В течение всего ХIХ века Великобритания (далее Англия) была убежищем для политических деятелей, преследуемых на их родине. В 1831 г. евреи Лондона получили равноправие, а с 1858 г. евреи-депутаты стали допускаться в парламент и освобождались от обязательной для его членов формулы христианской присяги.
В Англии был принят закон против иммиграции. И лишь люди со связями профессионального, делового и родственного характера могли получить разрешение на въезд (как, например, художник Леонид Пастернак /1890–1960/ – его дочь Лидия была замужем за англичанином).
Англия не стала частью Зарубежной России – в ней не возникло сети культурных и общественных организаций, как в Берлине, Праге, Париже, Харбине. Но жизнь и деятельность евреев, эмигрировавших из России, прошла и проходит в Великобритании не бесследно для их истории, как и для истории этой страны.
Эмиграция евреев из Восточной Европы привела к созданию в лондонском Ист-Энде общины, преимущественно из ремесленников, торговцев и рабочих, ставшей важным центром еврейского социалистического и профсоюзного движения. При массовой эмиграции евреев из России в начале 1880-х гг. лишь небольшое их число сумели попасть в Великобританию и осесть там, но в абсолютных цифрах это стало заметным явлением: еврейское население страны с 1880 по 1914 г. возросло с 65 до 300 тыс. В эти годы евреи составляли ¾ иммигрантов, приезжавших туда из Российской империи, в общей сложности – 180.000 человек. Оставившая Россию еврейская интеллигенция, охваченная социалистическими и анархическими идеями, для обращения в печати к этой массе эмигрантов, еще не овладевшей английским языком, использовала идиш. Первая газета на идиш не ограничивалась Ист-Эндом и распространялась в России и Америке. Лондон стал центром еврейского социалистического движения. Однако его руководители вскоре переехали в Нью-Йорк, а русско-еврейский пролетариат ассимилировался и поглощался рабочими-евреями британских тред-юнионов. Движение Поалей Цион создало в Англии свою партию, которая с 1920 г. вошла как коллективный член в лейбористскую партию, впоследствии отдававшую много сил для лоббирования произраильской политики правительства.
Иммигранты создавали компактные перенаселенные гетто в восточном Лондоне (знаменитый Ист-Энд, где оказалось около половины еврейского населения Англии), Манчестере, Лидсе, Ливерпуле и Глазго. Здесь они в основном занимались различными промыслами. Евреи этих гетто издавали газеты на идиш и иврите, создавали общества взаимопомощи. Лондонский финансист Герман Ландау, родившийся в Константинове (Польша), в 1864 г. эмигрировал в Англию, где преподавал иврит и изучал юриспруденцию. Он составил большое состояние, играя на лондонской бирже. Основал еврейский приют в Лондоне. Помогал эмиграции евреев из России на канадский Запад для создания там сельскохозяйственных коммун. Из политических активистов того времени назовем приехавшего в Лондон в 1883 г. писателя и журналиста Якова Ромбро, который работал в международных рабочих организациях и стал редактором журнала социал-демократов и анархистов «Арбетер фрайнд».
Публицист, переводчик и издатель Израиль Народицкий (1874, Житомир, – 1942) получил традиционное еврейское образование. Он писал стихи и рассказы на идиш и иврите, пропагандировал идеи Ховевей Цион. С 1893 г. – в Лондоне. Работал наборщиком, затем открыл еврейскую типографию и издательство. С 1912 г. выпускал книги на идиш и иврите. Печатался в местных газетах и журналах, помогал русским и еврейским социалистам-эмигрантам.
Со временем евреи из России стали играть ведущую роль в религиозной и культурной жизни еврейства Великобритании. Среди них заметной фигурой был раввин Менахем-Мендл Футерфас из Минской губернии (1907–1995). В советское время он учился в подпольных любавических иешивах, а потом руководил ими. В 1964 г. выехал из страны и стал одним из руководителей хасидской общины Великобритании.
Многие сыновья, дочери и внуки русско-еврейских иммигрантов, приобщившиеся к английскому обществу, превратились в его активных творческих членов. Вот несколько примеров.
Макс Белов. Английский историк и политолог, родился в Лондоне в традиционной еврейской семье, эмигрировавшей из России в 1900 г. Изучал историю в Оксфорде, преподавал ее в Манчестере, стал профессором Оксфордского университета. В последние десятилетия своей жизни писал о загадке сохранения еврейского народа, восхищался Государством Израиль. Лорд Саймон Маркс, сын эмигранта из России, начавшего свою карьеру с коробейничества, стал одним из крупнейших предпринимателей Англии и сыграл большую роль в сионистском движении. Сын еврейского эмигранта из Литвы Исраэл Зиф, предприниматель, филантроп и сионистский деятель, получил звание барона. Его жена Ребекка Зиф вошла в историю сионистского движения как одна из создательниц ВИЦО и ее первый президент.
В 1875 г. в Лондон приехал Аарон Либерман (1845, Гродно, – 1880), ставший центральной фигурой революционного движения среди русских евреев. Окончив Виленское раввинистическое училище, он стал вольнослушателем Петербургского технологического института, где сблизился с кружком последователей П.Л. Лаврова. Позже эмигрировал, стал работать в его лондонском журнале «Вперед». Здесь он основал первую еврейскую революционную организацию «Союз евреев-социалистов», в которую вошли рабочие разных специальностей. Они вырабатывали устав организации, слушали лекции, организовывали митинги, создали профсоюз.
Особо тяжелые условия жизни и труда в Ист-Энде вызвали в 1889 г. забастовку 10 тыс. портных. Она послужила толчком к постепенному улучшению положения жизни и труда бедноты.
Одним из руководителей английской Социал-демократической федерации, созданной в 1884 г., стал Федор Ротштейн (1871, Ковно, – 1953). В 1920 г. после создания компартии Великобритании вернулся в Россию, где занимал высокие посты, стал директором Института мирового хозяйства и мировой политики, действительным членом АН СССР. Определенное место в деятельности компартии Великобритании заняли эмигранты из России Бернард и Зелда Канн, придерживавшиеся антисионистских взглядов. Немалую роль потомки русских евреев сыграли в лейбористской партии. Некоторые из них вышли из манчестерского окружения Хаима Вейцмана.
Из многих русско-еврейских политэмигрантов, воспользовавшихся возможностью укрыться в Великобритании, в историю вошли Максим Литвинов (Меир Валлах) и Иван Майский (Ляховецкий), в дальнейшем ставшие ведущими советскими дипломатами. Литвинов был выслан в Англию в качестве политэмигранта из Парижа, где он являлся казначеем организации РСДРП, – у него обнаружили банкноты Тифлисского банка, украденные группой социал-демократов под руководством Сталина. С помощью М. Горького Литвинов получил работу в лондонском издательстве и совмещал службу и карьеру английского клерка под именем Харрисон, который расширял свои знакомства среди английской интеллигенции в качестве преподавателя русского языка, и вел тайную партийную работу под псевдонимом Максимыч. В 1930-39 гг. Литвинов был наркомом иностранных дел и посещал Англию как представитель СССР. Начатая Сталиным в эти годы чистка Народного комиссариата иностранных дел от евреев долго не касалась Литвинова, с которым у Сталина были связаны сентиментальные воспоминания: во время V съезда РСДРП, прогуливаясь по ночному Лондону, они подрались с пьяными матросами и остались довольны мужеством друг друга. Во время 2-й мировой войны Литвинов, будучи послом в США и замнаркома иностранных дел, чрезвычайно похвально отзывался о помощи еврейской Палестины Красной армии.
Иван Майский начал свое знакомство с Англией в 1912–1917 гг. в качестве политэмигранта. Его «университетами» стал читальный зал Библиотеки Британского музея. Полученный им багаж знаний, в числе прочего, помог пробить неприязнь Невила Чемберлена к представителю Советов: когда Майский впервые встретился с ним в качестве посла СССР, он начал разговор с благодарности в адрес отца Невила – экономиста Джозефа Чемберлена. Занятия в библиотеке прерывались походами в Коммунистический клуб в Сохо и основанный еще в ХIХ в. Герценовский кружок. Здесь будущий посол снискал успех в роли Яичницы в гоголевской «Женитьбе», а друг его лондонских лет Максим Литвинов выступил в роли Татарина в горьковской пьесе «На дне». В качестве посла (1932–1943) Майский должен был строить торговые отношения с Англией, а во время войны – вести переговоры об открытии второго фронта. Майский помог восстановить связи между Эрец-Исраэль и СССР, которых не было в течение 20 лет: через Майского передавалась собираемая в еврейской Палестине помощь Красной армии, а в 1943 г., когда посла отозвали в Москву, он посетил Иерусалим, встречался с Д. Бен-Гурионом и выяснял, сколько евреев может принять страна.
Об учившихся в Англии. Назовем горячего сиониста, израильского архитектора, публициста и общественного деятеля Самуила Розова который приехал в Палестину с дипломом инженера Лондонского университета, где он учился с 1919 по 1924 г. Любопытно, что, будучи ближайшим другом В. Набокова, Розов одолжил ему для поступления в Кембридж свой аттестат об окончании Тенишевского училища – отметки у Самуила были лучше. С 1920 по 1925 в лондонской Школе экономических и политических наук учился будущий глава израильского правительства Моше Шерток (Шарет; 1894, Херсон, – 1965). Известный французский писатель Жан Бло (наст. имя Александр Блок), автор романов, биографических книг-эссе (о Мандельштаме, Гончарове, Набокове) родился в 1923 г. в Москве, в состоятельной еврейской семье. Через год семья эмигрировала и осела в Англии, где Жан получил образование.
Сионистская деятельность. В 1896 г. евреи Ист-Энда (в значительной своей части – выходцы из России) на массовом митинге горячо поддержали приехавшего в Лондон Т. Герцля, выступившего с идеями политического сионизма. Т. Герцль председательствовал на 4-м Сионистском конгрессе, который состоялся в Лондоне в 1900 г. В нем участвовали Нахум Соколов, Лео Моцкин, Хаим Вейцман. Сионистский деятель Менахем Шейнкин рассказывал об увиденном в Эрец-Исраэль, давал объяснения и инструкции молодым людям из России, уезжавшим в Палестину. В 1907 г. Еврейский Национальный Фонд был зарегистрирован как британская компания. В годы 1-й мировой войны в Англии под руководством Х. Вейцмана действовал неформальный политический центр мирового сионизма, в который входили Н. Соколов и Иехиэль Членов. По ходу своей сионистской деятельности они приезжали в Лондон. В 1906 г. началась продолжавшаяся около 30 лет деятельность Н. Соколова во Всемирной сионистской организации (ВСО). Он возглавлял в Лондоне комиссию, добивавшуюся максимально благоприятных формулировок Декларации Бальфура. Став президентом ВСО, Соколов тесно сотрудничал с Вейцманом. И. Членов получил медицинское образование и впоследствии завоевал известность как практикующий врач. Будучи одним из основных лидеров сионистского движения, он участвовал в нескольких сионистских конгрессах, а на 6-ом конгрессе возглавил группу противников проекта Уганды (согласно проекту, еврейское государство должно было быть создано в этой африканской стране). Он возражал также против проанглийской тактики Вейцмана и Соколова, полагавших, что очаг еврейского народа может возродиться в Эрец-Исраэль под покровительством Великобритании.
В 1920 г. в Лондоне был создан Керен ха-Иесод – главный финансовый орган ВСО и финансовый фонд Еврейского Агентства.
С 1929 г. в столице Англии находился исполнительный комитет основанного Жаботинским Союза сионистов-ревизионистов. Ревизионисты призывали к формированию нового национального типа еврея для строительства своего государства и к отказу от двойственности сионистско-социалистической идеологии, в которой соединены классовая и национальная цели. Позже была создана Новая сионистская организация, главной задачей которой в те годы стала борьба с проарабской политикой английского правительства.
Хаим Вейцман – один из величайших еврейских деятелей ХХ в., выдающийся ученый-химик, вождь сионистского движения и первый президент Государства Израиль. Получив высшее образование в Германии и Швейцарии, стал приват-доцентом Женевского университета. В 1904 г. переехал в Манчестер, и с тех пор его жизнь и деятельность в течение нескольких десятилетий была связана с Великобританией. Разработка Вейцманом в годы 1-й мировой войны способа получения ацетона, необходимого для производства бездымного пороха, была высоко оценена английским правительством и повлияла на подготовку Декларации Бальфура о создании национального очага еврейского народа в Палестине. На одной из встреч с лордом Бальфуром в ответ на его предложение поселить евреев в Уганде Вейцман сказал: «Мистер Бальфур, если бы Вам предложили Париж вместо Лондона, Вы бы согласились?». Лорд ответил: «Мистер Вейцман, но Лондон – это же наш город!» – «Вот именно, – воскликнул Вейцман, – а Иерусалим был нашим, когда на месте Лондона еще расстилалось болото».
В 1918 г. Вейцман возглавил комиссию для определения готовности Палестины к заселению евреями. В 1920 г. Вейцмана выбрали президентом Сионистской организации. Позже его неоднократно переизбирали на эту должность, но дальнейшая деятельность Вейцмана на этом посту сталкивалась с сопротивлением английского правительства, которое постепенно отказывалось от своих обещаний. К 1945-46 гг. вера в добрую волю Великобритании была полностью подорвана. В 1947 г. Вейцман возвратился в Палестину, где стал первым президентом возрожденной страны, но много времени и сил отдавал и развитию Научно-исследовательского института в Реховоте.
Владимир (Зеэв) Жаботинский – журналист, писатель, оратор и, главное, – еврейский политический деятель – жил в Лондоне в 1915–1918 гг., когда он добивался создания Еврейского легиона, и в 1936–1940 гг., в период начала трагедии европейского еврейства. В годы 1-й мировой войны он проявил себя блестящим публицистом, отправляя из Лондона обширные письма-фельетоны в ведущую московскую газету «Русские ведомости».
Проект создания Легиона продвигался туго. Лишь в 1917 г. военное министерство Великобритании приняло положительное решение. Жаботинский вступил в британскую армию, получил звание сержанта, а потом лейтенанта. Он жил в доме, арендованном Еврейским легионом. К этому времени Жаботинский сумел привлечь на свою сторону английскую еврейскую молодежь и сформировать несколько подразделений Легиона. В феврале 1918-го Легион с благословения еврейского населения Лондона покинул Англию.
Основная цель пребывания Жаботинского в Англии с начала 1936 г. заключалась в том, чтобы убедить британское правительство пересмотреть запрет на еврейскую иммиграцию в Палестину. Он перевел в Лондон центральные органы созданной им в Вене Новой сионистской организации.
Жаботинский, устраиваясь надолго, купил дом. Но, увы, денег хватило лишь на первый взнос, и жене Жаботинского Иоанне (Анне) Марковне пришлось вернуться в Париж. Он вел интенсивную журналистскую и лекционную деятельность, выступал и перед английскими парламентариями, встречался с политическими и общественными деятелями, вел большую переписку – в день успевал написать до 10 писем – на иврите, русском, английском, французском, идиш. В архиве Института Жаботинского в Тель-Авиве хранятся его письма к У. Черчиллю, Э. Идену, Дж. Макдональду, известному своей деятельностью в Лиге Наций по спасению немецкого еврейства. Жаботинский печатался в периодике различных стран. После закрытия в 1934 г. парижского «Рассвета», который он редактировал, главной трибуной русскоязычного еврейства стал харбинский журнал «Гадегель». Его редактором был А.Я. Гурвич, первый последователь Жаботинского среди евреев в Китае.
Жаботинский осознавал угрозу уничтожения европейского еврейства. В феврале 1937 г. он выступил перед Королевской комиссией лорда Пиля о положении в Палестине и необходимости создания еврейского государства на всей территории Палестины. Он использовал все возможности в борьбе за создание еврейского национального очага, в том числе организовал в Лондоне торжественный вечер, посвященный 20-летию Еврейского легиона.
Свою книгу «Слово о полку» Жаботинский, обращаясь к солдату Легиона, завершает такими словами: «…Просматривая газету, прочтешь добрые вести о свободной жизни еврейской в свободной еврейской стране – о станках и кафедрах, о пашнях и театрах, может быть, о депутатах и министрах. И задумаешься, и газета выскользнет из рук; и ты вспомнишь Иорданскую долину и пустыню за Рафой, и Ефремовы горы над Абуэйном. Встрепенись тогда и встань, подойди к зеркалу и гордо взгляни себе в лицо, вытянись навытяжку и отдай честь: это – твоя работа».
В 1915 г., в лондонском Ист-Энде, в еврейской семье выходцев из Украины, родился писатель, поэт, драматург и редактор Эммануэль Литвинов. Тематику его творчества определили участие во 2-й мировой войне, Катастрофа и знакомство с судьбой советского еврейства. Последнему были посвящены основанный Литвиновым в 1958 г. журнал «Евреи в Восточной Европе», редактировавшийся им информационный бюллетень, книга о советском антисемитизме и большое количество статей. В его романах есть автобиографические страницы с описанием лондонского восточно-европейского гетто: «Я понял, что никогда не буду думать о себе как о стопроцентном англичанине и не буду колебаться, отвечая на вопрос, еврей я или нет. В середине ХХ века любой еврей в Европе был обречен, как будто у него врожденная неизлечимая болезнь. Лишь случайность географического проживания или невероятная удача могли позволить ему выжить. И когда мы выиграли войну, я знал, что для меня война была еще и шесть миллионов раз проиграна…»
Живущий в Иерусалиме Алекс Аусвакс, хорошо знавший Э. Литвинова, рассказывал автору-составителю этой книги: «Издававшийся им журнал <…> получали все члены парламента и палаты лордов и все высокопоставленные англичане. Журнал сыграл большую роль в решении проблемы эмиграции русских евреев. Эммануэль никогда потом об этом не говорил, но именно благодаря ему мы сейчас с Вами разговариваем».
Истоки российского диссидентства. Когда в 1853 из Лондона в Россию попали первые экземпляры герценовского «Колокола», они произвели впечатление разорвавшейся бомбы. Чиновники и читатели были потрясены в равной мере. В затхлой николаевской России точно форточку распахнули. Через сто лет не меньший эффект создал радиоэфир: в большевистском Кремле и коммунальных трущобах российской интеллигенции люди одинаково обомлели, услышав вместо официальных утверждений-клише, живое русское слово на волнах Би-Би-Си. В течение многих лет символом и воплощением этого русского слова из свободного мира был комментатор Анатолий Максимович Гольдберг. Социалист-либерал, он полагал, что советский эксперимент производится на правильной основе, но с негодными средствами, и его неодобрение этих средств находило отклик в сердцах миллионов слушателей в СССР. Его самостоятельный взгляд на вещи помогал им освободиться от гипнотизирующего воздействия советской пропаганды. Гольдберг родился в 1910 г. в Петербурге; гимназическое и университетское образование получил в Берлине, а с 1939 г. до дня своей смерти в 1982 году работал в Лондоне на Би-Би-Си. Из всех сотрудников Русской службы легендой стал только он, Анатолий Максимович. Не мыслитель и не пророк, Гольдберг был открыт, великодушен (многим незаметно помогал), независим, чистосердечен и чуть-чуть наивен. Он руководствовался исключительно своей совестью и был человеком большой души.
Именно еврей Анатолий Максимович Гольдберг стал катализатором нравственного сопротивления советскому режиму и оказал на Россию не меньшее влияние, чем Герцен или Солженицын. Известный радиожурналист, кавалер британского ордена, врученного ему самой королевой, он был не беден и мог себе позволить частную медицинскую страховку. Но привилегии шли вразрез с принципами, – и коллеги, навещавшие Гольдберга в 1982 году после второго инфаркта, с изумлением находили его в общей палате обычной государственной больницы. То же – и с жильем: жил со своей верной Эльзой в квартире, полученной в порядке общей очереди на девятнадцатом этаже, где в Великобритании живут только самые бедные.
Наука. Первым известным нам русско-еврейским ученым в Великобритании является гебраист, математик, писатель и издатель Цви-Гирш Филипповский (1816, Сувалкская губ., – 1872).
Великим ученым стал в Англии родившийся в Москве Давид Кейлин. Он опубликовал около 60 работ и, защитив диссертацию в Сорбонне, обосновался в Кембридже. Здесь он сделал открытие мирового значения – описал биохимическую основу дыхания аэробных клеток, растений и животных. Т.е., произвел революцию в клеточной биологии и биохимии. Он редактировал журнал «Паразитология» и занимался также административно-организационной научной деятельностью. Его заслуги получили всемирное признание. Он был избран в члены-корреспонденты нескольких академий наук.
С 1920 г. около 30 лет в Лидсском университете математику преподавал Зелиг Бродецкий, родившийся в Украине. Его научные работы посвящены различным аспектам аэродинамики. Бродецкий активно участвовал в сионистской деятельности, а в 1949–1952 гг. был президентом Еврейского университета в Иерусалиме.
Русское экономическое общество в Лондоне основал общественный деятель и бизнесмен Михаил Брайкевич. Он известен строительством предприятий в пригородах Лондона. Свои работы печатал в парижских «Последних новостях». Созданное Брайкевичем Общество публиковало «Записки РЭО в Лондоне», освещавшие главным образом экономику Советской России. Многие члены-корреспонденты Общества были евреями: профессора Варнского университета Оскар Андерсон и Наум Долинский; Павел Апостол, братья Александр и Евгений Кулишеры, которые в эмиграции в основном жили в Париже; Семен Загорский свои корреспонденции присылал из Женевы.
Из советологов, когда-либо работавших в Великобритании, Ленард Шапиро и Алек Ноув были самыми блестящими специалистами. Оба русско-еврейского происхождения, они активно занимались вопросами еврейства, знали по нескольку языков, по своей эрудиции могли быть экспертами и в других науках; оба участвовали во 2-й мировой войне. Основные положения работ Шапиро, служившего в Лондонской школе экономических и политических наук, сводятся к тому, что это Ленин создал средства и методы, которые так виртуозно использовал Сталин, и что общество может прогрессировать только эволюционным путем. Шапиро стал почетным членом Британской Академии наук и был награжден орденом Британской империи. Алек Ноув (наст. фам. Новаковский) в основном работал в Университете Глазго, где стал первым профессором и директором Института советских и восточно-европейских исследований. В его трудах анализировалась экономика советской системы и доказывалась ее абсурдность. Ноув консультировал правительственные организации и Би-Би-Си. Во время своего посещения Англии в 1989 г. Михаил Горбачев при встрече с Ноувом воскликнул: «Так это вы человек, знающий советскую экономику лучше, чем кто бы то ни было!». Ноув участвовал в конференциях и семинарах Института еврейских проблем и входил в редакцию журнала «Восточно-европейское еврейство» (ранее «Советское еврейство»).
Сын видного еврейского деятеля Максима Винавера Евгений Винавер родился в Петербурге. Учился и преподавал в Оксфорде. Лингвист и литератор, он десятки лет заведовал кафедрой французского языка и литературы в Манчестере, стал президентом Общества по изучению средневековых языков, членом-корреспондентом Британской Академии наук, кавалером ордена Почетного легиона.
Андрей Рогачевский родился в Новосибирске, закончил филфак МГУ, аспирантуру в Институте мировой литературы и стал его сотрудником. Читал лекции в Еврейском университете в Москве, участвовал в редактировании «Вестника» этого университета. Автор большого количества научных статей и рецензий по истории русской литературы и русско-еврейским связям. Научный редактор различных сборников и книг. Сосоставитель и соредактор книги «Русские евреи в Великобритании» (2000). С 1993 г. преподает на кафедре славянских языков и литератур Университета Глазго.
Особое место среди выдающихся «русских» англичан занимают «властители дум» сэр Исайя Берлин и Аарон Штейнберг.
Английский культуролог, философ, литературовед, профессор социально-политических наук сэр Исайя Берлин был вывезен из России в 1919 г. в возрасте 10 лет. Он сохранил свой русский язык, чему способствовала работа над исторической темой в романах Льва Толстого, издание книг о русских мыслителях, встречи с русскими эмигрантами, служба в британском посольстве в Москве в 1945 г., когда он познакомился с культурной жизнью Советской России и подружился с Борисом Пастернаком и Анной Ахматовой (цикл «Cinque» и поэма «Гость из будущего» написаны Анной Андреевной под впечатлением встречи с И. Берлиным).
Берлин, в основном через Хаима Вейцмана, был вовлечен в работу различных еврейских организаций и в отношения с Израилем.
Наиболее известные философские труды Берлина посвящены различным концепциям свободы. Он вошел в историю как философ, показавший парадоксальность и невозможность полного консенсуса без ущемления чьих-либо интересов. Те, кто оказывается неудовлетворенными консенсусом, создают почву для зарождения диссидентского движения. Берлин пользовался репутацией самого блестящего интеллектуала. Про него говорили, что он учил всех своих современников – от оксфордских студентов и преподавателей до премьер-министров и королевы. Его имя закреплено в почетных званиях и должностях самых престижных академических учреждений страны. Несколько лет он был вице-президентом Британской академии, а потом – ее президентом. Достигнутые им высоты биографы объясняют в числе прочего тем, что он впитал в себя три культуры: русскую, еврейскую и английскую.
Аарона Штейнберг, проживший в Англии 40 лет, был личностью чрезвычайно многосторонней. Он получил юридическое и философское образование в Гейдельберге и вскоре после возвращения в Россию стал секретарем Вольной философской ассоциации (Вольфилы), в работе которой принимали участие ведущие интеллектуалы России: А. Блок, М. Гершензон, А. Белый, Вс. Мейерхольд, Л. Карсавин, С. Франк, др. После эмиграции в Германию А. Штейнберг опубликовал философский анализ произведений Достоевского в книге «Система свободы Достоевского», которая получила высочайшую оценку специалистов. В Берлине же он перевел на немецкий 10-томную «Всемирную историю еврейского народа» С. Дубнова. После переезда в Лондон (1934) А. Штейнберг возглавлял отдел культуры Всемирного Еврейского Конгресса, был редактором Всеобщей Еврейской энциклопедии, работал в ЮНЕСКО. Посвятив себя еврейской культуре, философии и морали, он прекрасно знал культуру других народов.
Адвокаты. Судебная реформа 1864 г создала русскую адвокатуру. Речи защитников печатались без цензурных ограничений, и в течение полувека русские адвокаты служили защите прав личности, в том числе – от государства. Адвокаты стали занимать ведущее положение в передовых кругах России и остались на этих позициях в эмигрантских сообществах. В Англии, где было много препон для тех, кто стремился стать полноправным членом местной коллегии адвокатов, этой чести добились лишь несколько россиян. Расскажем о трех из них. Александр Гальперн сотрудничал в Петербурге с британским посольством. После свержения Временного правительства он, воспользовавшись своими связями, уехал в Лондон, где без труда получил работу по специальности. Кроме того, он восстановил свою начатую еще в России деятельность в ОРТе – его выбрали председателем общества. В годы 2-й мировой войны служил в Британской разведке. Гальперн женился на знаменитой красавице Саломее Андрониковой, и их дом стал центром притяжения многих выдающихся людей. Здесь бывали Анна Ахматова, когда она приехала получать почетную степень в Оксфорде, и некоторые «выездные» советские писатели.
Помощником Гальперна многие десятилетия был Марк Вольф, ставший одним из ведущих экспертов по советскому праву и российским деньгам, доступ к которым был затруднен, и помощником в посредничестве русских клиентов с их английскими юристами. Вольф был балетоманом, вел дела мужа знаменитой Анны Павловой. Он оставил воспоминания из своей долгой жизни – Марк Михайлович прожил 96 лет.
Борис Элькин окончил Петербургский университет. После эмиграции Элькин стоял у истоков берлинского издательства «Слово», выпускавшего, в числе прочего, многотомный «Архив русской революции», и стал членом правления Союза русской присяжной адвокатуры в Германии. С приходом к власти нацистов быстрее других сориентировался, перевел дела во Францию и перевез туда семью. В конце 1930-х гг. Элькин переехал в Великобританию, где много сделал для оказавшихся в побежденной Франции, – добывал для них визы, организовывал отправку посылок и сбор денег, способствовал переводу в Швейцарию русского посольского золота. Элькин сыграл немалую роль в жизни Р. Гуля, М. Алданова, Г. Адамовича, П. Милюкова и др. Определенным вкладом в русскую культуру являются его статьи, а также передача им своего архива в Бодлеанскую библиотеку (Оксфорд).
Литература и журналистика. Крупнейшей фигурой Русского Зарубежья в Британии был Исаак Шкловский (Дионео; 1865–1935) – публицист, переводчик, автор нескольких романов и документально-публицистических книг, а также философских и психологических эссе. Он писал о Сибири, куда был сослан в студенческие годы, об Англии, куда эмигрировал в 1896 г. Дионео стал членом Русской академической группы в Великобритании, почетным членом Англо-русского литературного общества, многих других организаций. И в Англии, и в других центрах эмиграции Дионео приглашали к участию почти все политические (причем разной направленности), научные, общественные и литературные организации. Его жена Зинаида Шкловская состояла в дружеских отношениях с Г. Струве, С. Рахманиновым (она очень страдала, когда пришлось продать рояль, на котором он играл), с Набоковыми, включая Владимира Владимировича, эсером Н. Чайковским.
Разнообразной и интересной была англо-еврейская пресса на русском языке. С 1900-го по 1937 г. в Лондоне выходило 8 периодических изданий. Три из них выпускались Бундом (Всеобщим еврейским рабочим союзом в Литве, Польше и России) и не отличались от таких изданий в других странах. Четыре представляли собой сионистские газеты и журналы. Это был «Ежедневник IV Всемирного конгресса сионистов», который в августе 1900 г. выпускали делегаты из России. Из «Ежедневника» можно узнать детали живых событий тех дней. В Лондоне в 1904 г. вышел один номер журнала «Возрождение» («Орган еврейской революционной мысли»). Наиболее солидным сионистским изданием стал двухнедельный журнал «Достижение», выходивший в 1927 г. в ходе подготовки XV Сионистского конгресса в Базеле. Самыми злободневными в этом журнале были корреспонденции о растущей безработице в Палестине, спаде иммиграции, увеличении числа эмигрантов.
В Великобритании нередко бывал Марк Алданов (Ландау), говоривший о себе: «Я старый англофил и остаюсь им». Он издал там некоторые свои книги и талантливейшие очерки, посвященные английским деятелям политики и культуры: В. Питту, Б. Дизраэли, У. Черчиллю.
Более 10 лет (с 1950 по 1961 г.) преподавал в Манчестере крупнейший критик Русского Зарубежья Георгий Адамович. Он был принят на работу по рекомендации Бориса Элькина, обладавшего большими масонскими связями. Адамович читал лекции и в других университетах Великобритании, но любя Францию, выезжал туда при первой возможности.
Любопытный обмен письмами произошел перед приездом в Англию В. Набокова. Он обратился к руководителю Русского Дома в Лондоне Е. Саблину с просьбой помочь устроить его выступление. Саблин ответил: «Хочу Вам дать один практический совет: нет ли у Вас здесь в Лондоне кого-либо из более или менее состоятельных евреев, которые могли бы заняться, так сказать, пропагандированием Вашего выступления. Наши здешние евреи очень отзывчивый народ, и русская литература интересует их гораздо более, чем ею заинтересованы истинно русские люди».
Илья Эренбург посещал Британию проездом, по приглашению ПЭН-клуба, по издательским делам, в период борьбы за мир – во времена «холодной войны», и тогда его приезды вызывали возмущение противников Советской России. Немало эссе и статей Эренбурга посвящены Англии.
Участник ВОВ, писатель, отправленный за свои сочинения на каторгу, Аркадий Белинков эмигрировал в 1968 г. Подготовленный им литературно-публицистический журнал «Новый колокол» (издан в Лондоне в 1972 г.), стал одной из серьезных вех в борьбе за восстановление свободы в СССР.
В Англии жили несколько представителей клана Поляковых, который сыграл заметную роль в истории России. Самуила Полякова считали «железнодорожным королем»; он субсидировал строительство московской синагоги. В Британии стали известны изобретатели Иосиф и его сын Александр, а также внук Иосифа – драматург Стивен Поляков, в пьесах и фильмах которого были заняты лучшие английские актеры. Психологические характеристики героев произведений Стивена говорят о его русско-еврейских корнях.
Александр Кустарев-Донде стал известен своей прозой, литературной критикой и радиожурналистикой: в течение 1984-97 гг. он выступал на Би-Би-Си. Несколько позже стал сотрудником Би-Би-Си кандидат физико-математических наук, поэт (он автор нескольких сборников стихов) и журналист Юрий Колкер из Ленинграда, где он был в числе основателей Еврейского альманаха. Колкер издал первое комментированное собрание стихов Вл. Ходасевича (1983, Париж).
Начиная с 1972 г. почти ежегодно бывал в Англии Иосиф Бродский, любивший английскую поэзию и английский язык. Он выступал в университетах Великобритании, в 1970-е – 1980-е гг. регулярно приезжал на Кембриджские поэтические фестивали. Бродский дружил с виднейшими британскими поэтами. Его стихи на английском языке (из них можно было бы составить сборник) получили признание. Немало своих стихов поэт сам перевел на английский.
О переводчиках. Произведения русских писателей в переводе Самуила Котелянского, никому не известного эмигранта из Волыни, страстно любившего русскую литературу, начали появляться в 1920-е гг., когда широкие круги читателей Англии стали живо интересоваться русскими классиками. Среди его работ – числившиеся непереводимыми произведения В. Розанова и Л. Шестова, записные книжки и дневники Л. Толстого и Чехова.
Много сделано для знакомства британцев с русской литературой Давидом Магаршаком. Его переводы Гоголя, А. Островского, Лескова, Гончарова читались не одним поколением англичан. Наибольшего блеска Магаршак достиг при переводе «Идиота» Достоевского. Перу Магаршака-писателя принадлежат детективы, написанные в оригинальном психологическом жанре.
После 1956 г. возобновилась оживленная переписка между Борисом Пастернаком и его сестрами Жозефиной и Лидией, жившими в Оксфорде. Сестры переводили произведения брата на английский и популяризировали его творчество, а одной из них – Лидии – Борис поручал свои издательские и переводческие дела на Западе. Известностью пользуются научные труды сестер: Жозефина стала философом (заслуживает внимание ее критика детерминизма). Лидия, по образованию биохимик, занималась также психиатрией.
Искусства. Многие российские еврейские актеры, эмигрировавшие в 1880-х – 1890-х гг., прежде чем окончательно осесть в США, по нескольку лет задерживались в Лондоне. В 1889 г. в Лондон из Америки приезжал А. Гольдфаден. Здесь было несколько театров на идиш, самый большой из них – «Павильон», которым руководил И. Гроднер, начинавший вместе с Гольдфаденом. Лондон был единственным европейским городом, в котором в годы 2-й мировой войны давались спектакли театра на идиш. В историю мирового театра вошло представление-ревю, сыгранное М. Марковым и его женой Этой Тоффел в бомбоубежище. Актеры – выходцы из России – прибыли в Лондон из США с театром М. Шварца в 1937 г. и остались в Англии. В 1962 г. успешно прошло турне Иды Каминьской.
«Как не быть тронутым и благодарным милому Бродскому…», – писал Чайковский о скрипаче Адольфе Бродском, – он первым исполнил трудный и не признававшийся скрипичный концерт Петра Ильича. Бродский родился в Таганроге, учился игре на скрипке в Вене, работал в Московской консерватории, затем в Лейпциге и Нью-Йорке. Более 30 лет (1895–1927) руководил Королевским музыкальным колледжем в Манчестере и воспитал плеяду талантливых музыкантов. Дружил с Чайковским, Григом, Брамсом, переписывался с Тургеневым и Полиной Виардо, был щедрым филантропом. Оставил богатейший архив.
Мари Рамбер (первоначальная фамилия – Рамбам) считают одной из основательниц английского национального балета и нового направления в нем – танца модерн. Уехав в Париж и став студенткой Сорбонны, Мари увлеклась танцами. Работала в труппе Дягилева и танцевала с Нижинским. Переехав в Лондон, открыла собственную школу, а с 1926 г. начала показывать балетные спектакли своего коллектива. Ее заслуги перед английской культурой высоко оценили. Она была удостоена рыцарского звания – «dame», стала почетным доктором ряда университетов, кавалером французского ордена Почетного легиона.
Из числа оперных певиц российского происхождения, в массе своей оставшимися неизвестными, настоящей знаменитостью стала Ода Слободская. Она родилась в Вильно. Получив консерваторское образование в С.-Петербурге, стала солисткой Мариинского театра и партнершей Шаляпина в оперных постановках в Народном доме. Эмигрантская жизнь певицы началась в Берлине, затем последовали гастроли в Америке. Здесь она в основном состоялась как эстрадная певица под псевдонимом Одали Карено. Она стала королевой варьете и, приехав в Англию, выступала с большим успехом, в том числе перед королевской четой. Получив возможность вернуться к опере, Слободская завоевала известность в Европе, США, Аргентине. В числе ее гастрольных поездок была и Палестина. Многие годы жила в Англии, где была любима публикой. Ее концертный и оперный репертуар в основном состоял из произведений русских композиторов. Успехом пользовались и ее лекции-концерты на Би-Би-Си.
Анна (Нюта) Калина, дочь еврея-меховщика из Москвы, практически в одиночку создала редакцию «Беседы» на третьей программе Би-Би-Си. Она привлекла к участию в этой программе целое созвездие литераторов, философов, историков, композиторов. Анна сыграла важную роль в жизни сэра Исайи Берлина, организовав на Би-Би-Си курс его лекций, создавших ему популярность и способствовавших получению статуса профессора в Оксфорде.
Часть ученических лет и раннего творчества скульптора Осипа Цадкина, получившего мировое признание, прошли в Шотландии и Лондоне.
Леонид Пастернак, более четверти века состоявший в должности профессора московского Училища живописи, ваяния и зодчества, прожил у своих дочерей в Оксфорде последние 7 лет жизни. За эти годы им был создан ряд картин, в их числе – Толстой за рабочим столом. С Львом Николаевичем Л. Пастернак был в дружеских отношениях многие годы, иллюстрировал его «Воскресенье». В 1950-х гг. мемориальные выставки художника состоялись в Лондоне и ряде других городов Англии.
Художник Бернард Менинский (Берл Менушкин) родился в Конотопе. Был привезен в Англию ребенком. Окончил художественную школу в Ливерпуле с Королевской медалью. Он неоднократно выставлялся, преподавал в художественных школах, оформил балет «Давид», иллюстрировал книги. Его работы хранятся в ряде музеев.
В 1935-46 гг. в Лондоне жил скульптор Наум Габо. Он здесь женился на англичанке. Габо провел в Лондоне несколько выставок, а также издавал журнал, посвященный конструктивизму в искусстве.
В 1990-х гг. в Лондоне выставлялись члены Ассоциации художников из России, среди них – Таня Литвинова, дочь советского наркома иностранных дел Максима Литвинова. Президентом Ассоциации был Петр Белый из С.-Петербурга.
Яркие впечатления произвели на англичан гастроли в Англии советских евреев-деятелей искусств: Давида Ойстраха, Эмиля Гилельса, Зиновия Гердта, Юрия Башмета, др. Эти гастроли помогала проводить бывшая москвичка гид-переводчик Пнина Дедман.
Два необычных русско-еврейских персонажа.
Рейли. Этот авантюрист, шпион и бизнесмен известен миру не под настоящим именем Шломо Розенблюм, но как офицер британской разведки Сидни (Сидней) Джордж Рейли, послуживший одним из прототипов героя кино Джеймса Бонда. Есть сведения, что Рейли появился на свет в Херсоне, в семье Герша и Перлы Розенблюмов. Он свободно владел русским, немецким, французским и английским языками. Прибыв в Англию в качестве фармацевта, подрабатывал в полиции доносами на знакомых политэмигрантов из России. В 1899 г. отправился в Китай. Торговал лесом, земельными участками и… информацией. По-видимому, он был агентом японской разведки. Вскоре Рейли «всплыл» в Париже, но в 1905 он уже в Петербурге. Работал в немецкой фирме и участвовал в постройке первого петербургского аэродрома. С началом 1-й мировой войны способствовал заключению контрактов на поставку в Россию оружия и боеприпасов. В 1918 Рейли участвовал в «заговоре Локкарта» в Москве. Его приговорили к смертной казни, но он бежал с подложными документами. Из Лондона его отправили в войска Деникина. Доклады Рейли с места событий получали Георг V и Черчилль, и его наградили Военным Крестом. В 1920 Рейли оказался в Варшаве, где стал сподвижником Б. Савинкова. Он старался наладить то экспорт радия из Чехословакии, то ввоз яиц из Болгарии, но без особого успеха. В России создали фиктивную тайную организацию «Трест» для приманки западных спецслужб, и Рейли попал в ловушку. Его расстреляли «при попытке к бегству».
Флора Соломон, урожд. Бененсон, – дочь российского мультимиллионера Григория Бененсона и мать Питера Бененсона – основателя «Амнести Интернешнл». Ее имя известно главным образом потому, что она радикальным образом повлияла на улучшение условий труда служащих магазинов «Маркс энд Спенсер», что в итоге отразилось на положении работников торговли всей страны. Эта фирма, достигшая мировой известности, была основана в 1894 году еврейским эмигрантом из России Майклом Марксом совместно с англичанином Томом Спенсером. В фирме работало около 20 тыс. человек. Отдел социального обеспечения с Флорой во главе начал внедрять субсидирование буфетов или столовых для сотрудников фирмы. Для работниц стали организовывать поездки по стране за символическую плату. К каждому филиалу прикрепили специалистов-медиков, наблюдавших за здоровьем персонала. Была учреждена Комиссия по социальному обеспечению, которая оказывала материальную помощь сотрудникам и ведала премиями. Комиссия приняла решение не увольнять без ее одобрения тех, кто проработал в фирме хотя бы пять лет. Время от времени возрастала минимальная заработная плата. Благодаря этим же социальным нововведениям, «Маркс энд Спенсер» смог брать на работу еврейских беженцев из Германии. Во время 2-й мировой войны Флора организовывала экстренные пункты питания. За свою деятельность во время войны она была награждена Орденом Британской империи. Нововведения Соломон стали перениматься другими крупными компаниями. В 1960-е годы, чтобы помочь справиться с наплывом и устройством репатриантов, Голда Меир пригласила в Израиль именно Ф. Соломон (которая, между прочим, хорошо знала Хаима Вейцмана и Давида Бен-Гуриона).
В дальнейшем численность еврейского населения Великобритании сократилась и к 1990 г. составила 300-315 тыс. человек. Ист-Энд утратил значение основного центра расселения евреев в Великобритании. Великобритания – одна из стран, куда эмигрируют израильтяне; так, в 1988 г. в Лондоне и его окрестностях их было около 30 тыс. Определенную часть последних составляют репатрианты из России.
Заключение. Главнейшая особенность Великобритании в истории евреев России в Зарубежье заключается в том, что эта страна в течение ряда десятилетий являлась центром политического сионизма. Здесь была выработана Декларация Бальфура. Великобритания стала местом деятельности выдающихся политиков Хаима Вейцмана и Владимира Жаботинского. Здесь создавался Еврейский Легион, а во время 2-й мировой войны – Еврейская бригада. Здесь проходили Сионистские конгрессы, отсюда рассылались письма, статьи и иная сионистская корреспонденция. Так что в какой-то степени в Лондоне строилось еврейское государство.
Великобританию можно считать родиной еврейского социализма – в Лондоне Ароном Либерманом была основана первая еврейская социалистическая организация.
Русские евреи Самуил Котелянский, Давид Магаршак, сестры Пастернак и другие познакомили британцев как с великой русской классикой, так и с современной прозой и поэзией России.
Высоким авторитетом пользовались в цивилизованном мире философы сэр Исайя Берлин и Аарон Штейнберг.
Великим английским ученым стал родившийся в Москве Давид Кейлин – он открыл основу дыхания живых организмов – бактерий, растений и животных.
Комментатор Русской службы Би-Би-Си Анатолий Максимович Гольдберг оказал огромное влияние на советских слушателей, убедив их в том, что существует иной взгляд на вещи, чем диктуемый Сталиным.
Анна Калина создала редакцию культурологической «Беседы» на третьей программе Би-Би-Си.
Мари Рамбер стала основательницей английского национального балета.
Русские евреи влились в английское общество в разных ипостасях: как выдающийся музыкант (Адольф Бродский) и певица (Ода Слободская), предприниматель (Майкл Маркс), изобретатель (Александр Поляков), общественный деятель (Флора Соломон), гид-переводчик (Пнина Дедман). Евреи-выходцы из России внесли свой вклад в торговлю и легкую промышленность страны.
Основные источники
Бергинер-Тавгер Б. «Забыть так скоро...» – Ода Слободская // Русские евреи в Великобритании. Русское еврейство в Зарубежье (Далее РЕВЗ. Т. 7).
Берлин И. Александр и Саломея Гальперны. Пер. с англ., вступ. слово и примеч. М.Пархомовского // РЕВЗ. Т. 7.
Васильева Л. Семья на фоне времени, или Русско-еврейские корни драматурга Стивена Полякова // РЕВЗ. Т. 7.
Зальцберг Э. «Как не быть тронутым и благодарным милому Бродскому…» РЕВЗ. Т. 7.
Казнина О. И.В. Шкловский (Дионео) – публицист, писатель, переводчик // РЕВЗ. Т. 7.
Казнина О. Русские в Англии: Русская эмиграция в контексте русско–английских литературных связей в первой половине ХХ века. М.: Наследие, 1997.
Карасик В. Русско-еврейская периодика Англии: 1900–1937 // РЕВЗ. Т. 7.
Китов М. У истоков российского диссидентства (Об Анатолии Максимовиче Гольдберге, 1910–1982) // РЕВЗ. Т. 7.
Крейд В. Манчестерский период Георгия Адамовича // РЕВЗ. Т. 7.
Литвинов Э. Еврей в Англии (Послесловие к книге «Путешествие по малой планете») // РЕВЗ. Т. 7.
Лобыцына М. Иван Майский и Максим Литвинов в Лондоне // РЕВЗ. Т. 7.
Мазовецкая Э., Груз Т. Лондонский «палестинец» Владимир Евгеньевич Жаботинский и его окружение // РЕВЗ. Т. 7.
Мондри Г. Сэр Исайя Берлин (1909–1997) РЕВЗ. Т. 7.
Орлов И., Телицын В. Русское экономическое общество в Лондоне и его труды // РЕВЗ. Т. 7.
Пастернак Е. Жозефина Пастернак и Лидия Пастернак–Слейтер // РЕВЗ. Т. 7.
Полухина В. Иосиф Бродский в Англии // РЕВЗ. Т. 7.
Раев М. Предисловие // РЕВЗ. Т. 7.
Рогачевский А. Борис Элькин и его оксфордский архив // ЕВКРЗ. Т. 5.
Рогачевский А. Русские евреи в Великобритании: Продолжение следует // РЕВЗ. Т. 10.
Столович Л. Аарон Штейнберг как философ // РЕВЗ. Т. 7.
Струве Г. Публ. О.Казниной. Зинаида Давыдовна Шкловская (некролог) // РЕВЗ. Т. 7.
Суриц Е. Мари Рамбер и английский балет // РЕВЗ. Т. 7.
Тимофеев В. Еврейская эмиграция из России в контексте российско-британских отношений конца XIX века // Вестник Еврейского университета в Москве. 1993. № 4.
Уилсон К. Выдающиеся советологи: Ленард Шапиро (1908–1983) и Алек Ноув (1915–1994) // РЕВЗ. Т. 7.
Фрумкин Б. Арон Либерман и Еврейское социалистическое общество в Лондоне // РЕВЗ. Т. 7.
Черняк А. Хаим Вейцман в Англии // РЕВЗ. Т. 7.
Штурман Д. Аркадий Белинков и «Новый колокол» // РЕВЗ. Т. 7.
Weinstock N. Le pain de misère: histoire du mouvement ouvrier juif en Europe. T. II. L’Europe centrale et occidеntale jusqu’en 1914. Paris: Editions La Décоuverte, 1984.