При всей несхожести путей евреев-эмигрантов из России Харбинский, или шире, Китайский отличается особым своеобразием.
Воротами русских евреев в Китай послужила Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), строительство которой началось в 1897 г. По рекомендации генерала еврея Михаила Грулева (1857, Латвия, – 1943), прекрасно знавшего географию и автора многих книг, было выбрано место для городского центра этого строительства – Харбина. В полосе отчуждения, где хоть и действовали российские законы, возникли условия, привлекавшие евреев, – здесь их не ущемляли в правах. Наместник Харбина и управляющий КВЖД генерал Д.Л. Хорват заявил о равноправии приезжих: здесь все россияне. На постройку КВЖД из России приехало 40 тыс. человек. Евреев было около 500. Они прибывали из Сибири, а затем – и из черты оседлости. В Харбине и полосе, возникшей вдоль КВЖД, можно было торговать пушниной, лесом, зерном, соевыми бобами, маслом, заниматься профессиональной и общественной деятельностью. К 1903 г. в Харбине образовалась еврейская община численностью от 5 до 10 тыс. человек. Периодически их количество увеличивалось до 15–20 тыс. – когда евреи бежали в связи с революцией 1905 года и последующими погромами; во время 1-й мировой войны в связи с их выселением из прифронтовых районов России (харбинский Еврейский комитет помощи жертвам войны помогал беженцам и выселенным из зоны военных действий; для них были открыты бесплатное общежитие и такие же столовая и аптека) и после Октябрьского переворота. Количество евреев начало уменьшаться в 20-е гг. в связи с эмиграцией выходцев из России в Эрец-Исраэль, в период «бейтарской» алии (30-е гг.), стремившейся к заселению Палестины, а также после оккупации Маньчжурии Японией и продажи Советской Россией КВЖД в 1935 г.
Лидером общины был учитель-талмудист Арон Киселев (1866, Черниговская губ., – 1949) – раввин Главной синагоги Харбина, автор нескольких галахических трудов и книги «Национализм и еврейство».
До 1917 г. евреи Харбина оставались подданными России, затем те, кто не взял советское гражданство или перешел границу нелегально, стали считаться эмигрантами.
В 1921 г. построили Новую синагогу. Было создано Харбинское духовное еврейское общество, которое продолжало существовать и во времена Китайской народной республики, благотворительное общество «Эзра», два кредитных банка, еврейская больница. Действовали еврейские молодежные организации («Бейтар», «Маккаби», «ха-Шомер ха-цаир»). В период расцвета еврейской общины ее численность достигала 25 тыс. Этому процветанию русско-еврейского Харбина способствовали бизнесмен Миша Коган (1920–1984), основавший здесь строительный бизнес, выпуск машин и первых игровых автоматов (в дальнейшем он успешно работал в Японии и США), лесопромышленники и владельцы угольных копий братья Скидельские (репрессированные в 1945 г., они погибли в лагерях ГУЛАГа), др.
С 1920 по 1943 г. издавался журнал «Сибирь – Палестина» (позже «Еврейская жизнь»). Его редактировал известный врач и общественный деятель Абрам Кауфман (1885, Черниговская губ., – 1971), правнук основателя хабада любавического ребе Шнеерсона.
Русскоязычные газеты и журналы Китая насчитывали 300 наименований. Литературно-художественный иллюстрированный жур-нал «Харбинский рубеж» (1927-45) был наиболее ярким из них, чем обязан главному редактору Евгению Кауфману и выпускавшей еженедельник семье Резниковых. Среди местных авторов выделялись Яков Дейч (псевд. – Лович) и А. Ачаир (И за то, что нас Родина выгнала, / Мы по свету ее разнесли). В «Рубеже» печатались Саша Черный (наст. фам. Гликберг; 1880, Одесса, – 1933), Александр Амфитеатров (1862–1938), др.
Абрам Кауфман на протяжении 33 лет был бессменным председателем общины. В то же время он занимал должность председателя национального совета евреев Дальнего Востока. По словам одного из современников, Кауфман пробудил еврейскую общину «от летаргического сна» и «ввел в духовный контакт с внешним миром». Немалую роль в жизни общины играла его жена Берта Кауфман (урожд. Шварц). Супруги получили медицинское образование в Швейцарии, где Берта стала одной из первых женщин, примкнувших к движению сионизма. В Харбине Берта пользовалась большим авторитетом в качестве знающего гинеколога и как руководитель Дамского еврейского благотворительного общества, которое она же и организовала. Общество создало женскую трудовую школу.
«Объединенное общество выдачи беспроцентных ссуд» помогало малоимущим торговцам и ремесленникам. Собранные общиной средства шли на поддержку бедняков, престарелых, инвалидов и детей. В 1921 г. открылись Еврейский дом для призреваемых (с полным содержанием) и Еврейская столовая. Был избран Харбинский общественный комитет помощи голодающим России, который возглавил А. Кауфман, и в 1921-22 гг. евреи Манчжурии отправили в Россию пять эшелонов продовольствия, в каждом по 30 вагонов.
Евреи принимали участие в ликвидации последствий наводнения в Харбине в 1932 г., а еврейские врачи сыграли большую роль в борьбе с холерой, возникшей после стихийного бедствия.
До 1920 г. евреи составляли 25% харбинского Городского совета. Еврейскими столовой, больницей, библиотекой пользовались и русские, которых было 80 тыс. при общем количестве русско-язычного населения Харбина в 100 тыс. человек.
В период «междуцарствия» (между красными и белыми) с 1917 по 1920 г. и под властью китайских маршалов (1920–1931) правители не вмешивались в жизнь еврейской общины. В 1931 г. Япония оккупировала Маньчжурию. Появился бандитизм. Особенно нашумело дело о похищении пианиста Иосифа Каспе с целью получения выкупа – он был сыном ювелира, владельца отеля «Модерн». Харбин стал центром русского фашизма во главе с Родзаевским. Издавалась фашистская газета «Наш путь». Несмотря на это, еврейская община Харбина представляла собой хорошо организованное сообщество, жившее интересной и насыщенной жизнью. Она тогда насчитывала не менее 12.000 человек, 10% которых были выходцами из Польши и Прибалтики. В 1930-40-е гг. уполномоченным Всемирной сионистской организации и председателем ее Дальневосточного районного бюро, членом Комитета «Керен ха-Иесод» и ряда других организаций состоял А. Кауфман. Харбин из административного и экономического центра КВЖД превратился в своеобразный остров российской культуры. Этому способствовали музыканты, юристы, актеры, учителя, врачи, художники из числа эмигрантов и беженцев, хлынувших сюда после октябрьских событий в России.
С 1919 по 1924 г. работала еврейская гимназия. Здание ее сохранилось и считается одним из красивейших в Харбине. В Харбине насчитывалось 13 специальных высших учебных заведений. Высокий уровень образования объясняется, в числе прочего, большим количеством выдающихся преподавателей. Таким был Кирилл Зайцев (1887, С.-Петербург, – 1975; еврей по отцу), который оставил много трудов в области экономики, философии, литературоведения и богословия. В Харбин Зайцева пригласили из Парижа. Кирилла Иосифовича избрали деканом Пединститута и назначили и.о. профессора юридического факультета. По его настоянию, преподаватели повышали свою квалификацию во Франции, большое внимание уделялось издательской деятельности учебных заведений, связям с общественностью; оказывалась помощь малоимущим студентам. Зайцев ввел открытые лекции по гуманитарным дисциплинам, издал пособие к лекциям «Основы этики». У него дома собирались студенты, журналисты, местные поэты и писатели. Читали доклады, шел обмен мнениями о политической ситуации, обсуждали номера парижских «Современных записок» и др. В тяжелые военные годы К. Зайцев немало сделал для сохранения культурных традиций.
В Харбине было 9 научно-исследовательских организаций, 45 издательств, три консерватории, симфонический оркестр с постоянным составом в 60 музыкантов, две балетные школы-студии – харбинский балет оказал огромное влияние на развитие балета в Китае.
Актер, театральный деятель и поэт Авром-Алтер Фишзон (1843, Бердичев, – 1922) более 40 лет руководил еврейскими театральными труппами в России, Австро-Венгрии и Румынии, автор пьес на идиш, в которых исполнял главные роли, сборников стихов и книг. Во время Гражданской войны уехал с труппой в Сибирь, затем в Китай. Его «Записки еврейского актера» были опубликованы в Харбине. Там же на сцене он и умер во время выступления.
За годы деятельности харбинской Школы им. А.К. Глазунова ее окончили свыше 500 человек. Многие музыканты получили высшее музыкальное образование в России, Риме, Вене, других городах. Такого не было ни в одном центре русской эмиграции.
Гастроли Ф.И. Шаляпина в Харбине в 1936 г. организовывал импресарио А. Строк, живший в Японии. Переговоры с ним о выступлениях в Харбине взял на себя журналист Евгений Кауфман. Дирекция концертов Шаляпина опасалась, что в Харбине не будет обеспечен полный сбор, необходимый для оправдания поездки. И тогда крупнейший харбинский экспортер Л.Г. Цыкман дал письменную гарантию. Федор Иванович с удовольствием встречался с музыкантами, которых знал еще в России, в их числе с популярным скрипачом и директором 1-й музыкальной школы Харбина В.Д. Трахтенбергом, в прошлом – оркестрантом Народной оперы в Петербурге. Шаляпина сопровождал в качестве аккомпаниатора 22-летний музыкант Григорий Годзинский.
В Шанхае Федора Ивановича встречала официальная делегация во главе с представителем русской эмиграции К. Мецлером.
Александру Вертинскому во время его гастролей в Харбине (1936) помогали директор Высшей музыкальной школы У. Гольд-штейн, театральный критик М. Шмидт, владелец магазина готового платья Б. Палей, снабдивший певца шубой – в Харбине стояли морозы, а Александр Николаевич был одет недостаточно.
Что собой представляла культурная жизнь Харбина даже в годы японской оккупации, видно из биографии режиссера Юрия Хороша. Он родился в Петрограде в 1923 г. в семье еврейских коммерсантов. Дед Юрия, уехав в Маньчжурию, вложил средства в харбинские кинотеатры. К нему и приехали родители Хороша. Юра учился дома, позже ходил в английскую гимназию, а на аттестат зрелости сдал экзамены экстерном в одной из русских гимназий. Он окончил Колледж Христианского союза молодых людей по литературному и коммерческому отделениям. Колледж давал хорошее общее образование. В программе было ораторское искусство, ставились студенческие спектакли, устраивались вечера с концертными программами на русском и иностранных языках. Самодеятельность отражала тогдашний расцвет театральной и музыкальной жизни города. Шли оперные и балетные спектакли, работала оперетта, демонстрировались популярные кинофильмы. Был свой профессиональный драматический театр. Харбин пестрел афишами гастролировавших певцов. В 1941 г. Ю. Хорош вступил в клуб «Маккаби», где под руководством преподавателя иврита, режиссера и драматурга (писал на идиш и иврите) Иехезкеля Наделя (1884, Латвия, – 1963) поставил несколько пьес еврейских классиков. В 1946 г. Хорош стал художественным руководителем труппы. Позже переселился в СССР и многие годы ставил телеспектакли в Петрозаводске.
В 1937 г. Япония стала союзницей фашистской Германии. Но министр иностранных дел Японии Мацуоко заявил, что Япония не признает Нюрнбергские законы. В связи с растущим антисемитизмом в Харбине был созван Национальный совет евреев Дальнего Востока. С 1939 г. положение евреев несколько ухудшилось, особенно с началом войны на Тихом океане (1941), хотя японские военные власти, управлявшие Маньчжурией, никакой специфической политики в отношении еврейства не проводили, относясь к нему так же, как к другим национальным общинам. Подобный нейтралитет позволил еврейской общине увеличить благотворительную помощь эмигрантам – в Харбине действовало отделение Общества помощи евреям, бежавшим от нацистов, и оно посильно помогало европейским собратьям, испытывавшим страшную нужду.
Важнейшим направлением деятельности еврейской общины в годы 2-й мировой войны была антинацистская пропаганда. И здесь велика заслуга А. Кауфмана – он, пользовавшийся огромным авторитетом, был вхож во многие высокие кабинеты Токио. Не препятствуя, в силу союзнических обязательств с Германией, распространению нацистской литературы среди населения, японцы не мешали и пропагандистской деятельности еврейской общины. В лекциях и в печати А. Кауфман весь свой талант публициста направлял против идей нацизма.
Под давлением Берлина японцы закрыли многие органы печати нацменьшинств. В их числе – журналы «Гадегел» («Ха-дегел» – «Знамя») и «Еврейскую жизнь». Закрыли и Коммерческое училище, где обучалась значительная часть еврейской молодежи.
В августе 1945 г. в Маньчжурию вступила Красная армия. А. Кауфмана и других общественных деятелей русской эмиграции пригласили на прием. Но вместо приема их доставили в подвал на допрос. Они были арестованы и попали в ГУЛАГ. К семье А. Кауфман вернулся только через 16 лет.
С созданием Китайской Народной Республики (1949) начался массовый отъезд российских евреев из Харбина, они переезжали в Шанхай, Тяньцзинь, а затем покидали Китай.
Евреи Харбина, существуя как меньшинство в русской среде, окруженной морем аборигенов иной культуры, были значительной культурной и экономической силой в развитии Маньчжурии.
В еврейской общине Харбина выделялись И. Добровольский – один из основателей Общества русских ориенталистов в Харбине и редактор его органа «Вестник Азии», юрист Ц. Гуревич, инженер П. Гроссман, общественные деятели Барух Флейшман, Михаил Коц, Мордехай Ольмерт (1911, Самарская губ., – 1998), отец премьер-министра Эхуда Ольмерта. Элиягу Ланкина (1914, Гомель, – 1994) привезли в Харбин ребенком; он в 1930 г. вступил в Бейтар и сразу занял видное место среди руководителей этого молодежного движения. Прибыв в Эрец-Исраэль в 1933 г., Ланкин участвовал в организации ЭЦЕЛа и был одним из ее руководителей. Он командовал знаменитой «Альталеной», а потом написал книгу о героической и трагической судьбе этого корабля. Э. Ланкин стал одним из руководителей израильского телерадиовещания, а в 1980-х гг. представлял Израиль в ЮАР.
Харбин – город русский в стране Маньчжурской – был для русских евреев воротами в Китай в течение первых двух десятилетий ХХ века. Ситуация понемногу ухудшалась в 20-е гг. и резко ухудшилась (как уже говорилось выше) после захвата Маньчжурии японцами и продажи Советской Россией КВЖД в 1935 г. Начался исход русских евреев из Харбина, преимущественно в Тяньцзинь – в Северном Китае, 1.000 милями южнее, и в Шанхай, – еще на 1.000 миль южнее, в центре страны. Созданная здесь в 1920 г. ассоциация еврейских общин значительно возросла с притоком русских евреев из Маньчжурии. Если в Харбине евреев было 10.000 на 100.000 русских, то в Тяньцзине тех и других было приблизительно по 1.000 на 10.000 иностранцев (британцы, американцы, французы, итальянцы, др.), а в Шанхае приблизительно по 2.000 на 25.000 иностранцев (среда была почти космополитической – Шанхай имел статус открытого города, и для въезда в него не требовалась виза). Т.е. из среды русских евреи попали в среду чужую. Здесь власти не вмешивались в их жизнь. Перед евреями стояли три проблемы: сохранение своей национальной сущности, русского культурного базиса и приспособление к окружающей их, преимущественно англоязычной, среде. Первая проблема решалась созданием своей общины, похоронного общества, синагог, молодежных и сионистских организаций, школ. Русская культура стала делом клубной работы, где еврейская тематика дополнялась лекциями о русских поэтах, Чехове, Горьком. Но влияние английской культуры преобладало; школьники и студенты переходили на английский язык. Исход евреев из Харбина продолжался, и к 1945 г. Шанхай стал центром русско-еврейской общины.
Гражданская война в Китае и тяжелое экономическое положение после прихода к власти коммунистов в 1949 г. привели к дальнейшему рассеянию: небольшая часть евреев вернулась в Советский Союз, многие уехали в США, Канаду, Австралию и Центральную Америку. В 1948 г. для большинства китайских евреев открылась дорога в Государство Израиль. В 1949–1952 гг. туда выехало более 8 тыс. евреев. После переезда в Израиль русские евреи из Китая возродили свою общину, которую сохраняют до сих пор. Она отличается большой сплоченностью, высоким образовательным цензом, а также культурным и нравственным уровнем.
Некоторые из известных русских евреев в Китае не были связаны с Харбином. Таким был Аарон Авшаломов (1895, Николаевск-на-Амуре, – 1964), пионер современной китайской музыки. Начальное музыкальное образование он получил в Швейцарии, но в основном жил в Китае (Пекин, Шанхай). Синтезировал пентатонику и целотонные лады, характерные для китайской музыки, с классическими западноевропейскими формами гармонизации, контрапункта и оркестровки. Автор известных в Китае опер, балетов, симфоний. Заметной фигурой в Китае стал Зиновий Пешков (Свердлов; 1884, Нижний Новгород, – 1966), который в 1943-45 гг. представлял здесь Францию. Наделенный дипломатическим талантом, он был в дружеских отношениях и с вождем коммунистов Чжоу Эньлаем, и с Чан Кайши, возглавлявшим борьбу за независимость Китая.
В заключение скажем, что главный город русских евреев в Китае Харбин занял достойное место в ряду других центров русско-еврейской эмиграции: Константинополь, Берлин, Париж, Нью-Йорк…
Основные источники
Бас Л. Музыка в их жизни и судьбе // Русское еврейство в Зарубежье (Далее РЕВЗ). Т. 19. Редакторы-составители Р. Пархомовская, И.Резник. Иерусалим, 2009.
Гак А. «Солдат и полководец, борец и мечтатель, человек истины» // РЕВЗ. Т. 19.
Кауфман Т. Далекие – близкие (Еврейская солидарность сохраняется) // РЕВЗ. Т. 19.
Пархомовская Р. «Сии птенцы гнезда» …Бейтара // РЕВЗ. Т. 19.
Резник И. Эстафета преданности идеалам. РЕВЗ // Т. 19.
Романова В. «Островок российских евреев»: Еврейская община Харбина в конце XIX – 20-х годах XX в. // РЕВЗ. Т. 19.
Черняк А. Просветительская и благотворительная деятельность русских евреев в Харбине // РЕВЗ. Т. 19.
Kaufman T. The Jews of Harbin Live in My Heart. Tel-Aviv, 2006.