С середины ХIХ в. Швейцария стала страной российского студенчества и политических эмигрантов. Позже увеличилось число туристов, а также пациентов санаториев и клиник. Процент евреев был особенно велик в первых двух группах. А с того момента, когда швейцарские университеты открыли двери для женщин, в стране начался настоящий «русский бум». В 1860-70 гг. многие молодые люди ехали из России в Швейцарию, чтобы получить наиболее востребованные профессии врача или естественника. В Цюрихе, Берне и Женеве образовались русские студенческие колонии. Первой русской еврейкой, получившей докторскую степень в Швейцарии (1869), считается Бетти Фронштейн – она изучала математику. В 1873 г. в Цюрихе числилось 182 студента из России, в том числе – 104 женщины. Преподавателем Политехникума в Цюрихе в конце ХIХ в. – начале XX в. был писатель, историк литературы и художественный критик Роберт (Реувен) Зайчик (1867, Могилев, – 1965). Профессором математики там же стал Герман Минковский (1864, Ковенская губ, – 1909), давший математическую формулировку теории относительности, т.е. в какой-то степени предшественник Альберта Эйнштейна.
Русская студенческая колония в Цюрихе стала центром формирования революционной молодежи. Дела клуба-библиотеки вели Валериан Смирнов и его подруга Розалия Идельсон, организовавшая кассу взаимопомощи. В немецкой части Швейцарии возник особый регион расселения политических беженцев, пользовавшийся репутацией «второй России». Этому способствовало перемещение Вольной русской типографии А. Герцена из Лондона в Женеву.
Из 126 российских цюрихских студенток тех лет (1867–73 гг.) биографии 77 помещены в «Словаре деятелей русского революционного движения». О росте числа студентов из России в первые десятилетия ХХ в. можно судить по данным справочной литературы. На втором месте после медицины были естественные науки и математика (тогда они изучались на философском факультете). Любовь Аксельрод (позже известная под псевдонимом Ортодокс) изучала философию в Бернском университете, вступила в группу «Освобождение труда» и со временем стала теоретиком марксизма, ярким политическим публицистом. Существенный вклад в развитие психоанализа внесли русско-еврейские студентки Сабина Шпильрейн и Татьяна Розенталь. Последняя после окончания университета вернулась в Петербург и при поддержке Троцкого организовала Институт для невротических детей.
Столицей русской Швейцарии традиционно оставалась Женева. Там существовало несколько еврейских студенческих организаций, адреса которых публиковались. В Берне работал Еврейский Академический Ферейн (Общество). В нем были кошерная столовая, читальня и касса взаимопомощи.
Абрам Кауфман вспоминал о времени, когда студенческую колонию в Берне составляли свыше 700 россиян, из них не меньше 90% – евреи, подавляющее большинство были женщины, почти все, за очень малым исключением, – медики. Кроме Ферейна, некоторые русские евреи вступали в сионистскую корпорацию Кадима.
В Берн приезжали Менахем Усышкин, Хаим Вейцман, Хаим-Нахман Бялик, Саул Черниховский, др. Председателем Ферейна был в то время Хаим Хисин, который приехал в Берн после 16 лет жизни в Палестине. Иегуда Метман-Коган, будучи студентом в Берне, был одержим идеей создания в Палестине гимназии на иврите, и действительно он создал там первую еврейскую гимназию «Герцлия».
Анна Тумаркина из Дубровно (Могилевская губ.) стала первой женщиной-профессором философии в Бернском университете, она играла также ведущую роль в швейцарском женском движении. Известная революционерка Роза Люксембург в 1890 г. поступила в Цюрихе на философский факультет (естественные науки и математика), в 1892 г. перешла на отделение права и экономики; входила в круг польских и русских социалистов. Будущий сионистский деятель и публицист Даниил Пасманик закончил в 1892 г. медицинский факультет в Цюрихе, был приват-доцентом медицинского факультета в Женеве, разрабатывал программу движения Поалей Цион.
Хаим Вейцман, приехавший в Швейцарию на 2-й Сионистский конгресс, тогда же завершил докторскую диссертацию и продал свой первый патент в области химии, а в 1901 г. начал свою академическую карьеру ассистентом в Женевском университете. В 1900 г. он познакомился с Верой Кацман из Ростова-на-Дону, приехавшей изучать медицину, и она вскоре стала его женой. В Женеве степень доктора медицины получила будущий академик Лина Штерн, единственная из членов Еврейского антифашистского комитета, избежавшая расстрела. В 1911 г. тот же университет закончил Борис Збарский, будущий советский академик, бальзамировавший тело Ленина.
Численность русских студентов в Швейцарии росла до 1915 г., после революции она резко уменьшилась. В дальнейшем русских студенческих колоний здесь больше не было.
О политэмигрантах. Владимир Бакст, бывший лидер гейдельбергской колонии, организовал работу вольной типографии в Берне (1862). Он участвовал в съезде (1864), проводимом по случаю приезда в Женеву Герцена. Съезд готовил Николай Утин – «правая рука Чернышевского». В Женеве Утин состоял в ряде политических организаций, поначалу – совместно с Бакуниным. Став марксистом, Утин выступал против анархистских идей Бакунина и при поддержке Карла Маркса добился исключения Бакунина из Интернационала. Утин создал первую русскую секцию Интернационала.
Студенческая среда в Швейцарии была близка к политэми-грантам, часть студентов, начав там учебу, попадали в атмосферу дискуссий о необходимости социальных перемен и «уходили в революцию». В 1889 г. под Цюрихом при испытании самодельной бомбы погиб Исаак Дембо, участвовавший в подготовке покушения на Александра III. Вынужденный бежать после провала заговора, он стал студентом цюрихского университета и организовал собственную террористическую группу. В Женеве у эсеров было несколько «динамитных» школ. Много политэмигрантов побывало в Швейцарии после революции 1905 г. В Берне учились, но не закончили курса Григорий Зиновьев, эсер Симон Рысс, сестра Троцкого Ольга Бронштейн (впоследствии Каменева), в Базеле – Лев Дейч.
В 1880 г. из России бежал Георгий Плеханов, поселившийся в Женеве. Чуть позже приехала его жена, Розалия Богорад-Плеханова. Их квартира стала почти обязательной для посещения приезжими социал-демократами, а Розалия Плеханова оказывала медицинскую помощь многим эмигрантам и студентам. Павел Аксельрод, один из основоположников российской социал-демократии, основал в Женеве журнал «Община» и был его редактором. Чтобы содержать себя и семью, он открыл кефирное заведение. Два раза в день он должен был отрываться от своих занятий, чтобы встряхивать 300-500 бутылок. Квартира Аксельрода вплоть до революции 1917 г. играла в Цюрихе такую же роль, как квартира Плеханова в Женеве.
В Женеве печаталась революционная «Искра». Секретарем ее редакции в 1905 г. был бежавший из ссылки Леон Гольдберг. Позже в Женеве издавалась газета «Вперед», сыгравшая большую роль в формировании большевизма. В числе ее корреспондентов был Сергей Гусев (Яков Драбкин) – будущий видный советский государственный деятель.
В конце ХIХ в. самой шумной частью русской колонии в Женеве была улица Каруж, где селились многие революционеры. Здесь же был организован партийный архив. В 1907-09 гг. библиотекой и архивом заведовали Вячеслав Карпинский и его подруга Сарра Равич. После революции она вернулась в Россию (в составе ленинской группы, ехавшей через Германию), была членом Петроградского совета, с 1938 г. находилась в лагере, но выжила и после освобождения написала роман о декабристах.
В Женеве жил Лев Мартов (Юлий Цедербаум; 1873–1923), вождь и адепт социал-демократии западного типа. В прошлом друг Ленина (практически единственный, с кем Ленин еще с юности был на «ты»), позже – идеологический враг. В Женеве у него останавливался брат, тоже революционер, Сергей Цедербаум, сначала большевик, потом меньшевик, просидевший много лет в советских лагерях и расстрелянный в 1939 г. Бежавший из Сибири Федор Дан (Гурвич) в Женеве примкнул к меньшевикам и стал одним из их лидеров. Принимал участие в «Общерусской конференции партийных работников» (Женева, 1905). Лев Каменев приехал в Женеву в 1902 г. и вошел в группу искровцев. В 1912 г. он представлял большевиков на Международном социалистическом конгрессе в Базеле.
В значительной степени в Швейцарии формировалась партия социалистов-революционеров (эсеров), создавших России славу страны террористов. У колыбели партии стояли революционный деятель Михаил Гоц (будучи состоятельным человеком, он без счета давал партии деньги; тяжело заболев – у него оказалась опухоль спинного мозга, Гоц был почти полностью парализован, но оставался центральной фигурой в партии; умер в Берлине, похоронен в Женеве), писатель и фольклорист С. Ан-ский, публицист Хаим Житловский, Евно Азеф (оказавшийся агентом тайной полиции). С 1903 г. Заграничный комитет партии эсеров возглавлял Осип Минор. Важную роль среди эсеров играл организатор террористических акций Григорий Гершуни. В 1908 г. у него открылась саркома, и товарищи привезли его на лечение в Цюрих, где он и скончался.
Лидеры сионистского движения Х. Вейцман, Н. Сыркин, Д. Пасманик, Б. Файвел, Б. Борохов, Н. Соколов и др. посещали Швейцарию, некоторые подолгу жили в ней. В 1905 г. в Цюрихе прошла конференция палестинофилов (Ховевей Цион). 16 из 22 Сионистских конгрессов (с 1897 по 1946 гг.) состоялись в Швейцарии. На всех конгрессах сионисты из России составляли значительную часть делегатов и оказывали существенное влияние на выработку стратегии и идеологии сионизма.
В революции 1917 г. особую роль сыграл Александр Парвус (Израиль Гельфанд). В 1887 г. он приехал в Базель изучать полит-экономию. Вместе с Лениным организовал «Искру» и публиковал в ней свои с блеском написанные статьи. Во время 1-й мировой войны он предложил германскому правительству план вывода России из войны путем щедрого финансирования революционных партий с целью разложения страны изнутри. Парвус специально приезжал в Швейцарию для встречи с Лениным. Деньги предназначались прежде всего большевикам, твердо державшимся пораженческой позиции. Часть денег передавал из Стокгольма Яков Ганецкий, ставший сотрудником Парвуса. После революции Парвус поселился в собственной вилле на берегу Цюрихского озера, но оказался замешан в финансово-политическом скандале, и его выслали из Швейцарии.
Из деятелей культуры до революции в Женеве жил (в 1882–86 гг.) писатель Бен-Ами (Марк Рабинович), написавший там свои первые рассказы из жизни евреев России. В 1887 г. он вернулся в Одессу, где примкнул к Ховевей Цион и к сионистскому движению, участвовал в ряде сионистских конгрессов, в 1905 г. эмигрировал в Швейцарию, откуда в 1923 г. переехал в Палестину. В течение многих лет со Швейцарией был связан Лев Шестов, который скрывал от отца свой брак с Анной Елеазаровной Березовской. И жена Шестова, и его сестра Фаня Шварцман получили высшее образование в Швейцарии. В 1902 г. философ жил в Лозанне, где закончил книгу о Толстом и Ницше. В 1900-05 гг. дочь Шестовых Таня жила в швейцарской семье в деревне возле Тунского озера, куда Шестов с женой регулярно приезжали на лето. В 1910-14 гг. Шестовы снимали виллу на берегу Женевского озера, где принимали гостей, устраивали музыкально-литературные вчера. В 1911-13 гг. у них жила Фаня с мужем – композитором и музыковедом Германом Ловцким. Ловцкие были очень близки с Шестовым и много ему помогали. Большую часть жизни они прожили в Швейцарии (в 1914-21 – в Женеве) и в Германии. Оба умерли в Цюрихе.
После революции большинство политических эмигрантов выехали в Россию, при повторной эмиграции мало кто возвращался в Швейцарию, разве что при каких-то особых обстоятельствах. Эсер Марк Натансон, в свое время видный народоволец, жил в Лозанне в 1904–05 гг. и во время 1-й мировой войны. В 1919 г. ему разрешили выехать на лечение в Швейцарию, при этом по поручению ЦИК он привез большое количество золота для помещения в швейцарских банках. В том же году он скончался в Берне.
Многие больные, жившие до революции в санаториях, не смогли выехать оттуда из-за отсутствия средств. Фрида Семенова, жена известного московского психиатра, приехала в Швейцарию в 1918 г. на отдых, а несколько месяцев спустя у нее родился сын. Муж ее был расстрелян в Москве в первые дни после революции. Чтобы заработать какие-то деньги на жизнь и воспитание ребенка, подруга Семеновой баронесса Корф пошла работать посудомойкой и уборщицей в небольшой ресторанчик, а Семенова закончила медицинский факультет Цюрихского университета. После гибели сына посвятила жизнь лечению детей. В начале 1950-х гг. она стала главным врачом детской больницы кантона Цюрих.
В 1920-х гг. советские граждане иногда попадали в Швейцарию через Германию. В Давосе лечился художник-конструктивист Эль Лисицкий. В Швейцарию перебралась поэтесса и переводчица Гизелла Лахман. В 1940 г., опасаясь преследований нацистов, она эмигрировала в Америку.
Александр Островский в 1927 г. был приглашен Базельским университетом на кафедру математики. Со временем Островский стал гордостью университета, написал и издал много научных работ. Он был избран почетным доктором Политехникума в Цюрихе, университетов во Франции и в Канаде. По завещанию Островского фонд его имени раз в два года присуждает премию за лучшую в мире работу по математике.
В 1933 г. Федерация еврейских общин в Швейцарии подала в суд на местных нацистов, распространявших «Протоколы сионских мудрецов». Процесс вызвал широкий резонанс во всем мире. В суде выступал Владимир Бурцев, посвятивший разгрому «Протоколов» свою книгу. Суд признал «Протоколы» «подделкой, плагиатом и бессмыслицей» и приговорил их распространителей к уплате штрафа.
Приход Гитлера к власти привел к массовому исходу евреев из Германии. Швейцария, опасаясь мощного соседа, отказалась от традиционной для нее политики предоставления убежища жертвам репрессий. Германским и австрийским евреям разрешалось лишь следовать через территорию страны, причем на границе в паспорта евреев проставлялся штамп «J» – «Jude». Тем не менее, в 1933 г. удалось пробраться из Мюнхена в Аскону переводчице русской классики Фейге Фриш с мужем, а в 1934 г. из Берлина в Швейцарию приехал известный сионист Яков Кляцкин (в 1941 уехал в США).
До 2-й мировой войны в Швейцарии не было активно действующих советских служб, но в 1937 г. она стала ареной трагического финала крупной фигуры советской разведки – Игнатия Рейсса (Порецкого). В 1937 г. его вызвали в Москву с целью, очевидной для периода террора. Он решил порвать со сталинской системой и «хлопнуть дверью» – напечатать в европейской прессе открытое письмо. Его намерения стали известны, и на следующий день после приезда в Лозанну он был убит сотрудниками НКВД. Организацию убийства, по-видимому, осуществлял Сергей Эфрон. Жене Порецкого Эльзе удалось бежать, позже она опубликовала книгу о погибшем муже.
Во время войны в Швейцарии искали спасения евреи из Франции. Ариадна Скрябина, перевозившая в Швейцарию группы еврейских беженцев, во время одной из перестрелок погибла. Скульптор Хана Орлова, покинув вместе с сыном и художником Жоржем Карсом оккупированный Париж, переправилась в Швейцарию. С началом войны из Бельгии в Швейцарию перебрался основатель издательства «Петрополис» Яков Блох, оставшийся там до конца жизни (1968). Его сестра, поэтесса Раиса Блох, была выдана на швейцарской границе французским властям, отправлена в Дранси и в 1943 г. погибла в Аушвице.
После войны. Последний до основания государства Израиль Сионистский конгресс (22-й, 1946) прошел в Швейцарии под председательством Хаима Вейцмана. Среди делегатов были представители вернувшихся во Всемирную Сионистскую организацию ревизионистов. Это был первый конгресс после 2-й мировой войны и Холокоста. Он проходил на фоне резкого обострения отношений между ишувом в Эрец-Исраэль и британскими властями.
После войны Швейцария стала излюбленной страной для известных деятелей культуры, которые могли провести конец жизни в комфорте и спокойствии. После успеха «Лолиты» в Монтре, на берегу Женевского озера поселился Владимир Набоков с женой Верой Набоковой (Слоним). После его смерти она работала над переводами и изданием книг писателя. В 1950 и 1967 в Цюрихе устраивал выставки Марк Шагал. В 1970 г. он закончил выполнение витражей для Фраумюнстера – они стали цюрихской достопримечательностью. В 1960-х гг. в Женеву переехал Марк Слоним. Здесь он написал свыше 200 скриптов для радиостанции «Свобода», сотрудничал в нью-йоркской и парижской печати. Виктор Корчной, международный гроссмейстер, в течение более четверти века претендовавший на мировое первенство, в 1976 г. остался на Западе и поселился в Швейцарии. На его 70-летие в 2001 г. Владимир Крамник и Гарри Каспаров (еврей по отцу) устроили в Цюрихе захватывающий поединок.
Писатель, переводчик и историк литературы Шимон (Симон) Маркиш, сын знаменитого поэта и общественного деятеля Переца Маркиша, расстрелянного в 1952 г., выехал из СССР в 1970 г. Будучи гражданином Израиля, поселился в Швейцарии, преподавал в Женевском университете русский язык и литературу, занимался античной и современной литературой, издал несколько книг на русском и французском языках. В своих эссе Шимон Маркиш размышлял о еврейском самосознании, двойной, еврейско-русской цивилизационной принадлежности. В 1980-х гг. он вел рубрику в еврейской программе радиостанции «Свобода».
Основные источники
Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова. Париж, 1983. Т. II.; о Ф. Шварцман и ее муже Г. Ловцком см.: М.О. Гершензон в Берлине. (Из воспоминаний Н.М. Гершензон-Чегодаевой). Публ. М. Чегодаевой // ЕВКРЗ. 3: 240–256.
Гросул В. Международные связи российской политической эмиграции во 2-й половине ХIХ века. М., 2001.
Гузевич Д., Гузевич И. Российские евреи в Германии и Австрии в XVIII–XIX вв., или эмиграция до эмиграции (по материалам «Еврейской энциклопедии») // РЕВЗ. 16: 10–44.
«Деятели революционного движения в России» – биобиблиографич. словарь, изд-е Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев (М., 1927-34), под ред. Ф. Кона, Б. Козьмина, В. Невского и др.
Кауфман А.И. Листки из моей жизни // Бюллетень Игуд Иоцей Син. № 358, 1999 (Подробнее об этом враче и выдающемся общественным деятеле см. в главе «Китай»).
Обухова-Зелиньска И. Выездные университеты: Русские студенты-евреи в Швейцарии // РЕВЗ. 10: 87–106.
Пархомовский М. Памяти Шимона Маркиша // РЕВЗ. 11: 166–171.
Пушкарева Н.Л. Возникновение и формирование российской диаспоры за рубежом // Отечественная история. 1996. № 1.
Результаты анализа издававшегося в Базеле в 1898–1928 гг. каталога (Catalogue des Ecrits académiques Suisses) с перечнем выпускников, получивших докторскую степень
Сватиков С. Евреи в русском освободительном движении // Евреи и русская революция. Ред.-сост. Будницкий О. М.–Иерусалим, 1999.
Possum L. van. A propos d’une biographie de Parvus // Cahiers du Monde- Russe et Soviétique. Vol. VIII. Avril-Juin, 1967.