РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭХО
Литературные проекты
Т.О. «LYRA» (ШТУТГАРТ)
Проза
Поэзия
Публицистика
Дар с Земли Обетованной
Драматургия
Спасибо Вам, тренер
Литературоведение
КИММЕРИЯ Максимилиана ВОЛОШИНА
Литературная критика
Новости литературы
Конкурсы, творческие вечера, встречи
100-летие со дня рождения Григория Окуня

Литературные анонсы

Опросы

Работает ли система вопросов?
0% нет не работает
100% работает, но плохо
0% хорошо работает
0% затрудняюсь ответит, не голосовал

Из книги "Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями".

Публицистика Галина Подольская

Юлия Лагус

Дыхание Иерусалима на холсте

У меня нет проходных работ. Все свои работы долго проживаю...

Юлия Лагус

14 февраля 2008 года в иерусалимском арткафе D.Grey открылась выставка работ художницы Юлии Лагус.

Юлия Лагус, выпускница факультета промышленного дизайна Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. Мухиной, в Израиле с 1988 года, живет в Иерусалиме, занимается живописью, скульптурой и прикладным искусством, участвует в выставках и преподает.

Настоящая экспозиция состоит из тринадцати работ, выполненных в смешанной технике на холсте. Это три серии: «Дорога в Иерусалим», «Джаз» и «Первоэлементы».

Серию «Дорога в Иерусалим» юлия Лагус считает итоговой – ведь прошло 20 лет ее творческого пути в Иерусалиме, который всегда вдохновлял художницу на поиски, связанные с духовным аспектом иудаизма. Отсюда ее попытка воплотить эту тему в различных, подчас неожиданных художественных формах, будь то коллажи, мозаики или скульптуры.

Выставка демонстрирует живопись, выполненную без женских сантиментов и прикрас, внутренне напряженную, эмоционально сильную.

Иерусалимский цикл включает в себя семь работ, каждая из которых соответствует одной из семи букв, составляющих имя города на иврите.

Вечный город подан как единый эстетический мир со своим архитектоническим кодом (который постигает лишь сносивший железные башмаки в долгом пути познания и духовного совершенствования) и открывается как образ метафорически бездонный, способный запечатлеться в камне, воспарить в воздухе, возникнуть на
песке, проявиться в свете. Мистика Иерусалима передается с помощью резких контрастов света и тени. Работы настолько фактурны и материальны, что их хочется потрогать, чтобы понять, что есть что. Мы буквально ощущаем различные материалы: иерусалимский камень, песок пустыни, кору масличных деревьев. И кажется, что в порах самого материала заключена энергия Создателя.

Но и это еще не всё. Композиционно иерусалимская серия решена как квадрат в квадрате, когда внешний квадрат холста, как условная рама, создает тактильное ощущение материала, а внутренний – раскрывает пространство. И всюду камень, залог вечности святого города. Так, камни иерусалимской Стены обрамляют архитектурные квадраты внутренних строений, множащиеся в их кладке. Стена эта не имеет ни начала, ни конца и существует как бы вне времени.

А вот Иерусалим, появившийся в пустыне, как мираж. Работы построена так, будто ты видишь город в фокусе песчаного водоворота.

И снова квадрат, но теперь это небо с перистыми облаками. И в этом голубом квадрате воздуха – квадрат панорамы города, открывающейся нам с высоты птичьего полета. И исходит от города такое сияние, будто он лучами подвешен к небу. И раскачивается наш Иерусалим на этих золотистых лучах в голубом мареве, и ты паришь в оптическом трансе…

Но вдруг город начинает расти: из внутреннего квадрата переходит в квадрат обрамления, как в единое пространство бытия. И кажется, что беспределен город духа. А вот он неожиданно начинает отступать, и ты вдруг оказываешься в многоликой толпе и сам подобен частичке хаоса человеческого существования. Этот Иерусалим напоминает филоновских людей-знаков, растворяющихся в атмосфере города-настроения...

А какое настроение может быть в иерусалимском арт-кафе, где каждый вечер звучит музыка? Юлия Лагус признается:

– Музыка всю жизнь была со мной, начиная с первых уроков фортепьяно и дальше, среди моих близких и друзей-музыкантов. Вечно репетиции, прослушивания, концерты. Иерусалим для меня всегда звучал музыкой знакомых лиц, трансформирующихся в собирательный образ музыканта. Цикл «Джаз» я расположила прямо напротив сцены в арт-кафе D.Grey, и музыканты, вечерами играющие здесь, смотрятся в мои картины
как в зеркало.

Работы Юлии Лагус джазовой серии, в отличие от иерусалимского цикла, более театральны. Благодаря эффекту вечерней подсветки картиныкажутся словно выделанными из цветной кожи – синей, зеленой, золотистой, красной, производя впечатление рельефных декораций к живой музыке, звучащей со сцены. При этом у каждого инструмента – свой тон, а вот звук – горячий или холодный – диктует исполнитель.

Скрипач слился со своею скрипкой, едва ли не вылетая за пределы холста на приклеенных нитях. Композиция выполнена в зеленом. Саксофонист упоен вечерним синим светом. Пианист рассыпается в золотистых обертонах вселенной. И словно не играет, а режет по живому контрабасист, выхаркивая сгустки крови...

При этом все музыканты представляют собой собирательный образ, цельный и эстетически неисчерпаемый, как состояние музыканта в оркестре. То, как юлия Лагус передает суть искусства в своей неординарной живописи, заставляет почувствовать, что среди представленных на выставке работ – проходных нет.

Звездные рыцари

Не каждому дарована отвага первопроходца, позволяющая быть свободным в творчестве.

Зодиак – непостижимая космическая закономерность бытия Вселенной, определяющая каждому из двенадцати зодиакальных созвездий свой черед. А мы здесь, на Земле невидимыми астральными нитями связаны с мириадами звезд, которые, как маяки, подсказывают нам безопасный путь в мире, хотя и не всегда этот предупреждающий свет долетает вовремя.

Дословно с греческого Зодиак означает «колесо животных» и являет самую древнюю фигуративную модель символов, без которых невозможно представить культуру Месопотамии, Египта, Иудеи, Греции, Рима, Северной Европы, Персии, Индии, Тибета, Китая, Америки. Человечество привыкло к представлению Зодиака в образах животных. Но художественное мышление отличается от традиционного. Так, скульптор из Иерусалима юлия Лагус предложила свое художественное осмысление Зодиака в виде рыцарей, каждый из которых сохраняет смысловую нагрузку астрального знака-символа.

Летом 2008 года в Тель-Авиве, в галерее «Бэйт а-Опера» прошла выставка скульптур Юлии Лагус «Рыцари Зодиака».

Двенадцать двухметровых скульптур, напоминающих средневековых рыцарей, словно отлиты из матового серебра, но кажутся неправдоподобно легкими, поскольку выполнены с ритмическими пустотами, заполненными металлической сеткой, как миллиметровкой макрокосмоса. Они вписываются всей своей статью в архитектонику пространства Новой тель-авивской оперы, где мы, зрители, как блуждающие звезды, движемся по фойе, словно на пути к своему Зодиаку, и вдруг воистину обретаем своих рыцарей-хранителей.

«Рыцари Зодиака» в инсталляционной скульптуре материально иллюстрируют потенциал их создателя – состоятельность кажущегося умозрительным замысла в пластике новых оригинальных форм, имеющихся в арсенале ю. Лагус. Это редкая
способность наполнить современную скульптуру ощущением естественности в себе, сообщить состояние единственной верности найденного решения. В авангардном искусстве так случается редко. Инсталляция – область специфическая, в которой, поднимаясь над прагматизмом общепринятых норм, самостоятельность образного
мышления скульптора нередко обречена на невосприятие. Итог материализации не всегда совпадает с тем, что закладывает в него художник – просто в искусстве сказать вразумительно свое слово не каждому удается. Вот и стоят на площадях и в парках Израиля невразумительные монументы, а скульптура обязана говорить!

Цикл «Рыцари Зодиака» демонстрирует способность автора к логическому художественному воплощению задуманного. Сказывается неслучайность замысла художницы. Когда-то Юлия Лагус увлекалась каббалой, психологией. Позже это переросло в увлечение астрологией, выразившееся в цикле картин с символикой ивритского алфавита. И вот инсталляционные скульптуры – имитации металла. На протяжении календарного года Ю. Лагус создавала «Рыцарей», отведя каждому свой рабочий месяц, наполненный энергетической активностью Зодиака. Ну разве не астральная связь между скульптором и звездами?

И все-таки, какая связь между средневековыми рыцарями и Зодиаком? – спросила я Юлию Лагус.

– Это как музыка, – ответила она, уточняя, – как старинная музыка, которая долгое время жила в моей семье. Это как старая европейская живопись 14–15–16 веков. Это искусство, дарящее ощущение вечности. Это то, что я искала, обучаясь в Мухинском Высшем художественнопромышленном училище, то, что открыл Эрмитаж. И в собственном творчестве, стремясь к современным темам и формам, я ищу то, что ассоциативно связано с вечностью. 12 рыцарей как 12 делений на циферблате в замкнутом круге повторяемости. Космическое колесо Зодиака – это колесо жизни, в котором лишь стрелки часов указывают на 12 цифр, подтверждающих утекающее время и Божественную неподвижность посреди изменений.

И действительно, само понятие рыцарства предполагает путь высшего порядка, который помогает превращению обычного человека в человека духовного, управляющего собственной судьбой, как конем. Качества рыцаря – сила, отвага, нравственная высота, цельность. Он достигает совершенства через овладение своим телом и духом. Однако «Рыцари Зодиака» ю. Лагус – это отраженный свет небес, долетевший до земли искореженным и изуродованным, как в кривом зеркале, и таким гротесково-пародийным доставшийся человеку. Это материализовавшийся горький отсвет предназначенного логоса и духа...

«Рыцарь Рак» – это герметизм, поселившийся в трубочке от мороженого, в которой и вынашивает свой замысел, полон чувств и нежности. «Рыцарь Рыбы» погружен в себя, спрятан в тугой мистический кокон. «Рыцарь Дева» – уравновешенность и порядок. Руки «Рыцаря Весы» повторяют очертания крыльев бабочки в полете, но вырастают словно из сердца и держатся на этой эмоциональной оси. «Рыцарь Лев» – воля и индивидуализация, мозг – антенна, улавливающая все изменения, но грудь проколота тремя спицами. «Рыцарь Близнецы» асимметричен и расколот: между локтем правой руки – пространство, а левая – срослась с телом, одна нога толстая, другая – тонкая, но носком уцепилась за щиколотку опорной ноги, чтобы удержать-таки мнимое равновесие.
И сам он, словно в кольце паутины, обвязан веревкой. Таково дарованное равновесие!

Ю. Лагус использует неожиданные для скульптора материалы – кожу, перья, шланги от пылесосов, ракушки, песок. Удивительно, что включение этих материалов еще более подчеркивает внутренние качества людей конкретного знака. Так нежность, чувствительность, колючесть или прямолинейность воздействуют на нас неожиданно и остро. А еще «Рыцари Зодиака» – печальны, в отличие от традиционного образа «рыцаря на коне». Они без коня, им некем управлять... А ими управляет небесная стихия. Они подобны буферам, берущим на себе тяжесть небес. Не потому ли, чтоб облегчить бремя человеческое?

Экспозиция Юлии Лагус «Рыцари Зодиака» – это пример творчества, полного неожиданных экспериментов. Скульптор не живет с оглядкой на пройденные этапы и уже освоенные направления собственных поисков. Это ощущение художнической свободы как самообретенной художественной зрелости в современном мире.
 

ФИО*:
email*:
Отзыв*:
Код*

Связь с редакцией:
Мейл: acaneli@mail.ru
Тел: 054-4402571,
972-54-4402571

Литературные события

Литературная мозаика

Литературная жизнь

Литературные анонсы

  • Внимание! Прием заявок на Седьмой международный конкурс русской поэзии имени Владимира Добина с 1 февраля по 1 сентября 2012 года. 

  • Афиша Израиля. Продажа билетов на концерты и спектакли
    http://teatron.net/ 

  • Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие во Втором международном конкурсе малой прозы имени Авраама Файнберга. Подробности на сайте. 

Официальный сайт израильского литературного журнала "Русское литературное эхо"

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.