РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Из книги "Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями".

Публицистика Галина Подольская

Марк Сальман


«МЕДАЛЬ В МЕТАЛЛЕ ВДОХНОВЕННОМ...»


Твои музейные медали
Безмолвно разговор вели,
Зачем и как живут в металле
Творцы, герои, короли.

Пусть говорят – всё в мире тленно –
Всё, даже мрамор и гранит.
Медаль в металле вдохновенном
Навеки память сохранит...

Это стихи Семена Цванга посвящены израильскому медальеру Марку Сальману.

Марк Салман был первым скульптором, с которым мне довелось познакомиться в жизни. Это было в 2000 году в Иерусалимском Общинном доме. Он был приглашен белорусским землячеством для проектирования памятника замученной гестаповцами белорусской девушки Маши Друскиной. Памятник собирались возводить в каком-то из парков Тальпиота.
Марк работал над проектом почти месяц. Дисциплинированно приходил в Общинный дом, показывая чертежи парка, постамент из картона, отлитую из гипса скульптуру девочки... Всё белорусское землячество было под впечатлением от его предложения. Но на впечатление много не купишь, а иерусалимский муниципалитет ни за «впечатление», ни за идею, ни за смерть девочки русскоязычной общине так ничего и не дал. И сколько бы русскоязычные газеты ни писали об этом проекте, он так и остался мечтой для того, кто его сотворил, и пустым местом для тех, кто выделяет деньги. В Кнессете тоже пошумели-пошумели русскоязычные депутаты да и затихли. Памятника не поставили...
Так я впервые столкнулась с отношением иерусалимского муниципалитета к культурной инициативе, исходящей от русскоязычных деятелей искусства в Израиле. Но за время нашего общения прикипела душой к интеллигентному человеку Марку Сальману, который оказался не просто скульптором, а скульптором-медальером.


Монеты – те же медали!

Медальерное искусство – искусство изготовления медалей, монет, гравирование штампов для чеканки, лепка форм для их отливки, иначе говоря – вид пластического искусства малых форм, родственный глиптике (то есть «выдалбливанию» из камня). При этом материалом может служить бронза, медь, серебро, золото, палладий, никель, алюминий и другие пластичные «монетные» металлы.
Медальерное искусство появилось с первыми монетами на рубеже VIII и VII века до н. э. в Лидии и Древней Греции и стояло на одной высоте с другими современными ему видами графических и пластических искусств. Среди сицилийских монет сохранились даже образцы, подписанные именами медальеров. Знаменитые медальеры Сиракуз Кимон и Эвайнэт работали во времена тирании обоих Дионисиев. И тем не менее как же все-таки назывались у греков медальерное искусство и лица, посвятившие себя ему, остается тайной. Скорее всего, это произошло потому, что в Греции медальерное искусство никогда не составляло отдельного художественного «цеха»: им занимались граверы на драгоценных камнях. У римлян медальеры отнюдь не пользовались таким почетом, хотя и составляли особую корпорацию мастеров при каждом монетном дворе. Это были рабы, редко – вольноотпущенные, поэтому что ни говори, но на них смотрели как на ремесленников. Не случайно, в отличие от греческих, ни на одной из дошедших до нас бесчисленных римских монет нет подписи художника.
Примечательно, что в древности не чеканили медалей, то есть памятных монет, не имеющих денежного обращения и предназначенных для увековечивания определенных событий или знаменитых людей. Эта функция была заложена в самих монетах, находившихся в обороте, что делает особенно интересным и важным в историческом отношении собирание и исследование греческих и римских нумизматических памятников – по сути медалей.


Медальерное искусство Марка Сальмана

Медальерное искусство, как и любое другое, в разные периоды истории испытывало свои взлеты и падения, но живо и поныне как искусство, в частности в Израиле, хотя понятно, что завезено сюда из стран оных.
Марк Сальман, скульптор-медальер, родился в 1938 году в России. В 1967 году окончил Высшее художественное училище имени Строганова. Член Союза художников СССР. Член Союза художников Израиля, лауреат и победитель нескольких международных конкурсов, участник серьезных выставок в странах бывшего Советского Союза, Германии, Венгрии, Польше, Чехословакии, Болгарии, Финляндии, Франции.
В Израиле с 1990 года. Выполнил ряд интересных заказов для Израильского монетного двора. Для медальера работа на монетном дворе – во веки веков традиция, несмотря на многочисленные малые скульптурные формы, экспозиция которых составляет два стенда в Русской библиотеке в Иерусалиме. И все-таки медали – главная область его интересов. На сайте Михаила Польского «Дом Януша Корчака в Иерусалиме» можно ознакомиться с виртуальной выставкой медалей Марка Сальмана.
Среди них в первую очередь медаль, которую получили родители каждого ребенка, родившегося в Северной Самарии, в Са-Нуре. Она не круглая, обрезанная, подобно военной каске, на которой, как цыпленок, изображен младенец на материнской ладони и надпись: «Шомрон – родина твоих детей». Со дня основания Марк Сальман жил и работал в Са-Нуре, одном из самых живописных в Израиле мест, деревне художников, ныне утратившей следы пребывания на ней какой-либо культуры. Это не политика – это его жизнь. Это дом, из которого его выселили и отдали арабам.
Так сложилось, что в творческой деятельности Марка Сальмана нашло осмысление немало событий, связанных с историей еврейского народа. В 1991 году он отлил в бронзе медаль «Катастрофа и героизм». На территории музея Катастрофы «Яд ва-Шем» имеется его композиция, посвященная шведскому дипломату Раулю Валленбергу. Помимо того, им выполнен бюст шведского праведника мира. В 1992 году Марк Сальма отлил медаль, посвященную Раулю Валленбергу, в бронзе и чеканке. В 2005 году – медаль «Дом Януша Корчака в Иерусалиме», используя медальный сплав с бронзовым покрытием, внутренне продолжая тему учителя, последовавшего в газовую печь вместе со своими учениками.
В медалях Марка Сальмана нашло отражение и символическое воплощение Иерусалима и его легендарного царя. Речь идет о работе «Львиные ворота Иерусалима» (1967) и «отлитом» прочтении 59-го псалма Давида. Но урок не соблюдавшим заповедей не прошел бесследно. Он обернулся мольбой научить человечество, как ему приблизиться к тем духовным вершинам, что завещаны свыше.
Галерея ярких, рельефных, обобщающих образов, подчеркивающих в характере нечто такое, что уже ни с чем не спутаешь, а уже тем более в металле, подчеркивающем эту характерность. Медали Марка Сальмана... Матовые, они покрыты патиной, глушащей блеск бренного металла, препятствующий визуальному восприятию деталей медали. И лишь слегка отполированные поля штемпелей... Таковы работы «Винсент Ван Гог» (1973), «Евгений Вахтангов» (1973), «Сказочник Андерсен» (1979), «Академик А. Д. Сахаров» (1978), «Чарли Чаплин» (1990), «Зигмунд Фрейд» (1998), «Международная награда в медицине 2003 года» (2003).
Медали Марка Сальмана сродни античным монетам, хотя и отлиты, а не отчеканены и значительно больше в размерах – от 6 до 23 см в диаметре. Выпуклые на лицевой стороне и едва вогнутые на оборотной. Его медали отличает высокий горельеф и нередко, словно невзначай, избранная медальером неправильная форма круга. Сколько в этом горельефном ощущении подлинности! В медали «Имре Кальман» (1983), выполненной в бронзовой чеканке эффект объемности достигается медальером через чеканку «штемпелями», имеющими для аверса врезанный, а для реверса выпуклый тип.
Само художественное качество его работ выделяет их как нумизматические памятники на фоне нынешнего «звенящего ширпотреба» к случаю.
И еще. Для медалей Марка Сальмана характерна ясная и лаконичная пластика, устойчивость композиционных приемов, порой едва ли не иконографических типов, светлых, как «Троица». Такова пластика медали «Беатриче и Данте», исполненной лирического обаяния и одновременно трагической предначертанности судьбы. Да и сам Данте, к образу которого все мы привыкли от Г. Доре, не несет в себе суровости Средневековья. Медальер изображает Данте молодым – во времена, когда само дыхание мира было наполнено его Беатриче. Всё гармонично, сдержанно, талантливо...
Нельзя не заметить также, что композиционно медальер всегда связан с необходимостью вписать в заданную форму соответствующие изображению надписи, которые он располагает каждый раз самым неожиданным, но всегда логически обоснованным образом.
«Если сравнить наше существование с неким текстом на страницах истории, то можно сказать, что искусство Марка Сальмана – это искусство изготовления печатей, заверяющих данный текст перед Всевышней Инстанцией» (Сайт общества «Дом Корчака в Иерусалиме»). Убеждена, что «медаль в металле вдохновенном / Навеки память сохранит...».
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*
# Авдеева ответить
Хороший текст. Спасибо за комментарий. Верстаю буклет, ищу точное место рождения и смерти. Второе благодаря комментарию нашла. В нашем музее одна его медаль, как раз такая, какую описывает автор - рельефная с одной стороны, чуть вогнутая с другой, с неожиданно свободно лежащим текстом на обороте.
17/09/2021 19:04:16
# Нефедов Александр Викторович ответить
Хорошая статья.
В субботу 04.07 2015 г. в госпитале Барзелай ушел из жизни Марк Григорьевич Сальман, с которым я был дружен мгого лет, несмотря на то, что он жил в Ашкелоне, а я живу в Москве.Но искусство не знает границ...
Александр Нефедов
06/07/2015 13:04:08

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.