так или иначе связанным с художественным ощущением места. Миф об Андромеде и Персее. Предание об окаменевшем гигантском чудище, молчаливые очертания которого грозным гребнем и гигантским хвостом и по сей день напоминают о легенде.

Удивительное яффское дерево, растущее вопреки всем законам естественной природы
в подвесной кадке на цепях, словно распятое между едва не сросшимися домами. Оно живет в реальной жизни как в легенде о бессмертии... Изобразительно это видение метафорическое.

В искусстве есть темы, не созвучные определенным материалам и техникам. Скажем, в малой скульптуре неестественны вселенские мотивы и т. п. В данном же случае мифологические сюжеты в декоративной живописи Анны Манзон обретают неповторимое ощущение домашнего очага. Визуальный эффект лоскутного одеяла подчеркивает человечность атмосферы бытия в изобразительном восприятии художницы.

Анна Манзон – участница разнообразных художественных проектов, в организации которых нередко принимала непосредственное участие: «Доброе утро, Тель-Авив», «Яффо открывает свои секреты» (2009, 2010), «22 художника» (Иерусалим, 2010), «Вне материи» (Университет «БарИлан», Тель-Авив, 2010), «Студенты возвращаются
домой» (Бат-Ям, 2011).

Из монолога «О себе»

– Я родилась в Москве в семье художника, всё детство спала на подрамниках. Маленькой любила говорить: «Меня окружают самые простые люди – художники и писатели». С пяти лет пошла в Школу эстетического развития, что за Театром кукол Сергея Образцова, затем училась в частной студии у одной замечательной потомственной художницы и прикладницы. Мы все вместе посещали самые заметные московские выставки в Доме художника на Крымской набережной, в Новой Третьяковке, Музее имени Пушкина, ходили в гости к художникам в мастерские, пробовали себя в различных материалах и техниках: травили офорты, резали гравюры, лепили, рисовали по стеклу – и, конечно, много беседовали о художниках и искусстве.

В 1991 году я переехала вместе с семьей в Израиль и почти сразу же продолжила занятия в частных школах: в Яффском центре искусств на улице Эфет; в Яффо же у художницы Далии Мешулам в ее старинном арабском доме; в студии реставрации в Тель-Авиве у преподавателя Андрея Войневича, где попала в совершенно новую для себя творческую израильскую среду. Училась параллельно в Иерусалимском и Тель-Авивском университетах на факультетах истории и французской литературы. Жила несколько лет в Европе, где сначала продолжила языковое обучение, а затем и преподавала в лицее города Нанси во Франции. Это дало мне возможность объездить многие европейские музеи и вплотную познакомиться с их художественными коллекциями. По возвращении в Израиль начала заниматься живописью уже профессионально, в студии своего отца, вместе с ним организовывая выставки и публикуя художественные каталоги и альбомы.
Я всё еще нахожусь в художественном поиске и пробую себя в разных техниках и стилях. Результатом таких внутренних путешествий и явилась серия «Мечты о Яффо», выполненная в новой для меня смешанной технике и представленная на экспозиции в Яффском музее в ноябре 2010 года.

* * *
Несколько лет назад мне пришлось быть на выставке графики одного юного дарования, сына весьма авторитетного в Израиле художника. Виртуозность работ юноши тогда меня поразила. А потом долго не было его выставок, но я терпеливо ждала в предощущении будущих виражей. И вот новая выставка. Работы маслом – один в один с находками отца: та же техника рисунка, цветовые предпочтения... Как же было грустно ощутить потухшую индивидуальность.

Анна Манзон – дочь замечательного художника Александра Ганелина. Но она в непрерывном поиске собственной индивидуальности. Ее эмоциональная потребность самоутвердиться порой обескураживает, но это всегда – итог «внутренних путешествий» в себя и изобразительная интуиция этих ощущений. Таков и живописный пэчворк в ее «Мечтах о Яффо».

Город мечты... Здесь на пирсе стою осторожно.
Светлый мой Яффо – как парус
за хрупкой спиной.
Улочки жмутся – не тесно ль влюбленным
на ложе?
Яффский причал – он как пристань
мечты неземной.

Яффская чайка парит или снова мне снится?
Вон – от луны до луны – аметистом горит...
Яффская чайка – а может быть, синяя птица –
В теплых ладонях моих, безмятежная, спит?

(«Яффская чайка»)
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.