XIX век – первая треть XX века
Евреи из России начали приезжать в Германию в основном во второй половине ХIХ в. Их число намного возросло в общем потоке послереволюционной эмиграции, составившей по разным оценкам от 150 до 400 тыс. человек. В 1925 г., когда значительная часть эмигрантов уже покинула Германию, евреи составляли 25% общего числа приехавших из России.
Чем же привлекала русских евреев Германия? Конечно, близким географическим положением и уже установившимися многолетними экономическими, культурными и научно-образовательными связями. Знание языка идиш облегчало освоение немецкого. Новые индустриальные центры Германии нуждались в дешевой рабочей силе. Немалое место занимали евреи и в политической эмиграции.
Учебная (студенческая) эмиграция. Традиция ездить учиться за границу, главным образом в Германию, была достаточно распространена среди россиян, но после введения в России процентной нормы для евреев (1887), студенческая эмиграция намного выросла. Учиться в Германию отправлялись Хаим Вейцман, Залман Рубашов, Владимир Хавкин.
Больше всего русских евреев привлекали университеты и высшие технические школы Германии. По данным Дмитрия и Ирины Гузевичей, из более чем 250 русских евреев, учившихся за границей, которые упоминаются в Еврейской энциклопедии, изданной в 1908-13 годах, 155 учились в Германии и Австрии, 45 во франкофонных странах, столько же – в англосаксонских странах и лишь несколько человек – в Италии. Из городов Германии рекордсменом является Берлин, в котором получили образование или преподавали 39 чел. (25,2%), в Лейпциге и Гейдельберге – по 12 чел., 11 человек обучались в Кенигсберге; по 8 – в Мюнхене и Бреславле; по 2 – в Карлсруэ, Йене, Бонне, Галле, Страсбурге и Геттингене. Пользовались популярностью и высшие технические школы Брауншвeйга, Дрездена и Гановера.
В 1900–1914 гг. количество студентов-россиян за рубежом быстро возрaстало. Число евреев среди них, в зависимости от учебного заведения и специальности, достаточно широко колебалось, но суммарно расценивается как 2/3. Зачастую они попадали заграницу по причине процентной нормы для евреев, но нередко – после репрессий и исключения в связи со студенческими волнениями. Тогда же бурно увеличивался процент женщин среди евреев-студентов из России. В 1904-08 гг. они составили от 4,5% до 12% от общего количества. Вот какую картину из жизни Фрайбургского университета рисует общественный и политический деятель Марк Вишняк (1883, Москва, – 1975): «В полдень сходились обедать к немке человек 20 студентов и студенток из России. Главную массу столовников составляли “сибирячки” из Иркутска, приехавшие штудировать медицину. Старшей, возглавлявшей стол и доминировавшей в разговоре, была Надежда Рубинштейн, жена будущего профессора философии и психологии М.М. Рубинштейна».
Количество русско-еврейских студентов, прошедших обучение в вузах Германии, исчисляется десятками тысяч. Например, только в Высшей технической школе Дрездена с 1900 по 1914 г. было 553 человека, приехавших из России, большинство из них – евреи. В массе своей они учились с бόльшим рвением и лучше немцев, и это вызывало трения, а нередко и конфликты, особенно, если энергичные россияне захватывали первые ряды в аудиториях и на практических занятиях.
Немало славных русских имен связано с Гейдельбергским университетом – одним из старейших (основан в 1386 г.) и известнейших в Германии: химик и композитор А. Бородин (1833–1887), математик С. Ковалевская (1850–1891), химик Д. Менделеев (1834–1907), физиолог И. Сеченов (1829–1905).
В 1860-х годах «головой» гейдельбергской колонии называли Владимира Бакста (1835–1874). Николай Огарев (1813–1877), друг и соратник Александра Герцена, посылал ему революционные тексты, а Бакст их литографировал. Потом душой колонии был Леонард Гиршман (1839–1921), позже создавший первую в России кафедру глазных болезней, ныне Украинский НИИ глазных болезней его име-ни. Один из организаторов кадетской партии Михаил Герценштейн (1859, Одесса, – 1906) и редактор «Русских ведомостей» Григорий Иоллос (1859–1907) – оба были убиты черносотенцами – в годы учебы в Гейдельберге возглавляли русскую студенческую колонию. В Гейдельберге учился физиолог и общественный деятель Николай Бакст (1842, Мир, Белоруссия, – 1904). Бакст стал экспертом комиссии, пересматривавшей закон о евреях в России, а также одним из создателей ОРТа.
На творчество основоположника новой поэзии на иврите Шаула Черниховского (1875, Таврическая губ., – 1943) повлиял величественный горный ландшафт вокруг Гейдельберга. Гейдельбергу посвящали стихи слушавшие здесь лекции Осип Мандельштам (1891, Варшава, – 1938) и Саша Черный (1880, Одесса, – 1932).
Философ, литератор, общественный деятель Аарон Штейнберг (1891, Витебская губ., – 1975) одно время заведовал русской читальней университета. Он организовывал празднование ее 50-летия. Открыл торжественное заседание россиянин Израиль Зильберман (учился в Гейдельберге в 1909-11 гг.), а юбилейную речь произнес одессит Арнольд Зак (1868–1940). Профессор Радбрук приветствовал «русских», которые заражают немецких студентов чувством свободы и пафосом правового сознания.
Русские читальни возникали и в других городах. Инициаторами такой читальни во Фрайбургском университете стали студенты Моисей Рубинштейн из Иркутска, Константин Кровопусков и Соломон Монасзон из Вильны. Вокруг читален организовывались справочные бюро для ищущих работу, кассы взаимопомощи, лагеря отдыха, театральные, литературные, научные и спортивные кружки.
Знания, получаемые в обстановке раскрепощенности и свободы, безусловно, оказывали благотворное влияние и на еврейское самосоз-нание. Русские евреи в дальнейшем участвовали в формировании интеллектуальной и политической элиты России и способствовали преобладанию в России и СССР германских технологий. С другой стороны, будучи в большей степени зараженными социалистической идеологией, они революционизировали учившихся с ними немецких студентов.
В Германии начала ХХ в. выходило 7 русско-еврейских периодических изданий. Сборник «Кишинев» (1903-05) публиковал известия о погромах в России, возмущенные статьи М. Горького и В. Короленко, призывал к созданию и укреплению еврейской самообороны. Студенческая сионистская организация «Хе-Хавер» («Товарищ») издавала журналы «Еврейский студент» (1913-14 гг.) и «строго конфиденциональный» (так!) «Сионистский листок», ее деятельностью были охвачены Прага, Берн, Рим. Еще в 1889 г. студенты из России образовали одну из первых в Германии протосионистских организаций – Русско-еврейскую академическую ассоциацию. Ее членами были будущие лидеры сионизма – Лео Моцкин (1867, Киевская губ., – 1933), Нахман Сыркин (1868, Могилев, – 1924), Хаим Вейцман (1874, Гродненская губ., – 1952). Значительное число русских евреев находилось в составе делегации Германии на 1-м Сионистском конгрессе (1897).
Русские евреи-эмигранты в науке. Их вклад в науку сопоставим с теми знаниями, которые они получили от ученых Германии. Традиционной являлась область биологических наук. Так, учитель будущего академика Ивана Павлова физиолог Илья Цион (1842, Ковенская губ., – 1912) окончил Берлинский университет. Евгений Ашкенази (1845, Одесса, – 1903) занял в Гейдельберге кафедру ботаники. Врач Оскар Минковский (1858 /1864?/–1931) был профессором университетов в Страсбурге и Кёльне. Он заложил основы учения об обмене веществ, диабете, болезнях печени, акромегалии. Выезжал в Москву консультировать больного В. Ленина. Юриспруденция занимает второе место. Карл Бернштейн (1842, Одесса, – 1894) был первым евреем, ставшим доктором Берлинского университета. Медицинские и юридические профессии давали евреям свободу, но их выбор определялся и высокими этическими критериями – они хотели лечить и защищать свой народ. Экономика стоит на третьем месте. Активистка женского движения Сарра Рабинович (1880, Минская губ., – 1918) занималась философией и политэкономией в немецких университетах; экономист Яков Маршак (1898, Киев, – 1977), преподававший в немецких университетах, был также журналистом и писателем.
Точные науки заняли одно из основных мест. Математик, механик и гравер Ашер Бер (18??, Сувалкская губ., – 1897) работал в Кенигсберге. Труды математика, физика и изобретателя (в числе прочего он создал счетную машинку) Хаима Зелига Слонимского (1810, Белосток, – 1904) были высоко оценены Берлинской академией наук. Герман Минковский (1864, Ковенская губ., – 1909) получил премию Парижской академии наук уже за свои студенческие работы. Он был профессором в ряде немецких университетов. Его труды охватывают теорию чисел, топологию, гидродинамику, проблемы геометрии. Минковский дал математическую формулировку теории относительности, так что ему следует отдать часть лавров А. Эйнштейна. Раввин в начале своей жизни, Герман Шапира (1840, Ковенская губ., – 1898) увлекся математикой, изучил европейские языки; стал профессором в Гейдельберге. Организовал там общество «Цион», первый выдвинул идею создания в Эрец-Исраэль университета, поддерживал Герцля, участвовал в работе 1-го Сионистского конгресса. Останки Шапира захоронены в Иерусалиме. Проф. Георг Кантор (1845, Петербург, – 1918) учился в университетах Геттингена и Берлина, был президентом Математического общества Германии, создал теорию множеств, на основе которой произошла перестройка всей математики, возникла топология, функциональный анализ, абстрактная алгебра, теория функций действительного переменного. Абрам Иоффе (1880, Полтавская губ., – 1960) завершил свое образование в лаборатории Рентгена, открывшего Х-излучение. Рентген зачислил его своим ассистентом. Исключительная роль Иоффе в становлении советской науки широко известна.
Важнейшее исследование по экономике принадлежит Борису Бруцкусу (1874, Литва, – 1938), который в 1921-22 гг. доказывал невозможность построения хозяйства России по плану и из одного центра. В Берлине он читал лекции, изучал советское хозяйство и аграрную политику, писал о бедствиях евреев России, зачисленных в «лишенцы» и обездоленных в своей культуре, религии и языке.
Высланный в 1922 г. религиозный философ Семен Франк (1877, Москва, – 1950) поселился в Берлине. Преподавал в Религиозно-философской академии и в Русском научном институте.
Семен Дубнов (1860, Могилевская губ., – 1941) опубликовал в Берлине 10-томную «Всемирную историю еврейского народа» (1925-29) в немецком переводе А. Штейнберга; она вышла также на иврите в Тель-Авиве (1929-39) и в оригинале, на русском языке (Рига, 1936-39).
Немецкие университеты закончили многие ориенталисты, ис-торики, этнографы. Гебраист Самуил Познанский (1864, Варшавская губ., – 1921), ставший доктором философии в Гейдельберге; семитолог Даниил Хвольсон (1819, Вильна, – 1911); доктор Берлинского университета, историк русского еврейства Марк Вишницер (1882, Волынская губ., – 1955); «Гейдельбержец» Иосиф Клаузнер (1874, Виленская губ., – 1958), который в своей книге «Иисус из Назарета» утверждал, что Иисус, родившийся и умерший евреем, являлся носителем подлинно еврейской морали. Обучавшиеся в Германии русские евреи сыграли большую роль в превращении древнееврейского языка в живой современный иврит. Это писатель и издатель Барух Шик (1744, Шклов, – 1808), переводивший и писавший в Берлине на иврите трактаты по математике, астрономии, медицине. Первую газету на иврите, еженедельник «Ха-Маггид» предназначенную для Российской империи, выпускал в 1856-90 гг. в Пруссии сын эмигрантов из России Лазарь-Липман Зильберман (1819–1882).
Послереволюционная волна эмигрантов и русско-еврейский Берлин. Как уже было сказано, наибольшее число эмигрантов из России прибыло в Германию после революции 1917 г. Они в основном селились в Берлине. В 1925 г., когда их значительная часть уже покинула Германию, евреи составляли 25% общего числа приехавших из России. Еще раньше появились в Германии русские евреи, попавшие в плен (общее количество пленных российских солдат и офицеров с началом 1-й мировой войны исчислялось сотнями тысяч), евреи из Галиции, студенты из России, которых интернировали в начале 1-й мировой войны. Появились русские евреи, владевшие недвижимостью и акциями в Германии, имевшие творческие контакты с академическими и культурными кругами страны. В немецких и русских политических группировках и партиях было немало представителей русского еврейства – у социал-демократов, монархистов, кадетов. Все лидеры меньшевиков, находившиеся в Берлине в 20-е гг., кроме Бориса Николаевского (1887–1966), были евреями. Тесные контакты поддерживались между немецкими и русскими сионистами. В 1923 г. в Берлине позицию ревизионистов разъяснял Владимир (Зеэв) Жаботинский (1880, Одесса, – 1940), вошедший в редакцию «Рассвета». Деятельность Бунда находила горячую поддержку в немецких социалистических кругах.
Сюда часто попадали с «законными» визами и просто с разрешениями советских властей. Большое количество русских евреев, приехавших в Берлин, были состоятельными людьми (что совсем не исключало наличие малоимущих и чрезвычайно нуждающихся). Юрист, издатель, политический деятель Иосиф Гессен (1865, Одесса, – 1943) вспоминал, что когда понадобилось собрать средства для организации русской библиотеки-читальни, он добыл их, не выходя за пределы роскошной гостиницы, у проживавших в ней банкиров и биржевиков. В 1920-21 гг. И. Гессена избрали председателем Союза русских писателей и журналистов в Германии, председателем Союза русских адвокатов, а также членом руководства многочисленных обществ и объединений всего русского зарубежья.
Это были годы, когда эмигранты могли относительно свободно ездить в метрополию и возвращаться в Германию, «железный занавес» большевики начали воздвигать в 1922-23 гг.
Евреи развили предпринимательскую активность в различных областях, особенно в традиционных: ювелирное дело, юриспруденция, медицина, издательская деятельность. По анализу объявлений в эмигрантских газетах, им принадлежало подавляющее большинство открывшихся в Берлине ювелирных контор, частных врачебных кабинетов и зубоврачебных клиник, ориентированных на русскоязычную публику. В Берлине – тогдашнем центре свободы, демократии и культуры – отмечался духовный расцвет еврейской эмиграции, в противоположность ее русской составляющей, для которой было характерно настроение тоски и безысходности (стихи М. Цветаевой, рассказы А. Белого, воспоминания Н. Берберовой). Деятельность русских евреев бросалась в глаза, особенно при их частой совместной работе с другими эмигрантами. Михаил Осоргин, говоря о редкой активности и инициативности этнических русских, с горечью определил их роль как «русское одиночество»:
«В культурной (и иной) деятельности российских эмигрантов первое место, лидерство и инициатива принадлежат евреям. <…> Все большие благотворительные организации в Париже и Берлине лишь потому могут помогать нуждающимся русским эмигрантам, что собирают нужные суммы среди отзывчивого еврейства».
Есть все основания заменить распространенное в исторической литературе название российской общины столицы Германии 20-х годов Русский Берлин на Русско-еврейский Берлин. Это главным образом относится к первой части межвоенного периода, когда отмечался расцвет культурных и хозяйственных сил страны при отсутствии дискриминации. Начавшиеся позже небывалая инфляция, резкий экономический спад, кризис 1929-33 годов и превращение Германии в фашистское государство сопровождались массовым выездом евреев, в их числе – российских.
Организации. В Германии, как и в других центрах эмиграции, русские евреи создавали систему еврейских организаций, начиная с приютов для стариков и погребальных братств и кончая различными союзами и обществами. После 1918 г. возникли Общество русских журналистов и писателей, Объединение русских инженеров и др., большое место в которых занимали евреи. В берлинском Русском научном институте читали лекции ведущий литературный критик России того времени Юлий Айхенвальд (1872, Подольская губ., – 1928), печатавший свои «Литературные заметки» в «Руле», социолог и философ Георгий (Жорж) Гурвич, проф. политэкономии Леонид Пумпянский (1889, Петербург, – 1942).
Большую роль играл Союз русских евреев в Германии, руководимый Яковом Тейтелем (1850, Подольская губ., – 1939), который в течение 40 лет служил в судебном ведомстве Российской империи. В его доме бывали Чехов, Шолом-Алейхем, В. Ленин. Тейтель считал, что помощь людям, чтобы их не унижать, должна оказываться в форме платы за труд. Он один из первых поднял тревогу о судьбе детей еврейских эмигрантов, – родители в поисках заработка не уделяли им достаточного внимания. Тейтель создал в Берлине «Детский дом» и общество «Дети – друзья», мобилизовав детскую тягу к взаимопомощи. Принципы Тейтеля вошли в мировую науку и практику. Союз организовал детский сад, опекунство над сиротами с Украины, родители которых погибли при погромах. Дети получали также профессиональное образование. В Союз обращалось и Общество помощи русским гражданам, и «не было случая, когда перед лицом действительно безысходного горя Союз не откликался, не протягивал и свою, всегда более сильную руку помощи, не считаясь с вопросами вероисповедания и национальности». Создавались курсы стенографии, машинописи, бухгалтерии, английского языка, др., по окончании которых учащимся помогали получить работу. Популярны были организованные Союзом праздники Хануки и Песах, когда проводился сбор денег, например, на летний отдых детей. Юрист Союза Алексей Гольденвейзер (1890, Киев, – 1974) и Тейтель добились от Лиги Наций ежегодной субсидии. Русско-еврейских эмигрантов снабжали нансеновскими паспортами, а с наступлением нацизма Гольденвейзер помогал многим переселиться в США, среди них – Набоковым: жена писателя была еврейкой.
В 1921 г. в Берлине создали Всемирный союз ОРТа, продолживший начатую в России продуктивизацию труда евреев в области земледелия, ремесел, техники и индустрии. Президентом стал Леонтий (Леон) Брамсон (1869, Ковна, – 1941). До последних дней, будучи тяжело больным, он принимал сотрудников, решал текущие вопросы, составлял программу работы на следующий месяц. Отделения ОРТа возникли во многих странах Европы. ОРТ помогал эмигрировавшим юношам приобщиться к фабричному труду, а также предоставлял помощь еврейским колониям на юге Советского Союза, позже – переселенцам в Биробиджан.
Отечественное объединение русских евреев за границей. Ненависть к большевикам среди русских эмигрантов обращалась в ненависть к евреям, хотя бόльшая часть русских евреев была против революции, что подтверждалось их эмиграцией. Объединение издало сборник «Россия и евреи» (1924), в котором авторы стремились вернуть национальную гордость и самоуважение еврейскому народу. Даниил Пасманик (1869, Полтавская губ., – 1930) и Григорий Ландау (1887, Петербург, – 1941) утверждали, что Каменевы, Зиновьевы, Троцкие, и т.п. заняли слишком много места в революционной среде; они считали, что единственный способ не позволить оболгать себя – это признать, что ответственность за большевистскую революцию лежит на еврействе.
Союз русских юристов (председатель Борис Гершон /1887–1954/, генеральный секретарь – В. Гольденберг, казначей – Г. Бойм) боролся за право жительства эмигрантов, получения гражданства и т.д., инициировал международные форумы о положении беженцев.
В Берлине была немецкая секция II Интернационала, в которую входили российские революционеры, целая сеть советских учреждений («Красный Берлин»), с большим количеством русско-еврейских социал-демократов. В их числе подвизался Карл Радек (1885, Львов, – 1939), «разжигавший пожар мировой революции». После убийства Розы Люксембург и Карла Либкнехта (1919) он фактически стал руководителем 2-го съезда компартии Германии.
Литература. Книжное дело и периодика. Большое количество русских евреев, проживавших и учившихся в Германии, занимались литературой и журналистикой: мемуаристка Паулина Венгерова (1833, Минская губ., – 1916), поэт, писатель и журналист Палтиель Замощин (1851, Одесса, – 1909), получивший образование в берлинских Коммерческом училище и Политехникуме; публицист и философ Ахад-ха-Ам (1856, Украина, – 1927); поэт и сионист Лейб (Лев) Яффе (1876, Гродно, – 1948); историк и общественный деятель Марк Вишницер (1883, Москва, – 1956).
Пьесы Осипа Дымова (наст. фам. Перельман; 1878, Белосток, – 1959) шли в театрах Германии, он подолгу жил в Берлине. Его «Последняя возлюбленная» в переводе на немецкий язык была поставлена известнейшим немецким режиссером, актером и реформатором театрального искусства ХХ в. Максом Рейнхардтом.
Литератор Александр Элиасберг (1878, Минск, – 1924) перевел на немецкий около 70 томов русских авторов и издавал их антологии на немецком языке. Через Томаса Манна он хлопотал о присуждении Ивану Бунину Нобелевской премии.
Как уже говорилось, в Берлинском Союзе русских писателей и журналистов первые 4 года председательствовал Иосиф Гессен. Берлинский Кружок поэтов создал Михаил Горлин (1910, Петербург, – 1944), он же стал его бессменным председателем. Членом кружка была Раиса Блох (1899, Петербург, – 1943). Слова ее песни «Здесь шумят чужие города / И чужая плещется вода...» стали своеобразным гимном эмиграции. В «Руле» печатал свои статьи мыслитель и публицист Григорий Ландау (1887, Петербург, – 1940), одаренный блестящим даром слова. Поэт Илья Британ (1885, Кишинев, – 1942) на революцию откликнулся горькими строчками:
«Голь разгулялася. Брань. Самогон / В дыме табачном не видно икон…». Высланный в Германию, он предупреждал Запад: большевистской культуры нет и не будет, русская культура теперь за рубежом, а на русской земле – в катакомбах.
В Германии отмечался необычный рост издательского дела, пик которого достиг в 1922 г., когда русскоязычных книг было выпущено больше, чем немецких. Бόльшая часть издательств принадлежала евреям. Они были готовы обслуживать и советский и эмигрантский рынок. Но Главлит и ГПУ постепенно закрывали границу. Зиновий Гржебин по заказу Торгпредства издавал в Берлине классиков, учебники, серию «Жизнь замечательных людей», но ввоз его книг в Советскую Россию был запрещен, что привело к разорению Гржебина. Издательство «Геликон» Абрама Вишняка (1893–1944) выпускало книги современных авторов; были изданы и «Необычайные похождения Хулио Хуренито» (1922) Ильи Эренбурга (1891, Киев, – 1967), ставшие наиболее провидческой книгой ХХ в. Писателей привлекала высокая книжная культура издательства. Вишняк выпустил стихи Цветаевой. Роман, возникший между издателем и поэтом, стал поводом для еще одного ее замечательного произведения – «Флорентийские ночи».
Берлинским антиквариатом «Россика» Юлия Вейцмана пользовались книговед Николай Рубакин, историк и политический деятель Борис Николаевский, театральный деятель и издатель Сергей Дягилев, многие др. Вейцман издал 23 каталога собранных им книг: стихотворных сборников, книг по искусству и самую полную подборку произведений российских философов (более 700).
«Социалистический вестник» основали в Берлине в 1921 г. один из создателей «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», член редакции газеты «Искра» Лев Мартов (Юлий Цедербаум, 1873–1923) и член ЦК Бунда Рафаил Абрамович (Рейн; 1880, Витебская губ., – 1963). Журнал комментировал жизнь в СССР и раскрывал истинную деятельность большевиков. «Вестник» стал предтечей советологии. Большое место в литературной жизни Берлина занимал журнал «Русская книга» (позже – «Новая русская книга»). Он возник из концепции культурного примирения между Советской Россией и эмиграцией. Редактором был А. Ященко, но оживил журнал И. Эренбург, дав материалы о советских литераторах, об авангарде и конструктивизме. Газету и издательство «Руль» основали Иосиф Гессен, Аарон Каминка (1866, Бердичев, – 1950) и Владимир Дмитриевич Набоков. Они выпускали русских классиков, научные книги, воспоминания, в том числе одного из главных организаторов контрреволюции в Гражданскую войну барона П. Врангеля и одного из крупнейших государственных деятелей России графа С. Витте. Гессен также выпустил в свет 22 тома важнейших исторических материалов – «Архив русской революции». В основном их готовил Сергей Штейн (1887, Одесса, – 1951). Второй значительной газетой русского Берлина были «Дни». В ней публиковал главы из своих романов самый популярный в те годы русскоязычный писатель Марк Алданов (1889, Киев, – 1957).
Журнал «Беседа» Максима Горького знакомил советских людей с научной и литературной жизнью Европы. Выпускал его самоотверженный Соломон Каплун (1883 /1891?/ – 1940) – автор рецензии на Ахматовский «Anno Domini». «Беседа» могла существовать только при условии ее распространения в России. Когда советская власть не пустила на свою территорию аполитичное издание, Каплун понес огромные убытки.
Знаменитый литературно-художественный журнал «Жар-птица» издавал Александр Коган (1878–1949); его редакторами были сам издатель, Саша Черный и родоначальник профессиональной балетной критики Андрей Левинсон (1887, Петербург, – 1933).
Искусство. Со второй половины XIX в. русские евреи начинают поступать в художественные учебные заведения Берлина и Мюнхена, тогда – ведущие центры искусства. Марк Антокольский (1843, Вильна, – 1902) учился в Академии художеств в Берлине. Наряду с еврейскими сюжетами («Спор о талмуде», «Натан Мудрый»), он работал над темами русской истории («Иван Грозный», «Ермак», «Петр I») и стал выразителем «русскости» не в меньшей степени, чем его русские коллеги. Скульптор жил в Риме, Париже, Мюнхене, Вене, Франкфурте-на-Майне и умер в Германии. В Мюнхене учились живописцы Осип (Иосиф) Браз (1873, Одесса, – 1936), Абрам Маневич (1881, Могилевская губ., – 1942), Зиновий Гржебин (1877, Харьковская губ., – 1929), впоследствии ставший издателем; скульптор Владимир Издебский (1881, Одесса, – 1965), который увлекался новейшими художественными течениями, а в 1909 г. стал одним из учредителей мюнхенского Нового общества художников.
В начале 20-х годов усиливается интерес к еврейской тематике Леонида Пастернака, проживавшего в это время в Берлине. Он издает книгу «Рембрандт и еврейство в его творчестве». В комментариях Пастернака – его мысли о влиянии евреев на тематику живописи Рембрандта.
Моисей Коган (1879, Бессарабская губ., – 1943), вместе с Василием Кандинским и Андреем Явленским, уехал в Мюнхен, где учился в Академии изящных искусств. Главной темой его произведений стало женское тело. Художник погиб в Освенциме. Скульптор и теоретик искусства Наум Габо (1890, Брянск, – 1977) учился в Берлине и Мюнхене. Он и его брат Антуан Певзнер (1884, Могилевская губ. – 1962) являются основоположниками конструктивизма в скульптуре. Иссахар Бер Рыбак (1897, Елизаветград, – 1935) попал в Германию в 1921 г. уже сложившимся художником, сторонником примата формы над содержанием. Рыбак иллюстрировал детские книжки, участвовал в авангардистских выставках. Его графический цикл «Мой разрушенный дом» – воистину реквием местечку. Полиграфические возможности Берлина позволили и Натану Альтману (1889, Винница, – 1970) выпустить свою «Еврейскую графику».
Жизнь художника Мирона Симы (1902, Подольская губ., – 1999) охватывает весь ХХ в. Он учился в Дрездене, благодаря Кокошке и Диксу превратившемуся в центр «веризма». Сима выпускал гравюры и картины-протесты против реакции и нацизма.
Театральный художник Борис Аронсон (1900, Черниговская губ., – 1980) вошел в совет Дома искусств в Берлине, участвовал в 1-й Русской художественной выставке, опубликовал книги «Марк Шагал» и «Современная еврейская графика».
Советский художник-конструктор Эль Лисицкий (1890, Смоленская губ., – 1941) приехал в Германию в качестве мастера выставочного ансамбля. Он издавал с Эренбургом журнал «Вещь» на трех языках, организовывал выставку советского искусства, выставлялся на персональных и международных вернисажах.
Автор ансамбля Израильского Музея в Иерусалиме архитектор Альфред Мансфельд (1912, Петербург, – 2004) учился в Берлине. В 1933 г. нацисты изгнали его из Высшей технической школы, даже не дав взять пальто с вешалки. В Палестине (потом в Израиле) Мансфельд получал первые места в конкурсных проектах – площади в Нетании, оформлении кораблей израильского флота, создании Центра Трех Религий.
Музыканты по численности превосходили художников и скульпторов вместе взятых. Флейтист и гармонист Михаил-Иосиф Гузиков (1806, Шклов, – 1837) много концертировал по Германии и Австрии. Композитор и пианист Иосиф /Юзеф/ Венявский (1837, Люблин, – 1913) изучал теорию музыки в Берлине. Музыковед, инициатор создания народной консерватории в Петербурге Николай (Натан) Бернштейн (1865, Курляндская губ., – 1938) преподавал историю музыки и эстетики в консерватории и в Высшей музыкальной школе Берлина. В течение 10 лет концертная деятельность «Русского трио» пропагандировала русскую музыку в Европе. Руководил ансамблем Михаил Пресс (1871/1872, Вильна, – 1938). Выдающийся бас Александр Кипнис (1891, Житомир, – 1978) прославился на сценах Германии.
Художники Леон Зак (1892, Нижегородская губ., – 1980), Владимир Боберман (1897, Ереван, – 1949) и Филипп Гозиасон (1898, Одесса, – 1978) дебютировали декораторами в «Русском романтическом театре». С успехом гастролировал театр «Маски» поэта, драматурга, юмориста и сатирика Леонида Мунштейна (псевд. Lolo; 1867–1947).
Дирижер Сергей Кусевицкий (1874, Тверская губ., – 1951) после женитьбы на дочери миллионера обладал значительными средствами для помощи соотечественникам. Созданное супругами музыкальное издательство десятилетия публиковало сочинения русских композиторов-классиков и эмигрантов.
Вторая мировая война – начало ХХI века
О военнопленных. Среди миллионов советских военнопленных 2-й мировой войны, было более 85 тыс. евреев, из которых 80 тыс. были уничтожены особыми командами, выявлявшими «расово неполноценных». Еврейки в условиях лагерной жизни, лишенные санитарных условий, страдали вдвойне. Но они поражали как палачей, так и солагерниц духом сопротивления, и иногда отказывались выполнить приказ, требуя обращения как с военнопленными. Непокорных отправляли в лагерь строгого режима Равенсбрюк. После освобождения узники, прошедшие ад немецких лагерей, столкнулись в СССР с подозрением и презрением к ним, а то и повторными лагерными сроками…
Перемещенные лица («ди-пийцы» – от английского Displaced persons). После окончания войны на территориях Германии, Австрии и Италии оказалось более 8 млн. перемещенных лиц, среди которых насчитывалось около 250 тыс. советских евреев. В основном это были освобожденные узники нацистских лагерей и бывшие партизаны. К ним присоединились евреи, пробовавшие вернуться домой, но наткнувшиеся на враждебность местного населения. В 1947-50 гг. более 120 тыс. этих евреев прибыли в Израиль, в том числе в рамках операции «Бриха» («Побег»). Значительную роль в помощи перемещенным лицам сыграл ХИАС (Общество помощи евреям-иммигрантам).
При поддержке Джойнта и Еврейского агентства в лагерях перемещенных лиц открывались детские сады и школы, библиотеки, театры, клубы, выпускались газеты. Существовало более 20 издательств, которые печатали классиков и запрещенных в СССР авторов, легкую литературу, книжки для детей. У бестселлера – «Курс английского языка» А. Шидловской – тираж доходил до 1 тыс. Общественная деятельность «ди-пийцев», их обращения в ООН содействовали положительному решению вопроса о создании Государства Израиль.
Русскоязычное радиовещание. В 1952 г. в Мюнхене открылся филиал «Голоса Америки». В Кёльне, с 1953 г., успешно работала «Немецкая волна». С 1950-х годов в Мюнхене начала действовать радиостанция «Свобода». Вначале там работали литераторы послереволюционной волны: Александр Бахрах (1902, Киев, – 1985), Георгий Адамович (1894, Москва, – 1972), Гайто Газданов (1903–1971). В 1980-х гг. еврейскую программу «Свободы» вел Шимон Маркиш (1931, Баку, – 2003). Работать на «Свободе» было небезопасно. Есть основания полагать, что гибель Александра Галича (1919, Екатеринослав /Днепропетровск/, – 1977) в Париже, куда он уехал из Мюнхена, став корреспондентом радиостанции, была организована агентами КГБ. В 1997 г. агенты ФСБ зверски убили Молли Гордон, которая под именем Инны Светловой много лет вела молодежные передачи радиостанции. «Свобода» не скрывала мечты о распаде СССР и не препятствовала сотрудникам различных национальностей России обвинять в своих бедах «русских оккупантов». На этой почве на радиостанции возникали острые разногласия – часть деятелей эмиграции и представители русской зарубежной церкви утверждали, что больше всего от коммунистов пострадал русский народ.
О русских евреях в Германии последних десятилетий. После распада Советского Союза объединенная Германия создала особо благоприятные условия для приема еврейских иммигрантов из стран СНГ. В 2002 г. в Германии насчитывалось уже не менее 100.000 членов 83 еврейских общин; в этом году еврейская эмиграция из постсоветского пространства в Германию была больше, чем в Израиль – соответственно 19.262 и 18.525. В 2003 г. ратифицировали государственный договор между ФРГ и Центральным советом евреев Германии. В обустройство евреев – бывших советских граждан – вложено столько средств, что Германию шутя называли крупнейшим социальным ведомством бывшего СССР.
В числе бывших советских евреев было немало представителей творческой интеллигенции. В Кёльне многие годы жил один из крупнейших советских дирижеров, ставший гражданином Израиля, Юрий Аронович (1933, Ленинград, – 2002), работавший и гастролировавший в музыкальных столицах Европы. Профессором Высшей музыкальной школы в Вюрцбурге в 1970-е – 80-е годы был прославленный скрипач-виртуоз Борис Гольдштейн (1922, Одесса, – 1987), выдающиеся педагогические способности которого привлекли многих учеников из разных стран Европы и Америки и способствовали их победам на международных конкурсах, например Захара Брона в Брюсселе в 1971 г. В Мюнхене многие годы живет известнейшая балерина ХХ в. Майя Плисецкая (1925, Москва). Имя Льва Копелева (1912, Киев, – 1997), писателя, критика, литературоведа-германиста стало известным, в том числе в Германии, еще до того, как его лишили советского гражданства и вынудили эмигрировать. За многотомный «Вуппертальский проект», отразивший развитие российско-германских межгосударственных отношений и отношений между двумя народами на протяжении IХ–ХХ столетий, Л. Копелеву присуждали премии и награды в Германии и в других странах. Мюнхенский «Еврейский журнал» (1991-93) Эйтана Финкельштейна (р. 1942) и Шимона Маркиша помещал обзоры русско-еврейской литературы последнего столетия, проводил анализ эмиграции 1,5 млн. евреев в 1970-90-е гг.; этот анализ не потерял значения и по сегодняшний день. Писатель Борис Хазанов (1928, Ленинград) за участие в самиздатовском журнале «Евреи в СССР» сидел в «Бутырках». Поселившись в Мюнхене, он работал на «Немецкой волне», «Свободе» и «Би-Би-Си». Вместе с Кронидом Любарским Хазанов издавал культурно-политический журнал «Страна и мир» (1984-92), ставший, по многим отзывам, вершиной русской зарубежной публицистики. Романы, рассказы, эссе Хазанова пользуются известностью и переводятся на многие языки.
Одна из областей интеллектуальной активности советских евреев – наука. Эмигранты-ученые, недостаточно хорошо владевшие немецким, почти не имели шансов найти работу и начали создавать научные общества. В одном из них – «Научном обществе при еврейской общине Берлина», основанном в 1996 г., состоят 35 академиков, докторов и кандидатов наук.
Несмотря на все минусы, которые сопровождали переселение советских евреев в Германию, есть надежда, что их достижения в области литературы, науки и искусства откроют новую страницу в истории еврейской общины этой страны.
Основные источники
Вайнберг И. Берлинский журнал Горького «Беседа», его издатель С.Г. Каплун, поэт В.Ф. Ходасевич и другие (по неизвестным архивным материалам и неизданной переписке) // Евреи в культуре русского зарубежья. Т. 4. С. 187–207. (Далее: ЕВКРЗ. 4: 187–207.)
Вайнштейн С. «Отечественное объединение русских евреев за границей» – русские патриоты или еврейские националисты? // Русское еврейство в зарубежье. Т. 16. С. 158–178. (Далее: РЕВЗ. 16: 158–178.)
Вайнштейн С. Евреи-организаторы и члены Союза русских юристов в Германии // Там же. С. 195–2005.
Гейдельбергский сборник (История одного несостоявшегося издания) / Под ред. В. Биркенмайера и Ш. Файнштейна. Гейдельберг, 1994.
Гессен В. Иосиф Гессен: юрист, политик и журналист // ЕВКРЗ. 2: 520–544.
Гросул В. Международные связи российской политической эмиграции во второй половине XIX века. М.: РОССПЭН, 2001.
Гузевич Д. Гузевич И. Российские евреи в Германии и Австрии в XVIII–XIX вв., или эмиграция до эмиграции: по материалам «Еврейской энциклопедии» // РЕВЗ. 16: 10–44.
Гусейнов Г. Перспективы евреев в объединенной Германии // Время искать. 2003. № 8.
Зальцберг Э. Сергей Кусевицкий в Париже // РЕВЗ. 9: 390–401.
Ипполитов С., Недбаевский В., Руденцова Ю. Три столицы изгнания: Константинополь, Берлин, Париж. М.: СПАС, 1999.
Капитайкин Э. «Веселый праведник» – Яков Львович Тейтель // ЕВКРЗ. 1: 465–475.
Карасик В. Русско-еврейский «самиздат» в Германии (Студенческий «Сионистский листок», Берлин–Мюнхен, 1912–1914). РЕВЗ. 6: 26–37.
Кикоин К. Иоффе, Рентген и другие // РЕВЗ. 16: 223–238.
Майрановский В. Научное Общество при Еврейской Общине Берлина // РЕВЗ. 16: 393–418.
О «Русском одиночестве» М. Осоргина (по материалам сионистской газеты «Рассвет»). Публ. А. Разгона // ЕВКРЗ.1: 13 и 17.
Пархомовский М. Русско-еврейский Гейдельберг // РЕВЗ. 16: 179–194.
Полян П. Русскоговорящие в Германии. Демоскоп. № 183–184. 20.12.2004 – 9.01.2005 (Интернет).
Пушкарева Н.Л. Возникновение и формирование российской диаспоры за рубежом // Отечественная история. 1996. № 1. С. 53–69.
Русский Берлин (1921–1923) / Сост. Л.Флейшман, Р.Хьюз, О.Раевская-Хьюз. Париж, 1983.
Соломинская Е. Союз русских евреев в Германии (1920–1935 гг.): урок истории // РЕВЗ. 10: 201–226.
Соминский М. Академик А.Ф.Иоффе. Евреи в мировой культуре: Иерусалим, 1986. 150 с.
Телицын В. «Скажи, певец, на что похож стихов твоих узор?..» (Илья Алексеевич Британ) // РЕВЗ. 6: 428–443.
Хейфец М. «Социалистический вестник» и «социалистическая» страна. // ЕВКРЗ. 1: 203–218.
Черняк А. Русские евреи-эмигранты в науке // РЕВЗ. 6: 69.
Черняк Я. Огарев – В.И. Баксту и другим организаторам Гейдельбергской читальни // Литературное наследство. Т. 63. Герцен и Огарев. III. С. 107–125.
Шнеер А. Советские евреи-военнопленные в нацистских лагерях на территории Германии // РЕВЗ. 16: 274–308.
Юниверг Л. Евреи – издатели и книготорговцы Русского Зарубежья // ЕВКРЗ. 1: 129–141.
Birkenmaier W. Das Russische Heidelberg. Wunderhorn, 1995.
Gousevitch D., Gousevitch I. The Difficult Challenges of the No Man's Land or the Russian Way Towards Women's Engineering Professionalization (1850s – 1920s) // Quaderns d’Història de l’Enginyeria. T. 4. 2000. P. 173–241.
Schlögel K. Berlin Ostbahnhof Europas (Russen und Deutsche in ihrem Jahrhundert). Berlin: Siedler Verlag, 1998.
Weill C. Les étudiants russe en Allemagne (1900–1914) // Cahiers du Monde russe et soviétique. XX (a), avr.-juin 1979. P. 203-225.